Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Стешовиковой И.Г, судей Сенчуковой Е.В, Лепской К.И, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Ивановой С.В. апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новгородского областного суда от 18 октября 2023 г. по гражданскому делу N 2-735/2023 по иску Ивановой С.В. к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Новгородской области о признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости и обязании назначить пенсию с 1 февраля 2023 г, заслушав доклад судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции Стешовиковой И.Г, объяснения истца Ивановой С.В, представителя истца - Прокопенко Т.М,
УСТАНОВИЛА:
Иванова С.В. обратилась в суд с вышеуказанным иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Новгородской области (далее также - ОСФР по Новгородской области, ответчик), просила признать право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с положениями п. 1 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с даты достижении возраста 50 лет, то есть с 1 февраля 2021 г, возложить на ответчика обязанность произвести перерасчет, начисление и выплату пенсии с 1 февраля 2021 г. и взыскать процессуальные издержки в размере 3835 руб.
В обоснование заявленных требований истец указала, что ребенок истицы был признан ребенком-инвалидом и ему была назначена социальная пенсия, выплатное дело закрыто в 2011 году в связи со снятием инвалидности. Пенсионным органом не предоставлена информация о возможном назначении страховой пенсии по старости досрочно при достижении возраста 50 лет, то есть с 1 февраля 2021 г. Истица обратилась в пенсионный фонд по прошествии возраста 50 лет и с 4 октября 2022 г. ей назначили пенсию по основанию п. 1 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". 26 декабря 2022 г. она обратилась к ответчику о перерасчете пенсии, но ее обращение оставлено без ответа.
Решением Старорусского районного суда Новгородской области от 3 июля 2023 г. исковые требования Ивановой С.В. удовлетворены.
За Ивановой С.В. признано право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с даты достижения возраста 50 лет, то есть с 1 февраля 2021 г.
На ОСФР по Новгородской области возложена обязанность осуществить Ивановой С.В. с 1 февраля 2021 г. назначение, перерасчет и выплату досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
С ОФСР по Новгородской области в пользу Ивановой С.В. взысканы судебные расходы в размере 3535 руб.
Ивановой С.В. возвращена уплаченная государственная пошлина в размере 300 руб.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Новгородского областного суда от 18 октября 2023 г. решение Старорусского районного суда Новгородской области от 3 июля 2023 г. отменено, принято по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе истца ставится вопрос об отмене апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Новгородского областного суда от 18 октября 2023 г, как незаконного и необоснованного, постановленного с нарушением норм материального и процессуального права.
В судебном заседании суда кассационной инстанции истец, представитель истца доводы кассационной жалобы поддержали и просили ее удовлетворить.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции не явились, истец направил заявление с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие, в связи с чем, на основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав участников процесса, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для отмены или изменения судебных постановлений, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильных судебных постановлений (часть 3 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса).
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу, что при рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции допущены нарушения норм материального и процессуального права.
Судом при рассмотрении дела установлено, что Иванова С.В, 01.02.1971 г.р, является матерью Иванова Даниила, 28.02.2005 г.р, признанного ребенком-инвалидом с детства. Инвалидность установлена с 10 ноября 2005 г. по 29 ноября 2011 г.
г. Иванова С.В. обратилась в ОПФР по Новгородской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости на основании пункта 1 части 1 статьи 32 Федерального закона N 400-ФЗ в связи с воспитанием ребенка-инвалида до возраста восьми лет.
Решением ОПФР по Новгородской области от 19.10.2022 г. N 220000080589/162706/22 Ивановой С.В. назначена досрочная страховая пенсия по старости по испрашиваемому основанию с 4.10.2022 г.
Полагая, что имеет право на назначение страховой пенсии по старости с момента достижения 50 лет, Иванова С.В. 26.12.2022 г. обратилась в пенсионный орган с заявлением о перерасчете пенсии и выплате неполученной пенсии за период с февраля 2021 года по октябрь 2022 года.
Как следует из ответа ОСФР по Новгородской области от 26.01.2023г. N 14-01/И-3686, данное заявление оставлено без удовлетворения.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии правовых оснований для их удовлетворения, принимая во внимание, что при обращении истца с заявлением о назначении социальной пенсии по инвалидности ребенку-инвалиду Иванову Даниилу и в последующем при обращении истца с заявлением о назначении страховой пенсии по старости, ответчик не выполнил обязанность по информированию Ивановой С.В. о праве лиц, осуществляющих уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 8 лет, на получение страховой пенсии по старости по достижению 50 лет, для реализации которого следует обратиться в пенсионный орган с соответствующим заявлением, что повлекло нарушение прав истца.
Суд апелляционной инстанции не согласился с выводами суда первой инстанции о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований, указав, что согласно положениям Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", реализация права на назначение пенсии носит заявительный характер и связывается законодателем с датой обращения за ее назначением, тогда как истец в установленном законом порядке с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости и необходимыми документами в пенсионный орган обратилась 04.10.2022 г, в связи с чем страховая пенсия в соответствии с частью 1 статьи 22 Федерального закона N 400-ФЗ ей была назначена с указанной даты, правовые основания для назначения истцу страховой пенсии по старости со дня достижения возраста 50 лет - с 01.02.2021 г. отсутствуют.
Отклоняя доводы суда первой инстанции о том, что ответчик не выполнил возложенную на него Положением о Пенсионном фонде Российской Федерации, утвержденным постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 года N2122-1, обязанность по информированию истца как лица, осуществлявшего уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 8 лет, о ее праве на получение страховой пенсии по старости по достижению 50 лет, для реализации которого следует обратиться в пенсионный орган с соответствующим заявлением, суд апелляционной инстанции указал, что само по себе не информирование о праве истца на страховую пенсию, в соответствии с действующим пенсионным законодательством, не дает истцу оснований для назначения страховой пенсии по старости с момента возникновения такого права, поскольку законодателем дата назначения пенсии определена датой подачи соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.
Суд кассационной инстанции, полагает, что приведенные выводы суда апелляционной инстанции следует признать несоответствующими обстоятельствам дела и постановленными при не правильном применении норм материального и процессуального права.
Так, пенсионное обеспечение в Российской Федерации осуществляется с 1 января 2002 года в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а с 1 января 2015 года в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Согласно статье 8 Федерального закона Российской Федерации от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
В соответствии с положениями пункта 1 части 1 статьи 32 Федерального закона Российской Федерации от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 одному из родителей инвалидов с детства, воспитавшему их до достижения ими возраста 8 лет: мужчинам, достигшим возраста 55 лет, женщинам, достигшим возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет.
Согласно частей 1, 2 статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона.
Согласно пунктам 1, 2 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2122-I, Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет государственное управление финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации. Пенсионный фонд Российской Федерации и его денежные средства находятся в государственной собственности Российской Федерации.
В силу пункта 3 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации Пенсионный фонд Российской Федерации обеспечивает разъяснительную работу среди населения по вопросам, относящимся к компетенции Пенсионного фонда Российской Федерации.
Обязанности по реализации социальной политики Российской Федерации в области государственного пенсионного обеспечения возложены на Пенсионный фонд Российской Федерации, в рамках исполнения которых Пенсионный фонд Российской Федерации и его региональные отделения в числе прочего обеспечивают разъяснительную работу среди населения по вопросам, относящимся к компетенции Пенсионного фонда Российской Федерации.
Исходя из приведенных нормативных положений, назначение и выплата страховой пенсии по старости осуществляется территориальным пенсионным органом, который разъясняет гражданам законодательство Российской Федерации по вопросам, отнесенным к его компетенции; принимает заявление о назначении страховой пенсии по старости со всеми документами и дает оценку правильности их оформления; дает лицу, обратившемуся за страховой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно, предоставляет возможность предоставить недостающие документы; в случае непредставления заявителем по собственной инициативе необходимых для назначения страховой пенсии документов пенсионный орган осуществляет их запрос в государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных им организациях, в распоряжении которых находятся такие документы; проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи представленных документов; принимает решения о назначении страховой пенсии по старости или об отказе в ее назначении на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех представленных гражданами и полученных самим пенсионным органом документов.
С 01.01.2022 г. вступили в действие Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории РФ, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", утвержденные приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 05.08.2021 г. N 546н (далее - Правила от 05.08.2021 г. N 546н).
Пенсионный орган обеспечивает разъяснительную работу среди населения и юридических лиц по вопросам, относящимся к компетенции фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации.
Исходя из изложенного выше, реализация целей социальной политики Российской Федерации является одной из основных конституционных обязанностей государства, осуществляемых им через соответствующие органы.
Обязанности по реализации социальной политики Российской Федерации в области государственного пенсионного обеспечения возложены на фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации, в рамках исполнения которых фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации и его региональные отделения в числе прочего обеспечивают разъяснительную работу среди населения по вопросам, относящимся к его компетенции.
Следовательно, гражданин, при обращении в территориальный пенсионный орган по вопросам пенсионного обеспечения или в связи с иными жизненными событиями имеет право на получение от пенсионного органа информации о его правах, в том числе о дате возникновения права на пенсию, о порядке определения ее размера и условиях назначения и перерасчета, и этому праву корреспондирует обязанность пенсионного органа предоставить гражданину указанную информацию.
Суд апелляционной инстанции, изложенные нормативные положения, регулирующие деятельность пенсионного органа и правила пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан, в их взаимосвязи к спорным отношениям не применил, не принял во внимание, что истец обращалась в пенсионный орган с заявлением о назначении пенсии. При этом в ходе рассмотрения дела ответчик (пенсионный орган) не представил данных о том, что при обращении истца с заявлением о назначении социальной пенсии по инвалидности ребенку-инвалиду, и в последующем при обращении Ивановой С.В. с заявлением о назначении страховой пенсии по старости он выполнил обязанность по информированию истца о праве лиц, осуществляющих уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 8 лет, на получение страховой пенсии по старости по достижению 50 лет, для реализации которого следует обратиться в пенсионный орган с соответствующим заявлением.
В связи с этим утверждение суда апелляционной инстанции о том, что пенсионным органом права истца не нарушены, несостоятельны, поскольку невыполнение пенсионным органом обязанности по разъяснению Ивановой С.В. ее права на досрочное назначение страховой пенсии по старости и порядка его реализации привело к неполучению ею пенсии на протяжении длительного периода времени.
Ввиду изложенного выводы суда апелляционной инстанции об отсутствии у пенсионного органа оснований для досрочного назначения страховой пенсии по старости в соответствии с положениями п. 1 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с даты достижении возраста 50 лет и об отказе в удовлетворении исковых требований, не могут быть признаны правомерными, они сделаны с нарушением норм права, регулирующих спорные отношения, и без учета всех обстоятельств по делу.
У суда апелляционной инстанции не имелось предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, оснований для отмены решения суда первой инстанции и принятия нового решения, поскольку суд первой инстанции правильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, на основании представленных в материалы дела письменных доказательств, правильно применил нормы материального права к отношениям сторон, пришел к обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований Ивановой С.В.
С учетом изложенного, обжалуемое апелляционное определение нельзя признать законным, оно принято с нарушениями норм материального и процессуального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможна защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, что согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены указанного судебного постановления и оставления в силе решения суда первой инстанции, разрешившего спор в соответствии с установленными обстоятельствами и подлежащими применению к спорным отношениям нормами материального права.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новгородского областного суда от 18 октября 2023 г. отменить, оставить в силе решение Старорусского районного суда Новгородской области от 3 июля 2023 г.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.