Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Фахретдиновой Р.Ф, судей Белоусовой Ю.К, Зайнуллиной Г.К.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя Аврамовой М.К. Поляковой Н.И.
на решение Октябрьского районного суда г. Ставрополя от 07.06.2023 и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 19.10.2023
по административному делу по административному исковому заявлению Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределённого круга лиц к Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды о признании незаконным бездействия, возложении обязанностей.
Заинтересованные лица Аврамова М.К, государственное казенное учреждение "Ставропольское лесничество".
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Белоусовой Ю.К, пояснения Поляковой Н.И, поддержавшей доводы кассационной жалобы, а также возражения прокурора Отдела Генеральной прокуратуры Колячкиной И.В. против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Ставропольский межрайонный природоохранный прокурор в порядке статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обратился в Октябрьский районный суд г. Ставрополя с административным иском к Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края с административным иском о признании незаконным бездействие министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края, выразившееся в непринятии в период с 11.05.2021 до 27.01.2023 мер по включению в границы государственного природного заказника краевого значения "Русский лес" земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: Ставропольский край, Шпаковский муниципальный округ, квартал 62 (Михайловское) часть выдела 8, Ставропольское участковое лесничество, Ставропольское лесничество, площадью 2 250 кв.м.; просил возложить на министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края обязанность в срок не позднее шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу подготовить предложения в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства Ставропольского края от 28.10.2009 N 280-п "Об утверждении Порядка принятия решений о создании особо охраняемых природных территорий краевого значения в Ставропольском крае", о включении земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: Ставропольский край, Шпаковский муниципальный округ, квартал 62 (Михайловское) часть выдела 8, Ставропольское участковое лесничество, Ставропольское лесничество, площадью 2250 кв.м, в границы государственного природного заказника краевого значения "Русский лес", которые направить в Правительство Ставропольского края для принятия решения об изменении границ государственного природного заказника краевого значения "Русский лес".
Заявленные требования мотивированы тем, что на территории лесного массива Михайловского лесничества Ставропольского мехлесхоза организован комплексный государственный заказник "Русский лес" итоговой площадью 8 323, 47 гектара, в том числе лесной фонд - 6785, 53 га; 25.09.2015 Правительством Ставропольского края постановлением N 416-п "О создании государственного природного заказника краевого значения "Русский лес" утверждены Положение о заказнике и его границы; постановлением Губернатора Ставропольского края от 25.09.2015 N 513 определены границы заказника на основании координат характерных точек без указания входящих в состав заказника кварталов Михайловского лесничества; постановлением Правительства Ставропольского края от 27.06.2018 N 257-п границы заказника уточнены в сторону увеличения.
Земельный участок с кадастровым номером N, расположенный по адресу: Ставропольский край, Шпаковский муниципальный округ, квартал 62 (Михайловское) часть выдела 8, Ставропольское участковое лесничество, Ставропольское лесничество, площадью 2 250 кв.м, являющийся частью лесного фонда, ранее входил в границы заказника "Русский лес" и был исключен из территории заказника постановлением Правительства Ставропольского края от 25.09.2015 N 416-п квартал 62 Михайловского лесничества Ставропольского лесхоза, что являлось неправомерным, так как согласно первоначальным нормативным правовым актам ранее полностью входил в состав заказника.
В целях устранения выявленных нарушений 11.05.2021 министру природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края внесено представление N7-52-2021/904, по итогам рассмотрения которого Министерством получена информация об арендаторах лесных участков в границах кварталов, запрошена начальная (максимальная) стоимость работ по увеличению площади заказника и его функциональных зон, Министерством подана заявка в министерство финансов Ставропольского края о необходимости дополнительного финансирования на 2021 год и внесения изменений в Закон Ставропольского края "О бюджете Ставропольского края на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годы" на выполнение работ по увеличению площади заказника в объеме 280 000 руб. и возвращению вышеуказанного земельного участка в границы заказника "Русский лес".
Вместе с тем Приказом министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края от 28.05.2021 N 2040 принято решение о проведении аукциона на право заключения договора аренды лесного участка с кадастровым номером N, в документации к которому не указано об обременениях на использование земельного участка, ограничениях использования лесного участка, в связи с фактическим нахождением в границах особо охраняемой природной территории. Указанный лесной участок с кадастровым номером N сформирован по заявлению Аврамовой Р.К. от 26.05.2020 N 93-3-А.
По мнению прокурора указанное свидетельствует, что по состоянию на июнь 2021 года представление Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора в части внесения земельного участка с кадастровым номером N в границы заказника "Русский лес" не исполнено, выявленные нарушения не устранены, 23.07.2021 по результатам аукциона, проведенного 12.07.2021, лесной земельный участок с кадастровым номером N передан в аренду ИП Аврамовой М.К. на основании договора N 583 для осуществления рекреационной деятельности.
В настоящее время указанный лесной участок используется для осуществления деятельности по общественному питанию населения, на участке установлен мангал и некапитальный объект - торговый павильон, что нарушает режим особой охраны заказника, установленный пунктом 13 Положения о государственном природном заказнике краевого значения "Русский лес", утвержденного постановлением Правительства Ставропольского края от 25.09.2015 N 416-п.
Решением Октябрьского районного суда г. Ставрополя от 07.06.2023, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 19.10.2023, заявленные требования удовлетворены, признано незаконным бездействие министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края, выразившееся в непринятии в период с 11.05.2021 до 27.01.2023 мер по включению в границы государственного природного заказника краевого значения "Русский лес" земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: Ставропольский край, Шпаковский муниципальный округ, квартал 62 (Михайловское) часть выдела 8, Ставропольское участковое лесничество, Ставропольское лесничество, площадью 2 250 кв.м.
На министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края возложена обязанность в срок не позднее шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу подготовить предложения в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства Ставропольского края от 28.10.2009 N 280-п "Об утверждении Порядка принятия решений о создании особо охраняемых природных территорий краевого значения в Ставропольском крае", о включении земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: Ставропольский край, Шпаковский муниципальный округ, квартал 62 (Михайловское) часть выдела 8, Ставропольское участковое лесничество, Ставропольское лесничество, площадью 2 250 кв.м, в границы государственного природного заказника краевого значения "Русский лес", которые направить в Правительство Ставропольского края для принятия решения об изменении границ государственного природного заказника краевого значения "Русский лес".
Не согласившись с постановленными судебными актами, заинтересованное лицо Аврамова М.К, в лице представителя, обжаловала их в кассационном порядке, в кассационной жалобе ставит вопрос об их отмене, как принятых с нарушением норм материального и процессуального права, регулирующих возникшие правоотношения, в частности указывает о пропуске прокурором процессуального трехмесячного срока для обращения в суд, отсутствии оснований для включения земельного участка, находящегося в ее владении на законных основаниях, в территорию заказника. Просит вынести по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении административного искового заявления в полном объеме.
Кассационная жалоба поступила в Пятый кассационный суд общей юрисдикции 20.12.2023.
На кассационную жалобу прокурором поданы возражения, в которых выражается несогласие с ее доводами.
В судебное заседание Пятого кассационного суда общей юрисдикции иные лица, участвующие в деле, не явились, по правилам статьи 326 Кодекса административного судопроизводства извещены надлежащим образом, ходатайств процессуального характера, в том числе об отложении судебного заседания, от них не поступало. Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции пришла к выводу о рассмотрении дела в их отсутствие.
Изучив изложенные в кассационной жалобе доводы и принятые по делу судебные акты, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующему выводу.
В соответствии со статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
В соответствии со статьей 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания решений, действий (бездействия) незаконными необходимо наличие совокупности двух условий несоответствие оспариваемого решения, действия (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
Судами установлено и следует из материалов дела, решением исполнительного комитета Ставропольского краевого Совета депутатов трудящихся РСФСР N 102 от 10.02.1977 на территории лесного массива Михайловского лесничества Ставропольского мехлесхоза (кварталы 1-65) организован комплексный государственный заказник "Русский лес" сроком на 10 лет с установлением режима особой охраны. В материалах дела имеется план лесоустройства вышеуказанного заказника по состоянию на 1996 г.
Пунктом 2 постановления Губернатора Ставропольского края от 26.08.1997 N 547 "Об образовании государственных природных заказников краевого значения", территория площадью 7 558 гектаров земли, находящаяся в пользовании Ставропольского лесхоза (лесной фонд) в г. Ставрополе и в Шпаковском районе, объявлена государственным природным заказником краевого значения "Русский лес".
Постановлением Правительства Ставропольского края от 12.09.2005 N 114-п утверждено Положение о государственном природном заказнике краевого значения "Русский лес" (далее - Положение о заказнике), согласно которому заказник расположен в кварталах 1 - 63, 69 Михайловского лесничества Ставропольского лесхоза. Заказник образован без изъятия земельного участка у землепользователя, при этом площадь заказника составила 7 552, 5 га. Положением о заказнике устанавливалось, что заказник является биологическим, предназначен для сохранения самого крупного естественного лесного массива в центре Предкавказья с редкими сохранившимися видами флоры и фауны, определен режим заказника, в соответствии с которым на его территории разрешенными являются только сенокошение залуженных участков с обязательным оставлением через каждые 100 метров полосы нескошенного травостоя шириной не менее 5 метров; сбор зоологических и ботанических коллекций (при наличии полученного в установленном порядке разрешения); регулирование численности отдельных объектов животного мира в целях охраны здоровья населения и предотвращения нанесения ущерба флоре и фауне заказника. На территории заказника запрещались любые формы хозяйственной деятельности, рекреационного и другого природопользования, препятствующие сохранению, восстановлению и воспроизводству природных комплексов и их компонентов. Территория заказника в обязательном порядке учитывалась при разработке территориальных комплексных схем, схем землеустройства и районной планировки.
В границы заказника включались кварталы с 1 по 65 Михайловского лесничества Ставропольского лесхоза (в 1977 году) и кварталы с 1 по 63 и 69 Михайловского лесничества Ставропольского лесхоза (в 2005 г.).
Согласно постановлению Правительства Ставропольского края от 25.09.2015 N 416-п "О создании государственного природного заказника краевого значения "Русский лес", площадь заказника составляет 8 323, 47 гектара, в том числе лесной фонд - 6 785, 53 га, включенный в природоохранную зону, земли сельскохозяйственного назначения, расположенные в границах упраздненных заказников - 633, 62 га, включенные в границы зоны ограниченного природопользования и земли сельскохозяйственного назначения, находящиеся в частной собственности и впервые включенные в границы заказника - 904, 32 га, отнесенные к зоне рекреационного использования заказника. Границы заказника определены на основании координат характерных точек без указания входящих в состав заказника кварталов Михайловского лесничества. В результате чего частично лесные кварталы, указанные в первоначальных нормативных правовых актах, не вошли в состав заказника.
Границы вновь образованного в 2015 г. заказника не включено более пятидесяти земельных участков, являющихся неотъемлемой частью лесного фонда, ранее входивших в границы заказника "Русский лес", что подтверждается, в том числе, постановлением Правительства Ставропольского края от 27.06.2018 N 257-п, согласно которому границы заказника уточнены в сторону увеличения.
По результатам проверки исполнения законодательства об особо охраняемых природных территориях, проведенной Ставропольской межрайонной природоохранной прокуратурой, установлено, что постановлением Правительства Ставропольского края от 25.09.2015 N 416-п из границ заказника "Русский лес" исключен земельный участок с кадастровым номером N расположенный по адресу: Ставропольский край, Шпаковский муниципальный округ, квартал 62 (Михайловское) часть выдела 8, Ставропольское участковое лесничество, Ставропольское лесничество; площадью 2 250 к.м, который ранее входил в границы заказника "Русский лес".
11.05.2021 министру природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края внесено представление N 7-52-2021/904 об устранении выявленных нарушений природоохранного законодательства.
По результатам рассмотрения представления министерством дан ответ, в соответствии с которым представление прокурора рассмотрено 03.06.2021 и удовлетворено, в 2021 году Министерством получена информация об арендаторах лесных участков в границах кварталов, запрошена начальная (максимальная) стоимость работ по увеличению площади заказника и его функциональных зон. Министерством подана заявка в министерство финансов Ставропольского края о необходимости дополнительного финансирования на 2021 г. и внесения изменений в Закон Ставропольского края "О бюджете Ставропольского края на 2021 г. и плановый период 2022 и 2023 г.г." на выполнение работ по увеличению площади заказника в объеме 280 000 руб.
После этого административным ответчиком принято решение о проведении аукциона на право заключения договора аренды в отношении земельного участка с кадастровым номером N
07.06.2021 в адрес и.о. министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края Хлопянова А.Г. направлен запрос о предоставлении информации, в том числе о причинах принятия решения о проведении аукциона на право заключения договора аренды лесного участка с кадастровым номером N, находящегося в государственной собственности в составе земель лесного фонда для осуществления рекреационной деятельности сроком на 49 лет в квартале 62, выделе 8 Ставропольского лесничества (михайловского). При этом в документации на проведение аукциона, о котором прокуратуре стало известно в рамках мониторинга сети "Интернет" в июне 2021 г, не указано об обременениях на использование данного земельного участка, ограничениях использования лесного участка в связи с фактическим нахождением в границах особо охраняемой природной территории. В этом же запросе прокурором указано на постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.11.2014, вынесенного по делу N А63-12198/2023, в соответствии с которым на ИП Аврамову Т.А. возложена обязанность возвратить лесной участок площадью 0, 35 га, условный N, расположенный в пределах земель лесного фонда Ставропольского участкового лесничества государственного учреждения "Ставропольское лесничество" в состояние, пригодное для ведения лесного хозяйства путем сноса за свой счет самовольных построек. Решение суда исполнено, ввиду чего земельный участок подлежит включению в особо охраняемую природную территорию. 03.06.2021 по результатам рассмотрения представления Ставропольского природоохранного прокурора принято решение о включении вышеописанного земельного участка в границы заказника краевого значения "Русский лес". Прокурором запрошена информация не только о причинах принятия решения о проведении аукциона, но и о мерах по недопущению нарушений требований природоохранного законодательства (т.1 л.д. 39-40).
Как следует из ответа заместителя министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края Ковалевой Т.С. от 09.06.2021, ежегодно Министерству доводится план по доходам, выполнение которого на 98, 3% зависит от платы за использование лесов, план по получению доходов в бюджетную систему Российской Федерации на 2021 г. Ставропольскому краю определен в размере 9 238, 4 тыс. руб, в том числе от арендной платы 9 085, 9 тыс. руб, в соответствии с имеющимися договорами аренды в 2021 г. у прогнозируется получить только 8 480, 4 тыс. руб, план в целом по платежам Ставропольским краем будет выполнен на 93, 4%, что негативно скажется на оценке деятельности Ставропольского края по исполнению переданных Российской Федерацией субъектам Российской Федерации отдельных полномочий в области лесных отношений. В связи с этим в мае 2021 года три лесных участка, не входящие в ООПТ регионального значения, в том числе и указанный в письме, выставлены на аукцион.
Обращаясь в суд с настоящим административным исковым заявлением, Ставропольский межрайонный природоохранный прокурор указал, что несмотря на полученные ответы, в соответствии с которыми Министерство уведомило об удовлетворении представления прокурора, земельный участок с кадастровым номером N в настоящее время не включен в границы заказника "Русский лес". Соответственно, представление Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора N 7-52-2021/904 не исполнено, выявленные прокурором нарушения не устранены, что нарушает право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
Удовлетворяя заявленные Ставропольским межрайонным природоохранным прокурором требования, суд первой инстанции, проанализировав материалы лесоустройства заказника "Русский лес" в ретроспективе, начиная с момента его создания в 1977 г.у, включая план лесоустройства, исходил из того, что в границы заказника были включены кварталы с 1 по 65 Михайловского лесничества Ставропольского лесхоза (в 1977 году) и кварталы с 1 по 63 и 69 Михайловского лесничества Ставропольского лесхоза (в 2005 году); спорный земельный участок с кадастровым номером N, расположенный по адресу: Ставропольский край, Шпаковский муниципальный округ, квартал 62 (Михайловское) часть выдела 8, Ставропольское участковое лесничество, Ставропольское лесничество, площадью 2 250 кв.м, ранее являвшийся частью заказника "Русский лес", не был включен в границы данного заказника по постановлению Правительства Ставропольского края от 25.09.2015 N 416-п.
Указывая, что министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края, рассмотрев представление Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора N 7-52-2021/904 от 11.05.2021 об устранении выявленных нарушений природоохранного законодательства, направило ответ о том, что представление признано обоснованным и удовлетворено, однако, вопреки данному ответу Министерство не приняло мер к устранению выявленных нарушений, суд пришел к выводу о доказанности факта бездействия Министерства по вопросу, отнесенному к его компетенции.
С выводами суда первой инстанции согласился суд апелляционной инстанции.
При этом суды пришли к обоснованному выводу, что процессуальный срок для обращения в суд пропущен не был, поскольку им оспаривалось проявленное длящее бездействие.
Доводы кассационной жалобы об обратном основаны на неправильном толковании процессуальных норм административного судопроизводства.
С итоговыми выводами судов соглашается судебная коллегия, поскольку они являются правильными, основанными на положениях действующего законодательства.
Так, в соответствии со статьями 26, 27, 35 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края обязано осуществлять охрану памятников природы, региональный государственный надзор в области охраны и использования.
Согласно Постановлению Правительства Ставропольского края от 02.07.2012 N 221-п "Об утверждении Положения о Министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края" министерство является специально уполномоченным органом исполнительной власти Ставропольского края по охране, федеральному государственному надзору и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания. Основными задачами министерства являются, в том числе, участие в проведении государственной политики в области экологического развития Российской Федерации, охраны атмосферного воздуха, обращения с отходами производства и потребления; осуществление в пределах своей компетенции государственного управления в области недропользования, лесных отношений, водных отношений, безопасности гидротехнических сооружений, охраны окружающей среды, охраны атмосферного воздуха, охраны, регулирования использования объектов животного мира и среды их обитания, охоты и сохранения охотничьих ресурсов, обеспечения экологической безопасности на территории Ставропольского края, организации и функционирования особо охраняемых природных территорий краевого значения, охраны курортов, лечебно-оздоровительных местностей и природных лечебных ресурсов краевого значения, защитных лесных насаждений; осуществление в пределах своей компетенции: федерального государственного контроля (надзора) в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания на территории Ставропольского края, за исключением объектов животного мира и среды их обитания, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, расположенных на территории Ставропольского края.
Министерство в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет следующие функции в установленной сфере деятельности: разрабатывает: для утверждения положения об особо охраняемой природной территории краевого значения или о внесении изменений в данное положение, а также установлении или изменении границ особо охраняемой природной территории краевого значения; и др.
По настоящему делу министерство, имея достоверную информацию о необоснованном исключении являющегося предметом спора земельного участка из границ заказника "Русский лес" в 2015 г, соответствующих предусмотренных последовательных мер для устранения данного обстоятельства, регламентированные в том числе Постановлением Правительства Ставропольского края от 28.10.2009 N 280-п, не принял, более того, провел в отношении земельного участка аукцион на право аренды, по итогам которого передал его в пользование на таком праве заинтересованному лицу, осуществляющему на нем предпринимательскую деятельность по оказанию услуг питания населению, связанную с размещением на нем кафе и оборудования для приготовления с использованием открытого огня, что прямо запрещено требованиями действующего законодательства, не соответствует целям и задачам министерства по охране земель такой категории, представляющих собой особый объект охраны государством.
Судами обоснованно также отмечено, что предоставляя земельный участок в аренду ИП Аврамовой М.К, административный ответчик не принял во внимание требования вступившего в законную силу судебного акта, а именно, постановления Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.11.2014, вынесенного по делу N А63-12198/2023, в соответствии с которым на ИП Аврамову Т.А. возложена обязанность возвратить лесной участок площадью 0, 35 га, условный N, расположенный в пределах земель лесного фонда Ставропольского участкового лесничества государственного учреждения "Ставропольское лесничество" в состояние, пригодное для ведения лесного хозяйства путем сноса за свой счет самовольных построек.
Судебными актами по данному делу установлено, что предыдущему арендатору спорного земельного участка ИП Аврамовой Т.А. земельный участок лесного фонда был предоставлен для осуществления рекреационной деятельности, однако вопреки условиям и целям договора она возвела на земельном участке здание кафе "У Розы", которое признано самовольной постройкой.
Совокупность изложенного обоснованно расценена судами, как длительное неисполнение министерством требований вступившего в законную силу судебного акта, представления прокурора и требований действующего законодательства.
Поскольку совокупность критериев, предусмотренных статьей 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в действиях административного ответчика судами установлена правомерно, суд первой инстанции обоснованно возложил на министерство исполнение обязанностей, направленных на прекращение нарушений действующего законодательства, что соответствует положениям пункта 1 части 3 статьи 227 Кодекса, входит в круг компетенции министерства, являющихся исполнимыми и обоснованными.
Судебная коллегия отмечает, что наличие выявленных прокурором и установленных судами невыполненных действий стороной административных ответчиков не оспаривалось, при этом, вопреки доводам кассационной жалобы, только факт предоставления заинтересованному лице земельного участка на легитимных основаниях, не позволяет признать судебные акты незаконными, а выводы судов необоснованными.
У суда кассационной инстанции основания не согласиться с выводами судебных инстанций не имеется, поскольку наличие у административных ответчиков в отношении предмета спора обязанностей установлена судами, равно и установлено их невыполнение, что не ставит под сомнение обоснованность требований прокурора, подтверждается представленными доказательствами.
На основании изложенного, судебная коллегия находит выводы судов законными и обоснованными, судами верно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения. Доводы кассационной жалобы не нашли своего подтверждения, являлись предметом апелляционного рассмотрения, мотивировано отклонены, юридически значимые обстоятельства судами установлены, получили правильную оценку.
По итогам рассмотрения кассационной жалобы в пределах ее доводов, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции пришла к выводу, что оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов, предусмотренных статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не имеется.
Доводы кассационной жалобы по существу сводятся к переоценке исследованных судами доказательств и оспариванию обоснованности выводов судов при том, что суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями частей 2 и 3 статьи 329, а также применительно к статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судом первой и второй инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, и правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам не наделен.
Несогласие подателя кассационной жалобы с выводами судов, не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки и не подтверждает существенных нарушений судами норм права.
Руководствуясь статьями 328 - 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Октябрьского районного суда г. Ставрополя от 07.06.2023 и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 19.10.2023 оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Аврамовой М.К. Поляковой Н.И. - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня вынесения, может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вынесения судебного акта судом апелляционной инстанции, без учета времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Председательствующий Р.Ф.Фахретдинова
Судьи Ю.К. Белоусова
Г.К. Зайнуллина
Мотивированное кассационное определение изготовлено 14.02.2024.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.