Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Камышовой Т.В, судей Корниенко Г.Ф, Черчага С.В.
рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по иску Гадаборшева Гирихана Алихановича к Комиссии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокуратуре Республики Ингушетия по установлению выслуги лет о признании незаконным решения и возложении обязанности по принятию решения о зачете в выслугу лет стажа работы, по кассационной жалобе представителя Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокуратуры Республики Ингушетия на решение Магасского районного суда Республики Ингушетия от 13 января 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Ингушетия от 13 июля 2023 года.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Корниенко Г.Ф, судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
Гадаборшев Г.А. обратился в суд с иском к комиссии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, с учетом уточненных требований просил признать незаконным и отменить решение комиссии Генеральной прокуратуры Российской Федерации по разрешению спорных вопросов пенсионного обеспечения прокурорских работников и членов их семей от 5 апреля 2022 года; обязать комиссию ответчика принять решение о зачете в выслугу лет для назначения пенсии период его обучения в очной аспирантуре Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации с 1 ноября 2009 года по 31 октября 2012 года.
Решением Магасского районного суда Республики Ингушетия от 13 января 2023 года исковые требования Гадаборшева Г.А. удовлетворены.
Признано незаконным и отменено решение комиссии Генеральной прокуратуры Российской Федерации по разрешению спорных вопросов пенсионного обеспечения прокурорских работников и членов их семей от 5 апреля 2022 года. Суд возложил на комиссию Генеральной прокуратуры Российской Федерации обязанность принять решение о зачете в выслугу лет (стаж работы) Гадаборшева Г.А. для назначения пенсии период его учебы в аспирантуре Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации с 01 ноября 2009 года по 31 октября 2012 года.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Ингушетия от 13 июля 2023 года решение Магасского районного суда Республики Ингушетия от 13 января 2023 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе представителя Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокуратуры Республики Ингушетия поставлен вопрос об отмене судебных постановлений, как незаконных, вынесенных с существенными нарушениями норм материального и процессуального права.
Лица, участвующие в деле и неявившиеся в судебное заседание суда кассационной инстанции, о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке извещены надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили.
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, признав возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, надлежаще извещенных о дате, времени и месте проведения судебного заседания, изучив материалы данного гражданского дела, судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия приходит к выводу о том, что по настоящему делу такие нарушения судами первой и апелляционной инстанции с учетом доводов кассационной жалобы допущены.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Гадаборшев Г.А. с 29 января 2004 года по 17 сентября 2007 года работал в органах прокуратуры Республики Ингушетия на различных должностях, с 18 сентября 2007 года - в Следственном управлении Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации по Республике Ингушетия в должности руководителя отдела процессуального контроля.
Приказом прокурора Республики Ингушетия от 17 сентября 2007 года Nк Гадаборшев Г.А. освобожден от занимаемой должности и 17 сентября 2007 года уволен из органов прокуратуры в порядке перевода на службу в следственное управление Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации.
Приказом руководителя Следственного управления Следственного комитета при прокуратуре России по Республике Ингушетия от 18 сентября 2007 года N-к Гадаборшев Г.А. принят на службу в Следственное управление Следственного комитета при прокуратуре России по Республике Ингушетия по срочному трудовому договору с 18 сентября 2007 года по 06 сентября 2008 года и назначен на должность руководителя отдела процессуального контроля следственного управления.
Приказом руководителя Следственного управления Следственного комитета при прокуратуре России по Республике Ингушетия от 17 сентября 2008 года трудовой договор о прохождении федеральной государственной службы в должности руководителя отдела процессуального контроля следственного управления считать заключенным с Гадаборшевым Г.А. на неопределенный срок с 18 сентября 2008 года.
Приказом руководителя Следственного управления Следственного комитета при прокуратуре России по Республике Ингушетия от 28 октября 2009 года N-к в связи с зачислением в очную аспирантуру Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации истец освобожден от занимаемой должности и откомандирован к месту учебы с сохранением должностного оклада, доплат за классный чин и выслугу лет.
Приказом ректора ФГОУ ВПО Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 27 октября 2009 года N313 Гадаборшев Г.А. зачислен в аспирантуру на очную форму обучения с 01 ноября 2009 года по 31 октября 2012 года.
Приказом ректора ФГОУ ВПО Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 29 октября 2012 года N396 истец отчислен из аспирантуры 31 октября 2012 года в связи с окончанием срока обучения.
Приказом руководителя Следственного управления Следственного комитета России по Республике Ингушетия от 01 ноября 2012 года N539-к Гадаборшев Г.А. назначен на должность инспектора организационно-контрольного отделения следственного управления.
Приказом руководителя СУ СК России по Республике Ингушетия от 29 сентября 2014 года N480-к Гадаборшев Г.А. освобожден от замещаемой должности и уволен из Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Республике Ингушетия по инициативе работника, п.3 ч.1 ст. 77 Трудового кодекса Российской Федерации.
Приказом прокурора Республики Ингушетия от 29 сентября 2014 года N225-к Гадаборшев Г.А. принят на федеральную государственную службу и 30 сентября 2014 года назначен на должность старшего прокурора отдела по надзору за следствием, дознанием и оперативно розыскной деятельностью прокуратуры республики.
Согласно записям в трудовой книжке Гадаборшева (Сампиева) Г.А. N051985 от 05.02.1996г. приказом от 17 сентября 2007г. N373-К уволен в порядке перевода на службу в Следственный комитет при прокуратуре Российской Федерации (пункт 5 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации) (запись N27) и 18 сентября 2007 года принят на службу в Следственное управление Следственного комитета при прокуратуре РФ по Республике Ингушетия в порядке перевода по срочному трудовому договору сроком на один год и назначен на должность руководителя отдела процессуального контроля следственного управления (запись 28); 30 октября 2009 года освобожден от занимаемой должности и откомандирован к месту учебы в связи с зачислением в очную аспирантуру Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации (п.3 ст.43 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации") (запись N29); 01 ноября 2009 года зачислен в аспирантуру Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации на очную форму обучения с 01 ноября 2009г. по 31 октября 2012г.; согласно вкладышу в трудовую книжку ВТ N1556888, от 03 ноября 2011 года, 31 октября 2012 года отчислен из очной аспирантуры в связи с окончанием обучения (запись 32); 01 ноября 2012 года назначен на должность инспектора организационно-контрольного отделения следственного управления с присвоением специального звания майора юстиции (запись 33); 29 сентября 2014 года уволен по собственному желанию, пункт 3 части 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации (запись 36) 30 сентября 2014г. принят в прокуратуру Республики Ингушетия на федеральную государственную службу и назначен на должность старшего прокурора (запись 37).
Согласно листа расчета выслуги лет от 09 июля 2015 года выслуга лет истца на 09 июля 2015 г. составляет 13 лет 00 месяцев 11 дней. В выслугу не включен период учебы в Академии (2 года 11 месяцев 30 дней).
В связи с не включением в выслугу лет для выплаты доплат периода обучения в аспирантуре Академии Генеральной прокуратуры РФ истец обратился с соответствующим заявлением в комиссию прокуратуры Республики Ингушетия по установлению выслуги лет, решением которой (протокол N1 от 08 апреля 2016 года) в удовлетворении заявления отказано.
25 ноября 2021 года Гадаборшев Г.А. повторно обратился в комиссию по установлению выслуги лет прокуратуры Республики Ингушетия, которой 8 декабря 2021 года принято решение об отказе во включении в выслуги лет времени обучения в очной аспирантуре.
Комиссией Генеральной прокуратуры Российской Федерации по разрешению спорных вопросов пенсионного обеспечения прокурорских работников и членов их семей 5 апреля 2022 года (протокол N71) принято решение об отказе Гадаборшеву Г.А. в зачете в выслугу лет для назначения пенсии периода обучения в очной аспирантуре с 01.11.2009г. по 31.10.2012г.
Как следует из выписки из протокола N71 заседания Комиссии Генеральной прокуратуры Российской Федерации по разрешению спорных вопросов пенсионного обеспечения прокурорских работников и членов их семей от 5 апреля 2022 года, основанием для принятия такого решение указано, что по окончании обучения в очной аспирантуре Академии Гадаборшевым Г.А. не исполнено условие, предусмотренное Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации", относительно возобновления службы в органах и организациях прокуратуры не позднее одного месяца после окончания обучения в аспирантуре по очной форме.
В протоколе указано, что пунктом 1.2 Положения об исчислении выслуги лет, назначении и выплате пенсий и пособий прокурорам и следователям, научным и педагогическим работникам органов и организаций прокуратуры Российской Федерации, имеющим классные чины, и их семьям, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 года N 942 предусмотрено условие возобновления службы в органах и организациях прокуратуры не позднее 1 месяца после окончания обучения в аспирантуре по очной форме. Согласно пункту 1 статьи 1 Федерального закона от 28 декабря 2010 г. N404 "О Следственном комитете Российской Федерации" следственный комитет Российской Федерации является федеральным государственным органом, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия в сфере уголовного судопроизводства. С даты вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2010 г. N404-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием деятельности органов предварительного следствия" - 15 января 2011 года, Следственный комитет в систему прокуратуры Российской Федерации не входит.
Разрешая спор и признавая оспариваемое решение комиссии Генеральной прокуратуры Российской Федерации незаконным, суд первой инстанции руководствовался положениями ст.ст. 20.1, 43.4 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", ст.ст. 2, 25 Закона Российской Федерации "Об образовании" и Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", Указом Президента Российской Федерации от 27 сентября 2010 года N1182 "Вопросы Следственного комитета Российской Федерации", пунктом 1.2 Положения об исчислении выслуги лет, назначении и выплате пенсий и пособий прокурорам и следователям, научным и педагогическим работникам органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации, имеющим классные чины, и их семьям, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 года N942 и исходил из того, что Гадаборшев Г.А, работавший до поступления в аспирантуру в Следственном управлении Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации по Республике Ингушетия, после окончания учебы продолжил службу в том органе, который направил его на обучение в аспирантуру и являлся правопреемником Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации.
Установив на основании показаний свидетеля ФИО5 - старшего инспектора отделения кадров СУ СК России по Республике Ингушетия, что у истца отсутствовали основания и возможность для выхода на службу в органах прокуратуры, прокуратурой Республики Ингушетия работникам Следственного управления должности не предлагались, пришел к выводу о том, что оспариваемое решение комиссии Генеральной прокуратуры Российской Федерации нарушает права истца в сфере пенсионного обеспечения и признал исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
С данным решением и его правовым обоснованием согласился суд апелляционной инстанции, указав, что поскольку Следственный комитет Российской Федерации является правопреемником Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, является правильным вывод суда первой инстанции о выполнении Гадаборшевым Г.А. предусмотренного Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации" условия о возобновлении службы в органах и организациях прокуратуры не позднее одного месяца после окончания обучения в аспирантуре по очной форме.
Верховный Суд Республики Ингушетия также указал, что действовавшее в период спорных правоотношений законодательство предусматривало, что в связи с созданием Следственного комитета Российской Федерации на базе Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации прокурорские работники Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, не изъявившие желание поступить на службу в Следственный комитет Российской Федерации, подлежали увольнению со службы в соответствии с законодательством Российской Федерации, вопрос возможности их оставления на службе в органах прокуратуры урегулирован не был. Прокуратурой Республики Ингушетия работникам Следственного управления должности не предлагались.
Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции находит приведенные выводы судов первой и апелляционной инстанций ошибочными сделанными при неправильном применении норм материального права, без установления и исследования юридически значимых обстоятельств по делу.
В соответствии с пунктом 2 статьи 43.5 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" прокурорские работники, обучающиеся в научных и образовательных организациях прокуратуры по программе подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре по очной форме, освобождаются от занимаемой должности и откомандировываются в соответствующие научные и образовательные организации прокуратуры. Срок получения высшего образования по программе подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре по очной форме засчитывается прокурорским работникам в выслугу лет для выплаты доплаты и для назначения пенсии при условии возобновления службы в органах и организациях прокуратуры не позднее одного I месяца после окончания обучения в аспирантуре по очной форме.
Аналогичные положения относительно условия зачета прокурорским работникам в выслугу лет времени обучения в очной аспирантуре содержались в пункте 3 статьи 43.4 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 на дату командирования Гадаборшева Г.А. в очную аспирантуру и поступления на службу в Следственный комитет Российской Федерации по окончании обучения.
В пункте 1.2 Положения об исчислении выслуги лет, назначении и выплате пенсий и пособий прокурорам и следователям, научным и педагогическим работникам органов и организаций прокуратуры Российской Федерации, имеющим классные чины, и их семьям, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 года N 942 (далее - Положение от 12 августа 1994 года N 942), определено, что прокурорским работникам, откомандированным из органов и организаций прокуратуры в научные и образовательные организации прокуратуры Российской Федерации для обучения по программам подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре по очной форме, в выслугу лет для назначения пенсии засчитывается время обучения по указанным программам из расчета 1 месяц обучения за 1 месяц службы при условии возобновления службы в органах и организациях прокуратуры не позднее 1 месяца после окончания обучения в аспирантуре по очной форме.
Исключений из данного правила в законодательстве о пенсионном обеспечении прокурорских работников не содержится.
Согласно ч. 1 ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 403-ФЗ "О Следственном комитете Российской Федерации" следственный комитет Российской Федерации является федеральным государственным органом, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия в сфере уголовного судопроизводства.
В соответствии со статьей 34 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 403-ФЗ "О Следственном комитете Российской Федерации" (в редакции, действующей на момент окончания обучения) подготовка научных и педагогических кадров из числа сотрудников Следственного комитета осуществляется в аспирантуре научных и образовательных учреждений Следственного комитета по очной форме обучения. Сотрудник Следственного комитета, зачисленный в аспирантуру по очной форме обучения, освобождается от замещаемой должности и откомандировывается к месту учебы с сохранением на период обучения должностного оклада, доплат за специальное звание и за выслугу лет по прежнему месту службы. Время обучения в аспирантуре по очной форме обучения засчитывается сотруднику Следственного комитета в выслугу лет, дающую право на присвоение очередного специального звания, доплату за выслугу лет и назначение пенсии за выслугу лет, при условии продолжения им службы в Следственном комитете.
С даты вступления в законную силу Федерального закона от 28 декабря 2010 года N 404-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием деятельности органов предварительного следствия", с 15 января 2011 года, Следственный комитет в систему прокуратуры Российской Федерации не входит.
В соответствии с пунктом 1 статьи 43 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-I "О прокуратуре Российской Федерации" служба в органах и организациях прокуратуры прекращается при увольнении прокурорского работника.
Как следует из материалов дела, приказом прокурора Республики Ингушетия от 17 сентября 2007 года N373к Гадаборшев Г.А. освобожден от занимаемой должности и 17 сентября 2007 года уволен из органов прокуратуры в порядке перевода на службу в следственное управление Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации.
Приказом руководителя Следственного управления Следственного комитета при прокуратуре России по Республике Ингушетия от 18 сентября 2007 года N28-к Гадаборшев Г.А. принят на службу в Следственное управление Следственного комитета при прокуратуре России по Республике Ингушетия по срочному трудовому договору с 18 сентября 2007 года по 06 сентября 2008 года и назначен на должность руководителя отдела процессуального контроля следственного управления.
Приказом руководителя Следственного управления Следственного комитета при прокуратуре России по Республике Ингушетия от 28 октября 2009 года N485-к в связи с зачислением в очную аспирантуру Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации истец освобожден от занимаемой должности и откомандирован к месту учебы с сохранением должностного оклада, доплат за классный чин и выслугу лет.
После обучения, приказом руководителя Следственного управления Следственного комитета России по Республике Ингушетия от 01 ноября 2012 года N539-к Гадаборшев Г.А. назначен на должность инспектора организационно-контрольного отделения следственного управления.
Таким образом, Гадаборшев Г.А. направлялся на учебу в очную аспирантуру, являясь сотрудником Следственного комитета Российской Федерации, куда вернулся по окончании обучения. На момент окончания обучения Гадаборшева Г.А. в очной аспирантуре Следственный комитет Российской Федерации являлся отдельным государственным органом, не входящим в систему органов прокуратуры.
Период обучения Гадаборшева Г.А. в аспирантуре по очной форме обучения засчитан ему в соответствии со статьей 34 Федерального закона от 28 декабря 2010 года N 403-ФЗ "О Следственном комитете Российской Федерации", как сотруднику Следственного комитета в выслугу лет, дающую право на присвоение очередного специального звания, доплату за выслугу лет и назначение пенсии за выслугу лет, при условии продолжения им службы в Следственном комитете, что подтверждено листом расчета выслуги лет для начисления доплаты сотруднику Следственного комитета Российской Федерации, согласно которому в выслугу лет Гадаборшева Г.А. (15 лет 05 месяцев 16 дней), включен период учебы в аспирантуре Академии Генеральной прокуратуры РФ на очной форме обучения с 01.11.2009г. по 31.10.2012г. (02 года 11 мес. 30 дней).
На федеральную государственную службу в органы прокуратуры Гадаборшев Г.А. был принят Приказом прокурора Республики Ингушетия от 29 сентября 2014 года N225-к и 30 сентября 2014 года назначен на должность старшего прокурора отдела по надзору за следствием, дознанием и оперативно розыскной деятельностью прокуратуры республики.
Учитывая изложенное, выводы судов о наличии оснований для включения в стаж работы в органах прокуратуры Российской Федерации периода обучения в аспирантуре Академии Генеральной прокуратуры РФ на очной форме обучения с 01.11.2009г. по 31.10.2012г. в связи с соблюдением Гадаборшевым Г.А. условия относительно продолжения службы после окончания обучения в аспирантуре по очной форме, противоречат требованиям пункта 2 статьи 43.5 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" и пункта 1.2 Положения об исчислении выслуги лет, назначении и выплате пенсий и пособий прокурорам и следователям, научным и педагогическим работникам органов и организаций прокуратуры Российской Федерации, имеющим классные чины, и их семьям, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 года N 942.
Кроме того, нельзя признать обоснованными выводы судов об отсутствии возможности Гадаборшевым Г.А. продолжить службу в органах прокуратуры, поскольку доказательств обращения истца после обучения в прокуратуру Республики Ингушетия, предложения ему вакантных должностей, в материалах дела не имеется, на что ответчиком обращалось внимание как суда первой, так и суда апелляционной инстанции.
Приведенные выше нормы материального права судами не применены, мотивированных выводов по доводам ответчика оспариваемые судебные акты не содержат.
С учетом изложенного решение Магасского районного суда Республики Ингушетия от 13 января 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Ингушетия от 13 июля 2023 года нельзя признать законными. Они приняты с нарушением норм материального и процессуального права, без их устранения невозможна защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, что согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений и направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить исковые требования на основании норм закона, подлежащих применению к спорным отношениям, в соответствии с требованиями гражданского процессуального законодательства и установленными по делу обстоятельствами.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Магасского районного суда Республики Ингушетия от 13 января 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Ингушетия от 13 июля 2023 года отменить. Дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Председательствующий Камышова Т.В.
Судьи Корниенко Г.Ф.
Черчага С.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.