Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе председательствующего судьи Сказочкина В.Н., судей Алексеева Д.В., Фахрутдинова И.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства имущественных отношений Самарской области, поданную 1 ноября 2023 года на решение Самарского областного суда от 24 марта 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 25 июля 2023 года по административному делу N 3а-291/2023 по административному иску Ясеневой Ирины Владимировны о признании недействующими отдельных пунктов Перечней объектов недвижимого имущества, находящегося на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2018-2022 годы, утвержденных приказами Министерства имущественных отношений Самарской области.
Заслушав доклад судьи Алексеева Д.В, объяснения представителя Министерства имущественных отношений Самарской области Зубовой Е.В, прокурора отдела управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Макарова Е.Н, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Ясенева И.В. обратилась в суд с административным иском, после уточнения заявив требования о признании недействующими со дня принятия:
пункта 22640 Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год, утвержденного приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 18 октября 2017 года N 1647, пункта 23340 Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2019 год, утвержденного приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 29 октября 2018 года N 1608, пункта 25793 Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2020 год, утвержденного приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 7 октября 2019 года N 2201, пункта 23841 Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2021 год, утвержденного приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 19 октября 2020 года N 2014, пункта 1479 Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2022 год, утвержденного приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 22 октября 2021 года N 2233.
Требования мотивировала тем, что в Перечни включено принадлежащее ей на праве собственности нежилое помещение с кадастровым номером N, расположенное в многоквартирном жилом доме по адресу: "адрес", однако оно не обладает признаками, предусмотренными в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Включение помещения в перечни нарушает ее права, поскольку незаконно возлагает обязанность по уплате налога на имущество в повышенном размере.
Решением Самарского областного суда от 24 марта 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 25 июля 2023 года, административный иск удовлетворен.
В кассационной жалобе Министерство имущественных отношений Самарской области просит отменить судебные постановления и отказать в удовлетворении административного иска, приводит доводы о том, что принадлежащее административному истцу нежилое помещение использовалось под бытовое обслуживание, правомерность включения нежилого помещения в оспариваемые Перечни подтвердилась осмотром помещения и информацией, имеющейся в сети "Интернет".
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не нашла оснований для отмены или изменения обжалованных судебных актов.
Согласно подпунктам 1, 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации нежилое помещение признается недвижимым имуществом, налоговая база которого определяется исходя из кадастровой стоимости, если представляет собой административно-деловой центр, торговый центр (комплекс), либо если назначение, разрешенное использование или наименование в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которое фактически используются для размещения перечисленных объектов.
При этом вышеназванными объектами признаются те, которые расположены на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает соответствующее размещение объектов, или фактическим использованием нежилого помещения для размещения которых признается использование в этих целях не менее 20 процентов его общей площади (пункты 3, 4, 5 статьи 378.2 НК РФ).
Разрешая спор, судебные инстанции исходили из сведений о том, что принадлежащее административному истцу помещение имело наименование "нежилое помещение", находится в многоквартирном доме, сведения о земельном участке, в пределах которого расположено здание, в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют, при этом данные технического паспорта объекта не указывали на возможность отнесения его к помещениям, указанным в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку из него не усматривается, что не менее 20 процентов общей площади помещения использовались бы для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и объектов бытового обслуживания.
Мероприятия для определения фактического использования здания на время формирования и утверждения оспариваемых Перечней уполномоченным органом не проводились, акт осмотра объекта недвижимого имущества от 20 ноября 2020 года, согласно которому нежилое помещение использовалось под объект бытового обслуживания, составлен после утверждения Перечней на 2018-2021 годы, то есть не соответствует положениям Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, утвержденного Правительством Самарской области от 25 июля 2016 года N 402.
Судами указано, что наличие вышеназванного акта, датированного 20 ноября 2020 года, не означает установления вида фактического использования объекта недвижимости для целей составления Перечня на 2022 год.
Ввиду правильного применения судами норм материального и процессуального права оснований для переоценки выводов судов, отмены или изменения судебных актов по настоящему делу не имеется.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Самарского областного суда от 24 марта 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 25 июля 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства имущественных отношений Самарской области - без удовлетворения.
На кассационное определение может быть подана кассационная жалоба в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 29 января 2024 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.