Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Камышовой Т.В, судей Корниенко Г.Ф, Курасовой Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Эрсиноева Хампаши Султановича, Хаштыровой Зареты Хажибикаровны, Албакова Абдул-Хамида Яхьяевича, Климатовой Айшат Абоевны, Харсиева Якуба Юсуповича, Хамчиева Магомеда Камбулатовича, Барахоева Адыл-Карима Усмановича, Тимурзаевой Хавы Джабраиловны, Чапанова Исраила Муниевича, Харсиевой Эсет Магомедовны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Ингушетия о признании незаконными решений, возобновлении досрочной пенсии, зачете периодов работы, по кассационной жалобе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Ингушетия на апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Ингушетия от 31 августа 2023 года, заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Камышовой Т.В, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Эрсиноев Х.С, Хаштырова З.Х, Албаков А-Х.Я, Климатова А.А, Харсиев Я.Ю, Хамчиев М.К, Барахоев А-К.У, Тимурзиева Х.Д, Чапанов И.М, Харсиева Э.М. обратились в суд с исковым заявлением к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда России по Республике Ингушетия о признании незаконными решений о прекращении выплаты пенсий, возложении обязанности включить в специальный стаж в льготном исчислении периоды их работы, возобновить выплату пенсии.
В обоснование исковых требований указали, что в связи с достижением пенсионного возраста на основании заявлений с приложением документов, подтверждающих необходимый стаж работы, им были назначены страховые пенсии по старости, при определении которых учтены их льготные периоды работы в соответствии со списками производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, а также на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденными постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10, а также иные периоды их работы.
Однако 1 декабря 2022 г. ответчик приостановил выплату им страховых пенсий, ссылаясь на то, что нет подтверждения обоснованности выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверности содержащихся в них сведений о характере льготной работы.
Полагают, что решения ответчика о прекращении выплаты страховой пенсии противоречат требованиям действующего законодательства, при этом выводы ответчика об основаниях прекращения выплаты пенсии опровергаются представленными документами, в частности справками, уточняющими характер работы.
Решением Магасского районного суда от 31 марта 2023 г. исковые требования удовлетворены.
Определением от 3 августа 2023 г. судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Ингушетия перешла к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции с привлечением к участию в деле в качестве соответчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Волгоградской области.
Апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Ингушетия от 31 августа 2023 года решение Магасского районного суда Республики Ингушетия от 31 марта 2023 г. отменено.
Суд постановилисковые требования удовлетворить.
Признал действия Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Ингушетия, выразившиеся в приостановлении пенсий Эрсиноева Хампаши Султановича, Хаштыровой Зареты Хажибикаровны, Албакова Абдул-Хамида Яхьяевича, Климатовой Айшат Абоевны, Харсиева Якуба Юсуповича, Хамчиева Магомеда Камбулатовича, Барахоева Адыл-Карима Усмановича, Тимурзиевой Хавы Джабраиловны, Чапанова Исраила Муниевича, Харсиевой Эсет Магомедовны незаконными.
Обязал Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Ингушетия и Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Волгоградской области возобновить выплату пенсии Эрсиноеву Хампашу Султановичу с 1 декабря 2022 г.
Обязал Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Ингушетия и Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Волгоградской области зачесть в трудовой стаж Эрсиноеву Хампаше Султановичу льготный период работы по Списку N 1 с 03 августа1981 г. по 26 декабря 1996 г, а также периоды работы с 12 июня 1978 г. по 28 июля 1981 г.; с 14 января 1997 г. по 27 марта 2002 г. и засчитать заработную плату по справке от 15 апреля 1998 г. N 60.
Обязал Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Ингушетия и Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Волгоградской области возобновить выплату пенсии Хаштыровой Зарете Хажибикаровне с 1 декабря 2022 г.
Обязал Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Ингушетия и Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Волгоградской области зачесть в трудовой стаж Хаштыровой Зарете Хажибикаровне льготный период работы по Списку N 1 с 01 июня 1983 г. по 23 апреля 1999 г, а также периоды работы с 04 июня 1981 г. по 31 мая 1983 г.; с 26 апреля 1999 г. по 16 января 2001 г, с 23марта 2009 г. по 30 июня 2010 г, с 13 марта 2012 г. по 12 сентября 2012 г, с 13 марта 2013 г. по 12 сентября 2013 г.; с 19 мая 2014 г. по 18 ноября 2014 г.; с 19 мая 2015 г. по 18 ноября 2015 г. период времени нахождения на учете в центре занятости и засчитать заработную плату по справке от 04 мая 1999 г. N 67.
Обязал Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Ингушетия и Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Волгоградской области возобновить выплату пенсии Албакову Абдул-Хамиду Яхьяевичу с 1 декабря 2022 г.
Обязал Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Ингушетия и Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Волгоградской области зачесть в трудовой стаж Албакову Абдул-Хамиду Яхьяевичу льготный период работы по Списку N 1 с 16 июня 1986 г. по 10 сентября 1996 г, а также периоды работы с 06 сентября 1982 г. по 14 апреля 1984 г.; с 26 апреля 1984 г. по 10 июня 1986 г.; с 16 сентября 1996 г. по 28 сентября 2000 г.; с 23 июня 2003 г. по 01 ноября 2004 г.; с 01 ноября 2004 г. по 27 мая 2006 г.; с 08 июня 2006 г. по 23 января 2007 г. и засчитать заработную плату по справке от 18 ноября 1996 г. N 23.
Обязал Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Ингушетия и Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Волгоградской области возобновить выплату пенсии Климатовой Айшат Абоевне с 1 декабря 2022 г.
Обязал Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Ингушетия и Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Волгоградской области зачесть в трудовой стаж Климатовой Айшат Абоевне льготный период работы по Списку N 1 с 21 июня 1991 г. по 18 февраля 1999 г, а также периоды работы с 14 марта 1989 г. по 18 апреля 1991 г.; с 19 апреля 1991 г. по 20 июня 1991 г.; с 19 февраля 1999 г. по 26 декабря 2001 г.; с 01 марта 2012 г. по 17 декабря 2015 г.; с 01 ноября 2017 г. по 31 декабря 2018 г. и засчитать заработную плату по справке от 31 августа1999 г. N208-1.
Обязал Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Ингушетия и Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Волгоградской области возобновить выплату пенсии Харсиеву Якубу Юсуповичу с 1 декабря 2022 г.
Обязал Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Ингушетия и Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Волгоградской области зачесть в трудовой стаж Харсиеву Якубу Юсуповичу льготный период работы по Списку N 1 с 19 августа 1984 по 25 февраля 1995, а также периоды работы с 03 сентября 1979 г. по 11 мая 1982 г.; с 13 мая 1982 г. по 30 апреля 1984 г.; с 17 мая 1984 г. по 08 августа 1984 г.; с 27 февраля 1995 г. по 15 ноября 2000 г. и засчитать заработную плату по справке от 07 марта 1995 г. N 50.
Обязал Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Ингушетия и Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Волгоградской области возобновить выплату пенсии Хамчиеву Магомеду Камбулатовичу с 1 декабря 2022 г.
Обязал Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Ингушетия и Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Волгоградской области зачесть в трудовой стаж Хамчиеву Магомеду Камбулатовичу льготный период работы по Списку N 1 с 04 сентября 1988 г. по 24 сентября 1998 г, а также периоды работы с 08 января 1987 г. по 03 сентября 1988 г.; с 29 сентября 1998 г. по 30.12.2003 г.; с 01 января 2006 г. по 31 декабря 2019 г. и засчитать заработную плату по справке от 24 мая 1999 г. N 21-29/30.
Обязал Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Ингушетия и Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Волгоградской области возобновить выплату пенсии Барахоеву Адыл-Кариму Усмановичу с 1 декабря 2022 г.
Обязал Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Ингушетия и Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Волгоградской области зачесть в трудовой стаж Барахоеву Адыл-Кариму Усмановичу льготный период работы по Списку N 1 с 22 ноября 1985 г. по 02 сентября 1991 г, с 03 сентября 1991 г. по 28 ноября 1998 г, а также периоды работы с 09 февраля 1981 г. по 14 октября 1982 г.; с 20 октября 1982 г. по 28 ноября 1984 г.; с 28 января 1985 г. по 22 ноября 1985 г.; с 28 ноября 1998 г. по 26 февраля 2001 г. и засчитать заработную плату по справке от 03 сентября 1991 г. N25.
Обязал Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Ингушетия и Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Волгоградской области возобновить выплату пенсии Тимурзиевой Хаве Джабраиловне с 1 марта 2022 г.
Обязал Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Ингушетия и Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Волгоградской области зачесть в трудовой стаж Тимурзиевой Хаве Джабраиловне льготный период работы по Списку N 1 с 28 сентября 1988 г. по 29 августа 1997 г, а также периоды работы с 18 декабря 1984 г. по 26 августа 1988 г.; с 03 сентября 1997 г. по 23 октября 2001 г. и засчитать заработную плату по справке от 25 июня 1997 г. N 50.
Обязал Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Ингушетия и Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Волгоградской области возобновить выплату пенсии Чапанову Исраилу Муниевичу с 1 января 2023 г.
Обязал Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Ингушетия и Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Волгоградской области зачесть в трудовой стаж Чапанову Исраилу Муниевичу льготный период работы по Списку N 2 с 05 декабря 1983 г. по 03 октября 1996 г, а также периоды работы с 13 октября 1976 г. по 05 апреля 1979 г.; с 04 мая 1981 по 04 декабря 1983 г.; с 04 октября 1996 г. по 21 декабря 2001 г. и засчитать заработную плату по справке от 28 апреля 1998 г. N45.
Обязал Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Ингушетия и Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Волгоградской области возобновить выплату пенсии Харсиевой Эсет Магомедовне с 1 декабря 2022 г.
Обязал Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Ингушетия и Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Волгоградской области зачесть в трудовой стаж Харсиевой Эсет Магомедовне льготный период работы по Списку N 1 с 16 августа 1976 г. по 26 ноября 1992 г, а также периоды работы с 30 ноября 1992 г. по 30 декабря 1998 г.; с 11 января 1998 г. по 27 апреля 2001 г. и засчитать заработную плату по справке от 30 декабря 1998 г. N 129.
В кассационной жалобе Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Ингушетия просит отменить апелляционное определение ввиду существенных нарушений норм материального и процессуального права.
В кассационной жалобе Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Ингушетия просит отменить апелляционное определение ввиду существенных нарушений норм материального и процессуального права.
Стороны в судебное заседание Судебной коллегии по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не явились, о причинах неявки не уведомили, Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции признала возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судом апелляционной инстанции, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для пересмотра апелляционного определения в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы, изученным по материалам гражданского дела, не установлено.
Как установлено судами и следует из материалов гражданского дела, истцы являлись получателями досрочной пенсии по старости, назначенной в соответствии с ч. 1 и ч.2 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
В декабре 2022 г. ГУ - Отделение Пенсионного фонда РФ по Республике Ингушетия уведомило истцов о том, что в ходе проведенной проверки их пенсионных дел установлено, что нет подтверждения обоснованности выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверности содержащихся в них сведений о характере льготной работы, в связи с чем, выплата пенсии прекращена с 01 декабря 2022 года.
Суд апелляционной инстанции, отменяя решение и принимая новое решение об удовлетворении исковых требований, исходил из того, что у ответчика отсутствовали основания для прекращения выплаты пенсии истцам, что доводы истцов о наличии у них права на льготное пенсионное обеспечение нашли свое подтверждение в ходе судебного разбирательства, в частности сведениями из трудовых книжек, справками о заработной плате и справками, уточняющими характер работы, выданных соответствующими предприятиями.
Суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что представленные истцами справки содержат исчерпывающие сведения (основания выдачи) о периоде осуществления истцами трудовой деятельности в соответствующих должностях, условиях труда, периодов занятости.
Руководствуясь положениями статьи 10 ГК РФ, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что доказательств, опровергающих достоверность сведений, представленных в подтверждение права истцов на пенсию, ответчиком не представлено, что именно на ответчике лежит обязанность представить бесспорные доказательства, свидетельствующие о том, что истцы предоставили недостоверные сведения.
Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции с правомерностью и обоснованностью выводов суда апелляционной инстанции соглашается.
Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных этим федеральным законом.
В силу статьи 25 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты трудовой пенсии, а работодатели, кроме того, за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования (пункт 1).
В случае, если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений, предусмотренных пунктом 4 статьи 23 названного федерального закона, повлекло за собой перерасход средств на выплату трудовых пенсий, виновные лица возмещают Пенсионному фонду Российской Федерации причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (пункт 2 статьи 25 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации").
Аналогичные положения об ответственности виновных лиц в случае предоставления ими недостоверных сведений или несвоевременного предоставления сведений о наступлении обстоятельств, влекущих за собой изменение размера страховой пенсии или прекращение ее выплаты, предусмотрены статьей 28 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", вступившего в силу с 1 января 2015 г.
Одним из оснований прекращения выплаты страховой пенсии (пункт 3 части 1 статьи 25 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях") является утрата пенсионером права на назначенную ему страховую пенсию при обнаружении обстоятельств или документов, опровергающих достоверность сведений, представленных в подтверждение права на указанную пенсию.
В случае, если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений, предусмотренных ч. 5 ст. 26 настоящего Федерального закона, повлекло за собой перерасход средств на выплату страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), виновные лица возмещают Пенсионному фонду Российской Федерации причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (ч. 2 ст. 28 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
В силу неоднократно выраженной Конституционным Судом Российской Федерации правовой позиции Конституция Российской Федерации обязывает государство охранять достоинство личности как необходимую предпосылку и основу всех других неотчуждаемых прав и свобод человека, условие их признания и соблюдения и ничто не может быть основанием для умаления достоинства личности. В сфере пенсионного обеспечения это предполагает, в частности, установление такого правового регулирования, которое гарантировало бы гражданину как участнику соответствующих правоотношений уверенность в стабильности его официально признанного статуса и в том, что приобретенные в силу этого статуса права будут уважаться государством и будут реализованы.
Правоприменительные органы, уполномоченные на вынесение решений, связанных с реализацией гражданами их пенсионных прав, обязаны основываться на всестороннем исследовании фактических обстоятельств, включая оценку достоверности соответствующих сведений, обеспечивая тем самым реализацию конституционного принципа поддержания доверия граждан к закону и действиям государства (абзац четвертый пункта 3.2 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 26 февраля 2018 г. N 10-П).
Добросовестность действий истцов презюмируется в силу закона (ст. 10 ГК РФ) и именно на ответчике лежит обязанность представить бесспорные, доказательства, свидетельствующие о том, что именно истцы предоставили недостоверные сведения при назначении пенсий.
В части 1 статьи 25 Федерального закона "О страховых пенсиях" приведены основания прекращения выплаты страховой пенсии.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 25 Федерального закона "О страховых пенсиях" прекращение выплаты страховой пенсии производится в случае утраты пенсионером права на назначенную ему страховую пенсию (обнаружения обстоятельств или документов, опровергающих достоверность сведений, представленных в подтверждение права на указанную пенсию, истечения срока признания лица инвалидом, приобретения трудоспособности лицом, получающим пенсию по случаю потери кормильца, поступления на работу (возобновления иной деятельности, подлежащей включению в страховой стаж) лиц, предусмотренных пунктом 2 части 2 статьи 10 названного Федерального закона, и в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации).
Приказом Министерства труда и социальной защиты населения Российской Федерации от 17 ноября 2014 г. N 885н утверждены Правила выплаты пенсий, осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, начисления за текущий месяц сумм пенсии в случае назначения пенсии другого вида либо в случае назначения другой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, определения излишне выплаченных сумм пенсии.
Пунктом 61 Правил выплаты пенсий определено, что территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации приостанавливает или прекращает выплату пенсии в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О страховых пенсиях".
Основания прекращения выплаты пенсии истцам, которые приведены Пенсионным органом в уведомлениях о прекращении выплаты пенсии, не соответствуют положениям части 1 ст. 25 Федерального закона "О страховых пенсиях".
Судебная коллегия полагает, что наличие у пенсионного органа сомнений в обоснованности выдачи документов работодателем, необходимых для установления и выплаты пенсии, а также сомнений в достоверности содержащихся в них сведений о характере льготной работы, спустя несколько лет после назначения истцам пенсии, не является основанием для прекращения выплаты пенсии, в соответствии с положениями Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Акт служебной проверки на который ссылается кассатор в жалобе, который не был представлен суду ввиду того, что предназначен для служебного пользования, а также акт ревизионной комиссии Федерального казначейства Российской Федерации, по результатам проверки хозяйственно- финансовой деятельности пенсионного органа за период с 2015 по 2022 год составленный в ноябре 2022 года, как указывает кассатор, в котором обнаружены многочисленные нарушения, способствующие прекращении выплаты пенсии не могут служить основанием для прекращения выплаты пенсии, в связи с чем, доводы жалобы в этой части во внимание не принимаются.
Несогласие кассатора с выводами суда, основанными на оценке доказательств, равно как и иное толкование норм законодательства, подлежащих применению к спорным правоотношениям, не свидетельствуют о существенных нарушениях судом норм материального или процессуального права, повлиявших на исход судебного разбирательства, или допущенной судебной ошибке.
Кассационная жалоба не содержат доводов, свидетельствующих о допущенных судом апелляционной инстанции нарушениях норм права, которые в силу статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации могут являться основанием для отмены судебного акта в кассационном порядке.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Ингушетия от 31 августа 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий Камышова Т.В.
Судьи Корниенко Г.Ф.
Курасова Е.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.