Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Юровой О.В, судей Никоновой О.И, Пияковой Н.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Нурутдиновой А.Н. на решение Вахитовского районного суда
г. Казани от 15 марта 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан
от 14 августа 2023 года по гражданскому делу N 2-19/2023 по иску Нурутдиновой А.Н. к Федеральному государственному автономному образовательному учреждению высшего образования "Казанский (Приволжский) Федеральный университет" о признании приказа об отстранении от работы незаконным, взыскании заработной платы и компенсации морального вреда.
Заслушав доклад судьи Юровой О.В, объяснения Нурутдиновой А.Н, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Нурутдинова А.Н. обратилась в суд с иском к Федеральному государственному автономному образовательному учреждению высшего образования "Казанский (Приволжский) Федеральный университет"
(далее - ФГАОУ ВО "Казанский (Приволжский) Федеральный университет") о признании приказа об отстранении от работы незаконным, взыскании заработной платы и компенсации морального вреда.
В обосновании иска истец указала, что с в соответствии с трудовым договором от 9 декабря 2013 года она работает доцентом кафедры общей и этнической социологии Института социально-философских наук и массовых коммуникаций ФГАОУ ВО "Казанский (Приволжский) Федеральный университет".
11 ноября 2021 года ей вручили приказ об отстранении от работы
от 8 ноября 2021 года N в связи с отказом от проведения профилактической прививки против коронавирусной инфекции. Считает данный приказ незаконным и подлежащим отмене в связи с нарушением ее права на труд, а также ущемлением ее прав и интересов в сфере защиты жизни и здоровья.
Руководствуясь частью 1 статьи 5 ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" от 17 сентября 1998 года N 157-ФЗ она предоставила работодателю заявление об отказе от проведения профилактической прививки против коронавирусной инфекции.
Причина, по которой она отказалась от прививки является уважительной.
Частью 1 статьи 43 ФЗ N 157-ФЗ установлено, что участие пациентов в клиническом исследовании лекарственного препарата для медицинского применения является добровольным.
Пунктом 1 статьи 5 ФЗ N 157-ФЗ установлено, что граждане при осуществлении иммунопрофилактики имеют право на отказ от профилактических прививок. Эффективность и безопасность вакцин
от коронавируса не установлена, их исследования до сих пор продолжаются. В настоящее время в сети интернет имеется огромное количество официальной информации о побочных эффектах, а также летальных исходах после профилактической прививки против коронавирусной инфекции. Приказ об отстранении ее от работы без сохранения заработной платы, фактически лишающий права на труд и право на достойное существование, является незаконным, потому что является инструментом принуждения без добровольного согласия сделать прививку против коронавирусной инфекции, то есть подвергнуться медицинским, научным и иным опытам, что недопустимо в силу международных документов и действующих норм отечественного законодательства.
Кроме того, с ней заключено дополнительное соглашение от 9 октября 2020 года к трудовому договору, согласно которому "в период ухудшения санитарно-эпидемиологической обстановки, с учетом решения субъекта Российской Федерации о сроках введения карантийных мер в регионе", работник приступает к выполнению трудовых функций вне места расположения работодателя (дистанционно) на основании соответствующего приказа ректора. Имеется устная информация о том, что некоторые преподаватели, которые не прошли вакцинацию и не имеют медицинского отвода, были переведены на дистанционную форму работы.
На основании изложенного, истец, уточнив и увеличив исковые требования, просила суд признать незаконным отстранение истца от исполнения трудовых обязанностей по приказу от 8 ноября 2021 года, взыскать с ответчика неполученный заработок в размере 192 636 руб. 36 коп, компенсацию за нарушение сроков выплаты заработной платы в размере
2 609 руб. 53 коп, компенсацию морального вреда в размере 40 000 руб.
Решением Вахитовского районного суда г. Казани от 15 марта 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан
от 14 августа 2023 года, в удовлетворении исковых требований Нурутдиновой А.Н. к Федеральному государственному автономному образовательному учреждению высшего образования "Казанский (Приволжский) Федеральный университет" о признании приказа об отстранении от работы незаконным, взыскании заработной платы и компенсации морального вреда, отказано.
В кассационной жалобе Нурутдинова А.Н. просит решение и апелляционное определение отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований, ссылается на неправильное применение норм материального права.
В возражениях на кассационную жалобу ФГАОУ ВО "Казанский (Приволжский) Федеральный университет" просит судебные акты оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Выслушав объяснения Нурутдиновой А.Н, поддержавшей доводы кассационной жалобы, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на нее, в соответствии с частью 1
статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия пришла к следующему.
Судом установлено, что по трудовому договору N от 9 декабря 2013 года Нурутдинова А.Н. принята на работу доцентом кафедры общей и этнической социологии Института социально-философских наук и массовых коммуникации ФГАОУ ВО "Казанский (Приволжский) Федеральный университет".
9 октября 2020 года с Нурутдиновой А.Н. заключено дополнительное соглашение, согласно которому в период ухудшения санитарно-эпидемиологической обстановки, с учетом решения субъекта Российской Федерации о сроках введения карантийных мер в регионе, работник приступает к выполнению трудовых функций вне места расположения работодателя (дистанционно) на основании соответствующего приказа ректора (пункт 1). Работодатель может вызвать работника путем направления соответствующего письменного уведомления с использованием всех доступных каналов связи, если возникнет необходимость в выполнении трудовых функций на стационарном рабочем месте. Работник обязан прибыть к месту выполнения трудовых обязанностей с соблюдением санитарно-эпидемиологических мер безопасности в установленные сроки (пункт 4).
Аналогичное дополнительное соглашение к трудовому договору подписано сторонами трудового договора 11 октября 2021 года.
20 октября 2021 года во исполнение вышеуказанного постановления Главного государственного санитарного врача по Республике Татарстан
от 11 октября 2021 года N 7 "О проведении обязательной вакцинации против COVID-19 отдельным категориям граждан по эпидемиологическим показаниям в Республике Татарстан" ректором ФГАОУ ВО "Казанский (Приволжский) федеральный университет" приказано определить работников подразделения, подлежащих вакцинации против COVID-19 в соответствии с требованиями пункта 1 постановления (за исключением лиц, имеющих документально подтвержденные противопоказания к вакцинации против COVID-19 в соответствии с инструкцией по медицинскому применению иммунобиологических лекарственных препаратов, предназначенных для профилактики COVID-19). Обеспечить отстранение от работы и/или перевод на дистанционный режим работы работников, не имеющих ни одной прививки против COVID-19, с 9 ноября 2021 года, без законченного курса вакцинации - с 7 декабря 2021 года на период эпидемиологического неблагополучия.
Распоряжением директора ФГАОУ ВО "Казанский (Приволжский) федеральный университет" от 21 октября 2021 года во исполнение приказа ректора от 20 октября 2021 года и постановления Главного государственного санитарного врача по Республике Татарстан от 11 октября 2021 года N 7 определены работники, подлежащих вакцинации от нового коронавируса, в том числе истец Нурутдинова А.Н, которая, ознакомившись с распоряжением 28 октября 2021 года, выразила свое несогласие.
Из пояснений истца Нурутдиновой А.Н. установлено, что она отказалась от вакцинации по личным убеждениям, опасалась за свое здоровье, но заболеваний, при которых можно отказаться от вакцинации, она не имеет.
Обращения Нурутдиновой А.Н. к работодателю были неоднократны и до принятия мер, предусмотренных постановлением главного государственного санитарного врача по Республике Татарстан от 11 октября 2021 года N 7, на каждое из которых работодателем были даны ответы о видах применяемой в Российской Федерации вакцины, о количестве заболевших лиц, летальных случаях, обязательного характера вакцинации работников образовательных организаций и последствий отказа от вакцинации в виде отстранения от работы.
15 октября 2021 года Нурутдиновой А.Н. на имя ректора ФГАОУ ВО "Казанский (Приволжский) федеральный университет" было подано заявление, которым истец уведомила работодателя об отказе от проведения профилактической прививки против коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-CoV-2.
Приказом ответчика от 8 ноября 2021 года N Нурутдинова А.Н, доцент кафедры общей и этнической социологии Института социально-философских наук и массовых коммуникации
ФГАОУ ВО "Казанский (Приволжский) Федеральный университет, отстранена от работы с 9 ноября 2021 года, до момента прохождения законченного курса вакцинации на период эпидемиологического неблагополучия без начисления заработной платы.
Истец Нурутдинова А.Н. ознакомилась с приказом 11 ноября 2021 года, против приказа возражала, указав, что данный приказ фактически является принуждением к медицинскому эксперименту, противоречит законодательству Российской Федерации.
В связи с фактическим допущением к работе 9 ноября 2021 года
и 10 ноября 2021 года и ознакомлением с приказом об отстранении от работы 11 ноября 2021 года, Нурутдиновой А.Н. произведена выплата заработной платы за работу 9 ноября 2021 года и 10 ноября 2021 года, что истцом не оспаривалось.
Согласно акту документарной проверки от 27 января 2022 года следует, что Государственной инспекцией труда в Республике Татарстан проведена проверка ФГАОУВО "Казанский (Приволжский) федеральный университет" в рамках осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в Российской Федерации за соблюдением трудового законодательства на основании обращения Нурутдиновой А.Н.
По результатам проверки установлено, что нарушений норм трудового законодательства в части соблюдения процедуры отстранения работника Нурутдиновой А.Н. от работы не усматривается.
Приказом ФГАОУ ВО "Казанский (Приволжский) федеральный университет" от 14 марта 2022 года N в связи с принятием главным государственным санитарным врачом по Республике Татарстан постановления от 14 марта 2022 года N 3, отменяющим в Республике Татарстан обязательную вакцинацию против коронавируса, Нурутдинова А.Н. допущена к работе с 15 марта 2022 года, о чем
Нурутдинова А.Н. была ознакомлена 15 марта 2022 года.
Разрешая спор и принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что вынесенный работодателем приказ согласуется с требованиями действующих нормативно-правовых актов в части регламентирования допуска к работе в условиях отсутствия вакцинации от заболевания
COVID-19.
Суд апелляционной инстанции согласился с такими выводами суда первой инстанции.
Перечень оснований для отстранения работника от работы приведен в статье 76 Трудового Кодекса Российской Федерации.
В соответствии с абзацем 7 указанной нормы закона работодатель обязан отстранить работника от работы по требованию органов или должностных лиц, уполномоченных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Абзацем 8 части 1 статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации установлена обязанность работодателя отстранить от работы (не допускать к работе) работника в случаях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
При этом частями 2, 3 данной правовой нормы определено, что работодатель отстраняет от работы (не допускает к работе) работника на весь период времени до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения от работы или недопущения к, работе, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В период отстранения от работы (недопущения к работе) заработная плата работнику не начисляется, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом или иными федеральными законами. В случаях отстранения от работы работника, который не прошел обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда либо обязательный медицинский осмотр не по своей вине, ему производится оплата за все время отстранения от работы как за простой.
Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, регулируется Федеральным законом от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее также - Федеральный закон от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ, Федеральный закон "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"), согласно пункту 2 статьи 2 которого полномочиями в названной сфере общественных отношений обладают наряду с Российской Федерацией и субъекты Российской Федерации, расходным обязательством которых является осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий и которые вправе осуществлять в названной сфере правовое регулирование (статья 6 этого же закона).
Статья 10 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" возлагает на граждан обязанность выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц и не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.
В статье 29 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ закреплено, что в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемиологические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по проведению профилактических прививок (пункт 1). Санитарно-противоэпидемиологические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 50 настоящего Федерального закона (пункт 3).
Согласно статье 35 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" профилактические прививки проводятся гражданам в соответствии с законодательством Российской Федерации для предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний.
Федеральный закон от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, предоставляющих опасность для окружающих, предоставляет главным государственным санитарным врачам полномочия, в том числе давать гражданам и юридическим лицам обязательные для исполнения предписания о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий (абзац 4 пункта 2 статьи 50), выносить мотивированные постановления о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям (абзац 5 подпункта 6 пункта 2 статьи 51).
В соответствии с пунктом 18.3 Свода правил 3.1/3.2.3Мб- 13. "Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней. Санитарно-эпидемиологические Правила", утвержденных постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации
от 16 декабря 2013 года N 65 (действовали до 1 сентября 2021 года), перечень инфекционных болезней, иммунопрофилактика которых предусмотрена календарем профилактических прививок по эпидемическим показаниям, утверждается в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Решение о проведении иммунизации населения в рамках календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимают главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан с учетом действующих нормативных правовых и методических документов и складывающейся эпидемиологической ситуации.
Аналогичные положения закреплены в пункте 66 СанПиН 3.3686-21. "Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января
2021 года N 4 (действуют с 1 сентября 2021 года).
Согласно пункту 1.2 СП 3.1.3597-20. "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", утвержденных постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации 22 мая 2020 года N 15, новая коронавирусная инфекция (COVID-19) является острым респираторным заболеванием, вызванным новым коронавирусом
(SARS-CoV-2). Вирус SARS-CoV-2 в соответствии с санитарным законодательством Российской Федерации отнесен к II группе патогенности. Коронавирусная инфекция (2019-пСоV) признана заболеванием, представляющим опасность для окружающих (пункт 16 Перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 года N 715
(в редакции постановления Правительства Российской Федерации
от 31 января 2020 года N 66).
Правовые основы государственной политики в области иммунопрофилактики инфекционных болезней, осуществляемой в целях охраны здоровья и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации, устанавливаются Федеральным законом от 17 сентября 1998 года N 157-ФЗ
"Об иммунопрофилактике инфекционных болезней".
В силу абзаца 4 пункта 2 статьи 5 Федерального закона
"Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" отсутствие профилактических прививок влечет отказ в приеме граждан на работы или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями. Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля
1999 года N 825 утвержден Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок.
Согласно статье 10 Федерального закона от 17 сентября 1998 года
N 157-ФЗ профилактические прививки по эпидемическим показаниям проводятся гражданам при угрозе возникновения инфекционных болезней, перечень которых устанавливает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здрав:-:хранения (пункт 1). Решения о проведении профилактических прививок по эпидемиологическим показаниям принимают главный государственный санитарный врач Российской Федерации, главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации (пункт 2). Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, сроки проведения профилактических прививок и категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (пункт 3).
Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям утвержден приказом Минздрава России от 21 марта 2014 года N 125н (действовал до 30 декабря 2021 года), после чего вступил в силу приказ Минздрава России от 6 декабря 2021 года N 1122н.
Приказом Минздрава России от 9 декабря 2020 года N 1307н в календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям внесена прививка против коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-CoV-2. Решение о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям (в виде мотивированных постановлений о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан) принимают Главный государственный санитарный врач Российской Федерации, главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих (подпункт 6 пункта 1 статьи 51 Федерального закона от 30 марта 1999 года
N 52-ФЗ и пункт 2 статьи 10 Федерального закона от 17 сентября 1998 года
N 157-ФЗ).
В связи с продолжающейся угрозой распространения COVID-19 среди населения Республики Татарстан, на основании подпункта 6 пункта 1
статьи 51 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ
"О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", статьи 10 Федерального закона от 17 сентября 1998 года N 157-ФЗ
"Об иммунопрофилактике инфекционных болезней", пунктов 66, 67
СанПиН 3.3686-21 "Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации
от 28 января 2021 года N 4 (зарегистрировано Минюстом России 15 февраля 2021 года, регистрационный N 62500), приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21 марта 2014 года N 125н
"Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям"
(в редакции приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 3 февраля 2021 года N 47н "О внесении изменений в календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям") главным государственным санитарным врачом по Республике Татарстан принято постановление от 11 октября 2021 года N 7 о проведении обязательной вакцинации против COVID-19 отдельным категориям граждан по эпидемическим показаниям в Республике Татарстан.
Пунктом 1 данного постановления главного государственного санитарного врача по Республике Татарстан постановлено обеспечить проведение профилактических прививок по эпидемическим показаниям против COVID-19 с охватом не менее 80% с учетом переболевших за последние 6 месяцев следующим категориям, в том числе работникам образовательных организаций.
Руководителям организаций независимо от форм собственности, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность на территории Республики Татарстан в сферах, установленных пунктом 1 настоящего постановления предписано определить работников, сотрудников, подлежащих обязательной вакцинации против COVID-19 согласно пункту 1 настоящего постановления.
В срок до 8 ноября 2021 года организовать проведение профилактических прививок против COVID-19 первым компонентом вакцины. В срок до 6 декабря 2021 года организовать проведение профилактических прививок против COVID-19 вторым компонентом вакцины.
Отстранить от работы и/или перевести на дистанционный режим работы работников, сотрудников, не имеющих ни одной прививки против COVID-19, с 9 ноября 2021 года, без законченного курса вакцинации - с 7 декабря
2021 года на период эпидемиологического неблагополучия (пункты 2, 2.1, 2.3, 2.5).
Из смысла действующих норм в их системном толковании следует, что вакцинация от новой коронавирусной инфекции COVID-19 Министерством здравоохранения Российской Федерации внесена в национальный календарь профилактических прививок, при этом прививки от новой коронавирусной инфекции COVID-19 отнесены к профилактическим прививкам по эпидемическим показаниям, то есть проводятся гражданам, когда существует реальная угроза возникновения и распространения инфекционного заболевания, решение о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимают главный санитарный врач Российской Федерации и главные санитарные врачи регионов, если в субъекте Российской Федерации вынесено соответствующее постановление главного санитарного врача об обязательности вакцинации по эпидемическим показаниям отдельных граждан или категорий граждан (работников отдельных отраслей), то для работников, которые указаны в таком постановлении, в том числе работникам, выполняющим работы и оказывающим услуги в сфере социального обслуживания населения, работа, которых связана с высоким риском заболевания новой короновирусной инфекцией, вакцинация является обязательной.
Из представленных документов, в том числе трудового договора, лицензии на осуществление образовательной деятельности, выписки из Единого государственного реестра юридических лиц следует, что вид деятельности указанного учреждения предусмотрен постановлением главного государственного санитарного врача по Республике Татарстан от 11 октября 2021 года N 7 "О проведении обязательной вакцинации против COVID-19 отдельным категориям граждан по эпидемиологическим показаниям в Республике Татарстан", а характер работы истца, трудовая деятельность которой протекает в одном помещении с множеством других работников образовательного учреждения и студентами, с которыми она находится в контакте в течение рабочего времени, безусловно создает риск распространения новой короновирусной инфекции.
В связи с чем выводы судов о признании действий ФГАОУ ВО "Казанский (Приволжский) федеральный университет" по отстранению от работы без сохранения заработной платы истца Нурутдиновой А.Н, отказавшейся от вакцинации против новой короновирусной инфекции без уважительных причин и не имеющей ни одной прививки против COVID-19 ни на дату издания оспариваемого приказа работодателя, ни на день обращения в суд с настоящим иском и разрешения его в судебном порядке, являются обоснованными.
Отстранение истца от работы не было обусловлено волеизъявлением и действиями только работодателя. Действия ответчика, связанные с принятием оспариваемого приказа и отстранением истца от работы без сохранения заработной платы, были направлены на исполнение возложенных на ответчика как работодателя, осуществляющего образовательную деятельность, наложенной на него нормативными правовыми актами обязанности отстранять от работы и/или переводить на дистанционный режим работников без законченного курса вакцинации.
Главный государственный санитарный врач по Республике Татарстан, действуя в пределах своей компетенции, установилпрофилактические меры, направленные на недопущение распространения новой коронавирусной инфекции на территории Республики Татарстан. При вынесении постановления от 11 октября 2021 года N 7 "О проведении обязательной вакцинации против COVID-19 отдельным категориям граждан по эпидемическим показаниям в Республике Татарстан" главный государственный санитарный врач по Республике Татарстан действовал в пределах должностных полномочий по осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, что прямо предусмотрено положениями абзаца 14 пункта 1 статьи 1, статьями 29, 50, 51 Федерального закона N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанции.
Вопреки доводам кассационной жалобы, главный государственный санитарный врач по Республике Татарстан, действуя в пределах своей компетенции, установилпрофилактические меры, направленные на недопущение распространения новой коронавирусной инфекции на территории Республики Татарстан.
Работодателем соблюден как порядок отстранения истца от работы, так и выполнены предписания главного государственного санитарного врача по Республике Татарстан, являвшиеся для организации ответчика обязательными.
Доводы жалобы о том, что обязательная вакцинация ограничивает истца в правах на труд, на добровольное вакцинирование, также являются необоснованными, так как профилактические прививки в любом случае проводятся при наличии информированного добровольного согласия гражданина на такое медицинское вмешательство. Тем самым, работники сами принимают решение о своей вакцинации и имеют право от нее отказаться. Однако положения статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации обязывают работодателя отстранить от работы (не допускать к работе) работника в определенных случаях, которые могут быть предусмотрены, в том числе, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии со статьями 12, 56, 57, 59 и 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суды первой и апелляционной инстанции правильно установили обстоятельства, имеющие значение для дела, всесторонне, полно и объективно исследовали представленные сторонами по делу доказательства, дали им надлежащую правовую оценку с точки зрения относимости, допустимости, достоверности каждого доказательства в отдельности и достаточности доказательств в их совокупности, отразив результаты их оценки в судебных актах.
Несогласие истца с толкованием судом норм материального права, подлежащих применению к спорным правоотношениям, а также с оценкой представленных по делу доказательств, к чему сводятся приведенные в кассационной жалобе доводы, не может являться основанием для отмены правильных судебных постановлений.
При таких данных судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы заявителя.
Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определила:
решение Вахитовского районного суда г. Казани от 15 марта 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 14 августа 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Нурутдиновой А.Н. - без удовлетворения.
Председательствующий О.В.Юрова
Судьи О.И.Никонова
Н.А.Пиякова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.