Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Софронова В.А, судей Александровой К.А, Ендовицкой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Степанова А П на решение Киреевского районного суда Тульской области от 20 апреля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тульского областного суда от 12 сентября 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению Степанова А П к военному комиссару Киреевского района Тульской области Харину Л.В, ФКУ "Военный комиссариат Тульской области" о признании незаконными действий (бездействия) должностного лица.
Заслушав доклад судьи Ендовицкой Е.В, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Степанов А.П. обратился с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным действия военного комиссара Киреевского района Тульской области по не рассмотрению заявления от 3 ноября 2022 года.
Требования мотивированы тем, что является пенсионером Министерства обороны Российской Федерации. 3 ноября 2022 года обратился к военному комиссару Киреевского района Тульской области с заявлением о выдаче трех экземпляров справок (выписок) о размере его военной пенсии и социальных выплатах с детализацией, которое 22 декабря 2022 года ему возвращено с указанием на необходимость обращения в военный комиссариат Щекинского района Тульской области по месту жительства. Указывает, что была выплачена пенсия только за период его регистрации по месту жительства в Киреевском районе, полагает, что военный комиссар Киреевского района Тульской области нарушил порядок рассмотрения заявления, уклонившись от рассмотрения обращения по существу.
Решением Киреевского районного суда Тульской области от 20 апреля 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Тульского областного суда от 12 сентября 2023 года, в удовлетворении административных исковых требований отказано.
В кассационной жалобе, поданной через суд первой инстанции, 9 ноября 2023 года, поступившей в Первый кассационный суд общей юрисдикции 27 ноября 2023 года, Степанов А.П. просит отменить судебные акты в связи с несоответствием выводов суда фактическим обстоятельствам дела, неправильным применением норм материального и процессуального права. Указывает, что ему не дан ответ на обращение, почтовой корреспонденции от военного комиссариата он не получал.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом. Руководствуясь частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия рассмотрела дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему выводу.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении настоящего административного дела допущено не было.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 3 ноября 2022 года Степанов А.П. направил посредством почтовой связи в военный комиссариат Щекинского района Тульской области заявление, в котором просил выдать справки (выписки) о размере его пенсии и социальных выплатах и расчет с детализацией за различные периоды с 2017 года по 2021 год.
Заявление адресовано непосредственно военному комиссариату Щекинского района Тульской области, при этом его копия направлена в военный комиссариат Киреевского района Тульской области, куда оно поступило 16 ноября 2022 года.
17 ноября 2022 года военным комиссаром Киреевского района Тульской области Хариным Л.В. административному истцу дан ответ о необходимости обращения с данным заявлением в военный комиссариат Щекинского района Тульской области, то есть по месту проживания Степанова А.П, указанного последним в обращении.
Отказывая в удовлетворении административного искового заявления, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, пришел к выводу о том, что обращение Степанова А.П. рассмотрено уполномоченным должностным лицом в сроки и в порядке, установленные законом, требование о выдаче справок о получении пенсии по линии Министерства обороны России исполнено. Кроме того указано на пропуск Степановым А.П. трехмесячного срока на обжалование (действии (бездействия) должностного лица.
При установленных по делу фактических обстоятельствах судебная коллегия соглашается с указанными выводами.
Правоотношения, связанные с реализацией гражданами закрепленного за ними Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, регулируются Федеральным законом от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее - Закон о порядке рассмотрения обращений граждан, Федеральный закон N 59-ФЗ), в котором закреплен порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.
Так в соответствии с пунктом 3 статьи 5, частью 3 статьи 8, частью 1 статьи 9, пунктами 4, 5 части 1 статьи 10 указанного Закона, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, обращение подлежит обязательному рассмотрению. Государственный орган обязан дать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, если указанные вопросы входят в его компетенцию. Если же поставленные вопросы в его компетенцию не входят, то он пересылает обращение гражданина по подведомственности и уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией. Гражданин имеет право получать как письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, так и уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.
Согласно статье 12 Закона о порядке рассмотрения обращений граждан письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
Исходя из пункта 2 статьи 8 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" воинский учет граждан осуществляется военными комиссариатами по месту их жительства, а граждан, прибывших на место пребывания на срок более трех месяцев или проходящих альтернативную гражданскую службу, - по месту их пребывания. Военные комиссариаты осуществляют воинский учет граждан через свои структурные подразделения по муниципальным образованиям.
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 18 августа 2014 года N 555 "О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" утверждена Инструкция по работе с обращениями граждан в Вооруженных Силах Российской Федерации (далее Инструкция.
Пунктом 1 названной Инструкции предусмотрено, что работа с обращениями, поступившими в Министерство обороны, осуществляется согласно Регламенту Министерства обороны Российской Федерации.
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 10 января 2015 года N 1 утвержден Регламент Министерства обороны Российской Федерации (далее - Регламент), которым, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами, актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации установлены основные правила организации деятельности Министерства обороны Российской Федерации по осуществлению его полномочий.
Обращения граждан и организаций могут направляться для рассмотрения и ответа заявителю в подведомственные Министерству обороны федеральные органы исполнительной власти и организации, к компетенции которых относится решение поставленных в обращениях вопросов (пункт 186 Регламента).
Письменное обращение, поступившее в Министерство обороны или должностному лицу в соответствии с его компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня его регистрации. В исключительных случаях, а также в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, срок рассмотрения может продлеваться соответствующим руководящим должностным лицом Министерства обороны, но не более чем на 30 дней, с одновременным информированием заявителя и указанием причин продления (пункт 192 Регламента).
Виды пенсий, пособий и компенсаций, порядок их назначения и выплаты, перерасчет ранее назначенных пенсий, пособий и компенсаций, исчисление выслуги лет установлены Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей".
В соответствии с частью 1 статьи 56 указанного Закона выплата пенсий, предусмотренных данным законом, осуществляется по месту жительства или месту пребывания пенсионеров в пределах территории Российской Федерации пенсионными органами федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, указанных в статье 11 Закона.
При переезде пенсионера на новое место жительства или место пребывания в пределах территории Российской Федерации выплата и доставка пенсии осуществляются по его новому месту жительства или месту пребывания в пределах территории Российской Федерации на основании пенсионного дела и документов о регистрации по месту жительства или месту пребывания, выданных в установленном порядке органами регистрационного учета, а при отсутствии у пенсионера регистрации по новому месту жительства или месту пребывания на территории Российской Федерации - на основании его пенсионного дела и личного заявления с указанием места жительства или места пребывания (часть 9 статьи 56 названного Закона).
Установлено, что пенсионер Министерства обороны Российской Федерации Степанов А.П. с 24 сентября 2008 года по март 2010 года состоял на персональном учете пенсионеров Минобороны России в военном комиссариате Щекинского района Тульской области; 15 марта 2010 года снят с учета в военном комиссариате Щекинского района Тульской области в связи с переездом в Киреевский район Тульской области.
С 22 марта 2010 года по 2 января 2021 года состоял на учете в военном комиссариате Киреевского района Тульской области в связи с регистрацией по адресу: "адрес" С воинского учета снят по решению суда. Карточка персонального учета пенсионера Министерства обороны Степанова А.П. в связи со сменой места жительства по адресу: "адрес" направлена в Военный комиссариат Щекинского района Тульской области.
С 1 января 2023 года Степанов А.П. состоит на персональном учете пенсионеров Минобороны России в военном комиссариате Щекинского района Тульской области.
Ранее этого, 12 сентября 2022 года ФКУ Военным комиссариатом Тульской области Степанову А.П. дано разъяснение о необходимости обращения в военный комиссариат Щекинского района Тульской области для продления выплаты пенсии по линии Министерства обороны Российской Федерации с перечислением необходимых для этого документов.
27 декабря 2022 года супруга Степанова А.П. - Степанова З.Ш. обращалась в военный комиссариат Щекинского района Тульской области с заявлением и необходимыми документами для назначения (возобновления) пенсии Степанову А.П.
На основании изложенного и, исходя из полномочий военного комиссара Киреевского района Тульской области, принимая во внимание то обстоятельство, что в период 2 января 2021 года по 1 января 2023 года Степанов А.П. не состоял на воинском учете в военном комиссариате Киреевского района Тульской области, пенсионное дело административного истца, содержащего сведения о размере пенсии и сроках её выплаты, находилось в центре социального обеспечения военного комиссариата Тульской области, у военного комиссара Киреевского района Тульской области отсутствовала обязанность по выдаче справок (выписок) о размере военной пенсии пенсионера Степанова А.П. и социальных выплатах с детализацией.
Правильно применив положения закона, регулирующие спорные правоотношения, суды пришли к обоснованному выводу о том, что обращение Степанова А.П. рассмотрено уполномоченными должностными лицами, в установленный законом срок, по нему дан мотивированный ответ.
В кассационной жалобе административный истец выражает несогласие с содержанием ответа, данного на его обращение. Вместе с тем, иная оценка обстоятельств и иное толкование заявителем норм закона, приведенных в ответе на его обращение, не свидетельствуют о незаконности оспариваемых им действий административного ответчика по рассмотрению его обращения и нарушении его права на рассмотрение такого обращения и получение ответа по существу поставленных в обращении вопросов.
Исходя из положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания незаконными решений, действий (бездействия) органов, наделенных публичными полномочиями, и их должностных лиц необходимо установить несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
Поскольку совокупность таких условий при рассмотрении административного дела не установлена, в удовлетворении административного иска обоснованно отказано.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку исследованных судом доказательств и оспариванию обоснованности выводов суда об установленных ими по делу фактических обстоятельствах. Вместе с тем, суд кассационной инстанции согласно положениям частей 2, 3 статьи 329, а также применительно к статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судами первой и второй инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, и правом давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам не наделен.
Нормы материального права применены судами правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела, не допущено, выводы, изложенные в судебных актах, мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам дела.
Предусмотренных частью 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловных оснований к отмене судебного постановления не установлено.
Руководствуясь статьями 328 - 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Киреевского районного суда Тульской области от 20 апреля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тульского областного суда от 12 сентября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Степанова А П - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключается срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено в полном объеме 23 января 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.