Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Шамшутдинова Г.К., рассмотрев жалобу законного представителя общества с ограниченной ответственностью "Фригогласс Евразия" (далее - ООО "Фригогласс Евразия", Общество) Бутина И.В. на вступившие в законную силу постановление судьи Ленинского районного суда г. Курска от 22 февраля 2023 года, решение судьи Курского областного суда от 5 мая 2023 года, вынесенные в отношении ООО "Фригогласс Евразия" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛА:
постановлением судьи Ленинского районного суда г. Курска от 22 февраля 2023 года, оставленным без изменения решением судьи Курского областного суда от 5 мая 2023 года, ООО "Фригогласс Евразия" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 101 453 рублей 20 копеек без конфискации предмета административного правонарушения.
В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, законный представитель Общества просит об отмене состоявшихся по делу об административном правонарушении в отношении ООО "Фригогласс Евразия" судебных актов и прекращении производства по делу.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях недекларирование по установленной форме товаров, подлежащих таможенному декларированию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 16.4 названного кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан и юридических лиц в размере от одной второй до двукратного размера стоимости товаров, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 30 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 октября 2006 года N18 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", частью 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственность за недекларирование товаров и (или) транспортных средств, когда лицом фактически не выполняются требования таможенного законодательства по декларированию и таможенному оформлению товара, то есть таможенному органу не заявляется весь товар либо его часть (не заявляется часть однородного товара либо при декларировании товарной партии, состоящей из нескольких товаров, в таможенной декларации сообщаются сведения только об одном товаре или к таможенному оформлению представляется товар, отличный от того, сведения о котором были заявлены в таможенной декларации). Если же товар по количественным характеристикам задекларирован полностью, но декларантом либо таможенным брокером (представителем) в таможенной декларации заявлены не соответствующие действительности (недостоверные) сведения о качественных характеристиках товара, необходимых для таможенных целей, эти действия образуют состав административного правонарушения, предусмотренный частью 2 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при условии, что такие сведения послужили основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера.
В соответствии с пунктом 35 части 1 статьи 2 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза таможенное декларирование - заявление таможенному органу с использованием таможенной декларации сведений о товарах, об избранной таможенной процедуре и (или) иных сведений, необходимых для выпуска товаров.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 106 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза в декларации на товары указываются сведения о товарах: наименование, описание, необходимое для исчисления и взимания таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, для обеспечения соблюдения запретов и ограничений, мер защиты внутреннего рынка, принятия таможенными органами мер по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, идентификации, отнесения к одному 10-значному коду Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности; код товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности; происхождение товаров; наименование страны отправления и страны назначения; производитель товаров; товарный знак; наименование места происхождения товара, являющееся объектом интеллектуальной собственности, включенным в единый таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности государств-членов и (или) национальный таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности, который ведется таможенным органом государства-члена, таможенному органу которого подается декларация на товары; описание упаковок; цена, количество в килограммах (вес брутто и вес нетто) и в дополнительных единицах измерения; таможенная стоимость товаров (величина, метод определения таможенной стоимости товаров); статистическая стоимость.
Согласно подпункту 9 пункта 1 статьи 106 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза в декларации на товары подлежат указанию сведения о документах, подтверждающих сведения, заявленные в декларации на товары, указанных в статье 108 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза.
В соответствии со статьей 84 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза декларант вправе: 1) осматривать, измерять товары, находящиеся под таможенным контролем, и выполнять с ними грузовые операции; 2) отбирать пробы и (или) образцы товаров, находящихся под таможенным контролем, с разрешения таможенного органа, выданного в соответствии со статьей 17 настоящего Кодекса; 3) присутствовать при проведении таможенного контроля в форме таможенного осмотра и таможенного досмотра должностными лицами таможенных органов и при отборе этими лицами проб и (или) образцов товаров; 4) знакомиться с имеющимися в таможенных органах результатами исследований проб и (или) образцов декларируемых им товаров; 5) обжаловать решения, действия (бездействие) таможенных органов или их должностных лиц; 6) привлекать экспертов для уточнения сведений о декларируемых им товарах; 7) пользоваться иными правами, предусмотренными настоящим Кодексом. Декларант обязан: 1) произвести таможенное декларирование товаров; 2) представить таможенному органу в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, документы, подтверждающие сведения, заявленные в таможенной декларации; 3) предъявить декларируемые товары в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, либо по требованию таможенного органа; 4) уплатить таможенные платежи, специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины и (или) обеспечить исполнение обязанности по их уплате в соответствии с настоящим Кодексом; 5) соблюдать условия использования товаров в соответствии с таможенной процедурой или условия, установленные для использования отдельных категорий товаров, не подлежащих в соответствии с настоящим Кодексом помещению под таможенные процедуры; 6) выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом.
Декларант несет ответственность в соответствии с законодательством государств-членов за неисполнение обязанностей, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи, за заявление в таможенной декларации недостоверных сведений, а также за представление таможенному представителю недействительных документов, в том числе поддельных и (или) содержащих заведомо недостоверные (ложные) сведения.
Согласно пункту 8 статьи 111 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза с момента регистрации таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение.
Как усматривается из материалов дела на Центральный таможенный пост (центр электронного декларирования) Центральной электронной таможни 19 мая 2022 года декларантом ООО "Фригогласс Евразия" с целью помещения товара под таможенную процедуру реэкспорта была подана электронная декларация на товары (далее - ЭДТ) N, в которой был задекларирован товар N1 "холодильная витрина, модель ICOOL2-800 [R290] C - 45 шт, с логотипом "TASТЕ THE FEELINGTE", в 45 полиэтиленовых упаковках на деревянных подставках", код N, вес брутто/нетто 6750, количество мест 45, цена товара 35872, 50 EUR. Товар находится в контейнере N.
Согласно сведениям, указанным в N, товары вывозились с таможенной территории ЕАЭС в рамках контракта N от 22 ноября 2021 года, заключенного между продавцом - ООО "Фригогласс Евразия" (Россия) и покупателем - "СРЛ ФРИГОГЛАСС Румыния".
Декларирование товара осуществлялось на основании железнодорожной накладной N, транспортной накладной NБ/Н от 12 мая 2022 года, контракта N от 22 ноября 2021 года, счет-фактуры (инвойса) N от 13 мая 2022 года.
24 мая 2022 года таможенным органом было принято решение о проведении таможенного осмотра товара, продекларированного по N.
24 мая 2022 года ООО "Фригогласс Евразия" было уведомлено таможенным органом о проведении таможенного контроля в отношении товара - холодильная витрина модель ICOOL2-800 [R290] C, сведения о котором содержатся в ЭДТ N, находящегося в контейнере N (уведомление о проведении таможенного осмотра от 24 мая 2022 года).
24 мая 2022 года был проведен таможенный осмотр товара, продекларированного по ЭДТ N, находящегося в контейнере N, по результатам которого составлен Акт таможенного осмотра N.
В результате осмотра было установлено, что модель холодильной витрины ICOOL2-800 [R290], заявленная в ЭДТ N, в контейнере N отсутствует (не просматривается).
С 27 мая 2022 года по 28 мая 2022 года согласно поручению на досмотр N с целью идентификации товара был произведен таможенный досмотр товаров в объеме 100%, с полным взвешиванием, пересчетом грузовых мест с выборочным вскрытием грузовых мест, пересчетом количества предметов во всех грузовых местах.
По результатам фактического контроля (АТД N от 28 мая 2022 года) было установлено, что в контейнере N находятся 55 холодильных витрин с логотипом "Соса-СоIa", различных технических характеристик и маркировок: 4 холодильные витрины ICOOL2-800 (R290)C, с различными серийными номерами; 9 холодильных витрин ICOOL2-500 (R290)С, с различными серийными номерами; 22 холодильные витрины ICOOL-300 С (R290), с различными серийными номерами; 15 холодильных витрин ICOOL-150 (R600a), с различными серийными номерами; 5 холодильных витрин ICOOL-150 Platinum (R600а), с различными серийными номерами.
В ходе таможенного контроля установлено, что по ЭДТ N было продекларировано 45 холодильных витрин модель ICOOL2-800 [R290] C, а фактически в контейнере N находилось 55 холодильных витрин различных технических характеристик и маркировок.
Указанные обстоятельства послужили основанием для возбуждения дела об административном правонарушении по части 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ООО "Фригогласс Евразия".
Факт совершения ООО "Фригогласс Евразия" данного административного правонарушения подтвержден собранными по делу доказательствами, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного кодекса.
Действия ООО "Фригогласс Евразия" верно квалифицированы по части 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
ООО "Фригогласс Евразия", имея возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению, в связи с чем обоснованно привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 16.2 названного Кодекса.
В соответствии пунктом 1 статьи 112 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза по мотивированному обращению декларанта, поданному в виде электронного документа или документа на бумажном носителе, с разрешения таможенного органа сведения, заявленные в таможенной декларации, могут быть изменены (дополнены) до выпуска товаров, если к моменту получения обращения декларанта таможенный орган не запросил документы и (или) сведения в соответствии со статьей 325 названного Кодекса, не уведомил его о месте и времени проведения таможенного досмотра, не принял решения о проведении таможенного осмотра и (или) не назначил проведение таможенной экспертизы. Вне зависимости от положений абзаца первого настоящего пункта по мотивированному обращению декларанта, поданному в виде электронного документа или документа на бумажном носителе, с разрешения таможенного органа до выпуска товаров допускается изменение (дополнение) сведений, заявленных в таможенной декларации, если такие изменения (дополнения) связаны с изменением сведений о месте нахождения декларируемых товаров либо с исправлением опечаток или грамматических ошибок, которые не влияют на выпуск товаров. Изменение (дополнение) сведений, заявленных в зарегистрированной таможенной декларации, не может повлечь за собой заявление сведений об иных товарах, чем товары, которые были указаны в этой зарегистрированной таможенной декларации.
19 мая 2022 года Общество подало в таможенный орган декларацию на товары с целью помещения под таможенную процедуру реэкспорта товара - 45 холодильных витрин. В ДТ Общество указало, что указанный товар находится в контейнере N, который по требованию таможенного органа был предъявлен для осуществления таможенного контроля.
В ходе осуществления таможенного контроля таможенным органом было установлено, что сведения о товаре, заявленные в N, не соответствовали фактически перемещаемому товару, так как в контейнере N было обнаружено 55 холодильных витрин различных моделей, в том числе и 10 холодильных витрин, сведения о которых отсутствовали в поданной в таможенный орган декларации на товары.
Тот факт, что товар - холодильные витрины 55 штук, в том числе 10 холодильных витрин ICOOL-150 (R600a), находились в контейнере N, предъявленному к таможенной контролю, свидетельствует о том, что данный товар Общество намеревалось вывезти с таможенной территории Союза и, следовательно, данный товар подлежал помещению под таможенную процедуру и таможенному декларированию.
Как установлено по делу 25 мая 2022 года Общество сообщило в таможенный орган о технической ошибке в номерах контейнеров, а не о недекларировании товаров до их выпуска.
Доводы жалобы направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств. Аналогичные доводы были предметом проверки предыдущих судебных инстанций, не нашли своего подтверждения в материалах настоящего дела об административном правонарушении, противоречат совокупности собранных по делу доказательств, обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в соответствующих судебных актах. Они не опровергают наличие в деянии ООО "Фригогласс Евразия" объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу судебных актов.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием законодательства, не свидетельствует о том, что судами допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Постановление о привлечении ООО "Фригогласс Евразия" к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Административное наказание назначено ООО "Фригогласс Евразия" в пределах, предусмотренных санкцией части 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену судебных актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 - 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановила:
постановление судьи Ленинского районного суда г. Курска от 22 февраля 2023 года, решение судьи Курского областного суда от 5 мая 2023 года, вынесенные в отношении ООО "Фригогласс Евразия" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу законного представителя ООО "Фригогласс Евразия" Бутина И.В. - без удовлетворения.
Судья Г.К. Шамшутдинова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.