Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Фахретдиновой Р.Ф, судей Зайнуллиной Г.К. и Белоусовой Ю.К, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу комитета финансов и бюджета администрации города Ставрополя на решение Октябрьского районного суда г. Ставрополя от 30 января 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 27 июня 2023 г. по административному делу N 2а-493/2023 по административному исковому заявлению прокурора Октябрьского района г. Ставрополя Ставропольского края в интересах неопределенного круга лиц к администрации Октябрьского района города Ставрополя, администрации города Ставрополя, комитету финансов и бюджета администрации города Ставрополя о признании бездействия незаконным и возложении обязанности устранить допущенные нарушения.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Зайнуллиной Г.К, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Карасева С.В, полагавшего кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
прокурор Октябрьского района г. Ставрополя обратился в суд с административным иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации Октябрьского района города Ставрополя (далее также - администрация), администрации города Ставрополя, комитету финансов и бюджета администрации города Ставрополя (далее также - комитет) о признании бездействия незаконным и возложении обязанности устранить допущенные нарушения.
В обоснование своих требований прокурор указал, что в результате прокурорской проверки соблюдения требований законодательства о безопасности жизни и здоровья несовершеннолетних в части эксплуатации детской игровой площадки, расположенной по "адрес" установлены нарушения, в том числе Правил благоустройства территории муниципального образования города Ставрополя, утвержденных решением Ставропольской городской Думы от 23 августа 2017 г..N 127, в нарушение которых детская игровая площадка, расположенная на внутридворовой территории "адрес", не соответствует требованиям законодательства, а именно: детская площадка не огорожена, не освещена, мягкий вид покрытия отсутствует, не изолирована от транзитного пешеходного движения, не все конструктивные элементы игрового оборудования исправны и окрашены, имеется оборудование с истекшим сроком эксплуатации, информационная табличка, содержащая правила и возрастные требования при пользовании оборудованием, паспорт на оборудование, журнал контроля за техническим состоянием оборудования и контроля соответствия требованиям безопасности на игровое оборудование отсутствуют. 26 августа 2022 г..прокуратурой района главе администрации Октябрьского района г..Ставрополя внесено представление, по результатам рассмотрения которого администрацией района меры для устранения нарушений закона не приняты, в связи с чем прокурор просит признать незаконным бездействие администрации Октябрьского района города Ставрополя по приведению в соответствие с требованиям федерального законодательства детской игровой площадки, расположенной на внутридворовой территории "адрес"; на администрацию Октябрьского района города Ставрополя возложить обязанность привести ее в соответствии с требованиями федерального законодательства: обустроить у надлежащим мягким покрытием, окрасить игровое оборудование, устранить поломки игрового оборудования, произвести замену оборудования с истекшим сроком эксплуатации, изолировать площадку от транзитного пешеходного движения,
установить на игровой площадке информационную табличку, содержащую правила и возрастные требования при пользовании оборудованием, номера телефонов службы спасения, скорой помощи; номера телефонов для сообщения службе эксплуатации о неисправности и поломке оборудования; на комитет городского хозяйства администрации города Ставрополя возложить обязанность установить на площадке, расположенной на внутридворовой территории "адрес", надлежащее освещение.
Решением Октябрьского районного суда г. Ставрополя от 30 января 2023 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 27 июня 2023 г, административный иск прокурора удовлетворен частично, суд признал незаконным бездействие администрации Октябрьского района города Ставрополя по приведению детской игровой площадки, расположенной на внутридворовой территории "адрес" в "адрес" в соответствии с требованиями федерального законодательства; на администрацию Октябрьского района города Ставрополя привести детскую игровую площадку, расположенную на внутридворовой территории "адрес" в "адрес", в соответствие требованиями федерального законодательства: обустроить детскую игровую площадку надлежащим мягким покрытием, произвести замену оборудования с истекшим сроком эксплуатации, изолировать площадку от транзитного пешеходного движения, установить на игровой площадке информационную табличку, содержащую правила и возрастные требования при пользовании оборудованием, номера телефонов службы спасения, скорой медицинской помощи, номера телефонов для сообщения службе эксплуатации о неисправности и поломке оборудования, на комитет городского хозяйства администрации города Ставрополя возложил обязанность установить на детской игровой площадке, расположенной на внутридворовой территории "адрес" в "адрес", надлежащее освещение. В удовлетворении административного иска о возложении обязанности на администрацию Октябрьского района города Ставрополя устранить поломки игрового оборудования и окрасить игровое оборудование на детской игровой площадке, расположенной на внутридворовой территории "адрес" в "адрес" отказано. Апелляционным определением решение суда дополнено указанием о том, что решение подлежит исполнению в течение шести месяцев с момента его вступления в законную силу.
В кассационной жалобе, поданной через суд первой инстанции 5 декабря 2023 г. и поступившей вместе с делом в Пятый кассационный суд общей юрисдикции 13 декабря 2023 г, комитет финансов и бюджета администрации города Ставрополя просит отменить судебные акты, ссылаясь на несоответствие выводов, изложенных в обжалованных судебных актах, обстоятельствам административного дела, неправильное применение судами норм материального права, норм процессуального права.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы. Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Карасева С.В, полагавшего кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции считает, что при рассмотрении настоящего административного дела нарушения такого характера судами первой и апелляционной инстанций не допущены.
Статьи 41 и 42 Конституции Российской Федерации закрепляют право каждого на охрану здоровья и на благоприятную окружающую среду.
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" благоустройство территории поселения (городского округа) - это комплекс предусмотренных правилами благоустройства территории поселения (городского округа) мероприятий по содержанию территории, а также по проектированию и размещению объектов благоустройства, направленных на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, поддержание и улучшение санитарного и эстетического состояния территории.
Решением Ставропольской городской Думы от 23 августа 2017 г. N 127 утверждены правила благоустройства территории муниципального образования города Ставрополя Ставропольского края (далее - Правила) (действовавшие до 1 августа 2023 г.), согласно статье 6 которых к объектам благоустройства города Ставрополя относятся территории различного функционального назначения, на которых осуществляется деятельность по благоустройству, в том числе детские площадки, спортивные площадки, площадки отдыха.
Игровое и спортивное оборудование на территории города Ставрополя представлено игровыми, физкультурно-оздоровительными устройствами, сооружениями и (или) их комплексами. При выборе состава игрового и спортивного оборудования для детей и подростков должно обеспечивать соответствие оборудования анатомо-физиологическим особенностям разных возрастных групп. Игровое оборудование должно соответствовать требованиям санитарно-гигиенических норм, охраны жизни и здоровья ребенка, быть удобным в технической эксплуатации, эстетически привлекательным. Рекомендуется применение модульного оборудования, обеспечивающего вариантность сочетаний элементов (пункт 17 Правил).
Требования к детским площадкам приведены в пункте 21 Правил, в том числе детские площадки должны быть изолированы от транзитного пешеходного движения, проездов, разворотных площадок, площадок автостоянок и территорий гаражей, парковок, мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов. Подходы к детским площадкам не должны быть организованы с проездов и улиц (подпункт 3). Детская площадка должна быть обустроена мягким покрытием, игровым оборудованием, скамьями и урнами, осветительным оборудованием, зелеными насаждениями. Мягкие виды покрытия (песчаное, уплотненное песчаное на грунтовом основании или гравийной крошке, мягкое резиновое или мягкое синтетическое) следует предусматривать на детской площадке в местах расположения игрового оборудования и других местах, связанных с возможностью падения детей (подпункт 5). Места установки скамей следует оборудовать твердыми видами покрытия или фундаментом. Осветительное оборудование должно функционировать в режиме освещения территории, на которой расположена детская площадка (подпункт 8).
Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 24 июня 2013 г. N 182-ст утвержден Национальный стандарт Российской Федерации "Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность при эксплуатации. Общие требования" ("данные изъяты"), который распространяется на оборудование детских игровых площадок, предназначенных для индивидуального и коллективного пользования. Стандарт устанавливает общие требования безопасности при монтаже и эксплуатации оборудования всех типов.
Разрешая спор, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, проанализировав вышеприведенные нормы, регулирующие данные правоотношения, установил, что в результате прокурорской проверки соблюдения требований законодательства о безопасности жизни и здоровья несовершеннолетних в части эксплуатации детской игровой площадки, расположенной по "адрес" края, установлено, что в нарушение требований пунктов 17, 21 Правил благоустройства территории муниципального образования города Ставрополя Ставропольского края, утвержденных Ставропольской городской Думы от 23 августа 2017 г..N 127, "данные изъяты", указанная детская площадка не огорожена, не имеет мягкого вида покрытия, площадка не изолирована от транзитного пешеходного движения, на площадке имеется оборудование с истекшим сроком эксплуатации, паспорт на оборудование, журнал контроля за техническим состоянием оборудования и контроля соответствия требования безопасности на игровое оборудование суду не представлены, также отсутствует надлежащее освещение, отсутствует информационная табличка, содержащая правила и возрастные требования при пользовании оборудованием, номера телефонов службы спасения, скорой помощи, номера телефонов для сообщения службе эксплуатации о неисправности и поломке оборудования; 26 августа 2022 г..прокуратурой Октябрьского района г..Ставрополя в адрес главы администрации Октябрьского района г..Ставрополя внесено представление, по результатам рассмотрения которого администрацией 30 сентября 2022 г..дан ответ о том, что детские игровые и спортивные площадки, в том числе, на внутридворовой территории "адрес", находятся в технически исправном состоянии, оборудование в связи с истечением срока эксплуатации подлежит замене, отсутствует финансирование, причинами и условиями установленных в ходе прокурорской проверки нарушений законов явилось ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей главным специалистом отдела жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства
администрации, который привлечен к дисциплинарной ответственности.
Установив указанные обстоятельства, с учетом вышеприведенных норм, суд сделал правильный вывод о несоблюдении административными ответчиками требований законодательства о безопасности жизни и здоровья несовершеннолетних в части эксплуатации детской игровой площадки, расположенной по "адрес" края и возложил на них обязанность устранить допущенные нарушения.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами судов первой и апелляционной инстанций, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального и норм процессуального права.
Выводы суда основаны на совокупности исследованных при судебном разбирательстве доказательств, проверенных и оцененных по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Изложенные в кассационной жалобе доводы, были предметом изучения судов первой и апелляционной инстанций, направлены на оспаривание обоснованности выводов судов обеих инстанций об установленных обстоятельствах и не могут служить предусмотренными статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены состоявшихся по делу судебных актов, поскольку суд кассационной инстанции правом устанавливать новые обстоятельства или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, а также правом переоценки доказательств не наделен.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает выводы судов правильными, поскольку они основаны на приведенных нормах действующего законодательства, регулирующих возникшие правоотношения, и сделаны на основании представленных доказательств.
Доводы кассационной жалобы фактически сводятся к несогласию с данными выводами и не содержат ссылок на нарушения норм материального или норм процессуального права, влекущих за собой отмену или изменение обжалуемых судебных актов.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Октябрьского районного суда г. Ставрополя от 30 января 2023 г, и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 27 июня 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу комитета финансов и бюджета администрации города Ставрополя - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня вынесения, может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вынесения судебного акта судом апелляционной инстанции, без учета времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Председательствующий Р.Ф. Фахретдинова
Судьи Г.К. Зайнуллина
Ю.К. Белоусова
Мотивированное кассационное определение изготовлено 8 февраля 2024 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.