Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Сказочкина В.Н, судей Алексеева Д.В, Фахрутдинова И.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Вилкова Алексея Юрьевича, поданную 20 ноября 2023 года на решение Ленинского районного суда г. Ижевска Удмуртской Республики от 23 мая 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Удмуртской Республики от 16 октября 2023 года по административному делу N 2а-488/2023 по административному иску Межрайонной ИФНС России N 11 по Удмуртской Республике к Вилкову А.Ю. о взыскании обязательных платежей, санкций и по встречному административному иску Вилкова А.Ю. к Межрайонной ИФНС России N 11 по Удмуртской Республике о признании незаконными налогового уведомления и требования в части.
Заслушав доклад судьи Алексеева Д.В. и данные посредством видеоконференц-связи объяснения Вилкова А.Ю, представителя Управления Федеральной налоговой службы по Удмуртской Республике Каменских Н.В, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Межрайонная ИФНС России N 11 по Удмуртской Республике обратилась в суд с административным иском к Вилкову А.Ю. о взыскании недоимки по транспортному налогу за 2020 год, по налогу на имущество физических лиц за 2020 год, по земельному налогу за 2020 год, пени, ссылаясь на неисполнение обязанности по уплате налогов административным ответчиком, являвшимся в 2020 году собственников объектов недвижимости, транспортных средств.
Вилков А.Ю. обратился в суд со встречным административным иском к Межрайонной ИФНС N 11 по Удмуртской Республике, с учетом уточнений, о признании незаконными налогового уведомления от 1 сентября 2021 года N 23091794, требования от 15 декабря 2021 года N 38166 об уплате налогов, пени в части начисления налога на имущество.
В обоснование встречного иска указывал на недостоверные данные о кадастровой стоимости, количестве месяцев владения недвижимым имуществом.
Решением Ленинского районного суда г. Ижевска Удмуртской Республики от 23 мая 2023 года административный иск Межрайонной ИФНС России N 11 по Удмуртской Республике удовлетворен частично, постановлено взыскать с Вилкова А.Ю. задолженность по транспортному налогу за 2020 год в размере 43085 руб.; пени по транспортному налогу за 2020 год со 2 по 14 декабря 2021 года в размере 140, 03 руб.; по налогу на имущество физических лиц за 2020 год в размере 589 руб.; пени по налогу на имущество физических лиц за 2020 год со 2 по 14 декабря 2021 года в размере 1, 91 руб.; по налогу на имущество физических лиц за 2020 год в размере 4304 руб.; по земельному налогу за 2020 год в размере 65196 руб.; пени по земельному налогу за 2020 год со 2 по 14 декабря 2021 года в размере 211, 89 руб.; по земельному налогу за 2020 год в размере 126 руб.; пени по земельному налогу за 2020 год со 2 по 14 декабря 2021 года в размере 0, 41 руб.; по земельному налогу за 2020 год в размере 247 руб.; пени по земельному налогу за 2020 год со 2 по 14 декабря 2021 года в размере 0, 80 руб.; в удовлетворении административного иска в части требования о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2020 год в размере 89280 руб. отказано.
Встречный административный иск Вилкова А.Ю. удовлетворен частично, постановлено признать незаконными налоговое уведомление от 1 сентября 2021 года N 23091794 и требование N 38166 в части начисления к уплате налога на имущество в отношении здания по адресу: "адрес", с кадастровым номером N.
В удовлетворении требований Вилкова А.Ю. к Межрайонной ИФНС России N 11 по Удмуртской Республике о признании незаконными налогового уведомления и требования в части начисления налога по квартире по адресу: "адрес", с кадастровым номером N, гаражу N по адресу: "адрес" с кадастровым номером N, квартире по адресу: "адрес", кадастровый номер N, отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Удмуртской Республики от 16 октября 2023 года решение суда первой инстанции отменено в части отказа в удовлетворении требований Межрайонной ИФНС России N 11 по Удмуртской Республике о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2020 год и удовлетворения встречного административного иска Вилкова А.Ю, в этой части принято новое решение, которым постановлено взыскать с Вилкова А.Ю. задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2020 год в размере 89280 руб. и отказать в удовлетворении встречного административного иска Вилкова А.Ю. о признании незаконными налогового уведомления от 1 сентября 2021 года N23091794 и требования N 38166 в части начисления к уплате налога на имущество на здание. В остальной части решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Вилков А.Ю. просит отменить судебные постановления и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции, указывая, что налоговому органу было известно об изменении кадастровой стоимости объекта недвижимости, однако в нарушение статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации он не сформировал новое налоговое уведомление и не направил его налогоплательщику. Обращает внимание на то, что 16 июня 2023 года по данным Единого государственного реестра недвижимости кадастровая стоимость здания уменьшена вследствие технической ошибки. Судами проигнорировано и то обстоятельство, что судебными решениями определено зачислить переплату по земельному налогу за 2013 год в счет уплаты земельного налога за другие налоговые периоды.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не нашла оснований для отмены или изменения судебных актов.
Пунктом 2 статьи 408 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что сумма налога на имущество физических лиц исчисляется налоговыми органами на основании сведений, представленных в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.
Исчисление налоговой базы производится налоговыми органами по итогам каждого налогового периода на основе имеющихся у них данных (пункт 5 статьи 54 Кодекса).
Согласно положениям пункта 1 статьи 362, пункта 4 статьи 397, пункта 2 статьи 409 НК РФ указанные налоги уплачиваются на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом.
При наличии недоимки налогоплательщику направляется требование об уплате налога в соответствии с нормами статьи 69 НК РФ.
Перерасчет сумм ранее исчисленных налогов, указанных в пункте 3 статьи 14 и пунктах 1 и 2 статьи 15 настоящего Кодекса, осуществляется не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчетом, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Перерасчет, предусмотренный абзацем первым настоящего пункта, не осуществляется, если влечет увеличение ранее уплаченных сумм указанных налогов (пункт 2.1 статьи 52 НК РФ).
Как усматривается из материалов настоящего дела, Межрайонная ИФНС России N 11 по Удмуртской Республике после подачи административного иска в суд уточнила требования в части суммы налога на имущество за 2020 год в сторону уменьшения.
Частично отменяя решение районного суда, полагавшего, что налоговое уведомление и требование, направленные в адрес административного ответчика, должны быть признаны незаконными, поскольку содержали недостоверные сведения о кадастровой стоимости объекта налогообложения с кадастровым номером N и расчет налога за 2020 год являлся неправильным, суд апелляционной инстанции правомерно исходил из того, что указанные административным ответчиком обстоятельства не нарушают его права и законные интересы и не исключают его обязанности уплатить налог на имущество за 2020 год в необходимой сумме.
Данный вывод суда апелляционной инстанции не может быть признан неправильным, поскольку из обстоятельств дела следует, что налоги не были уплачены административным ответчиком в установленные в налоговом уведомлении и требовании сроки, выяснение надлежащей налоговой базы имело место после истечения указанных сроков, кроме этого, исправление данных о кадастровой стоимости объекта недвижимости не являлось следствием изменения кадастровой стоимости. При таких данных отсутствие нового налогового уведомления за 2020 год и уточнение требования в суде не противоречат закону и не нарушают права и законные интересы административного ответчика.
Ссылки заявителя кассационной жалобы на последующее, после рассмотрения дела, исправление данных о кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества, а также на наличие судебного решения о зачислении переплаты по земельному налогу не влекут отмены или изменения судебных актов в обжалованной части, поскольку при разрешении настоящего спора административный ответчик не заявлял доводов, которые были бы направлены на разрешение соответствующих вопросов.
Установление иных фактических обстоятельств не отнесено главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации к полномочиям суда кассационной инстанции.
Приведенные в кассационной жалобе доводы не свидетельствуют о несоответствии выводов судов обеих инстанций в обжалованной части обстоятельствам административного дела, нарушении или неправильном применении судами норм материального и процессуального права.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Ижевска Удмуртской Республики от 23 мая 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Удмуртской Республики от 16 октября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Вилкова Алексея Юрьевича - без удовлетворения.
На кассационное определение может быть подана кассационная жалоба в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 31 января 2024 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.