Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Фахрутдинова И.И, судей Алексеева Д.В, Карякина Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании поданную 29 ноября 2023 года кассационную жалобу администрации муниципального района Дюртюлинский район Республики Башкортостан на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 25 октября 2023 года по административному делу N 2а-607/2023 по административному исковому заявлению Дюртюлинского межрайонного прокурора Республики Башкортостан в интересах государства и общества, неопределенного круга лиц к МБОУ СОШ N 4 г. Дюртюли о возложении обязанности оборудовать помещение, предназначенное для проведения массовых мероприятий индукционными петлями и звукоусиливающей аппаратурой.
Заслушав доклад судьи Карякина Е.А, изложившего обстоятельства административного дела, содержание судебных актов, принятых по административному делу и доводы кассационного представления, мнение старшего прокурора четвертого отдела (кассационного) (с дислокацией в городе Самаре) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Мигунова В.Ю, представляющего прокурора Республики Башкортостан, об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Дюртюлинский межрайонный прокурор (далее - административный истец, прокурор), действуя в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с вышеозначенным административным исковым заявлением к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению средняя общеобразовательная школа N 4 города Дюртюли муниципального района Дюртюлинский район Республики Башкортостан (далее также - МБОУ СОШ N 4 г. Дюртюли, школа). Впоследствии судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены муниципальное казенное учреждение Управление образования муниципального района Дюртюлинский район Республики Башкортостан и администрация муниципального района Дюртюлинский район Республики Башкортостан (далее - администрация).
В обоснование требований указано, что прокурорской проверкой установлено, что в нарушение пункта 4 Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи, утвержденного приказом Миноборнауки России от 9 ноября 2015 года N 1309, в МБОУ СОШ N 4 г. Дюртюли помещение, предназначенное для проведения массовых мероприятий, не оборудовано индукционными петлями и звукоусиливающей аппаратурой.
Прокурор просил суд: обязать МБОУ СОШ N 4 г. Дюртюли, расположенное по адресу: "адрес", оборудовать помещение, предназначенное для проведения массовых мероприятий, индукционными петлями и звукоусиливающей аппаратурой в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Судом произведен переход к рассмотрению дела по правилам, установленным Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации.
Решением Дюртюлинского районного суда Республики Башкортостан от 19 июля 2023 года на МБОУ СОШ N 4 г. Дюртюли, расположенное по адресу: "адрес", к. А, возложена обязанность оборудовать помещение, предназначенное для проведения массовых мероприятий, индукционными петлями и звукоусиливающей аппаратурой в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 25 октября 2023 года, решение суда первой инстанции отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
В кассационной жалобе, поданной через суд первой инстанции в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, администрация выражает несогласие с возложением судом первой инстанции на школу обязанности оборудовать помещение, предназначенное для проведения массовых мероприятий, индукционными петлями и звукоусиливающей аппаратурой, просит принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении административных исковых требований прокурора.
Лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте судебного заседания своевременно и надлежащим образом.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судом апелляционной инстанции по настоящему административному делу не допущено.
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями подпункта "г" пункта 4 Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи, утвержденного приказом Минобрнауки России от 9 ноября 2015 года N 1309, пришел к выводу о том, что требование административного истца о возложении обязанности на МБОУ СОШ N 4 г. Дюртюли оборудовать в здании школы помещение, предназначенное для проведения массовых мероприятий, индукционными петлями и звукоусиливающей аппаратурой являются обоснованными.
Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции и направляя дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции, указал, что поскольку исполнение требований вышеуказанных нормативно-правовых актов по обеспечению условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования являются обязанностью, как самого учреждения, так и органов местного самоуправления, которые наделены полномочиями на выделение денежных средств на материально-техническое обеспечение образовательных организаций, постольку суду первой инстанции надлежало привлечь администрацию муниципального района Дюртюлинский район Республики Башкортостан к участию в деле в качестве административного соответчика, а не заинтересованного лица.
Судебная коллегия Шестого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с данными выводами суда апелляционной инстанции, полагая их верными и соответствующими обстоятельствам дела.
Доводы кассационной жалобы о несогласии с возложением судом первой инстанции на школу вышеприведенной обязанности и о непредставлении прокурором доказательств необходимости возложения на школу такой обязанности не могут быть приняты судебной коллегией, поскольку соответствующий судебный акт, возлагающий обязанность, отменен судом апелляционной инстанции.
Согласно Уставу общеобразовательного учреждения МБОУ СОШ N 4 г. Дюртюли является некоммерческой бюджетной организацией, созданной для выполнения работ, оказания услуг в сфере образования. Функции и полномочия учредителя школы осуществляет Администрация муниципального района Дюртюлинский район Республики Башкортостан. Функции и полномочия собственника имущества школы от имени муниципального района осуществляет глава администрации муниципального района. Школа является юридическим лицом, находящимся в ведении муниципального района (пункт 1.5, 1.6 Устава).
Согласно части 1 статьи 19 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" государство поддерживает получение инвалидами образования и гарантирует создание инвалидам необходимых условий для его получения. Поддержка общего образования, профессионального образования и профессионального обучения инвалидов направлена на осуществление ими прав и свобод человека наравне с другими гражданами, развитие личности, индивидуальных способностей и возможностей, интеграцию в общество (часть 2 статьи 19 данного федерального закона).
В целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья (пункт 1 части 5 статьи 5 Федерального закона N 273-ФЗ).
Как следует из пункта 5 части 1 статьи 9 Федерального закона N 273-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Кроме того, в силу пункта 3 части 1 статьи 17 Федерального закона N 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.
Таким образом, являются верными и соответствующими нормам процессуального закона выводы суда апелляционной инстанции о необходимости привлечения администрации муниципального района Дюртюлинский район Республики Башкортостан к участию в деле в качестве административного соответчика, чего сделано не было и явилось основанием для отмены судебного акта и направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Ссылок на какие-либо иные обстоятельства, которые остались за пределами внимания суда апелляционной инстанций, в кассационном представлении не содержится, в связи с чем судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что основания для отмены обжалуемого судебного акта суда апелляционной инстанции отсутствуют.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 329 и статьёй 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 25 октября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации муниципального района Дюртюлинский район Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объёме изготовлено 6 февраля 2024 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.