Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Кулешовой Е.А, судей Корнюшенкова Г.В, Морозковой Е.Е, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по кассационной жалобе Трусовой О.М. на решение Костомукшского городского суда Республики Карелия от 30 августа 2023 года (N 2а-582/2023) и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Карелия от 13 ноября 2023 года по административному исковому заявлению Управления Федеральной налоговой службы по Республике Карелия к Трусовой О.М. о взыскании задолженности по налогу на доходы физических лиц, пеней и штрафов.
Заслушав доклад судьи Кулешовой Е.А, объяснения представителя Трусовой О.М. Насекина О.В, поддержавшего доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Управление Федеральной налоговой службы по Республике Карелия обратилось с административным иском к Трусовой О.М. по тем основаниям, что по результатам камеральной налоговой проверки расчета налога на доходы физических лиц (далее также налог, НДФЛ) в отношении доходов, полученных от продажи объектов недвижимости за 2020 год, Трусовой О.М. доначислены налог и пени, с нее взысканы штрафы.
Налоговый орган просил взыскать с Трусовой О.М. недоимку по НДФЛ за 2020 год в размере 117 000 руб, пени на нее за период с 16 июля 2021 года по 8 августа 2022 года в размере 15 391 руб. 35 коп, а также штраф, предусмотренный пунктом 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации (далее также НК РФ), в размере 8 775 руб, и штраф, предусмотренный пунктом 1 статьи 122 НК РФ, в размере 5 850 руб.
Решением Костомукшского городского суда Республики Карелия от 30 августа 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Карелия от 13 ноября 2023 года, административный иск Управления Федеральной налоговой службы по Республике Карелия удовлетворен.
В кассационной жалобе на решение Костомукшского городского суда Республики Карелия от 30 августа 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Карелия от 13 ноября 2023 года, поступившей в суд первой инстанции 29 ноября 2023 года, Трусова О.М. ставит вопрос об отмене судебных актов, полагая их незаконными и необоснованными, указывая, что квартира была приобретена ею за 2 400 000 рублей, что подтверждалось соответствующими документами, в связи с чем подлежащий налогообложению доход от продажи квартиры отсутствует.
В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По данному административному делу нарушений, влекущих отмену судебных постановлений в кассационном порядке, допущено не было.
Судами установлено, что Трусова О.М. является плательщиком налога за 2020 год в связи с продажей недвижимого имущества - квартиры, расположенной по адресу: "адрес".
Право собственности Трусовой О.М. на квартиру было зарегистрировано 6 июля 2016 года на основании договора купли-продажи объекта недвижимости с использованием кредитных средств от 28 июня 2016 года, прекращено 27 ноября 2020 года на основании договора купли-продажи от 25 ноября 2020 года.
Согласно договору купли-продажи объекта недвижимости с использованием кредитных средств от 28 июня 2016 года, заключенного между ФИО5 и Сердюк (Трусовой) О.М, покупатель за счет собственных средств и за счет денежных средств, предоставленных Банком ВТБ 24 (ПАО) по кредитному договору от ДД.ММ.ГГГГ N, покупает в собственность у продавца-объект недвижимости, находящийся по адресу: "адрес" (пункт 1.1). Объект недвижимости продается по цене 1 340 000 руб. (пункт 1.4).
Согласно кредитному договору от ДД.ММ.ГГГГ N, заключенному между Банком ВТБ 24 (ПАО) и Сердюк (Трусовой) О.М. на приобретение и капитальный ремонт или иное неотделимое улучшение предмета ипотеки, заемщику предоставлен кредит на указанные цели в размере 1 840 000 руб. (пункт 4.2); предмет ипотеки: квартира по адресу: "адрес" (пункт 7.1); цена предмета ипотеки - 1 340 000 руб. (пункт 7.2).
Из договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между Сердюк (Трусовой) О.М. и ФИО7, следует, что указанная квартира была продана за 2 240 000 руб, денежные средства переданы от покупателя продавцу по расписке.
В соответствии с пунктом 1.2 статьи 88 НК РФ налоговым органом в период с 16 июля 2021 года по 18 октября 2021 года проведена камеральная проверка доходов Трусовой О.М, полученных от продажи объектов недвижимости за 2020 год, по результатам которой с учетом предоставления имущественного вычета в размере 1 000 000 руб. установлена неуплата налога в размере 161 200 руб. ((N) х 13%), о чем составлен акт.
В период с 9 марта 2022 года по 8 апреля 2022 года на основании пункта 6 статьи 101 НК РФ налоговым органом проведены дополнительные мероприятия налогового контроля, по результатам которых с учетом предоставления имущественного вычета в размере понесенных расходов в сумме 1 340 000 руб. установлена неуплата налога в размере 117 000 руб. ((2240000- 1340000) х 13%) (дополнение к акту налоговой проверки от ДД.ММ.ГГГГ N).
Решением УФНС России по Республике Карелия от 8 августа 2022 года N о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения Трусовой О.М. доначислен налог в размере 117 000 руб, начислены пени за период с 16 июля 2021 года по 8 августа 2022 года в размере 15 391 руб. 35 коп, с учетом снижения суммы штрафов в четыре раза взысканы штрафы за непредставление налоговой декларации в размере 8 775 руб. и за неуплату налога в размере 5 850 руб.
Решением Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по Северо-Западному федеральному округу от 23 января 2023 года жалоба Трусовой О.М. на решение УФНС России по Республике Карелия от 8 августа 2022 года N оставлена без удовлетворения.
Налоговый орган направил Трусовой О.М. требование N по состоянию на 1 сентября 2022 года об уплате в срок до 28 октября 2022 года задолженности по НДФЛ за 2020 год в размере 117 000 руб, пеней в размере 15 391 руб. 35 коп, штрафов в размере 8 775 руб. и 5 850 руб.
Поскольку требование налогового органа не было исполнено, 5 декабря 2022 года мировым судьей судебного участка N 1 г. Костомукши Республики Карелия вынесен судебный приказ о взыскании с Трусовой О.М. указанной недоимки, который был отменен определением от 21 декабря 2022 года в связи с возражениями налогоплательщика.
13 июня 2023 года налоговый орган обратился в суд с административным иском.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из установленного факта задолженности по уплате обязательных налоговых платежей, соблюдения налоговым органом порядка и сроков для принудительного взыскания, отсутствия доказательств уплаты налогоплательщиком данной недоимки.
С такими выводами согласился суд апелляционной инстанции.
Выводы судов основаны на правильном применении норм действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, в том числе положений Налогового кодекса Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", и соответствуют обстоятельствам административного дела.
Доводам Трусовой О.М. о приобретении ею проданной впоследствии квартиры стоимостью больше, чем указано в договоре купли-продажи, судом дана надлежащая оценка, как не влекущим отказ в удовлетворении административного иска налогового органа по мотивам, подробно приведенным в обжалуемых судебных актах, оснований не согласиться с которыми суд кассационной инстанции не находит.
Суды первой и второй инстанций дали надлежащую оценку всем обстоятельствам по делу, неправильного применения норм материального права, нарушений норм процессуального права, которые бы влекли отмену судебных постановлений, по настоящему административному делу не допущено.
Выводы судебных инстанций являются верными, в решении суда и апелляционном определении мотивированными, в кассационной жалобе по существу не опровергнутыми.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
оставить решение Костомукшского городского суда Республики Карелия от 30 августа 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Карелия от 13 ноября 2023 года без изменения, кассационную жалобу Трусовой О.М. - без удовлетворения.
Решение Костомукшского городского суда Республики Карелия от 30 августа 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Карелия от 13 ноября 2023 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Председательствующий
Судьи
Кассационное определение в полном
объеме изготовлено 14 февраля 2024 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.