Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Волынчук Н.В., рассмотрев жалобу Мазихина Евгения Евгеньевича на вступившие в законную силу постановление инспектора по ИАЗ ЦАФАП ГИБДД УМВД России по Оренбургской области от 15 августа 2022 года N, определение судьи Центрального районного суда г. Оренбурга от 31 июля 2023 года, решение судьи Оренбургского областного суда от 19 сентября 2023 года, вынесенные в отношении Мазихина Евгения Евгеньевича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 12.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛА:
постановлением инспектора по ИАЗ ЦАФАП ГИБДД УМВД России по Оренбургской области от 15 августа 2022 года N Мазихин Е.Е. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 12.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 500 рублей.
Не согласившись с постановлением должностного лица от 15 августа 2022 года, Мазихин Е.Е. обратился с жалобой к мировому судье судебного участка N 7 Ленинского района г. Оренбурга, одновременно заявив ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока на подачу жалобы.
Определением мирового судьи судебного участка N 8 Ленинского района г. Оренбурга - исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N 7 Ленинского района г. Оренбурга от 31 марта 2023 года жалоба Мазихина Е.Е. направлена по подведомственности в Центральный районный суд г. Оренбурга.
Определением судьи Центрального районного суда г. Оренбурга от 31 июля 2023 года, оставленным без изменения решением судьи Оренбургского областного суда от 19 сентября 2023 года, отказано в удовлетворении ходатайства Мазихина Е.Е. о восстановлении срока обжалования постановления инспектора по ИАЗ ЦАФАП ГИБДД УМВД России по Оренбургской области от 15 августа 2022 года N.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, Мазихин Е.Е. ставит вопрос об отмене постановления должностного лица и судебных актов, вынесенных в отношении него.
В соответствии с частью 2 статьи 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, принявший к рассмотрению жалобу, протест, в интересах законности имеет право проверить дело об административном правонарушении в полном объеме.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы заявителя, прихожу к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
В соответствии с частью 2 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в случае пропуска срока, предусмотренного частью 1 названной статьи, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу.
Об отклонении ходатайства о восстановлении срока обжалования постановления по делу об административном правонарушении выносится определение (часть 4 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Из материалов дела усматривается, что копия постановления инспектора по ИАЗ ЦАФАП ГИБДД УМВД России по Оренбургской области от 15 августа 2022 года N направлена Мазихину Е.Е. 15 августа 2022 года по месту регистрации: "адрес", однако, после неудачной попытки вручения 23 августа 2022 года, была возвращена отправителю 31 августа 2022 года и помещена на временное хранение 31 августа 2022 года (N).
В случае, если копия постановления по делу об административном правонарушении, направленная по месту жительства или месту нахождения лица, привлекаемого к административной ответственности, была возвращена с отметкой на почтовом извещении (отправлении) об отсутствии этого лица по указанному адресу либо о его уклонении от получения почтового отправления, а также по истечении срока хранения, то постановление вступает в законную силу по истечении десяти суток, а постановления по делам об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.1 - 5.25, 5.45 - 5.52, 5.56, 5.58 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, - по истечении пяти дней после даты поступления (возвращения) копии данного постановления (статьи 30.3, 31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях) (пункт 29.1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").
Таким образом, последним днем для подачи жалобы на постановление должностного лица от 15 августа 2022 года являлось 10 сентября 2022 года.
При этом жалоба на постановление инспектора по ИАЗ ЦАФАП ГИБДД УМВД России по Оренбургской области от 15 августа 2022 года N подана Мазихиным Е.Е. 22 марта 2023 года, что подтверждается копией конверта (л.д. 11-12), то есть с пропуском установленного частью 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срока.
Отказывая в удовлетворении ходатайства о восстановлении срока обжалования, судья Центрального районного суда г. Оренбурга, с мнением которого согласился судья областного суда, пришел к выводу о том, что данных, свидетельствующих о наличии уважительных причин, препятствующих подаче жалобы в установленный законом срок, не имеется.
Согласно правовой позиции, выраженной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 17 июля 2012 года N 1339-О, в силу части 1 статьи 24.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях заявленные участниками производства по делу об административном правонарушении ходатайства подлежат обязательному рассмотрению судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится данное дело, что, однако, не предполагает их обязательное удовлетворение. При этом, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях, если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом (определения от 25 декабря 2008 г. N 990-О-О, от 21 апреля 2011 года N 465-О-О, от 21 июня 2011 года N 749-О-О, от 29 сентября 2011 года N 1066-О-О и др.).
Уважительными причинами являются обстоятельства, не зависящие от воли лица, имеющего право обжалования, которые объективно препятствовали своевременной подаче жалобы или исключали ее.
Оснований не согласиться с выводами судьи Центрального районного суда г. Оренбурга, изложенными в определении от 31 июля 2023 года, не имеется, они сделаны с учетом норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и содержащихся в ходатайстве доводов.
Не содержится сведений об уважительных причинах пропуска указанного срока и в жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции.
Неполучение копии постановления по делу об административном правонарушении не является объективно препятствующим реализации Мазихиным Е.Е. своего права на обжалование постановления по делу об административном правонарушении в установленный срок. Эти доводы получили надлежащую правовую оценку нижестоящими судебными инстанциями при рассмотрении дела.
Вопреки доводам жалобы, должностным лицом созданы необходимые условия для реализации Мазихиным Е.Е. права на обжалование постановления в установленный законом срок, копия постановления инспектора по ИАЗ ЦАФАП ГИБДД УМВД России по Оренбургской области от 22 августа 2022 года N была направлена Мазихину Е.Е. по месту регистрации, порядок и срок обжалования разъяснены, неполучение заявителем направленной в его адрес почтовой корреспонденции не является основанием полагать, что его права были нарушены.
Доводы жалобы о том, что постановление должностным лицом административного органа направлялось не по месту регистрации Мазихина Е.Е, были проверены судьями нижестоящих судебных инстанций и признаны несостоятельными.
В соответствии с частью 3 статьи 8 Федерального закона от 3 августа 2018 года N 283-ФЗ "О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" владелец транспортного средства обязан обратиться с заявлением в регистрационное подразделение для совершения регистрационных действий в случаях, установленных настоящим Федеральным законом.
Согласно статьи 11 вышеуказанного Закона, регистрационные данные транспортного средства - данные транспортного средства, подлежащие государственному учету и вносимые в регистрационные документы. К регистрационным данным транспортного средства относятся: данные о владельце транспортного средства.
Как установлено пунктом 6 Правил государственной регистрации транспортных средств в регистрационных подразделениях Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2019 года N 1764 (далее - Правила N 1764), регистрационные действия совершаются на основании заявления владельца транспортного средства или его представителя о совершении регистрационных действий, а также в случаях, установленных Федеральным законом "О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", - по инициативе регистрационного подразделения.
Регистрация транспортных средств, принадлежащих гражданам Российской Федерации, производится с внесением в банки данных Министерства внутренних дел Российской Федерации адреса, указанного в документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации (пункт 8 Правил N 1764).
Согласно пункту 51 Правил N 1764 внесение изменений в регистрационные данные транспортного средства осуществляется при изменении содержания или состава регистрационных данных транспортного средства, содержащихся в соответствующей записи государственного реестра транспортных средств, и внесении соответствующих изменений в документы, идентифицирующие транспортное средство.
Таким образом, обязанность по изменению регистрационных данных в ГИБДД возложена на собственника транспортного средства, который при смене адреса места проживания должен внести изменения в регистрационные данные транспортного средства.
Доказательств того, что Мазихин Е.Е. своевременно обращался в административный орган с заявлением о внесении изменений в регистрационные данные транспортного средства не представлено.
Установленная частью 3 статьи 28.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обязанность по направлению копии постановления по делу об административном правонарушении лицу, в отношении которого оно вынесено, выполнена должностным лицом административного органа надлежащим образом. Копия названного выше постановления о привлечении к административной ответственности направлена Мазихина Е.Е. по адресу, указанному в регистрационных документах.
Оснований не согласиться с выводами судей районного и областного судов, изложенными в судебных актах, не имеется.
При таких обстоятельствах определение судьи Центрального районного суда г. Оренбурга от 31 июля 2023 года, решение судьи Оренбургского областного суда от 19 сентября 2023 года, вынесенные в отношении Мазихина Евгения Евгеньевича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 12.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются законными, правовые основания для их отмены отсутствуют.
Ссылки заявителя на судебную практику по иным делам об административных правонарушениях в отношении заявителя не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемых судебных актов по настоящему делу, поскольку при рассмотрении дел об административном правонарушении судами учитываются обстоятельства, присущие каждому конкретному делу и основанные на доказательствах, представленных участвующими в деле лицами.
То обстоятельство, что в определении судьи районного суда дата подачи Мазихиным Е.Е. жалобы на постановление инспектора по ИАЗ ЦАФАП ГИБДД УМВД России по Оренбургской области от 15 августа 2022 года N указана как 15 марта 2023 года, является явной опиской, подлежащей устранению в порядке, предусмотренном статьей 29.12.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Жалобу Мазихина Е.Е. в части обжалования постановления инспектора по ИАЗ ЦАФАП ГИБДД УМВД России по Оренбургской области от 15 августа 2022 года N следует оставить без рассмотрения, поскольку данный акт не был предметом судебного рассмотрения (статья 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях) указанное постановление не являлось (абзац 3 пункта 34 Постановления Пленума Верховного суда РФ N 5 от 24 марта 2005 года "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановила:
определение судьи Центрального районного суда г. Оренбурга от 31 июля 2023 года, решение судьи Оренбургского областного суда от 19 сентября 2023 года, вынесенные в отношении Мазихина Евгения Евгеньевича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 12.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу Мазихина Е.Е. оставить без удовлетворения.
Жалобу Мазихина Евгения Евгеньевича на постановление инспектора по ИАЗ ЦАФАП ГИБДД УМВД России по Оренбургской области от 15 августа 2022 года N оставить без рассмотрения.
Судья Н.В. Волынчук
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.