Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Ляпина Н.А, судей Белова В.И. и Умбетовой Э.Ж.
рассмотрела в открытом судебном заседании поданную 9 ноября 2023 года кассационную жалобу административного ответчика Черевовой Н.Г. на решение Лениногорского городского суда Республики Татарстан от 12 сентября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 18 августа 2023 года по административному делу N 2а-890/2022 по административному исковому заявлению межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 17 по Республике Татарстан к Черевовой Нафисе Гатавовне о взыскании пени по налогу на доходы физических лиц.
Заслушав доклад председательствующего судьи Ляпина Н.А, изложившего обстоятельства административного дела, содержание обжалуемых судебных постановлений и доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 17 по Республике Татарстан (далее - МИ ФНС России N 17 по Республике Татарстан, административный истец; приказом ФНС России от 2 июня 2022 года присоединена к МИ ФНС России N 16 по Республике Татарстан путём реорганизации), обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором просила взыскать с Черевовой Н.Г. (далее - административный ответчик) пени по налогу на доходы физических лиц с доходов за 2016 год, полученных в соответствии со статьёй 228 Налогового кодекса Российской Федерации, в сумме "данные изъяты" рублей "данные изъяты" копеек за период с 10 ноября 2017 года по 20 декабря 2018 года.
Решением Лениногорского городского суда Республики Татарстан от 12 сентября 2022 года административное исковое заявление удовлетворено. С Черевовой Н.Г. в доход государства взысканы пени по налогу на доходы физических лиц, полученные физическими лицами в соответствии со статьёй 228 Налогового кодекса Российской Федерации, за 2016 год в сумме "данные изъяты" рублей "данные изъяты" копеек за период с 10 ноября 2017 года по 20 декабря 2018 года. Также с административного ответчика в бюджет Лениногорского муниципального района Республики Татарстан взыскана государственная пошлина в сумме "данные изъяты" рублей.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 17 марта 2023 года решение суда первой инстанции отменено и принято новое решение, которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Кассационным определением судебной коллегии по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 5 июля 2023 года апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 17 марта 2023 года отменено, административное дело направлено на новое апелляционное рассмотрение в Верховный Суд Республики Татарстан.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 18 августа 2023 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поступившей в Шестой кассационный суд общей юрисдикции 22 ноября 2023 года, административный ответчик просит отменить судебные акты судов обеих инстанций и вынести новое решение, ссылаясь на то, что у МИ ФНС России N 17 по Республике Татарстан не имелось оснований для начисления пени по налогу, который уже был взыскан в судебном порядке, а также на пропуск административным истцом срока исковой давности для подачи первоначального заявления о выдаче судебного приказа на взыскание пени.
Информация о времени и месте судебного заседания суда кассационной инстанции в соответствии с частью 7 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) размещена на официальном сайте Шестого кассационного суда общей юрисдикции в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 25 ноября 2023 года.
Лица, участвующие в деле, извещённые о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в судебное заседание не явились, явку представителей не обеспечили. На основании статьи 326 КАС РФ судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 9 июля 2020 года N 17 "О применении судами норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, регулирующих производство в суде кассационной инстанции", суд кассационной инстанции рассматривает кассационную жалобу в пределах указанных в ней доводов и не вправе проверять законность судебных актов в той части, в которой они не обжалуются (часть 2 статьи 329 КАС РФ).
Проверяя законность судебных актов в пределах доводов кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не находит предусмотренных частью 2 статьи 328 КАС РФ оснований для отмены или изменения обжалуемых решений, руководствуясь следующим.
В соответствии со статьёй 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Положениями статьи 286 КАС РФ предусмотрено, что органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделённые в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счёт уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В силу статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком с момента предъявления в банк поручения на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счёт Федерального казначейства денежных средств со счета налогоплательщика в банке при наличии на нём достаточного денежного остатка на день платежа.
В соответствии с пунктом 1 статьи 75 НК РФ (здесь и далее - в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) пеней признаётся установленная данной статьёй денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Согласно пункту 5 той же статьи Кодекса, пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объёме.
Из материалов административного дела следует и судами установлено, что заявленные ко взысканию с Черевовой Н.Г. пени были начислены налоговым органом на сумму недоимки по налогу на доходы физических лиц с доходов в размере "данные изъяты" рублей, полученных административным ответчиком в соответствии со статьёй 228 НК РФ за 2016 год, и составили "данные изъяты" рублей "данные изъяты" копеек за период с 10 ноября 2017 года по 20 декабря 2018 года.
Недоимка по налогу на доходы физических лиц в размере "данные изъяты" рублей была взыскана с Черевовой Н.Г. на основании судебного приказа мирового судьи судебного участка N 4 по Лениногорскому судебному району Республики Татарстан от 19 января 2018 года по делу N 2а-3/2018 (л.д. 184).
15 марта 2022 года мировым судьёй судебного участка N 4 по Лениногорскому судебному району Республики Татарстан вынесен судебный приказ о взыскании с Черевовой Н.Г. пени по налогу на доходы физических лиц с доходов, полученных ею в соответствии со статьёй 228 НК РФ за 2016 год, в размере "данные изъяты" рублей "данные изъяты" копеек, который определением того же судьи от 18 марта 2022 года отменён в связи с поступившими возражениями должника (л.д. 5).
В силу части 1 статьи 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства и подтвердить факты, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений.
Основания и мотивы, по которым суды пришли к поставленным под сомнение в жалобе выводам, доказательства, принятые судами во внимание, применённые нормы материального права подробно приведены в обжалуемых актах.
Реализуя принцип состязательности и равноправия сторон административного судопроизводства при активной роли суда (пункт 7 статьи 6, статья 14 КАС РФ), судебные инстанции, подвергнув детальному анализу обстоятельства дела и хронологию событий, верно распределили бремя доказывания и учли, что формальный подход недопустим в делах, в которых гражданин в отношениях с органами публичной власти выступает как слабая сторона, при этом административный истец доказал соблюдение порядка и сроков предъявления налогоплательщику уведомлений и требований об уплате налога, в то время как доказательств своевременной оплаты задолженности административным ответчиком не представлено.
Утверждения подателя жалобы о том, у налогового органа не имелось правовых оснований для начисления пени по налогу, который был взыскан в судебном порядке, приводились ею ранее в судах нижестоящих инстанций и были обоснованно отклонены как несостоятельные, противоречащие обстоятельствам дела, поскольку сумма налога, указанная Черевовой Н.Г. в декларации по форме 3-НДФЛ за 2016 год, в добровольном порядке оплачена не была, в связи с чем по заявлению МИ ФНС России N 17 по Республике Татарстан мировым судьёй судебного участка N 4 по Лениногорскому судебному району Республики Татарстан вынесен судебный приказ по делу N 2а-3/2018 от 19 января 2018 года о взыскании с Черевовой Н.Г. недоимки по налогу на доходы физических лиц в размере "данные изъяты" рублей. Сведений об отмене вышеназванного судебного приказа в материалах дела не имеется, при этом погашение налоговой задолженности в судебном порядке, признанное административным ответчиком в кассационной жалобе, подтверждает правильность выводов судов о наличии у налогового органа оснований для начисления пени.
Доводы кассационной жалобы о пропуске срока исковой давности для подачи заявления о выдаче судебного приказа о взыскании недоимки по пене, приводившиеся ранее административным ответчиком в апелляционной жалобе, также получили надлежащую оценку и были обоснованно отклонены с приведением в апелляционном определении соответствующей мотивировки, оснований не согласиться с которой судебная коллегия суда кассационной инстанции не усматривает.
Суждения, приведенные в кассационной жалобе, связанные с иным толкованием положений налогового законодательства, выводы судов не опровергают, лишены бесспорных правовых аргументов, направлены на переоценку обстоятельств дела, представленных доказательств и сделанных на их основе выводов, что в силу положений статей 328 и 329 КАС РФ не относится к компетенции суда кассационной инстанции, который при отсутствии достаточных правовых оснований, связанных с существенным нарушением норм материального и процессуального права, повлиявшим на исход дела, не вправе переоценивать доказательства по делу.
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций правильно определили юридически значимые обстоятельства дела, применили закон, подлежащий применению, дали надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебных заседаниях доказательствам, а постановленные по делу судебные акты соответствуют нормам материального и процессуального права, в связи с чем основания для их отмены отсутствуют.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 329 и статьёй 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Лениногорского городского суда Республики Татарстан от 12 сентября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 18 августа 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу административного ответчика Черевовой Н.Г. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объёме изготовлено 30 января 2024 года.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.