Судья Пятого кассационного суда общей юрисдикции Нафиков И.А., рассмотрев с истребованием и изучением материалов дела об административном правонарушении жалобу начальника отдела МВД России "Александровский" Дюльгярова А.Л. на вступившие в законную силу постановление судьи Александровского районного суда Ставропольского края от 23 августа 2023 г., решение судьи Ставропольского краевого суда от 11 октября 2023 г., вынесенные в отношении Забирко Олега по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Александровского районного суда Ставропольского края от 02 мая 2023 г, оставленным без изменения решением судьи Ставропольского краевого суда от 18 мая 2023 г, гражданин Республики Казахстан Забирко О, 24 апреля 1996 года рождения, признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения. Постановлено поместить Забирко О. до исполнения постановления в "Центр временного содержания иностранных граждан и лиц без гражданства" МВД по Кабардино-Балкарской Республике.
Постановлением судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции от 25 июля 2023 г. постановление судьи Александровского районного суда Ставропольского края от 02 мая 2023 г. и решение судьи Ставропольского краевого суда от 18 мая 2023 г. отменены, дело об административном правонарушении направлено в Александровский районный суд Ставропольского края на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении постановлением судьи Александровского районного суда Ставропольского края от 23 августа 2023 г, оставленным без изменения решением судьи Ставропольского краевого суда от 11 октября 2023 г, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Забирко О. прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В жалобе, поданной в Пятый кассационный суд общей юрисдикции, начальник отдела МВД России "Александровский" Дюльгяров А.Л, не соглашаясь с постановлением судьи Александровского районного суда Ставропольского края от 23 августа 2023 г, решением судьи Ставропольского краевого суда от 11 октября 2023 г, просит их отменить и направить дело об административном правонарушении на новое рассмотрение.
Забирко О. в соответствии с частью 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о подаче должностным лицом, направившим материалы дела на рассмотрение в суд, жалобы уведомлен. Возражения на жалобу не поступили.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
Частью 1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в нарушении установленных правил въезда в Российскую Федерацию, в нарушении правил миграционного учета, передвижения или порядка выбора места пребывания или жительства, транзитного проезда через территорию Российской Федерации, в неисполнении обязанностей по уведомлению о подтверждении своего проживания в Российской Федерации в случаях, установленных федеральным законом.
В соответствии с частью 4 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях повторное в течение одного года совершение иностранным гражданином или лицом без гражданства административного правонарушения, предусмотренного частями 1 и 2 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до семи тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
Из материалов дела усматривается, что 02 мая 2023 г. ведущим специалистом-экспертом ОВМ Отдела МВД России "Александровский" Сусловой Е.А. в отношении Забирко О. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно данному протоколу, 02 мая 2023 г. в 10 часов 50 минут в ходе приема граждан установлен гражданин Республики Казахстан Забирко О, который допустил нарушение установленного режима пребывания в Российской Федерации, выразившееся в превышении допустимого срока пребывания иностранного гражданина на территории Российской Федерации, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, так как указанный срок не может превышать 90 суток суммарно в течение каждого периода в 180 суток. Данное административное правонарушение Забирко О. совершено повторно.
При новом рассмотрении дела судья районного суда пришел к выводу, что протокол об административном правонарушении не соответствует требованиям статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку при описании события административного правонарушения, совершение которого вменено Забирко О, должностное лицо ограничилось указанием на диспозицию положений части 4 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, указав лишь то, что Забирко О. нарушен срок пребывания на территории Российской Федерации, который не может превышать 90 суток суммарно в течение каждого периода в 180 суток; обстоятельства, при которых совершено административное правонарушение, в протоколе об административном правонарушении не отражены; не указаны обстоятельства въезда и проживания Забирко О. на территории Российской Федерации; период, с какого момента исчисляется 180 суток и с какого момента имеет превышение срока пребывания 90 суток. Приведенные обстоятельства, по мнению судьи районного суда, свидетельствуют о существенном нарушении, которое не может быть устранено без возвращения дела об административном правонарушении должностному лицу, составившему протокол об административном правонарушении, для устранения недостатков, что на стадии рассмотрения дела не допустимо. Сославшись на указанные обстоятельства, судья районного суда посчитал, что производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
С выводами судьи районного суда согласилась судья Ставропольского краевого суда, рассматривая жалобу должностного лица на постановление судьи Александровского районного суда Ставропольского края от 23 августа 2023 г.
Доводы жалобы должностного лица, направившего материалы дела на рассмотрение в суд, сводятся к несогласию с оценкой обстоятельств, на основании которых судебные инстанции пришли к изложенным выше выводам.
Согласно правовой позиции, выраженной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 16 июля 2015 г. N 1788-О, институт пересмотра в порядке надзора постановлений по делам об административных правонарушениях, решений по результатам рассмотрения жалоб, протестов основан на положениях Конституции Российской Федерации, а именно ее статьи 46, которая во взаимосвязи с ее статьями 15 (часть 4) и 17 (части 1 и 3) предполагает возможность пересматривать вступившие в законную силу судебные акты только в случаях допущенных фундаментальных ошибок.
Фундаментальных нарушений, допущенных нижестоящими судебными инстанциями при рассмотрении дела в отношении Забирко О, влекущих отмену вынесенных ими актов, не установлено.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в числе прочих обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Доказательствами по делу об административном правонарушении в соответствии со статьей 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются любые фактические данные, на основании которых устанавливаются наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Протокол об административном правонарушении относится к числу доказательств по делу об административном правонарушении и является процессуальным документом, где фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение.
Сведения, которые должны быть указаны в протоколе об административном правонарушении, предусмотрены частью 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с данной нормой в протоколе об административном правонарушении указывается, в том числе событие административного правонарушения.
Учитывая положения статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которым лицу, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность реализовать гарантии защиты, знакомиться с протоколом об административном правонарушении, давать объяснения по существу вменяемого административного правонарушения, квалифицированно возражать относительно его существа и обстоятельств, в том числе с представлением доказательств в подтверждение своей позиции, несоблюдение требований, предъявляемых статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к содержанию протокола об административном правонарушении, ненадлежащее описание события административного правонарушения безусловно влечет нарушение права на защиту лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, лишает его возможности объективно возражать и представлять соответствующие доказательства по существу правонарушения.
Следовательно, ненадлежащее описание в протоколе об административном правонарушении события вменяемого административного правонарушения, которое не может быть восполнено при рассмотрении дела по существу, является существенным нарушением, влекущим прекращение производства по делу по соответствующему основанию.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении.
В соответствии с пунктом 1 части 1.1 статьи 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении выносится в случае наличия хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьей 24.5 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при отсутствии состава административного правонарушения производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению.
Установленные судьей районного суда обстоятельства свидетельствующие, что составленный в отношении Забирко О. протокол об административном правонарушении не содержит подробное описание события вмененного ему административного правонарушения, позволяют признать, что данный недостаток является существенным и с учетом необходимости предоставления Забирко О. возможности объективно возражать и представлять соответствующие доказательства по существу правонарушения не мог быть восполнен при рассмотрении дела по существу.
Довод жалобы о том, что бланк протокола является формализованным, номерным, в силу технических характеристик соответствующих граф не может быть произвольно расширен, существо правонарушения возможно изложить только в пределах отведенной графы в максимально сжатой форме, не опровергает выводы судебных инстанций о несоответствии составленного по делу протокола об административном правонарушении требованиям статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Оформление протокола об административном правонарушении на изготовленном типографским способом бланке не освобождало должностное лицо изложить описание события вменяемого административного правонарушения таким образом, чтобы лицо, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении, имело возможность реализовать гарантии защиты, квалифицированно возражать относительно его существа и обстоятельств, в том числе с представлением доказательств в подтверждение своей позиции.
При изложенных выше обстоятельствах вывод судьи районного суда о прекращении производства по делу на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нельзя признать противоречащим приведенным правовым нормам.
Обоснованно были поддержаны такие выводы судьи районного суда судьей краевого суда при рассмотрении жалобы должностного лица на вынесенное по делу постановление. Жалоба рассмотрена судьей краевого суда в порядке, установленном статьей 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответственно, доводы жалобы, имеющие правовое значение для дела, получили надлежащую оценку.
Таким образом, обстоятельств, которые в силу пунктов 3 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь отмену обжалуемых судебных актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
В то же время состоявшиеся по делу судебные акты подлежат изменению путем исключения из них указания на восстановление Забирко О. срока временного пребывания на территории Российской Федерации на 19 суток, поскольку Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях разрешение такого вопроса при рассмотрении дела об административном правонарушении не предусмотрено.
В остальной части вынесенные по делу судебные акты подлежат оставлению без изменения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Пятого кассационного суда общей юрисдикции
ПОСТАНОВИЛ:
постановление судьи Александровского районного суда Ставропольского края от 23 августа 2023 г, решение судьи Ставропольского краевого суда от 11 октября 2023 г, вынесенные в отношении Забирко Олега по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изменить, исключив из них указание на восстановление Забирко О. срока временного пребывания на территории Российской Федерации на 19 суток.
В остальной части названные судебные акты оставить без изменения, жалобу начальника отдела МВД России "Александровский" Дюльгярова А.Л. - без удовлетворения.
Судья Пятого кассационного
суда общей юрисдикции И.А. Нафиков
Справка:
судья районного суда Штанкько Т.Г, судья краевого суда Косолапова А.С.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.