Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Новоженина О.Р., рассмотрев жалобу Гасанова Саида Анара оглы на вступившие в законную силу постановление судьи Устиновского районного суда города Ижевска Удмуртской Республики от 23 октября 2023 года, решение судьи Верховного Суда Удмуртской Республики от 7 ноября 2023 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Гасанова Саида Анара оглы,
УСТАНОВИЛА:
постановлением судьи Устиновского районного суда города Ижевска Удмуртской Республики от 23 октября 2023 года, оставленным без изменения решением судьи Верховного Суда Удмуртской Республики от 7 ноября 2023 года, Гасанов Саид Анар оглы (далее- Гасанов С.А.) признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 2 000 рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации в виде контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, Гасанов С.А. выражает несогласие с вынесенными по делу постановлениями, просит их отменить, производство по делу прекратить.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, прихожу к следующему.
Согласно части 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением (все нормы в настоящем постановлении приводятся в редакции, действовавшей на момент обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Гасанова С.А. к административной ответственности) признается нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ).
В силу статьи 2 указанного закона законно находящийся в Российской Федерации иностранный гражданин - лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
Как указано в пункте 1 статьи 5 указанного Федерального закона срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации определяется сроком действия выданной ему визы, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в случае, если такой срок не продлён в соответствии с настоящим Федеральным законом. При этом непрерывный срок временного пребывания в Российской Федерации указанного иностранного гражданина не может превышать девяносто суток.
В соответствии с пунктом 2 статьи 5 Федерального закона N 115-ФЗ временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации за исключением случаев, когда на день истечения указанных сроков ему продлены срок действия визы или срок временного пребывания, либо ему выданы новая виза, или разрешение на временное проживание, или вид на жительство, либо у него приняты заявление и иные документы, необходимые для получения им разрешения на временное проживание в порядке, предусмотренном статьей 6.1 настоящего Федерального закона, либо у него принято заявление о выдаче уведомления о возможности приема в гражданство Российской Федерации иностранного гражданина, признанного носителем русского языка в соответствии со статьей 33.1 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации", или заявление о выдаче вида на жительство, либо федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции (далее - федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции), принято ходатайство работодателя или заказчика работ (услуг) о привлечении иностранного гражданина к трудовой деятельности в качестве высококвалифицированного специалиста или заявление работодателя или заказчика работ (услуг) о продлении срока действия разрешения на работу, выданного такому высококвалифицированному специалисту в соответствии со статьей 13.2 настоящего Федерального закона, либо ходатайство образовательной организации, в которой иностранный гражданин обучается по очной или очно-заочной форме по основной профессиональной образовательной программе, имеющей государственную аккредитацию, о продлении срока временного пребывания в Российской Федерации такого иностранного
гражданина.
В силу положений статьи 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" иностранный гражданин или лицо без гражданства, въехавшие на территорию Российской Федерации с нарушением установленных правил, либо не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, либо утратившие такие документы и не обратившиеся с соответствующим заявлением в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, либо уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, а равно нарушившие правила транзитного проезда через территорию Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что 23 октября 2023 года в 15 часов 10 минут по адресу: Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул. Ворошилова, дом N 23 сотрудниками полиции выявлен гражданин "данные изъяты" Гасанов С.А, допустивший нарушение режима пребывания (проживания) иностранных граждан в Российской Федерации, выразившееся в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (превышение срока пребывания девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток).
Так, Гасанов С.А. прибыл в Российскую Федерацию 14 июня 2023 года, выехал за пределы Российской Федерации 30 июня 2023 года (срок пребывания составил 16 суток).
24 июля 2023 года Гасанов С.А. вновь въехал в Российскую Федерацию, поставлен на миграционный учёт, выехал из Российской Федерации 17 октября 2023 года (срок пребывания составил 85 суток).
17 октября 2023 года Гасанов С.А. вновь въехал на территорию Российской Федерации, однако по истечению суммарного срока пребывания в девяносто суток в течение периода в сто восемьдесят суток последний, в нарушение пункта 1 статьи 5 Федерального закона N 115-ФЗ Российскую Федерацию не покинул. По состоянию на 23 октября 2023 года суммарный срок пребывания Гасанова С.А. на территории Российской Федерации составил 107 суток в период в 180 суток (с 14 июня 2023 года по 11 декабря 2023 года).
Совершенные Гасановым С.А. действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.
Факт нарушения указанным лицом режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившегося в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания подтверждается собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении (л.д.7-8); сведениями ФМС России АС ЦБДУИГ (л.д.9-15); копией паспорта (л.д. 16); копией миграционной карты (л.д. 17), оценёнными в совокупности с другими материалами дела об административном правонарушении по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности.
Таким образом, совершенное Гасановым С.А. деяние, а именно нарушение им режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания, образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Действия Гасанова С.А, не содержащие уголовно наказуемого деяния, квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и миграционного законодательства.
Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Постановление о привлечении Гасанова С.А. к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Жалоба на постановление рассмотрена в соответствии с требованиями статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в полном объёме, решение судьи требованию статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях соответствует в полной мере.
Порядок привлечения Гасанова С.А. к административной ответственности не нарушен.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, заявитель в обоснование незаконности привлечения к административной ответственности указывает на то, что на территории Российской Федерации проживает его супруга, она является гражданкой Российской Федерации, находится в состоянии беременности, в связи с чем полагает, что его выдворение приведёт к нарушению права на общение с семьёй; обращает внимание на то, что при составлении протокола об административном правонарушении ему не был предоставлен переводчик.
Данные доводы жалобы были предметом рассмотрения судьи Верховного Суда Удмуртской Республики, получили оценку, подробно приведённую в судебном решении. Выводы судьи заслуживают поддержки, они основаны на имеющихся в деле доказательствах и правильном применении норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и миграционного законодательств. Оснований для отмены постановления или изменения постановления по делу об административном правонарушении в части назначенного дополнительного наказания обоснованно установлено не было.
При возбуждении дела и его рассмотрении по существу Гасанов С.А. о наличии семейных отношений не заявлял. Как следует из копии свидетельства о заключении брака, представленного в суд кассационной инстанции совместно с жалобой, Гасанов С.А. заключил брак 7 ноября 2023 года, то есть после вынесения постановления о привлечении к административной ответственности.
Кроме того, необходимо отметить, что наличие у иностранного гражданина родственников, имеющих гражданство Российской Федерации и проживающих на её территории, не освобождает иностранного гражданина от обязанности соблюдать миграционное законодательство страны пребывания и не является основанием к невозможности применения к нему наказания в виде административного выдворения за её пределы.
Нарушения права Гасанова С.А. на защиту допущено не было.
Само по себе то обстоятельство, что Гасанов С.А. является гражданином "данные изъяты" не является безусловным основанием для предоставления ему переводчика.
Как следует из протокола об административном правонарушении, должностным лицом Гасанову С.А. были разъяснены права, предусмотренные статьёй 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, положение статьи 51 Конституции Российской Федерации. Данный протокол сведений о том, что Гасанов С.А. нуждается в предоставлении ему переводчика не содержит. Напротив, из протокола следует, что он собственноручно на русском языке написал: "права и обязанности мне разъяснены и понятны, в услугах защитника и переводчика не нуждаюсь" и подписал протокол.
Указанное лицо не было лишено возможности заявить ходатайство в порядке статьи 24.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о предоставлении ему переводчика, однако указанным правом оно не воспользовалось ни при составлении протокола, ни при рассмотрении дела в суде первой инстанции. В материалах дела имеется расписка, отобранная у Гасанова С.А, в которой последний собственноручно написал "русским языком владею, в услугах переводчика не нуждаюсь" (л.д. 20).
Указанные обстоятельства не позволили должностному лицу, оформившему административный материал, и судебным инстанциям усомниться во владении Гасановым С.А. русским языком в той степени, которая была необходима для понимания смысла и значения процессуальных действий, совершаемых в рамках возбуждённого в отношении него дела об административном правонарушении.
Рассмотрение судьёй Верховного Суда Удмуртской Республики жалобы на постановление в отсутствие Гасанова С.А. о нарушении права последнего на защиту не свидетельствует. Заявитель о рассмотрении жалобы в суде второй инстанции 7 ноября 2023 года был извещён надлежащим образом. Ходатайство Гасанова С.А. об отложении рассмотрения жалобы на 10 ноября 2023 года по причине болезни было рассмотрено судьёй второй инстанции, основания отклонения ходатайства приведены в решении суда, что согласуется с требованиями статьи 24.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Содержащееся в статье 24.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях правило об обязательном рассмотрении ходатайства судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится данное дело, само по себе не означает, что ходатайство должно быть удовлетворено.
При этом Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит норм об обязательном участии лица, привлекаемого к административной ответственности, при рассмотрении жалобы на постановление.
Кроме того, следует также указать, что наличие заболевания, на которое ссылается заявитель, не препятствовало ему присутствовать 7 ноября 2023 года при заключении им брака в отделе ЗАГСа администрации муниципального образования "Муниципальный округ Шарканский район Удмуртской Республики", а также в этот же день присутствовать на амбулаторном приёме у терапевта ООО "Медицинский Центр "Доктор Плюс", находящегося в г. Ижевске.
Право Гасанова С.А. на защиту в ходе производства по делу реализовано.
При назначении Гасанову С.А. административного наказания требования статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судьёй районного суда были соблюдены. Учитывая характер совершенного административного правонарушения, личность виновного, его материальное положение, отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность, наличие обстоятельства смягчающего административную ответственность, которым судья признал признание вины, судья пришёл к выводу о необходимости назначения административного выдворения за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда за пределы Российской Федерации.
Административное наказание назначено Гасанову С.А. в пределах санкции части 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с соблюдением требований статей 3.1, 3.5, 3.10, 4.1 - 4.3 данного Кодекса, является обоснованным и справедливым.
Назначение Гасанову С.А. дополнительного наказания основано на данных, подтверждающих необходимость применения к нему указанной меры ответственности и её соразмерность предусмотренным частью 1 статьи 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях целям административного наказания, связанным с предупреждением совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Изложенное в совокупности позволяет признать отсутствие оснований для изменения или отмены обжалуемых постановлений.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь изменение или отмену обжалуемого судебного постановления, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановила:
постановление судьи Устиновского районного суда города Ижевска Удмуртской Республики от 23 октября 2023 года, решение судьи Верховного Суда Удмуртской Республики от 7 ноября 2023 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Гасанова Саида Анара оглы оставить без изменения, а жалобу Гасанова Саида Анара оглы - без удовлетворения.
Судья О.Р. Новоженина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.