Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Софронова В.А, судей Александровой К.А, Шароновой Е.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Курскоблводоканал" на решение Железногорского городского суда Курской области от 9 февраля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Курского областного суда от 15 августа 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению Железногорского межрайонного прокурора Курской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Железногорского района Курской области, акционерному обществу "Курскоблводоканал" о возложении обязанности проведения технического обследования объектов водоотведения.
Заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Шароновой Е.С, возражение прокурора четвертого отдела (апелляционно-кассационного) (с дислокацией в городе Самаре, городе Саратове) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Серебрякова А.А. относительно кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Железногорский межрайонный прокурор Курской области (далее также - прокурор) обратился в суд с административным иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации Железногорского района Курской области, акционерному обществу "Курскоблводоканал" (далее также - АО "Курскоблводоканал") и, уточнив требования, просил возложить на административных ответчиков обязанность принять меры к проведению технического обследования объектов водоотведения, расположенных на территории Железногорского района Курской области, а именно: сооружение водозаборное, тип: аэротенк длиной 326 м в "адрес" кадастровый номер N; сооружение водозаборное, тип: площадка 1127 куб.м в "адрес" кадастровый номер N; сооружение водозаборное, тип: КНС 92, 8 кв.м в "адрес" кадастровый номер N; сооружение водозаборное, тип: резервуар 35, 3 куб.м в "адрес" кадастровый номер N; сооружение водозаборное, тип: пруд-накопитель площадью 62835 кв.м в "адрес" кадастровый номер N; сооружение водозаборное, тип: резервуар для воды 250 куб.м в "адрес" кадастровый номер N; сооружение водозаборное, тип: резервуар для воды 250 куб.м в "адрес" кадастровый номер N; сооружение водозаборное, тип: КНС 93, 9 кв.м в "адрес" кадастровый номер N; сооружение водозаборное, тип: КНС 57, 7 кв.м в "адрес" кадастровый номер N; сооружение водозаборное, тип: очистные сооружения 69, 6 м в "адрес" кадастровый номер N; сооружение водозаборное, тип: сети канализации длина 6577 м в "адрес" кадастровый номер N; сооружение водозаборное, тип: сети канализации длина 337 м в "адрес" кадастровый номер N; сооружение водозаборное, тип: сети канализации длина 629 м в "адрес" кадастровый номер N; сооружение водозаборное, тип: КНС 705 м в "адрес" кадастровый номер N; сооружение водозаборное, тип: КНС 68, 5 кв.м в "адрес" кадастровый номер N; сооружение водозаборное, тип: КНС 705 м в "адрес", кадастровый номер N; сооружение водозаборное, тип: станция 67, 7 м в "адрес" кадастровый номер N; сооружение водозаборное, тип: резервуар для воды 250 куб.м в
"адрес" кадастровый номер N в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее также - Закон о водоснабжении и водоотведении), в том числе с привлечением специализированной организации, в течение 10 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В обоснование заявленных требований прокурор ссылался на бездействие административных ответчиков, выразившееся в непринятии мер по техническому обследованию объектов водоотведения в порядке, предусмотренном Законом о водоснабжении и отведении.
Решением Железногорского городского суда Курской области от 9 февраля 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Курского областного суда от 15 августа 2023 года, административные исковые требования удовлетворены. На АО "Курскоблводоканал" возложена обязанность принять меры к проведению технического обследования указанных объектов водоотведения, расположенных на территории Железногорского района Курской области, в порядке, предусмотренном Законом о водоснабжении и водоотведении, в том числе с привлечением специализированной организации, в течение 10 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. В удовлетворении административных исковых требований к администрации Железногорского района Курской области отказано.
В кассационной жалобе, поданной 1 ноября 2023 года через Железногорский городской суд Курской области, поступившей в Первый кассационный суд общей юрисдикции 23 ноября 2023 года, заявитель просит отменить принятые по делу судебные акты, как незаконные, ссылаясь на нарушение судами норм материального права.
В обоснование доводов жалобы указано на то, что решением суда установлен срок на проведение технического обследования объектов водоотведения в течение 10 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, вместе с тем, законодателем установлен иной срок, в пределах которого ресурсоснабжающей организацией должно быть произведено техническое обследование, а именно 5 лет, с учетом того, что во владение АО "Курскоблводоканал" объекты водоотведения переданы 13 декабря 2022 года. Также утверждается, что АО "Курскоблводоканал" не является правопреемником администрации либо иных ресурсоснабжающих организаций и не отвечает за неисполнение ими требований федерального законодательства.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
Судом установлено и из материалов дела следует, что по итогам проверки исполнения требований законодательства о водоснабжении и водоотведении Железногорской межрайонной прокуратурой Курской области выявлены нарушения действующего законодательства в части проведения обязательного технического обследования используемых централизованных систем водоотведения.
По результатам проверки администрации Железногорского района Курской области 2 июня 2022 года выдано предписание о незамедлительном принятии мер к проведению технического обследования объектов водоотведения, расположенных на территории "адрес", указанных в представлении, в порядке, предусмотренном Законом о водоснабжении и водоотведении, в том числе с привлечением специализированной организации.
Из ответа на предписание от 22 июля 2022 года следует, что указанные объекты водоотведения на праве аренды предоставлены АО "Курскоблводоканал", в адрес которого направлено обращение о проведении технического обследования объектов централизованных систем водоотведения.
Судом также установлено, что АО "Курскоблводоканал" с 7 июня 2012 года зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц и оказывает услуги по водоснабжению и водоотведению на территории "адрес", наделено статусом гарантирующей организации для централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения на указанной территории.
29 августа 2022 года между администрацией Железногорского района Курской области (арендодатель) и АО "Курскоблводоканал" (арендатор) заключен договор аренды, по условиям которого арендодатель передал в аренду арендатору объекты водоснабжения, водоотведения, расположенные на территории муниципального образования "адрес", согласно перечню в Приложении к договору.
13 декабря 2022 года между АО "Курскоблводоканал", администрацией Железногорского района Курской области и субъектом Российской Федерации - Курская область заключено концессионное соглашение, предметом которого является обязанность АО "Курскоблводоканал" осуществлять мероприятия по созданию и (или) реконструкции объекта соглашения, право собственности на который принадлежит или будет принадлежать администрации Железногорского района Курской области, осуществлять деятельность по предоставлению услуг холодного водоснабжения и водоотведения абонентам на территории "адрес" с использованием объекта соглашения и обеспечивать его надлежащее функционирование.
Согласно пункту 2.1 соглашения его объектом является совокупность объектов водоснабжения и водоотведения, расположенных на территории "адрес", приведенных в Приложении N 1 к договору, собственником которых является администрация Железногорского района Курской области.
Разрешая требования прокурора, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что обязанность по содержанию спорных объектов водоотведения возложена на АО "Курскоблводоканал", как на юридическое лицо, наделенное статусом гарантирующей организации для централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения на территории "адрес".
Ссылаясь на указанные обстоятельства, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статьи 3, 6, 10, 37 Закона о водоснабжении и водоотведении, статей 1, 13, 37, 41.1 Федерального закона от 21 июля 2005 года N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях", Требований к проведению технического обследования централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 5 августа 2014 года N 437/пр. (далее также - Требования N 437), удовлетворил требования прокурора, возложив на АО "Курскоблводоканал" обязанность принять меры к проведению технического обследования указанных выше объектов водоотведения, расположенных на территории "адрес".
Вместе с тем, суд не нашел оснований для удовлетворения требований административного иска к администрации Железногорского района Курской области, указав, что обязанность по проведению технического обследования централизованной системы водоотведения прямо возложена на организацию, осуществляющую горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение. В настоящем случае именно АО "Курскоблводоканал" является гарантирующей организацией в сфере водоотведения на территории "адрес", владеет и пользуется в коммерческих целях централизованной системой водоотведения, эксплуатирует ее и оказывает соответствующие услуги.
Суд апелляционной инстанции, проверив установленные судом первой инстанции обстоятельства, признал указанные выводы обоснованными и не установилнарушения или неправильного применения судом первой инстанции норм материального или процессуального права.
При этом суд апелляционной инстанции, дополнительно сославшись на пункт 7 Показателей технико-экономического состояния объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, объектов нецентрализованных систем холодного и горячего водоснабжения и порядка их мониторинга, утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 5 августа 2014 года N 437/пр, согласно которому степень физического износа оборудования объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения и нецентрализованных систем холодного и горячего водоснабжения в интервале от "61%" до "80%" свидетельствует об опасности его эксплуатации и оборудование не может эксплуатироваться без постоянного надзора, констатировал, что, учитывая процент износа объектов водоотведения на территории "адрес" (70%), оборудование находится в аварийном состоянии, в связи с чем подвергается опасности жизнь и здоровье людей.
Оснований не согласиться с выводами судов первой и апелляционной инстанций судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции не усматривает.
В силу частей 1, 2 статьи 39, части 4 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан и иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
При рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет наряду с другими вопросами, указанными в части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Правоотношения в сфере водоотведения регулируются Законом о водоснабжении и водоотведении, согласно положениям которого собственники и иные законные владельцы отдельных объектов централизованных систем водоотведения (далее - объекты водоотведения) должны принимать меры по обеспечению безопасности таких объектов, направленные на предотвращение возникновения аварийных ситуаций (часть 1 статьи 10); входящие в состав централизованных систем водоотведения здания и сооружения, включая сети инженерно-технического обеспечения должны соответствовать требованиям Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (часть 2 статьи 10); в целях сопоставления фактических значений показателей надежности, качества, энергетической эффективности объектов централизованных систем водоотведения с фактическими значениями этих показателей объектов централизованных систем водоотведения, эксплуатируемых организациями, осуществляющими водоотведение и использующими наилучшие существующие (доступные) технологии проводится их техническое обследование (пункт 4 части 2 статьи 37); техническое обследование проводится организацией, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, самостоятельно либо с привлечением специализированной организации (часть 3 статьи 37); требования к проведению технического обследования определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства (часть 5 статьи 37); обязательное техническое обследование проводится не реже чем один раз в пять лет (один раз в течение долгосрочного периода регулирования) (часть 6 статьи 37); передача прав владения и пользования объектами водоотведения, находящимися в муниципальной собственности, осуществляется по договорам аренды (часть 1 статьи 41.1), заключению которых предшествует обязательное техническое
обследование таких объектов (часть 4 статьи 41.1).
Федеральным законом от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" предусмотрено, что система инженерно-технического обеспечения - это одна из систем здания или сооружения, предназначенная для выполнения функций водоснабжения, канализации, отопления, вентиляции, кондиционирования воздуха, газоснабжения, электроснабжения, связи, информатизации, диспетчеризации, мусороудаления, вертикального транспорта (лифты, эскалаторы) или функций обеспечения безопасности (пункт 21 части 2 статьи 2); параметры и другие характеристики систем инженерно-технического обеспечения в процессе эксплуатации здания или сооружения должны соответствовать требованиям проектной документации. Указанное соответствие должно поддерживаться посредством технического обслуживания и подтверждаться в ходе периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния систем инженерно-технического обеспечения, проводимых в соответствии с законодательством Российской Федерации (части 1 и 22 статьи 36).
Как установлено пунктом 3 Требований N 437, цели проведения технического обследования централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения определяются в соответствии с положениями Закона о водоснабжении и водоотведении, задачами проведения технического обследования, в числе прочего, является определение фактических значений показателей надежности, качества, энергетической эффективности объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения.
В соответствии с пунктами 8, 9 Требований N 437 показатели технико-экономического состояния объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения являются основой для определения организацией, осуществляющей водоснабжение и (или) водоотведение, фактических значений показателей надежности, качества и энергетической эффективности и подготовки проекта плановых значений показателей надежности, качества и энергетической эффективности. Объектами технического обследования в соответствии с настоящими Требованиями являются все объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, соответствующие требованиям статьи 2 Закона о водоснабжении и водоотведении.
Оценив по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации имеющиеся в деле доказательства, правильно применив вышеприведенные нормативные положения, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно заключили, что в нарушение требований действующего законодательства о водоснабжении и водоотведении техническое обследование сетей объектов водоотведения, имеющих 70 процентов износа и находящихся в аварийном состоянии, АО "Курскоблводоканал" не проводилось, что создает угрозу жизни и здоровью жителей "адрес".
Доводы кассационной жалобы не свидетельствуют о нарушении судами при вынесении обжалуемых судебных актов норм материального и процессуального права и сводятся к их неверному толкованию заявителем, что не может являться основанием для отмены судебных актов в кассационном порядке.
Предусмотренных частью 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловных оснований к отмене обжалуемых судебных постановлений не установлено.
Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 328-330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации
определила:
решение Железногорского городского суда Курской области от 9 февраля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Курского областного суда от 15 августа 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу акционерного общества "Курскоблводоканал" - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который исчисляется со следующего дня после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 29 января 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.