Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Волынчук Н.В., рассмотрев жалобу защитника Куликовой Ю.В., действующей в интересах Фатуллаева Аслана Гурбан Оглы, на вступившие в законную силу постановление судьи Октябрьского районного суда г. Кирова от 7 сентября 2023 года и решение судьи Кировского областного суда от 21 сентября 2023 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Фатуллаева Аслана Гурбан оглы,
УСТАНОВИЛА:
постановлением судьи Октябрьского районного суда г. Кирова от 7 сентября 2023 года, оставленным без изменения решением судьи Кировского областного суда от 21 сентября 2023 года, Фатуллаев А.Г.о. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере двух тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения с содержанием до исполнения административного наказания в виде административного выдворения в Центре временного содержания иностранных граждан УМВД России по г. Кирову.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, заявитель просит изменить судебные акты путем переквалификации деяния Фатуллаева А.Г.о. на часть 1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением административного насекания в виде административного штрафа, исключить назначенное наказание в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения, Фатуллаева А.Г.о. к административной ответственности) нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ).
Согласно статье 2 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ законно находящимся в Российской Федерации иностранным гражданином признается лицо, прибывшее в Российскую Федерацию на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получившее миграционную карту, но не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание.
В соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с настоящим Федеральным законом. При этом непрерывный срок временного пребывания в Российской Федерации указанного иностранного гражданина не может превышать девяносто суток.
В пункте 2 статьи 5 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ установлено, что временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации, за исключением случаев, когда на день истечения указанных сроков ему продлены срок действия визы или срок временного пребывания, либо ему выданы новая виза, или разрешение на временное проживание, или вид на жительство, либо у него приняты заявление и иные документы, необходимые для получения им разрешения на временное проживание в порядке, предусмотренном статьей 6.1 настоящего Федерального закона, либо у него принято заявление о выдаче уведомления о возможности приема в гражданство Российской Федерации иностранного гражданина, признанного носителем русского языка в соответствии со статьей 33.1 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации", или заявление о выдаче вида на жительство, либо федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел принято ходатайство работодателя или заказчика работ (услуг) о привлечении иностранного гражданина к трудовой деятельности в качестве высококвалифицированного специалиста или заявление работодателя или заказчика работ (услуг) о продлении срока действия разрешения на работу, выданного такому высококвалифицированному специалисту в соответствии со статьей 13.2 настоящего Федерального закона, либо ходатайство образовательной организации, в которой иностранный гражданин обучается по очной или очно-заочной форме по основной профессиональной образовательной программе, имеющей государственную аккредитацию, или ходатайство федеральной государственной образовательной организации, в которой иностранный гражданин обучается на подготовительном отделении или подготовительном факультете по дополнительной общеобразовательной программе,
обеспечивающей подготовку иностранных граждан к освоению основных профессиональных образовательных программ на русском языке, о продлении срока временного пребывания в Российской Федерации такого иностранного гражданина.
В силу статьи 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" (далее также Федеральный закон от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ) иностранный гражданин или лицо без гражданства, въехавшие на территорию Российской Федерации с нарушением установленных правил, либо не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, либо утратившие такие документы и не обратившиеся с соответствующим заявлением в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, либо уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, а равно нарушившие правила транзитного проезда через территорию Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что 6 сентября 2023 года в 14 часов 20 минут по адресу: "адрес", выявлен гражданин Республики Азербайджан, Фатуллаев А.Г.о, допустивший нарушение режима пребывания (проживания) иностранных граждан в Российской Федерации, выразившееся в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (с 20 ноября 2022 года по 25 января 2023 года).
Указанные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении; паспортом иностранного гражданина; протоколом об административном задержании; рапортом должностного лица; письменными объяснениями, Фатуллаева А.Г.о.; данными базы данных ФМС России АС ЦБДУИГ; копией миграционной карты; копией патента, которые оценены в совокупности с другими материалами дела об административном правонарушении по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности.
Таким образом, Фатуллаев А.Г.о. обоснованно привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения.
Постановление о привлечении Фатуллаева А.Г.о. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено судьей в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Доводы заявителя о необходимости переквалификации деяния Фатуллаева А.Г.о. на часть 1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были предметом исследования судьи областного суда, получили надлежащую правовую оценку, что нашло отражение в соответствующем судебном акте. Оснований не согласиться с выводами суди областного суда не усматривается.
В соответствии со статей 24 Федерального закона от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ иностранным гражданам или лицам без гражданства въезд в Российскую Федерацию и выезд из Российской Федерации могут быть не разрешены по основаниям, предусмотренным данным законом.
Согласно подпункту 12 части первой статьи 27 Федерального закона от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину или лицу без гражданства не разрешается в случае, если иностранный гражданин или лицо без гражданства в период своего предыдущего пребывания в Российской Федерации превысили срок пребывания в девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, - в течение трех лет со дня выезда из Российской Федерации.
Частью 1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в нарушении установленных правил въезда в Российскую Федерацию, в нарушении правил миграционного учета, передвижения или порядка выбора места пребывания или жительства, транзитного проезда через территорию Российской Федерации, в неисполнении обязанностей по уведомлению о подтверждении своего проживания в Российской Федерации в случаях, установленных федеральным законом.
Между тем, как следует из протокола об административном правонарушении, нарушение подпункта 12 части первой статьи 27 Федерального закона от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ Фатуллаеву А.Г.о. не вменялось в данном случае.
Исходя из положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, рассмотрение дела об административном правонарушении осуществляется в пределах объема обвинения, предъявленного лицу при его возбуждении, выходить за пределы которого недопустимо.
Действия Фатуллаева А.Г.о. квалифицированы верно в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы жалобы не свидетельствуют об отсутствии в действиях Фатуллаева А.Г.о. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Из материалов дела не следует, что при возбуждении дела об административном правонарушении и в ходе производства по делу право Фатуллаева А.Г.о. на защиту было нарушено.
При назначении Фатуллаеву А.Г.о. административного наказания требования статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были соблюдены: учтены характер совершенного административного правонарушения, личность виновного и другие обстоятельства дела.
Доводы жалобы заявителя о том, что Фатуллаев А.Г.о, прибыв на территорию Российской Федерации 12 мая 2023 года, встал на миграционный учет, приобрел патент, который в последствии неоднократно продлевал, оплачивал налоги, у него имеется медицинская страховка, сертификат о владении русским языком, и приложенные к жалобе документы (платежные квитанции, сертификат от 31 мая 2023 года, полис добровольного медицинского страхования сроком действия с 8 июня 2023 года по 7 июня 2026 года), не свидетельствуют о незаконности обжалуемых судебных актов и наличии оснований для изменения назначенного административного наказания в части выдворения за пределы Российской Федерации.
Все те обстоятельства, на которые указано защитником в жалобе, возникли после периода времени, в течении которого Фатуллаеву А.Г.о. вменено нахождение на территории Российской Федерации с нарушением режима пребывания (проживания) иностранных граждан в Российской Федерации.
Между тем, из письменных объяснений Фатуллаева А.Г.о. (л.д. 3) следует, что Фатуллаев А.Г.о. в период времени с 20 ноября 2022 года по 25 января 2023 года, находясь на территории Российской Федерации, фактически к трудовой деятельности не приступал, за выдачей патента не обращался, проживал на территории Тюменской области, однако адрес места проживания указать не смог, сведений о принявшей его стороне не представил.
При даче письменных объяснений Фатуллаеву А.Г.о. права, предусмотренные статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, положения статьи 51 Конституции Российской Федерации разъяснялись, письменные объяснения получены с соблюдением требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются надлежащим доказательством.
Сведений о том, что на территории Российской Федерации у Фатуллаева А.Г.о. имеются устойчивые семейные связи, в материалы дела не представлено.
Доводы жалобы о недостаточном знании Фатуллаевым А.Г.о. законодательства Российской Федерации, в том числе миграционного, не могут послужить основанием для освобождения его от административной ответственности.
В целом доводы жалобы направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств.
Несогласие заявителя жалобы с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства, подлежащих применению к рассматриваемым правоотношениям, не свидетельствует о том, что при рассмотрении данного дела допущены существенные нарушения названного Кодекса и (или) предусмотренных им процессуальных требований, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Назначенное наказание согласуется с санкцией части 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Следует отметить, что постановление о назначении административного наказания исполнено полностью, что подтверждается чек-ордером об оплате штрафа от 11 сентября 2023 года и копией постановления об окончании исполнительного производства от 11 октября 2023 года (л.д. 87-88, 91).
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену состоявшихся по делу судебных постановлений, в ходе производства по данному делу допущено не было.
При таких обстоятельствах состоявшиеся судебные акты сомнений в своей законности не вызывают, оснований для их отмены или изменения не усматривается.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановила:
постановление судьи Октябрьского районного суда г. Кирова от 7 сентября 2023 года и решение судьи Кировского областного суда от 21 сентября 2023 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Фатуллаева Аслана Гурбан оглы, оставить без изменения, а жалобу защитника Куликовой Ю.В, действующей в интересах Фатуллаева Аслана Гурбан Оглы- без удовлетворения.
Судья Н.В. Волынчук
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.