Судья Пятого кассационного суда общей юрисдикции Фахретдинова Р.Ф., рассмотрев кассационную жалобу Министерства внутренних дел Российской Федерации на определение Карабулакского районного суда Республики Ингушетия от 7 июня 2023 г. и апелляционное определение Верховного Суда Республики Ингушетия от 21 сентября 2023 г.
по административному делу по административному иску Евлоевой М.А. к Межрегиональному управлению Федеральной миграционной службы России (с местом дислокации в г. Владикавказе) об оспаривании действий по отказу в предоставлении средств государственной поддержи и возложении обязанностей,
УСТАНОВИЛА:
Евлоева М.А обратилась в суд с заявлением об изменении способа и порядка исполнения решения суда путем взыскания с Министерства внутренних дел Российской Федерации денежных средств.
Определением Карабулакского районного суда Республики Ингушетия от 7 июня 2023 г. оставленным без изменения апелляционным определением Верховного Суда Республики Ингушетия от 21 сентября 2023 г, заявление удовлетворено, изменены способ и порядок исполнения решения Карабулакского районного суда Республики Ингушетия от 29 апреля 2014 г, на Министерство внутренних дел Российской Федерации возложена обязанность по выплате Евлоевой М.А. денежных средств в размере 15 934 396, 80 рублей за утраченное домовладение.
В кассационной жалобе, поступившей в Пятый кассационный суд общей юрисдикции 11 января 2024 г, Министерство внутренних дел Российской Федерации просит отменить определение Карабулакского районного суда Республики Ингушетия от 7 июня 2023 г. и апелляционное определение Верховного Суда Республики Ингушетия от 21 сентября 2023 г.
В силу положений частей 1 и 2 статьи 327.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, кассационные жалоба, представление на вступившие в законную силу определения, которыми не оканчивается производство по административному делу, и вынесенные по результатам их обжалования судебные акты, рассматриваются судьей суда кассационной инстанции единолично без проведения судебного заседания в срок, не превышающий одного месяца со дня поступления.
Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, полагаю обжалуемые судебные акты подлежащими отмене.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
При рассмотрении настоящего административного дела нарушения такого характера допущены судами первой и апелляционной инстанций.
Как следует из материалов дела, вступившим в законную силу решением Карабулакского районного суда Республики Ингушетия от 29 апреля 2014 г. на Межрегиональное Управление ФМС России (с местом дислокации в г.Владикавказе) возложена обязанность по выплате Евлоевой М.А. денежных средств, предусмотренных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 марта 1998 г. N 274, за домовладение общей площадью 297, 6кв.м, расположенное по адресу: "адрес"- "адрес", "адрес", с учетом действующей стоимости одного квадратного метра жилья на территории "адрес"-Алания на момент фактического исполнения решения суда путем единовременного перечисления средств государственной поддержки на ее банковский счет.
Из материалов настоящего дела следует, что вступившее в законную силу в 2014 году судебное решение, которым признано нарушенным право Евлоевой М.А. на государственную поддержку и возложена на орган исполнительной власти обязанность выплатить ей предусмотренные Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 марта 1998 г. N 274 денежные средства за расположенное в Республике Северная Осетия-Алания домовладение путем перечисления на ее банковский счет, до настоящего времени не исполнено.
Суды первой и апелляционной инстанции, удовлетворяя заявление и изменяя способ и порядок исполнения судебного акта, указали, что решение Карабулакского районного суда Республики Ингушетия от 29 апреля 2014 г. не содержит сумму, подлежащую взысканию в пользу Евлоевой М.А. с МВД России, что препятствует его исполнению, в связи с чем исходя из средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по субъектам Российской Федерации на I квартал 2023 г. определили сумму подлежащей взысканию социальной выплаты в размере 15 934 396, 80 рублей (297, 6 кв.м х 53 543 рублей).
Такие выводы судов нельзя признать соответствующими фактическим обстоятельствам дела.
Вступившие в законную силу судебные акты являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации (часть 2 статьи 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, часть 1 статьи 16 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Такое регулирование корреспондирует статье 2 Международного пакта о гражданских и политических правах, принятого 16 декабря 1966 года Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-м пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН, провозглашающей обязанность государства обеспечить любому лицу, права и свободы которого нарушены, эффективные средства правовой защиты, а также статьям 6 и 13 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (заключена в г. Риме 4 ноября 1950 года) в ее понимании Европейским Судом по правам человека, полагающим, что право на судебную защиту стало бы иллюзорным, если бы правовая система государства позволяла, чтобы обязательное судебное решение оставалось недействующим к ущербу одной из сторон, и что исполнение решения, вынесенного любым судом, должно рассматриваться как неотъемлемая часть судебной защиты (постановление от 19 марта 1997 года по делу "Хорнсби (Hornsby) против Греции").
Частью 1 статьи 358 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и частью 1 статьи 37 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" предусмотрено, что при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, суд, выдавший исполнительный документ, по заявлению взыскателя или судебного пристава-исполнителя вправе изменить способ и порядок исполнения судебного акта.
По смыслу указанных правовых норм изменение способа и порядка исполнения решения суда может заключаться в замене одного вида исполнения другим или в определенном преобразовании первоначального способа исполнения решения суда и допускается только при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение решения суда либо свидетельствующих о невозможности исполнить решение суда тем способом, который указан в судебном акте.
Положение об оказании государственной поддержки в жилищном обустройстве вынужденным переселенцам, лишившимся жилья в результате осетино-ингушского конфликта в октябре - ноябре 1992 года, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 марта 1998 г. N 274, устанавливает порядок оказания государственной поддержки в жилищном обустройстве вынужденным переселенцам, лишившимся жилья в результате осетино-ингушского конфликта в октябре - ноябре 1992 года, в конкретных формах (для восстановления разрушенного жилья, включая обследование жилья и разработку проектной и сметной документации; строительства жилья, включая разработку проектной и сметной документации; приобретения готового жилья; временного жилищного обустройства вынужденных переселенцев, включая аренду жилых помещений; перевозки вынужденных переселенцев к месту постоянного проживания; восстановления и строительства объектов инфраструктуры в местах компактного расселения вынужденных переселенцев, включая разработку сметной и проектной документации (пункт 2) и не содержит норм, возлагающих обязанность на уполномоченные органы компенсации в полном объеме стоимости жилых помещений.
Согласно пункту 15 Положения в отношении лиц, лишившихся принадлежащих на праве собственности жилья в результате осетино-ингушского конфликта, государственная поддержка предоставлялась в форме социальной выплаты:
- на восстановление разрушенного индивидуального жилья, если такое лицо изъявило желание вернуться в места прежнего проживания, размер которой определяется на основании дефектной ведомости, сметной документации и не должен превышать размера средств, необходимых для восстановления общей площади разрушенного или подлежащего восстановлению жилого помещения (подпункт "а");
- на приобретение готового или строительство нового жилого помещения при условии передачи в установленном порядке оставленного по месту прежнего проживания на территории Республики Северная Осетия - Алания или Республики Ингушетия земельного участка (участков) и находящегося на нем жилого помещения (помещений) или незастроенного земельного участка (участков) на безвозмездной основе в муниципальную собственность в размере из расчета 33 кв.м на одинокого гражданина, 42 кв.м на семью из 2 человек, по 18 кв.м на 1 члена семьи из 3 и более человек, а также 10 кв.м, предоставляемых дополнительно при наличии члена семьи, имеющего право на дополнительную жилую площадь, но не менее общей площади утраченного жилья (подпункт "б").
Максимальный размер государственной поддержки определяется с учетом стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья в Республике Северная Осетия-Алания или Республике Ингушетия, утвержденной Министерством регионального развития Российской Федерации для расчета социальных выплат, предоставляемых за счет средств федерального бюджета различным категориям граждан, что предусмотрено абзацев 8 пункта 15 Положения.
Между тем приведенные выше нормы материального права, фактические обстоятельства дела судебными инстанциями не были приняты во внимание.
В подтверждение своих требований об оспаривании отказа в оказании государственной поддержки Евлоева М.А. представила в материалы дела решение Ленинского районного суда г. Владикавказа Республики Северная Осетия-Алания от 27 декабря 2011 г, которым на основании свидетельских показаний установлен юридический факт владения Евлоевой М.А. по состоянию на 2 ноября 1992 г. в пределах садоводческого товарищества "Южный" на праве собственности двухэтажным домовладением общей площадью 240 кв.м, и времянкой, общей площадью 57, 6 кв.м в "адрес".
Евлоева М.А. не представила в суд ни дефектной ведомости, ни сметной документации, обязательных в случае предъявления требования о выплате денежных средств на восстановление разрушенного индивидуального жилья, ни доказательств передачи оставленного по месту прежнего проживания земельного участка и находящегося на нем жилого помещения (помещений) или незастроенного земельного участка на безвозмездной основе в муниципальную собственность, обязательных в случае предъявления требования о выплате денежных средств на приобретение готового жилого помещения либо его строительства.
Как следует из содержания требований Евлоевой М.А. и решения Карабулакского районного суда Республики Ингушетия от 29 апреля 2014 г, а также материалов дела, Евлоева М.А, ссылаясь на неправомерный отказ в оказании государственной поддержки по причинам непредставления удостоверения вынужденного переселенца и документа об адресе утраченного жилого помещения, просила суд восстановить ее права путем выплаты денежных средств на приобретение готового жилья согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 6 марта 1998 г. N 274 (в порядке подпункта "б" пункта 15 названного Положения), тогда как суд, удовлетворяя заявление Евлоевой М.А, руководствовался в мотивировочной части подпунктом "а" пункта 15 названного Положения, указав, что размер поддержки определяется на основании дефектной ведомости, сметной документации и не должен превышать размера средств, необходимых для восстановления общей площади разрушенного или подлежащего восстановлению жилого помещения.
При этом при соблюдение условия, предусмотренного подпунктом "б" пункта 15 Положения, о передаче оставленного по месту прежнего проживания на территории Республики Северная Осетия-Алания или Республики Ингушетия земельного участка (участков) и находящегося на нем жилого помещения (помещений) или незастроенного земельного участка (участков) на безвозмездной основе в муниципальную собственность, необходимого при выборе такой формы социальной выплаты как приобретение готового или строительство нового жилого помещения судом также не исключено.
В резолютивной части решения Карабулакского районного суда Республики Ингушетия от 29 апреля 2014 г. на ответчика возложена обязанность выплатить Евлоевой М.А. средства государственной поддержки, предусмотренные Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 марта 1998 г. N 274, за утраченное домовладение общей площадью 297, 6 кв.м без указания конкретной формы социальной выплаты.
Изменяя порядок и способ исполнения судебного акта, суды избрали способ восстановления нарушенного права Евлоевой М.А. в виде взыскания с МВД России средств социальной выплаты в размере 15 934 396, 80 рублей, согласившись с расчетом заявителя, не определив, какая из форм социальной выплаты должна быть взыскана согласно решению суда и по какому из подпунктов пункта 15 Положения она подлежит расчету. Более того, судами не дана оценка доводам ответчика относительно вступившего в законную силу решения Ленинского районного суда г. Владикавказа Республики Северная Осетия-Алания от 27 декабря 2011 г. о факте принадлежности домовладения общей площадью 240 кв.м и времянки общей площадью 57, 6 кв.м, компенсация утраты которых должна была быть совершена в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 марта 1998 г. N 274.
Указанные обстоятельства не могут быть установлены судом кассационной инстанции с учетом полномочий, предусмотренных статьей 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в связи с чем определения суда первой и апелляционной инстанции подлежат отмене с направлением административного дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Руководствуясь статьями 327.1, 328-330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судья
ОПРЕДЕЛИЛ:
определение Карабулакского районного суда Республики Ингушетия от 7 июня 2023 г. и апелляционное определение Верховного Суда Республики Ингушетия от 21 сентября 2023 г. отменить, административное дело направить в Карабулакский районный суд Республики Ингушетия на новое рассмотрение.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия судебного акта судом апелляционной инстанции, без учета времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Судья Пятого кассационного суда
общей юрисдикции Р.Ф. Фахретдинова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.