Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Кулешовой Е.А, судей Корнюшенкова Г.В, Морозковой Е.Е, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по кассационной жалобе ФКУ ИК-12 УФСИН России по Вологодской области, УФСИН России по Вологодской области на решение Шекснинского районного суда Вологодской области от 30 мая 2023 года (N 2а-312/2023) и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Вологодского областного суда от 28 сентября 2023 года по административному исковому заявлению Азизова Н.В. оглы к ФКУ ИК-12 УФСИН России по Вологодской области о признании незаконным решения от 23 июня 2022 года о постановке на профилактический учет.
Заслушав доклад судьи Кулешовой Е.А, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Азизов Н.В. оглы обратился в суд с административным исковым заявлением к ФКУ ИК-12 УФСИН России по Вологодской области, в котором просил признать незаконным и отменить решение ФКУ ИК-12 УФСИН России по Вологодской области от 23 июня 2022 года о постановке его (Азизова Н.В. оглы) на учет как лидера и активного участника группировок осужденных отрицательной направленности.
В обоснование требований указал, что постановка на учет осуществлена с существенными нарушениями Инструкции по профилактике правонарушений среди лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, утвержденной Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 20 мая 2013 года N 72, поскольку доказательств, подтверждающих, что административный истец имеет умысел на подготовку к совершению противоправных действий и относится к лидерам и активным участникам группировок отрицательной направленности, а также лицом, оказывающим негативное влияние на других осужденных, не представлено, проверка достоверности сведений, изложенных в рапорте должностного лица, не проводилась. Азизова Н.В. оглы на заседании комиссии не заслушивали, о том, что будет решаться вопрос о постановке его на профилактический учет, не уведомили.
К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено УФСИН России по Вологодской области.
Решением Шекснинского районного суда Вологодской области от 30 мая 2023 года (с учетом определения Шекснинского районного суда Вологодской области от 7 июля 2023 года), оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Вологодского областного суда от 28 сентября 2023 года, административные исковые требования Азизова Н.В. оглы к ФКУ ИК-12 УФСИН России по Вологодской области удовлетворены. Признано незаконным решение комиссии от 23 июня 2022 года о постановке на профилактический учет Азизова Н.В. оглы как лидера и активного участника группировок осужденных отрицательной направленности.
В кассационной жалобе на решение Шекснинского районного суда Вологодской области от 30 мая 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Вологодского областного суда от 28 сентября 2023 года, поступившей в суд первой инстанции 23 ноября 2023 года, ФКУ ИК-12 УФСИН России по Вологодской области, УФСИН России по Вологодской области ставит вопрос об отмене судебных актов, полагая, что нарушение прав административного истца не установлено, в связи с чем оснований для удовлетворения его требований не имелось.
В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По данному административному делу нарушений, влекущих отмену судебных постановлений в кассационном порядке, допущено не было.
Как следует из материалов дела, Азизов Н.В. оглы осужден приговором Кунцевского районного суда города Москвы от 5 июля 2012 года по пунктам "а, в, г, з" части 2 статьи 126, пункту "б" части 3 статьи 163, пунктам "а, в, з" части 2 статьи 126, пункту "б" части 3 статьи 163, статье 69 Уголовного кодекса Российской Федерации к 14 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
21 мая 2022 года Азизов Н.В. оглы прибыл в ФКУ ИК-12 УФСИН России по Вологодской области.
23 июня 2022 года от старшего оперуполномоченного оперативного отдела ИК-12 УФСИН России по Вологодской области ФИО6 на имя врио начальника ФКУ ИК-12 УФСИН России по Вологодской области ФИО5 поступил рапорт, согласно которому ФИО6 при ознакомлении с личным делом осужденного Азизова Н.В. оглы, а также по информации, поступившей в оперативный отдел ФКУ ИК-12 УФСИН России по Вологодской области, установил, что Азизов Н.В. оглы является лидером и активным участником группировок отрицательной направленности, лицом, оказывающим негативное влияние на других осужденных, в связи с чем, просит рассмотреть вопрос о постановке Азизов Н.В. оглы на профилактический учет.
ДД.ММ.ГГГГ, то есть в день подачи рапорта старшим оперуполномоченным оперативного отдела ФКУ ИК-12 УФСИН России по Вологодской области ФИО6, данные сведения были представлены на рассмотрение комиссии администрации учреждения.
Согласно протоколу заседания комиссии N 30 от 23 июня 2022 года, Азизов Н.В. оглы поставлен на профилактический учет как лидер и активный участник группировок отрицательной направленности.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", Инструкции по профилактике правонарушений среди лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, утвержденной Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 20 мая 2013 года N 72, установив, что решение о постановке Азизова Н.В. оглы на профилактический учет принято комиссией администрации учреждения с нарушением предусмотренного Инструкцией порядка постановки на профилактический учет, пришел к выводу о его незаконности, с чем согласился суд апелляционной инстанции.
Данные выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на правильном применении судами норм действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, и соответствуют обстоятельствам административного дела.
Согласно абзацу 3 пункта 24 Инструкции по профилактике правонарушений среди лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, утвержденной Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 20 мая 2013 года N 72 (далее - Инструкция) на профилактический учет, в числе прочих, берутся подозреваемые, обвиняемые и осужденные, являющиеся лидерами и активными участниками группировок отрицательной направленности, а также лица, оказывающие негативное влияние на других подозреваемых, обвиняемых и осужденных.
Основанием для постановки подозреваемого, обвиняемого на профилактический учет являются наличие достоверных и проверенных сведений о его намерениях совершить правонарушение или негативном влиянии на других лиц, а также медицинские и психологические показания. Сбор и подготовка необходимых материалов по постановке подозреваемого, обвиняемого на профилактический учет возлагается на сотрудников подразделения учреждения уголовно-исполнительной системы, являющегося инициатором постановки на профилактический учет (пункт 8 Инструкции).
В соответствии с пунктом 25 Инструкции индивидуальная профилактика правонарушений осуществляется путем: всестороннего изучения личности подозреваемого, обвиняемого и осужденного, его криминальных связей и криминально значимых свойств характера, привычек, наклонностей, мотивации негативного поведения и высказываний; проведения индивидуальных бесед, разъяснения подозреваемым, обвиняемым и осужденным пагубности допускаемых ими правонарушений, а также возможных последствий; изоляции подозреваемого, обвиняемого и осужденного от связей и условий, оказывающих на него негативное влияние; привлечения подозреваемого, обвиняемого и осужденного к общественно полезному труду и учебе; использования в воспитательном процессе возможностей родственных и иных положительных связей, психологического консультирования родственников; применения других форм и методов положительного влияния на лиц, поставленных на профилактический учет, исходя из конкретных условий.
Инициатором постановки на профилактический учет может быть любой сотрудник учреждения уголовно-исполнительной системы, контактирующий с подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными (пункт 26 Инструкции).
Сотрудник учреждения уголовно-исполнительной системы, владеющий информацией о замыслах подозреваемого, обвиняемого и осужденного на подготовку к совершению противоправных действий, готовит мотивированный рапорт на имя начальника учреждения уголовно-исполнительной системы (пункт 27 Инструкции).
Начальник учреждения уголовно-исполнительной системы после ознакомления со сведениями, изложенными в рапорте, дает поручение оперативным службам учреждения уголовно-исполнительной системы на их полную и всестороннюю проверку (пункт 28 Инструкции).
Согласно пунктам 29, 30, 31 Инструкции сотрудники подразделений учреждения уголовно-исполнительной системы в течение 10 дней проводят проверку достоверности и обоснованности сведений, изложенных в рапорте, отражая результаты проверки в соответствующих документах. После окончания проверки в случае согласия визируют рапорт, после чего передают его в воспитательную службу. Если по результатам проверки не выявлена целесообразность постановки (снятия) лица на профилактический учет, то к рапорту прилагается справка с мотивированным обоснованием и при необходимости рекомендациями о дальнейшей работе с этим подозреваемым, обвиняемым и осужденным. Начальник учреждения уголовно-исполнительной системы после ознакомления с указанными материалами, убедившись в обоснованности ходатайства инициатора о постановке (снятии) на профилактический учет лица, указанного в рапорте, визирует его и назначает дату для рассмотрения представленного материала на заседании комиссии учреждения уголовно-исполнительной системы. Начальник отряда (воспитатель), за которым закреплен подозреваемый, обвиняемый и осужденный, готовит соответствующий материал для рассмотрения на очередном заседании комиссии учреждения уголовно-исполнительной системы (справка по личному делу, объяснения подозреваемого, обвиняемого и осужденного и иных лиц по поводу ранее совершенных правонарушений, заключение служебной проверки по факту допущенного правонарушения и иные материалы, характеризующие подозреваемого, обвиняемого и осужденного), предварительно знакомит с ним начальника учреждения уголовно-исполнительной системы.
По результатам рассмотрения комиссией учреждения может быть принято решение: о постановке на профилактический учет, снятии с профилактического учета, отказе в постановке на профилактический учет, отказе в снятии с профилактического учета, Решение комиссии принимается большинством голосов членов комиссии, оформляется протоколом, который утверждается начальником учреждения уголовно-исполнительной системы и подписывается членами комиссии (пункт 33 Инструкции).
Судами установлено, что протокол заседания комиссии N 30 от 23 июня 2022 года содержит сведения о том, что на комиссии присутствовали председатель ФИО5, секретарь ФИО7, члены комиссии Свидетель N1, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО6, ФИО11 Вместе с тем, протокол заседания комиссии N 30 от 23 июня 2022 года подписан только председателем ФИО5, секретарем ФИО7, подписи членов комиссии отсутствуют.
ФИО6 как лицо, возбудившее ходатайство о постановке ФИО2 оглы на профилактический учет фактически не присутствовал на заседании комиссии.
Кроме того, ФИО6 лично пояснил, что вместо него на заседании присутствовал другой сотрудник - ФИО12, однако, пунктом 32 Инструкции установлено, что на заседании комиссии в присутствии осужденного должен быть заслушан именно сотрудник, возбудивший ходатайство о постановке на профилактический учет, то есть в данном случае ФИО6, а не лицо, его замещающее.
Таким образом, суды пришли к обоснованному выводу о незаконности постановки ФИО2 оглы на профилактический учет.
В соответствии с пунктом 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания" под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц.
Основным нормативным актом, регламентирующим порядок отбывания наказания в виде лишения свободы, является Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации (далее - УИК РФ).
В соответствии с главой 15 ("Воспитательное воздействие на осужденных") раздела IV ("Исполнение наказаний в виде лишения свободы") УИК РФ в отношении лиц, осужденных к лишению свободы, ведется воспитательная работа.
В соответствии с частью 4 статьи 109 УИК РФ воспитательная работа с осужденными проводится с учетом индивидуальных особенностей личности и характера осужденных и обстоятельств совершенных ими преступлений.
Согласно положениям статьи 110 УИК РФ в исправительных учреждениях осуществляется нравственное, правовое, трудовое, физическое и иное воспитание осужденных к лишению свободы, способствующее их исправлению, к которому, в частности, относится профилактика правонарушений, при этом воспитательная работа с осужденными организуется дифференцированно с учетом вида исправительного учреждения, срока наказания, условий содержания в индивидуальных, групповых и массовых формах на основе психолого-педагогических методов.
В силу пункта 23 Инструкции в отношении лиц, поставленных на профилактический учет, осуществляется индивидуальная профилактика правонарушений путем проведения целенаправленной, планомерной и дифференцированной работы с учетом психологических особенностей их личности, характера и степени общественной опасности, совершенных ими правонарушений и других особенностей, имеющих значение для правильного выбора методов и средств воспитательного воздействия. За подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными, состоящими на профилактическом учете, приказом учреждения УИС закрепляются сотрудники учреждения УИС.
В соответствии с пунктом 25 Инструкции индивидуальная профилактика правонарушений осуществляется, в том числе, путем изоляции осужденного от связей и условий, оказывающих на него негативное влияние.
Кроме того, согласно пункту 41 Инструкции о результатах профилактической работы закрепленный за лицом, поставленным на профилактический учет, сотрудник по истечении трех месяцев докладывает на заседании комиссии администрации учреждения УИС. Комиссия принимает решение о снятии лица с профилактического учета либо о продлении срока профилактической работы.
Таким образом, постановка лица на профилактический учет влечет возможность применения к нему иных, более строгих мер воспитательного воздействия, по сравнению с лицами, не состоящими на профилактическом учете.
При указанных обстоятельствах суды сделали верный вывод о нарушении прав административного истца вследствие необоснованной постановки его на профилактический учет как как лидера и активного участника группировок осужденных отрицательной направленности, поскольку документы о постановке на профилактический учет передаются в отдел специального учета для приобщения к личному делу осужденного, а результаты профилактической работы с ним фиксируются в характеризующих данных (пункт 37 Инструкции), что имеет значение при принятии решений о применении мер поощрения и взыскания, в том числе при решении вопроса об условно-досрочном освобождении лица от отбывания наказания. Указанная правовая позиция отражена, в частности, в пункте 3.1.11 Обзора судебной практики условно-досрочного освобождения от отбывания наказания, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 года, и согласуется с положениями пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 апреля 2009 года N 8 "О судебной практике условно-досрочного освобождения от отбывания наказания, замены неотбытой части наказания более мягким видом наказания".
Выводы судебных инстанций по существу спора являются верными, в решении суда и апелляционном определении мотивированными, в кассационных жалобах по существу не опровергнутыми.
Процессуальных нарушений, влекущих отмену судебных постановлений в кассационном порядке, по делу не установлено.
Доводы кассационной жалобы основаны на неправильном толковании ее подателем закона и отмену обжалуемых актов не влекут.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Шекснинского районного суда Вологодской области от 30 мая 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Вологодского областного суда от 28 сентября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФКУ ИК-12 УФСИН России по Вологодской области, УФСИН России по Вологодской области - без удовлетворения.
Решение Шекснинского районного суда Вологодской области от 30 мая 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Вологодского областного суда от 28 сентября 2023 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Председательствующий
Судьи
Кассационное определение в полном
объеме изготовлено 12 февраля 2024 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.