Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Гареевой Д.Р, судей Минеевой В.В. и Росиной Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Каркаева ФИО10 к Министерству земельных и имущественных отношений Кабардино-Балкарской Республики об оспаривании решения, действий, итогов аукциона, по кассационной жалобе Глашева ФИО11 на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 20 июля 2023 года.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Гареевой Д.Р, выслушав объяснения Глашева М.С. и его представителя Кумыковой З.Б, поддержавших доводы кассационной жалобы, представителя Каркаева А.А-К. - адвоката Сорокина Т.В, судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Каркаев А.А-К. обратился в суд с иском к Министерству земельных и имущественных отношений Кабардино-Балкарской Республики об оспаривании решения, действий, итогов аукциона.
Решением Черекского районного суда Кабардино-Балкарской Республики от 3 мая 2023 года в удовлетворении исковых требований Каркаева А.А-К. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 20 июля 2023 года решение суда решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении исковых требований Каркаева А.А-К. об оспаривании действий Министерства земельных и имущественных отношений Кабардино-Балкарской Республики по организации и проведению аукциона на право заключения договора аренды земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером N, общей площадью 2598277 кв.м, с видом разрешенного использования - для развития животноводства, расположенного в "адрес" и аннулировании его итогов оставлено без изменения.
В остальной части решение суда первой инстанции отменено, принято по делу новое решение, которым исковые требования Каркаева А.А-К. удовлетворены частично. Признано незаконным решение Министерства земельных и имущественных отношений Кабардино-Балкарской Республики, выраженное в письме от 9 сентября 2022 года N N об отказе в заключении договора аренды земельного участка с кадастровым номером N, общей площадью 2598277 кв.м, с видом разрешенного использования - для развития животноводства, расположенного в "адрес", без проведения торгов, в соответствии с подпунктом 19 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации. На Министерство земельных и имущественных отношений Кабардино-Балкарской Республики возложена обязанность заключить с Каркаевым А.А-К. договор аренды земельного участка с кадастровым номером N, общей площадью 2598277 кв.м, с видом разрешенного использования - для развития животноводства, расположенного в "адрес", без проведения торгов, согласно поданного заявления от 10 августа 2022 года.
Третьим лицом по делу, не заявляющим самостоятельных требований подана кассационная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене состоявшегося по делу судебного постановления апелляционной инстанции, ввиду неверного применения норм материального и процессуального права.
Лица, участвующие в деле и неявившиеся в суд кассационной инстанции, о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьей 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы в соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
В силу части 2 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неправильным применением норм материального права являются: 1) неприменение закона, подлежащего применению; 2) применение закона, не подлежащего применению; 3) неправильное истолкование закона.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции такие нарушения норм материального и процессуального права были допущены.
Как следует из материалов дела, 10 августа 2022 года истец Каркаев А.А-К. обратился в Министерство земельных и имущественных отношений КБР с заявлением о предоставлении ему в аренду без проведения торгов для сенокошения сроком на 3 года в соответствии с подпунктом 19 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации земельного участка с кадастровым номером N площадью 259, 82 га, расположенного по адресу: "адрес".
С аналогичными заявлениями в Министерство земельных и имущественных отношений КБР обратились другие граждане, в том числе и третье лицо по делу Алтуев Э.Ш.
31 августа 2022 года третье лицо по делу Глашев М.С. обратился в Министерство земельных и имущественных отношений КБР с заявлением провести аукцион на право заключения договора аренды указанного выше земельного участка с кадастровым номером N площадью 259, 82 га сроком на 3 года, для сенокошения.
9 сентября 2022 года Министерством земельных и имущественных отношений КБР Каркаеву А.А-К. дан ответ с указанием, что в связи с поступлением в Министерство земельных и имущественных отношений КБР нескольких заявлений о предоставлении названного земельного участка в аренду (в том числе о проведении аукциона) соответствующий земельный участок с кадастровым номером N подлежит предоставлению в аренду путем реализации публичных процедур и не может быть предоставлен Каркаеву А.А-К. в аренду без проведения торгов.
Также Каркаеву А.А-К. сообщено о том, что соответствующая информация о порядке, месте и времени проведения аукциона подлежит размещению на официальном сайте Минимущества КБР, официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов, а также в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, Уставом Черекского муниципального района КБР, и что Каркаев А.А-К. вправе приять участие в аукционе на общих основаниях.
Аналогичные ответы были даны и на заявления других граждан, желающих получить в аренду названный земельный участок.
8 сентября 2022 года Министерством земельных и имущественных отношений КБР принято распоряжение N N "О проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности Кабардино-Балкарской Республики" с установлением начальной цены предмета аукциона - земельного участка с кадастровым номером N в размере 60 020 руб.
19 сентября 2022 года распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений КБР N N принято решение отказаться от проведения аукциона на право заключения договора аренды вышеуказанного земельного участка с кадастровым номером N в целях приведения в соответствие сведений об описании местоположения частей границ земельного участка и исполнения положений ст. 39.18 ЗК РФ, так как было установлено отсутствие значения средней квадратичной погрешности определения координат характерных точек, утвержденного приказом Росреестра от 23.10.2020г.
18 октября 2022 года Министерством земельных и имущественных отношений КБР принято распоряжение N 701 "О проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности Кабардино-Балкарской Республики" с установлением начальной цены предмета аукциона - земельного участка с кадастровым номером N площадью 2598 277 кв.м, расположенного по адресу: "адрес" в 60020 руб.
Истец по делу Каркаев А.А-К. и третьи лица Глашев М.С. и Алтуев Э.Ш. были допущены к участию в аукционе и признаны участниками аукциона физических лиц, подавших заявки и оплативших задатки по лоту N 1, что подтверждается протоколом Единой комиссии по проведению торгов N П-51 рассмотрения заявок на участие в аукционе от 25 ноября 2022 года.
Согласно протоколу Единой комиссии по проведению торгов о результатах аукциона N П-52 от 30 ноября 2022 года Единая комиссия признала победителем аукциона на право заключения договора аренды земельного участка Каркаева А.А. (истца по настоящему делу) первого предложившего наибольший размер ежегодной арендной платы по лоту N 1 в размере 4 752 383 руб. 60 коп.
30 ноября 2022 года истцу направлено уведомление с предложением заключить договор аренды данного земельного участка в течение 30 дней со дня направления уполномоченным органом подписанного договора аренды.
6 декабря 2022 года Министерством земельных и имущественных отношений КБР принято распоряжение N 856 о предоставлении Каркаеву А.А-К. в аренду вышеуказанного земельного участка с кадастровым номером N площадью 2598 277 кв.м. в аренду, сроком на три года, для сенокошения с установлением ежегодной арендной платы в размере 4 752 383 руб.
Истец и третьи лица отказались от заключения договора аренды названного земельного участка, находящегося в государственной собственности КБР.
Разрешая спор, суд первой инстанции исходил из того, что Министерство земельных и имущественных отношений Кабардино-Балкарской Республики вправе самостоятельно принимать решение о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером N площадью 2598277 кв.м, находящегося в собственности Кабардино-Балкарской Республики.
Отменяя частично решение суда первой инстанции и удовлетворяя требования Каркаева А.А-К. в части признания незаконным решения Министерства земельных и имущественных отношений Кабардино-Балкарской Республики и возложении обязанности на Министерство земельных и имущественных отношений Кабардино-Балкарской Республики заключить с Каркаевым А.А-К. договор аренды земельного участка без проведения торгов, суд апелляционной инстанции исходил из того, что поданное Каркаевым А.А.-К. 10 августа 2022 года заявление о предоставлении ему указанного земельного участка в аренду без проведения торгов Министерство обязано было рассмотреть по существу с учетом правила, предусмотренного статьей 193 Гражданского кодекса Российской Федерации по 22 августа 2022 года и, как следствие, принять не позднее этого дня одно из вышеназванных решений, предусмотренных подпунктами 2, 3 пункта 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации. Поскольку до указанной даты иными лицами заявления о предоставлении указанного земельного участка в аренду поданы не были, земельный участок подлежал передаче в аренду Каркаеву А.А.К. без проведения торгов.
С выводами суда апелляционной инстанции судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции не соглашается, полагая их не основанными на полном установлении всех юридически значимых обстоятельств по делу.
В соответствии с подпунктом 19 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданину для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, ведения огородничества или земельного участка, расположенного за границами населенного пункта, гражданину для ведения личного подсобного хозяйства.
В силу части 1 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации решение о проведении аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности (далее также - аукцион), принимается уполномоченным органом, в том числе по заявлениям граждан или юридических лиц.
В пункте 4 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации, регулирующей вопросы предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, сформулировано универсальное правило, согласно которому рассмотрение заявлений о предоставлении земельного участка осуществляется в порядке их поступления.
Согласно пункту 4 статьи 39.11 Земельного кодекса проведение аукциона, а также образование земельного участка для его продажи или предоставления в аренду путем проведения аукциона может осуществляться по инициативе заинтересованных в предоставлении земельного участка гражданина или юридического лица. В этом случае образование земельного участка и подготовка аукциона может осуществляться, в том числе путем обращения заинтересованных в предоставлении земельного участка гражданина или юридического лица в уполномоченный орган с заявлением о проведении аукциона с указанием кадастрового номера такого земельного участка. В данном заявлении должна быть указана цель использования земельного участка (подпункт 6).
В соответствии с пунктом 5 статьи 39.17 Земельного кодекс Российской Федерации (в редакции, на момент возникновения спорных правоотношений) в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий:
осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ;
принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю;
принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
Приходя к выводу о нарушении прав истца, суд апелляционной инстанции руководствовался постановлением Правительства РФ от 9 апреля 2022 г. N 629 "Об особенностях регулирования земельных отношений в Российской Федерации в 2022 и 2023 годах, а также о случаях установления льготной арендной платы по договорам аренды земельных участков, находящихся в федеральной собственности, и размере такой платы", согласно которому, процедуры, предусмотренные пунктом 7 статьи II4, подпунктом 3 пункта 4 статьи 3911, пунктом 7 статьи 3915, пунктом 5 статьи 3917, пунктом 1 статьи 3918 Земельного кодекса Российской Федерации, осуществляются в срок не более 14 календарных дней.
Между тем, статье 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации основанием для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности без проведения торгов являются, в том числе, следующие обстоятельства: в отношении земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, поступило предусмотренное подпунктом 6 пункта 4 статьи 39.11 настоящего Кодекса заявление о проведении аукциона по его продаже или аукциона на право заключения договора его аренды при условии, что такой земельный участок образован в соответствии с подпунктом 4 пункта 4 статьи 39.11 настоящего Кодекса и уполномоченным органом не принято решение об отказе в проведении этого аукциона по основаниям, предусмотренным пунктом 8 статьи 39.11 настоящего Кодекса; границы земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости ".
При таких обстоятельствах, заслуживают внимания доводы жалобы заявителя о том, что судом апелляционной инстанции не принято во внимание то обстоятельство, что 19 сентября 2022 года распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений КБР принято решение отказаться от проведения аукциона в целях приведения в соответствие сведений об описании местоположения частей границ земельного участка и исполнение положений ст. 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации, в связи с тем, что было установлено отсутствие значений средней квадратичности погрешности определения координат характерных точек, утвержденного приказом Росреестра от 23.10.2020г.
При этом, статья 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации содержит исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, в том числе: в отношении земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, поступило предусмотренное подпунктом 6 пункта 4 статьи 39.11 настоящего Кодекса заявление о проведении аукциона по его продаже или аукциона на право заключения договора его аренды при условии, что такой земельный участок образован в соответствии с подпунктом 4 пункта 4 статьи 39.11 настоящего Кодекса и уполномоченным органом не принято решение об отказе в проведении этого аукциона по основаниям, предусмотренным пунктом 8 статьи 39.11 настоящего Кодекса; границы земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости ".
Кроме того, суд апелляционной инстанции, возлагая на ответчика обязанность принять решение о предоставлении истцу земельного участка в аренду без проведения торгов, не учел, что судебный акт является противоречивым, поскольку в признании незаконным действий ответчика об отказе в заключении договора аренды земельного участка без проведения торгов отказано, а обязанность заключить договор аренды без торгов на ответчика возложена.
Доводы Глашева М.С, в том числе и том, что данный спор должен был быть рассмотрен в порядке административного судопроизводства, а не гражданского заслуживают внимания и требуют проверки в судебном заседании, поэтому судебное постановление суда апелляционной инстанции нельзя признать законным и обоснованным, обжалуемый судебный акт подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду апелляционной инстанции следует учесть изложенное и разрешить дело в зависимости от установленных обстоятельств и в соответствии с требованиями закона.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 20 июля 2023 года отменить, гражданское дело направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Приостановление исполнения апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 20 июля 2023 года отменить.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.