Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
Председательствующего Гареевой Д.Р.
Судей Минеевой В.В. и Росиной Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Магамадова ФИО6 к ООО "Газпром Межрегионгаз Грозный" о возложении обязанности возобновить подачу природного газа, возмещении материального ущерба, компенсации морального вреда, штрафа, по встречному исковому заявлению ООО "Газпром Межрегионгаз Грозный" к Магамадову ФИО6 о взыскании задолженности за поставленный газ, по кассационной жалобе Магамадова ФИО6 на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Чеченской Республики от 1 июня 2023 года.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Гареевой Д.Р, выслушав объяснения Магамадова И.З, поддержавшего доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам
УСТАНОВИЛА:
Магамадов И.З. обратился в суд с иском с учетом уточнений и дополнений к ООО "Газпром Межрегионгаз Грозный" о возложении обязанности возобновить подачу природного газа, о возмещении материального ущерба в размере от 10 000 до 50 000 руб, компенсации морального вреда, взыскании штрафа за нарушения прав потребителя в размере 50% и штрафа, предусмотренного ч.1 ст. 215 Уголовного кодекса Российской Федерации, пересмотреть договор газоснабжения для бытовых нужд с потребителем Магамадовым И.З.
ООО "Газпром Межрегионгаз Грозный" обратилось в суд со встречным исковым заявлением к Магамадову И.З. о взыскании задолженности за поставленный природный газ за период с 31 мая 2017 года по 29 сентября 2021 года.
Решением Ачхой-Мартановского районного суда Чеченской Республики от 24 июня 2022 года в удовлетворении исковых требований Магамадова И.З. отказано, встречные исковые требования ООО "Газпром Межрегионгаз Грозный" удовлетворены в полном объеме.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Чеченской Республики от 1 июня 2023 года решение суда первой инстанции отменено, по делу принято новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Магамадова И.З. отказано в полном объеме, встречные исковые требования ООО "Газпром Межрегионгаз Грозный" удовлетворены частично, с Магамадова И.З. в пользу общества взыскана задолженность по оплате за потребленный природный газ в размере 287 045 руб. 67 коп, расходы по оплате государственной пошлины - 6000 руб.
В кассационной жалобе Магамадова И.З. ставится вопрос об отмене апелляционного определения как незаконного, необоснованного, вынесенного с существенными нарушениями материального и процессуального права.
Лица, участвующие в деле и неявившиеся в судебное заседание суда кассационной инстанции, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьей 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив законность судебного постановления, судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что при рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции были допущены существенные нарушения норм материального и процессуального права.
Как установлено судом, 31 мая 2017 года между Магамадовым И.З. и ООО "Газпром Межрегионгаз Грозный" заключен договор поставки природного газа для коммунально-бытовых нужд граждан, на основании которого по вышеуказанному адресу открыт лицевой счет N N.
Согласно пункту 4.3 указанного договора потребитель обязуется своевременно производить оплату по настоящему договору, и ежемесячно, в срок до 1-го числа следующего месяца предоставлять поставщику показания прибора учета.
В силу пункта 6.2 договора плата за коммунальные услуги должна вноситься потребителем ежемесячно до 10 числа, следующего за истекшим месяцем.
Согласно разделу пункту 8.2 договора в случае неоплаты потребленного газа в течение 2-х расчетных периодов подряд поставка газа потребителю приостанавливается в порядке, предусмотренном п. 2.4 настоящего договора.
Согласно сверке расчетов от 8 февраля 2022 года, представленного ответчиком по первоначальному иску, истец Магамадов И.З. имеет задолженность за потребленный природный газ за период с января 2018 года по сентябрь 2021 года в размере 385 547, 57 руб.
Поскольку в установленный законодательством срок задолженность по лицевому счету N14595 потребителем не была погашена, ООО "Газпром Межрегионгаз Грозный" прекратило подачу газа Магамадову И.З, что подтверждается соответствующим актом от 29 сентября 2021 года.
Разрешая спор, суд апелляционной инстанции исходил из того, что доказательств, свидетельствующих о наличии у Магамадова И.З. законных оснований для освобождения от оплаты за коммунальную услугу по газоснабжению, суду не предоставлено.
Установив факт пропуска обществом срока исковой давности за период с января 2017 года по 31 мая 2018 года включительно, суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями статьи 196, 199, 200 Гражданского кодекса Российской Федерации, пришел к выводу о наличии оснований для взыскания задолженности с ответчика за поставленный газ со 2 ноября 2018 года по 2 ноября 2021 года.
Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда находит, что судом апелляционной инстанции нарушены нормы действующего законодательства и согласиться с его выводами нельзя по следующим основаниям.
Статьей 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что решение суда должно быть законным и обоснованным.
В соответствии с частью 1 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению.
В пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении" разъяснено, что решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 июня 2008 года N 11 "О подготовке гражданских дел к судебному разбирательству", при определении закона и иного нормативного правового акта, которым следует руководствоваться при разрешении дела, и установлении правоотношений сторон следует иметь в виду, что они должны определяться исходя из совокупности данных: предмета и основания иска, возражений ответчика относительно иска, иных обстоятельств, имеющих юридическое значение для правильного разрешения дела.
Вместе с тем, принятый по делу судом апелляционной инстанции судебный акт данным процессуальным требованиям не соответствует.
Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, в котором охраняются труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7, части 1 и 2), и гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1).
Приведенные положения Конституции Российской Федерации предопределяют создание системы социальной защиты тех категорий граждан, которые в силу возраста, болезни и иных объективных обстоятельств нуждаются в государственной поддержке. Обеспечение эффективности функционирования этой системы, в том числе посредством правового регулирования общественных отношений по предоставлению гражданам мер социальной защиты, отнесено к полномочиям федерального законодателя, который при определении мер социальной защиты располагает достаточно широкой свободой усмотрения и вправе самостоятельно избирать и изменять формы, порядок и условия их предоставления, однако при этом он должен исходить из недопустимости издания в Российской Федерации законов, отменяющих или умаляющих права граждан (статья 55, часть 2 Конституции Российской Федерации), и основывать свои решения на конституционных принципах и нормах - как закрепляющих единый для всех граждан Российской Федерации конституционный статус личности, так и обусловливающих специальный статус отдельных категорий граждан - получателей мер социальной поддержки (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2005 года N 502-О, от 03 апреля 2014 года N 686-О).
Согласно части 8 статьи 47 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных организаций, устанавливаются Правительством Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных организаций субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.
Положениями статьи 21 Закона Чеченской Республики от 30 октября 2014 года N 37-РЗ "Об образовании в Чеченской Республике" закреплено право педагогических работников государственных и муниципальных организаций, работающих и проживающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), а также граждан, находящихся на пенсии, имеющих не менее десяти лет стажа педагогической работы в сельской местности на предоставление возмещения (компенсации) расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения за счет бюджета Чеченской Республики.
Размер, условия и порядок компенсации расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам государственных и муниципальных образовательных организаций, руководителям государственных и муниципальных образовательных организаций, их заместителям, руководителям структурных подразделений государственных и муниципальных образовательных организаций и их заместителям, устанавливаются Правительством Чеченской Республики.
В соответствии пунктом 1 Постановления Правительства Чеченской Республики N 235 от 29 декабря 2012 года утверждено Положение о порядке предоставления мер социальной поддержки педагогическим работникам государственных и муниципальных образовательных учреждений на территории Чеченской Республики, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа).
Названным Положением установлен порядок предоставления ежемесячной денежной выплаты в качестве меры социальной поддержки на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам государственных и муниципальных образовательных учреждений на территории Чеченской Республики, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), а также педагогическим работникам, вышедшим на пенсию, общий стаж преподавательской работы в сельской местности которых составляет не менее десяти лет (далее соответственно - ежемесячная денежная выплата и педагогические работники).
Ежемесячная денежная выплата назначается педагогическим работникам в соответствии с Перечнем должностей педагогических работников и видов государственных и муниципальных образовательных учреждений Чеченской Республики, которым предоставляются в качестве меры социальной поддержки ежемесячная денежная выплата на оплату жилых помещений, отопления и освещения, а также педагогическим работникам, вышедшим на пенсию по достижении пенсионного возраста и имеющим общий стаж преподавательской работы в сельской местности не менее десяти лет.
В соответствии с пунктом 5 указанного Положения, ежемесячная денежная выплата производится на основании заявления и документов, подтверждающих право работников на ежемесячную денежную выплату (трудовой договор или трудовая книжка, копия документа, удостоверяющего личность, с отметкой о месте регистрации по месту жительства, или иной документ, подтверждающий место жительства), имеющихся в распоряжении образовательных организаций, без истребования дополнительных документов.
Статьей 5.2 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" установлена обязанность информирования граждан о мерах социальной защиты (поддержки), социальных услугах, иных социальных гарантиях и выплатах.
Так, согласно части 1 статьи 5.2 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", гражданин вправе получать персонифицированную информацию, сформированную в Единой государственной информационной системе социального обеспечения, о правах, возникающих в связи с событием, наступление которого предоставляет ему возможность получения мер социальной защиты (поддержки), социальных услуг, предоставляемых в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантий и выплат, а также информацию об условиях их назначения и предоставления:
1) с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг посредством направления ему уведомлений (с его согласия);
2) с использованием выделенного телефонного номера (бесплатно) при обязательной идентификации гражданина в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями в случае предоставления персонифицированной информации;
3) при личном посещении органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, предоставляющих меры социальной защиты (поддержки), социальные услуги в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иные социальные гарантии и выплаты, установленные законодательством Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами, а также федеральных учреждений медико-социальной экспертизы и многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг.
В соответствии с частью 2 статьи 5.2 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" порядок информирования гражданина о правах, возникающих в связи с событием, наступление которого предоставляет ему возможность получения мер социальной защиты (поддержки), социальных услуг, предоставляемых в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантий и выплат, а также об условиях их назначения и предоставления устанавливается Правительством Российской Федерации с учетом положений статьи 6.9 настоящего Федерального закона.
В соответствии со статьей 6.4 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" в целях обеспечения реализации прав граждан на получение ежемесячных денежных выплат, социальных услуг, социальных доплат к пенсии, а также для обеспечения качественного и эффективного расходования средств, направляемых на ежемесячные денежные выплаты и предоставление социальных услуг, социальных доплат к пенсии осуществляется ведение Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи.
В соответствии с частью 3 настоящей статьи обязанность передачи персональных данных, необходимых для ведения Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, в орган, уполномоченный осуществлять ведение указанного Федерального регистра, возлагается на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Из приведенного правового регулирования следует, что сведения об истце, как о лице, имеющем право на получение мер социальной поддержки, должны были органом исполнительной власти субъекта РФ быть переданы в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, и истец должен был быть проинформирован о наличии у него права на получение мер социальной поддержки.
Между тем, вышеуказанные юридически значимые обстоятельства судом апелляционной инстанции не установлены, при этом судом сделаны неверные выводы об отсутствии обращения самого Магамадова И.З. с заявлением о предоставлении мер государственной поддержки.
В связи с неприменением вышеизложенной нормы материального права, судом не установлено: поступали ли от органов исполнительной власти в орган, осуществляющий ведение Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи сведения в отношении Магамадова И.З.; осуществлялось ли его информирование, предусмотренными законом способами о праве на получение мер социальной поддержки; разъяснялось ли истцу его право и порядок его реализации; по чьей вине меры социальной поддержки истца не были ему своевременно предоставлены.
С этой целью, суду необходимо установить круг лиц, ответственных за предоставление мер социальной поддержки, привлечь их к участию в деле.
Поскольку указанные юридически значимые обстоятельства в нарушение требований статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судом апелляционной инстанции не установлены, апелляционное определение нельзя признать законным, оно подлежит отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении суду необходимо учесть изложенное, разрешить спор с учетом требований закона и установленных по делу обстоятельств.
Руководствуясь статьями 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Чеченской Республики от 1 июня 2023 года отменить, гражданское дело направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.