Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего: Зеленского А.М, судей: Бельмас Н.А, Стаховой Т.М, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации Сокольского муниципального округа Вологодской области на решение Сокольского районного суда Вологодской области от 3 августа 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Вологодского областного суда от 26 октября 2023 года по административному делу N 2а-153/2023 по административному исковому заявлению Карапетян К.В. к Сокольскому муниципальному округу, администрации Сокольского муниципального округа Вологодской области о признании незаконным постановления в части установления сроков отселения физических лиц и сноса дома, возложении обязанности совершить определенные действия.
Заслушав доклад судьи Зеленского А.М, заключение прокурора Парфёновой Е.Г. об оставлении без изменения состоявшихся по делу судебных актов, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
многоквартирный жилой дом, 1961 года постройки, расположен по адресу: "адрес", что подтверждается техническим паспортом на жилой дом (составлен по состоянию на 18 января 2023 года, инвентарный номер 13087).
Квартиры N 1, 2, 3, 4, 5, 7, 8, расположенные в данном жилом доме, являются муниципальными, принадлежат Сокольскому муниципальному округу, с нанимателями указанных квартир заключены договоры социального найма, собственником квартиры N 6 в данном доме является Матёрова Н.Д. согласно выпискам из ЕГРН.
По сведениям МО МВД России "Сокольский", поквартирным карточкам по адресу Вологодская область, Сокольский район, Архангельское сельское поселение, д.Морженга, ул.Центральная д.4 зарегистрированы: квартира N1 - Матвеева Т.Н. и Матвеева Е.А, квартира N2 - Осипова Н.А, квартира N3 - Алексеева В.Д. и Алексеев Д.А, квартира N4 - Белов А.И, квартира N5 - Осипова Т.И, Смыслов А.И, "данные изъяты", Смыслов Г.И, "данные изъяты", в квартире N8 - Карапетян К.В, Карапетян С.А, Карапетян М.С, "данные изъяты", в квартире N6 и в квартире N7 отсутствуют зарегистрированные лица.
В соответствии с заключением межведомственной комиссии по оценке жилых помещений (домов) от 12 октября 2022 года, актом обследования помещения N1 от 12 октября 2022 года, а также постановлением главы Архангельского сельского поселения от 13 октября 2022 года N133 указанный дом признан непригодным для проживания ввиду выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания, приведшего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований. Указанным постановлением от 13 октября 2022 года N 133 установлен срок отселения физических лиц - в течение 10 лет со дня принятия постановления.
21 декабря 2022 года Карапетян К.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением к сельскому поселению Архангельское о признании незаконным постановления в части установления срока отселения физических лиц, указав в обоснование требований, что она является нанимателем жилого помещения, расположенного по адресу: Вологодская область, Сокольский район, д.Морженга, ул.Центральная д.4 кв.8. В настоящее время иного жилого помещения она в собственности не имеет, вынуждена проживать в съёмном жилье, кроме того, она не имеет денежных средств для осуществления ремонтных работ, поддерживающих безопасный и санитарный уровень проживания в указанном доме. Дальнейшее длительное проживание в указанном жилом помещении угрожает её жизни и здоровью. Полагает, что установленный административным ответчиком срок отселения в течение 10 лет является неразумным, затягивающим процедуру изъятия земельного участка и расположенного на нём дома для муниципальных нужд, следовательно, и получение ею установленной законом компенсации и улучшение своих жилищных условий.
С учетом увеличенных исковых требований административный истец Карапетян К.В. просила признать незаконным постановление администрации сельского поселения Архангельское от 13 октября 2022 года N 133 "О признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу" в части срока отселения физических лиц в течение 10 лет со дня принятия указанного распоряжения (пункт 2) и в части срока сноса дома в течение 10 лет со дня принятия указанного распоряжения (пункт 3); возложить на администрацию Сокольского муниципального округа Вологодской области обязанность рассмотреть вопрос об установлении разумного срока отселения физических лиц и срока сноса указанного многоквартирного дома.
Определением Сокольского районного суда Вологодской области от 23 декабря 2022 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена администрация Сокольского муниципального района.
Протокольными определениями Сокольского районного суда Вологодской области от 12 января 2023 года, от 03 февраля 2023 года в соответствии со статьей 44 КАС РФ произведена замена административного ответчика с сельского поселения Архангельское в лице администрации сельского поселения Архангельское на Сокольский муниципальный округ, из числа заинтересованных лиц исключена администрация Сокольского муниципального района, к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Карапетян С.А, Алексеева В.Д, Карапетян М.С. в лице законного представителя Карапетян С.А, Осипова Т.И, Смыслов А.И. в лице законных представителей Осиповой Т.И. и Смыслова И.А, Смыслов Г.И. в лице законных представителей Осиповой Т.И. и Смыслова И.А, Белов А.И, Алексеев Д.А, Осипова Н.А, Матвеева Т.Н, Матвеева Е.А, Матёрова Н.Д.
Протокольными определениями Сокольского районного суда Вологодской области от 02 марта 2023 года, 29 марта 2023 года к участию в деле в качестве соответчиков привлечены МКУ Сокольского муниципального округа "Управление строительства и жилищно-коммунального хозяйства" (далее - МКУ СМО "Управление строительства и ЖКХ"), администрация Сокольского муниципального округа.
Протокольным определением Сокольского районного суда Вологодской области от 24 апреля 2023 года к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены - Департамент строительства Вологодской области и Бюджетное учреждение в сфере кадастровой оценки Вологодской области "Бюро кадастровой оценки и технической инвентаризации", для дачи заключения привлечен специалист ООО "Соколпроект".
Протокольным определением Сокольского районного суда Вологодской области от 12 мая 2023 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Управление Роспотребнадзора по Вологодской области; для дачи заключения по делу привлечён Сокольский межрайонный прокурор.
Решением Сокольского районного суда от 03 августа 2023 года оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Вологодского областного суда от 26 октября 2023 года административные исковые требования Карапетян К.В. к Сокольскому муниципальному округу, администрации Сокольского муниципального округа Вологодской области о признании незаконным постановления в части установления сроков отселения физических лиц и сноса дома, возложении обязанности совершить определенные действия удовлетворены.
Признано незаконным постановление администрации сельского поселения Архангельское Сокольского муниципального района от 13 октября 2022 года N133 "О признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу" в части установленного срока отселения физических лиц из многоквартирного дома - 10 лет со дня принятия настоящего постановления (пункт 2) и в части установленного срока сноса дома - 10 лет со дня принятия настоящего постановления (пункт 3).
На администрацию Сокольского муниципального округа Вологодской области возложена обязанность рассмотреть вопрос об установлении разумного срока отселения физических лиц и срока сноса многоквартирного дома по адресу: "адрес"
В удовлетворении административных исковых требований Карапетян К.В. к муниципальному казенному учреждению Сокольского муниципального округа "Управление строительства и жилищно-коммунального хозяйства" отказано.
На вступившие в законную силу судебные постановления административный ответчик подал кассационную жалобу, в которой ставится вопрос об их отмене. В обоснование жалобы приводятся доводы о нарушении судами норм материального и процессуального права.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
Разрешая спор и частично удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Жилищного кодекса Российской Федерации, постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 02 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N47, оценив представленные сторонами по делу доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, учитывая аварийное техническое состояние конструкций жилого дома, его значительный физический износ, которые при дальнейшей эксплуатации представляют непосредственную опасность для жизни и здоровья жильцов дома, принимая во внимание, что установленные постановлением от 13 октября 2022 года N133 сроки определены администрацией поселения без учета состояния дома, сопряженного с повышенной опасностью для жизни и здоровья граждан, без учета критериев разумности, иных имеющих значение для определения сроков обстоятельств, указанное постановление в части признания данного дома аварийным и подлежащим сносу, как и заключение межведомственной комиссии, а также заключение специалиста ООО "Соколпроект" не признаны недействительными, не отменены, в связи с чем пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований о признании незаконным постановления в части установления сроков отселения физических лиц и сноса дома, возложив на администрацию Сокольского муниципального округа Вологодской области обязанность рассмотреть вопрос об установлении разумного срока отселения физических лиц и срока сноса многоквартирного дома.
Судебная коллегия по административным делам Вологодского областного суда, проверяя законность решения суда первой инстанции, согласилась с указанными выводами по следующим основаниям.
Материалами административного дела подтверждается и установлено судом, что заключением межведомственной комиссии от 12 октября 2022 года об оценке соответствия помещения (многоквартирного дома) требованиям, установленным в "Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", жилой дом N4 по ул.Центральной в д.Морженга, Сокольского района Вологодской области признан аварийным и подлежащим сносу.
Как следует из акта обследования помещения от 12 октября 2022 года N1, межведомственной комиссией проведено обследование данного дома по заявлению Карапетян К.В.
По результатам обследования установлено, что фундамент ж/бетонные блоки имеет трещины в цоколе, стены брусчатые - повреждения венцов гнилью, перекрытия деревянные - прогибы, зазоры, кровля - железная, ржавчина, протечки, стропила и обрешетка - деревянные, полы дощатые - прогибы, просадка, проемы оконные глухие, остекленные - поражены гнилью, проемы дверные - плотничные; отделочные работы: внутренние: оклеено, покрашено - трещины, загрязнения, снаружи: обшит, покрашен - стертость, отопление печное, электроосвещение: проводка открытая; водоснабжение - приносная вода из колодца, канализация отсутствует; неканализованная уборная (люфт-клозет) расположена в неотапливаемом здании во дворе жилого дома. По состоянию на 2008 год износ дома составляет 60%.
Оценка результатов инструментального контроля и других видов контроля и исследований проведена ООО "Соколпроект", осуществляющим деятельность на основании Устава, свидетельства о допуске к работам по подготовке проектной документации, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства N8499.
Из акта технического обследования и заключения о состоянии конструктивных элементов, возможности дальнейшей эксплуатации и проживания в многоквартирном жилом доме по адресу: "адрес", подготовленного ООО "Соколпроект", следует, что общее состояние дома характеризуется как неудовлетворительное, фундамент частично разрушен от постоянного намокания и размораживания, горизонтальная гидроизоляция отсутствует, что характеризуется неудовлетворительно; стены и венцы поражены гнилью и плесенью, нарушена внутренняя отделка из-за просадок и перекосов сруба, постоянных протечек кровли, гнилью повреждена обшивка, что характеризует состояние стен как аварийное, непригодное для дальнейшей эксплуатации; цокольное перекрытие поражено гнилью, пол имеет просадки и сквозные дыры, в подполье скапливается вода - состояние аварийное, не пригодное для эксплуатации; междуэтажное перекрытие - капитальные стены имеют просадки до 10 см, сквозные дыры в полах - состояние аварийное не пригодное для эксплуатации; чердачное перекрытие имеет гниль и плесень, следы протечек - аварийное состояние, не пригодное для эксплуатации; крыша имеет удовлетворительное состояние; печи - наличие трещин со следами задымления, недостаточные разделки, выгорание внутренней кладки печей, часть печей разрушена - состояние аварийное, пожароопасное при эксплуатации; электропроводка - из разного провода с провисанием, высохшей изоляцией - состоянии аварийное, угрожающее коротким замыканием и пожаром; оконные и дверные заполнения полностью пришли в негодность, при открывании разваливаются; общая уборная расположена в отдельной постройке на расстоянии 12 м от дома, выгребная яма заполнена нечистотами, в результате чего происходит загрязнение почвы и грунтовых вод; хозяйственный сарай для дров в аварийном состоянии.
По заключению ООО "Соколпроект" общее состояние дома непригодно для дальнейшей эксплуатации; проводить какой-либо ремонт такого дома из-за значительного износа конструкции экономически нецелесообразно; дальнейшая эксплуатация и проживание в данном доме угрожает жизни и здоровью проживающих. Указанное заключение не обжаловано, принято при обследовании жилого дома и даче заключения межведомственной комиссией.
Оспариваемым постановлением администрации сельского поселения Архангельское Сокольского муниципального района N 133 от 13 октября 2022 года многоквартирный дом по адресу "адрес" признан аварийным и подлежащим сносу. Установлен срок отселения физических лиц - 10 лет со дня принятия настоящего постановления. Установлен срок сноса дома - 10 лет со дня принятия настоящего постановления.
По информации Бюджетного учреждения в сфере кадастровой оценки Вологодской области "Бюро кадастровой оценки и технической инвентаризации", по сведениям государственного технического учёта, по адресу "адрес", расположен жилой дом, число этажей - 2, материал стен - брусчатые, Лит. А (основное строение), инвентарный номер N, в состав которого входят квартиры N 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8. Последняя техническая инвентаризация указанного жилого дома была проведена 18 января 2023 года, по результатам проведения которой физический износ жилого дома составил 67 %.
Таким образом, органом технического учета по результатам технической инвентаризации с учетом технического состояния основных конструкций здания, степени их повреждения в силу их физического износа определен процент износа указанного многоквартирного дома в размере 67%, который признан аварийным и подлежащим сносу постановлением от 13 октября 2022 года N 133, при этом данное постановление в части признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу (пункт 1) не обжаловано сторонами в судебном порядке, незаконным не признано, является действующим, как и заключение межведомственной комиссии от 12 октября 2022 года с актом обследования жилого дома. Ходатайство о назначении по делу судебной строительно-технической экспертизы сторонами не заявлялось.
Таким образом, имеющимися в материалах дела документами подтверждается, что признанный аварийным и подлежащим сносу многоквартирный дом для проживания не пригоден, проживание в нем граждан не представляется возможным, имеется опасность для жизни и здоровья неопределенного круга лиц.
Согласно части 1 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности.
К компетенции органов местного самоуправления относится признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания (статья 14 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В силу абзаца второго пункта 49 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N47, на основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение 30 дней со дня получения заключения в установленном им порядке принимает решение, предусмотренное абзацем седьмым пункта 7 Положения, и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 22 постановления от 02 июля 2009 года N14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", судам следует учитывать, что в силу части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение (то есть межведомственной комиссией, создаваемой исходя из принадлежности жилого дома федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления), к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств.
По общему правилу жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, конкретные сроки, в которые производится отселение жильцов дома, а собственникам необходимо снести аварийный жилой дом, законом не установлены, однако они должны отвечать требованиям разумности.
Учитывая аварийное техническое состояние конструкций дома, его физический износ, который при дальнейшей эксплуатации деревянного здания представляет непосредственную опасность для жизни и здоровья людей, то установленный административным ответчиком срок отселения из указанного дома физических и юридических лиц - 10 лет со дня принятия постановления, а также срок предъявления требований о сносе многоквартирного дома - 10 лет со дня принятия постановления, не отвечают требованиям разумности.
Принимая во внимание обстоятельства дела, приведенные нормы материального права, имеющиеся в материалах дела доказательства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что оспариваемое в части установленного срока отселения физических лиц из многоквартирного дома - 10 лет со дня принятия настоящего постановления (пункт 2) и в части установленного срока сноса дома - 10 лет со дня принятия настоящего постановления (пункт 3), является незаконным.
Доводы администрации Сокольского муниципального округа о том, что поскольку конкретные сроки, в которые производится отселение жильцов дома и снос дома, законом не установлены, то орган местного самоуправления правомочен самостоятельно определять указанные сроки, в связи с чем сроки отселения физических лиц и сноса дома 10 лет являются объективными, обоснованно судом первой инстанции признаны несостоятельными, поскольку указанные сроки, должны отвечать требованиям разумности.
Ссылки на то, что суд нарушил компетенцию органов местного самоуправления в части установки сроков расселения аварийного дома подлежащего сносу, не соответствуют тексту оспариваемых судебных актов, которыми на административного ответчика возложена обязанность установить разумный срок отселения жильцов указанного выше дома.
Доводы жалобы о том, что в материалах дела отсутствуют доказательства об опасности проживания в доме, не могут быть приняты во внимание, поскольку опровергаются представленными в материалы дела доказательствами, в том числе заключением межведомственной комиссии, а также заключением специалиста ООО "Соколпроект". Материалами дела подтверждается, что исследуемый жилой дом может разрушиться в той или иной части в любой момент времени, возможно допустимого срока для эксплуатации и проживания граждан без угрозы жизни и здоровья в жилом доме с учетом его технического состояния и надлежащего технического обслуживания не существует, требуется немедленное переселение людей из аварийного жилого дома.
Кассационная жалоба не содержит доводов, которым не была дана оценка судами первой и апелляционной инстанций.
Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке исследованных судами первой и апелляционной инстанций доказательств и оспариванию обоснованности выводов судов об установленных ими по делу фактических обстоятельствах при том, что суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями частей 2 и 3 статьи 329, а также применительно к статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалоб должен исходить из признанных установленными судами первой и второй инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, и правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам не наделен.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Сокольского районного суда Вологодской области от 3 августа 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Вологодского областного суда от 26 октября 2023 года по административному делу N 2а-153/2023 по административному исковому заявлению Карапетян К.В. к Сокольскому муниципальному округу, администрации Сокольского муниципального округа Вологодской области о признании незаконным постановления в части установления сроков отселения физических лиц и сноса дома, возложении обязанности совершить определенные действия оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Сокольского муниципального округа Вологодской области - без удовлетворения.
Решение Сокольского районного суда Вологодской области от 3 августа 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Вологодского областного суда от 26 октября 2023 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 12 февраля 2024 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.