Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Фахретдиновой Р.Ф, судей Белоусовой Ю.К, Зайнуллиной Г.К.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Евкурова М.К.
на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Ингушетия от 10.10.2023
по административному делу по административному исковому заявлению Евкурова М.К. к Управлению по вопросам миграции министерства внутренних дел по Республике Ингушетия об оспаривании действий, возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Белоусовой Ю.К, а также пояснения Евкурова М.М. и его представителя Зурабовой Л.Б, поддержавших доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Евкуров М.М. обратился в суд с административным иском о признании неправомерными действий Управления по вопросам миграции министерства внутренних дел по Республике Ингушетия по отказу в продлении статуса вынужденного переселенца в виду полученной ссуды. Требования мотивированы тем, что размер полученной, как вынужденным переселенцем возвратной беспроцентной ссуды, являлся незначительным, не позволил приобрести или построить жилье, свидетельствует об отсутствии оснований признать его утратившим статус вынужденного переселенца, что также подтверждено вступившим в законную силу решением суда. Просил возложить на административного ответчика обязанность восстановить его в базе данных вынужденных переселенцев из РСО-Алания, восстановить и продлить данный статус, а также восстановить в сводном списке вынужденных переселенцев и выдать государственный жилищный сертификат.
Решением Карабулакского районного суда Республики Ингушетия от 19.06.2023 заявленные требования удовлетворены частично, оспариваемые действия признаны неправомерными, на административного ответчика возложена обязанность восстановить и продлить статус вынужденного переселенца в отношении административного истца. Иные требования оставлены без рассмотрения.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Ингушетия от 10.10.2023 решение суда первой инстанции отменено, по делу принято новое решение, которым в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с судебным актом суда апелляционной инстанции, административный истец обжаловал его в кассационном порядке, в кассационной жалобе ставит вопрос об его отмене, как принятого с нарушением норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, настаивает на обоснованности заявленных требований по приведенным в них основаниям, указывает об отсутствие у суда п апелляционной инстанции отменять законное и обоснованное решение суда первой инстанции, которое просит оставить в силе.
Кассационная жалоба поступила в Пятый кассационный суд общей юрисдикции 20.12.2023.
В судебное заседание Пятого кассационного суда общей юрисдикции иные лица, участвующие в деле, не явились, по правилам статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения кассационной жалобы не поступало, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции рассмотрела дело в их отсутствии.
Изучив изложенные в кассационной жалобе доводы и оспариваемые судебные акты, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему выводу.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (статья 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии со статьей 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания решений, действий (бездействия) незаконными необходимо наличие совокупности двух условий несоответствие оспариваемого решения, действия (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
Статус вынужденных переселенцев, экономические, социальные и правовые гарантии защиты их прав и законных интересов на территории Российской Федерации определяются Законом Российской Федерации от 19.02.1993 N 4530-1 "О вынужденных переселенцах".
Порядок принятия решения о признании лица вынужденным переселенцем установлен статьей 5 Закона Российской Федерации от 19.02.1993 N 4530-1 "О вынужденных переселенцах", в соответствии с которой решение о признании лица вынужденным переселенцем принимается соответствующим территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел в течение трех месяцев со дня регистрации ходатайства (пункт 2 статьи 5 Закона), лицу, признанному вынужденным переселенцем, выдается соответствующее удостоверение (пункт 3 статьи 5 Закона).
Согласно пунктам 4 и 5 статьи 5 названного Закона статус вынужденного переселенца предоставляется на пять лет, срок действия статуса вынужденного переселенца продлевается территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел на каждый последующий год по заявлению вынужденного переселенца при наличии предусмотренных пунктом 5 оснований.
Согласно части 5 статьи 5 Закона Российской Федерации от 19.02.1993 N 4530-1 "О вынужденных переселенцах" срок действия статуса вынужденного переселенца продлевается территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел на каждый последующий год по заявлению вынужденного переселенца при наличии одновременно следующих оснований:
1) вынужденный переселенец и (или) члены семьи вынужденного переселенца, в том числе не имеющие статуса вынужденного переселенца, не являются нанимателями жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилого помещения на территории Российской Федерации;
2) неполучение вынужденным переселенцем и (или) членами семьи вынужденного переселенца, в том числе не имеющими статуса вынужденного переселенца, денежной компенсации за утраченное жилье;
3) неполучение вынужденным переселенцем и (или) членами семьи вынужденного переселенца, имеющими статус вынужденного переселенца, долговременной беспроцентной возвратной ссуды на строительство (приобретение) жилья до 01.01.2023;
4) неполучение вынужденным переселенцем и (или) членами семьи вынужденного переселенца, имеющими статус вынужденного переселенца, безвозмездной субсидии на строительство (приобретение) жилья до 16.10.2010;
5) неполучение вынужденным переселенцем и членами семьи вынужденного переселенца, в том числе не имеющими статуса вынужденного переселенца, социальной выплаты на приобретение (строительство, восстановление) жилого помещения;
6) неполучение вынужденным переселенцем и членами семьи вынужденного переселенца, в том числе не имеющими статуса вынужденного переселенца, в установленном законодательством Российской Федерации порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на строительство (приобретение) жилого помещения;
7) непредоставление вынужденному переселенцу и (или) членам семьи вынужденного переселенца, в том числе не имеющим статуса вынужденного переселенца, в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома.
Как установлено судами и подтверждается материалами дела, 10.10.1995 Евкуров М.М. признан вынужденным переселенцем, срок действия статуса которого ему продлевался до 21.01.2021.
Уведомлением МВД по Республике Ингушетия от 28.02.2023 ему разъяснено, что он утратил статус вынужденного переселенца в связи с тем, что в рамках постановления Правительства Российской Федерации от 06.03.1998 N 274 "Об оказании государственной поддержки гражданам Российской Федерации, лишившимся жилья в результате осетино-ингушского конфликта в октябре-ноябре 1992 г." ему 15.03.2003 оказана государственная поддержка на восстановление разрушенного жилья в составе главы семьи Евкурова М.А. (отца) в размере 225, 704 руб, а 24.10.2001 в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.1997 N 106 "О предоставлении вынужденным переселенцам долговременной беспроцентной возвратной ссуды на строительство (приобретение) жилья" ему в составе семьи его матери Евкуровой М.Х. выдана долговременная беспроцентная возвратная ссуда на строительство (приобретение) жилья в размере 65 577, 6 руб, в связи с этим решением от 24.06.2021 его удостоверение вынужденного переселенца N 3351, выданное 10.10.1995, признано недействительным.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные административные требования в части принимал во внимание, что основания продления срока действия статуса вынужденного переселенца основан на доводах, аналогичных причинам отказа в продлении срока действия статуса вынужденного переселенца ранее, признанного вступившим в законную силу решением Карабулакского районного суда Республики Ингушетия от 20.06.2016, которым с учетом, как пришел к выводу, мизерного размера полученной ссуды, постановлено, что Евкуров М.М. не может быть лишен статуса вынужденного переселенца.
Суд апелляционной инстанции согласившись с позицией суда первой инстанции о наличии оснований для оставления без рассмотрения требований об обязании Министерства по внешним связям, национальной политике, печати и информации Республики Ингушетия восстановить Евкурова М.М. в сводном списке на получение жилищного сертификата и выдать государственный жилищный сертификат, пришел к выводу, что решение в части удовлетворения административных исковых требований, заявленных к УВМ МВД по Республике Ингушетия подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении требований.
Такие выводы судебная коллегия находит верными. Так, статус вынужденных переселенцев, экономические, социальные и правовые гарантии защиты их прав и законных интересов на территории Российской Федерации определяются Законом Российской Федерации от 19.02.1993 N 4530-1 "О вынужденных переселенцах".
Порядок принятия решения о признании лица вынужденным переселенцем установлен статьей 5 Закона Российской Федерации от 19.02.1993 N 4530-1 "О вынужденных переселенцах", в соответствии с которой решение о признании лица вынужденным переселенцем принимается соответствующим территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел в течение трех месяцев со дня регистрации ходатайства (пункт 2 статьи 5 Закона), лицу, признанному вынужденным переселенцем, выдается соответствующее удостоверение (пункт 3 статьи 5 Закона).
Согласно пунктам 4 и 5 статьи 5 названного Закона статус вынужденного переселенца предоставляется на пять лет, срок действия статуса вынужденного переселенца продлевается территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел на каждый последующий год по заявлению вынужденного переселенца при наличии предусмотренных пунктом 5 оснований.
Согласно части 5 статьи 5 Закона Российской Федерации от 19.02.1993 N 4530-1 "О вынужденных переселенцах" срок действия статуса вынужденного переселенца продлевается территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел на каждый последующий год по заявлению вынужденного переселенца при наличии одновременно следующих оснований:
1) вынужденный переселенец и (или) члены семьи вынужденного переселенца, в том числе не имеющие статуса вынужденного переселенца, не являются нанимателями жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилого помещения на территории Российской Федерации;
2) неполучение вынужденным переселенцем и (или) членами семьи вынужденного переселенца, в том числе не имеющими статуса вынужденного переселенца, денежной компенсации за утраченное жилье;
3) неполучение вынужденным переселенцем и (или) членами семьи вынужденного переселенца, имеющими статус вынужденного переселенца, долговременной беспроцентной возвратной ссуды на строительство (приобретение) жилья до 01.01.2023;
4) неполучение вынужденным переселенцем и (или) членами семьи вынужденного переселенца, имеющими статус вынужденного переселенца, безвозмездной субсидии на строительство (приобретение) жилья до 16.10.2010;
5) неполучение вынужденным переселенцем и членами семьи вынужденного переселенца, в том числе не имеющими статуса вынужденного переселенца, социальной выплаты на приобретение (строительство, восстановление) жилого помещения;
6) неполучение вынужденным переселенцем и членами семьи вынужденного переселенца, в том числе не имеющими статуса вынужденного переселенца, в установленном законодательством Российской Федерации порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на строительство (приобретение) жилого помещения;
7) непредоставление вынужденному переселенцу и (или) членам семьи вынужденного переселенца, в том числе не имеющим статуса вынужденного переселенца, в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома.
Применительно к рассматриваемому делу административный истец утратил статус вынужденного переселенца по основаниям, предусмотренным пунктами 3 и 5 части 5 статьи 5 Закона Российской Федерации от 19.02.1993 N 4530-1 "О вынужденных переселенцах", о чем к правильному выводу пришел суд апелляционной инстанции, отменив решение суда первой инстанции и приняв новое решение об отказе в иске, поскольку со стороны административного ответчика незаконность действий по признанию удостоверения вынужденного переселенца административного истца недействительным, а также дальнейшему отказу в восстановлении статуса и продлении срока его действия, нарушающих при этом законные права и интересы административного истца, - отсутствовало.
У судебной коллегии основания не согласиться с выводами суда апелляционной инстанции отсутствуют, поскольку административный истец утратила статус вынужденного переселенца в виду реализации социальных гарантий в денежном выражении, не позволяющих в дальнейшем претендовать на право продолжать иметь статус вынужденного переселенца, что предусмотрено Законом Российской Федерации от 19.02.1993 N 4530-1 "О вынужденных переселенцах".
Доводы кассационной жалобы об обратном, а также ссылка на имеющийся судебный акт, которым установлена мизерность полученной социальной гарантии, что не позволяет лишить его такого статуса, - основаны на неверном толковании норм материального права, несогласие с размером полученной в 2001 и 2003 г.г. компенсации не влечет для административного истца оснований для возобновления статуса в настоящее время.
Вопреки позиции стороны административного истца, суд апелляционной инстанции принял решение при наличии доказательств, подтверждающих отсутствие у административного истца иметь истребуемый статус в настоящее время. Утверждение об отсутствии в материалах дела доказательств получения компенсации в ден6ежном выражении, не указывает на неполноту юридически значимых обстоятельств, поскольку такие сведения представлены стороной административного ответчика, а кроме того, установлены судебным актом, на который административный истец ссылается, как на подтверждение обоснованности заявленных им требований в настоящем деле.
Равно необоснованным доводы о том, что административный истец получил выплаты, как член семьи отца, а также как член семьи матери, тогда как в отношении себя и своей семьи выплат не получал. Такая позиция не основана на положениях действующего законодательства, регулирующих спорные правоотношения.
По итогам рассмотрения дела судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции пришла к выводу, что обжалуемый судебный акт является законным и обоснованным, при его принятии существенных нарушений норм материального и процессуального права, которые могли повлиять на исход дела, допущено не было, выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на совокупности представленных и исследованных доказательств по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Судом апелляционной инстанции все юридически значимые обстоятельства установлены, судебные решения соответствуют предъявляемым к ним требованиям, оснований для отмены или изменения судебных актов, предусмотренных статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не имеется.
Доводы кассационной жалобы по существу сводятся к переоценке исследованных судом доказательств и оспариванию обоснованности выводов судебной инстанции при том, что суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями частей 2 и 3 статьи 329, а также применительно к статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными суд фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судом, рассмотревшим административное дело и принявшим оспариваемое решение, и правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам не наделен.
Основания для оставления в силе решения суда первой инстанции, о чем ставится вопрос в кассационной жалобе, отсутствуют.
Руководствуясь статьями 328 - 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Ингушетия от 10.10.2023 оставить без изменения, кассационную жалобу Евкурова М.К. - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня вынесения, может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вынесения судебного акта судом апелляционной инстанции, без учета времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Председательствующий Р.Ф.Фахретдинова
Судьи Ю.К. Белоусова
Г.К. Зайнуллина
Мотивированное кассационное определение изготовлено 14.02.2024.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.