Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Поддымова А.В, судей Александровой К.А. и Кривенкова О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Кузовковой С.А. и Саприна А.А. на решение Железнодорожного районного суда города Воронежа от 31 марта 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Воронежского областного суда от 25 июля 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению Кузовковой С.А. и Саприна А.А. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области об оспаривании решения.
Заслушав доклад судьи Поддымова А.В, объяснения представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области Ремих О.В, возражавшую против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Кузовкова С.А. и Саприн А.А. обратились в суд с административным иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области (далее - Управление Росреестра по Воронежской области), в котором с учетом уточнений заявленных требований просили: признать незаконными отказ Управления Росреестра по Воронежской области от 9 августа 2022 года в проведении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на земельные участки, образованные в результате раздела земельного участка с кадастровым номером N, общей площадью 1938 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", на основании соглашения о разделе земельного участка от 18 июля 2022 года и межевого плана от 20 июля 2022 года; возложить на Управление Росреестра по Воронежской области обязанность не позднее тридцати дней с момента вступления решения суда в законную силу повторно рассмотреть вопрос о постановке на государственный кадастровый учет и проведении государственной регистрации права собственности за Кузовковой С.А. на земельный участок с условным номером N, общей площадью 1357 кв.м, за Саприным А.А. - на земельный участок с условным номером N, площадью 581 кв.м, расположенных по адресу: "адрес".
Свои требования административные истцы обосновывают тем, что земельный участок с кадастровым номером N, общей площадью 1938 кв.м, расположенный по адресу: "адрес", принадлежит на праве общей долевой собственности Кузовковой С.А. (7/10 долей) и Саприну А.А. (3/10 долей), категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - личное подсобное хозяйство, на основании приказа департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области от 28 июня 2022 года N1411з. 18 июля 2022 года Кузовкова С.А. и Саприн А.А. заключили соглашение о его разделе, согласно которому прекращено право общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером N, в собственность Кузовковой С.А. выделен земельный участок с условным номером N, общей площадью 1357 кв.м, в собственность Саприна А.А. - земельный участок с условным номером N общей площадью 581 кв.м. Для проведения государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на земельные участки, образованные в результате раздела земельного участка с кадастровым номером N, административные истцы обратились в Управление Росреестра по Воронежской области с соответствующим заявлением, приложив к нему соглашение о разделе земельного участка от 18 июля 2022 года и межевой план. Управлением Росреестра по Воронежской области уведомлением от 9 августа 2022 года осуществление государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав приостановлено, а затем уведомлением от 12 ноября 2022 года в этом отказано по тем основаниям, что вновь образуемый земельный участок с условным номером N площадью 1357 кв.м, не будет соответствовать установленным законом требованиям: виду разрешенного использования (личное подсобное хозяйство, а не индивидуальное жилищное строительство), и требованиям к предельным максимальным размерам земельных участков (максимальная площадь земельного участка для индивидуального жилищного строительства 800 кв.м.).
Считают отказ Управления Росреестра по Воронежской области в проведении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на земельные участки незаконным, нарушающим их права.
Решением Железнодорожного районного суда города Воронежа от 31 марта 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Воронежского областного суда от 25 июля 2023 года, в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Не согласившись с принятыми судами нижестоящих инстанций решениями, 15 ноября 2023 года Кузовкова С.А. и Саприн А.А. направили через суд первой инстанции кассационную жалобу, поступившую в Первый кассационный суд общей юрисдикции 29 ноября 2023 года, в которой просят об их отмене ввиду незаконности и необоснованности, с принятием по делу нового решения об удовлетворении административных исковых требований.
Доводы кассационной жалобы аналогичны правовой позиции административных истцов при рассмотрении дела в суде первой и апелляционной инстанций, сводятся к несогласию с отказом Управления Росреестра по Воронежской области в проведении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на земельные участки по приведенным выше основаниям.
Определением судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции от 30 ноября 2023 года кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебного акта в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По настоящему административному делу таких оснований для пересмотра в кассационном порядке по доводам жалобы не имеется.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственного кадастрового учета недвижимого имущества, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением содержащихся в нем сведений регулируются Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 14 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных названным Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
В соответствии с частью 2 статьи 14 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в числе прочего, договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки (пункт 2); межевой план (при государственном кадастровом учете образуемых земельных участков, государственном кадастровом учете в связи с образованием части земельного участка (за исключением случая, предусмотренного частью 1 статьи 44 названного Федерального закона), государственном кадастровом учете в связи с изменением описания местоположения границ земельного участка и (или) его площади в случаях, предусмотренных частями 1 и 2 статьи 43 указанного Федерального закона) (пункт 7).
В силу пункта 3 части 1 статьи 29 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав состоит, в том числе из проведения правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных данным Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Согласно части 1 статьи 26 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации (пункт 7); размер образуемого земельного участка или земельного участка, который в результате преобразования сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок), не будет соответствовать установленным в соответствии с федеральным законом требованиям к предельным (минимальным или максимальным) размерам земельных участков, за исключением случаев, предусмотренных законом (пункт 28).
В осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 названного Федерального закона (часть 1 статьи 27 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ)
Статьей 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации установлены требования к образуемым земельным участкам.
В силу статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами (часть 1). Образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами (часть 6).
В соответствии со статьей 85 Земельного кодекса Российской Федерации правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков). Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений. Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
В соответствии с частью 3 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации действие градостроительного регламента распространяется в равной мере на все земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ территориальной зоны, обозначенной на карте градостроительного зонирования.
Согласно части 2 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов (часть 3 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Решением Воронежской городской Думы от 20 апреля 2022 года N 466-V утверждены Правила землепользования и застройки городского округа город Воронеж.
В соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 2 Правил землепользования и застройки городского округа город Воронеж данные правила не применяются в части требований к предельным минимальным и (или) максимальным размерам земельных участков в отношении земельных участков (земель), предоставленных во владение, пользование, распоряжение на законном основании до вступления в силу названных Правил в размерах, менее и (или) более установленных градостроительными регламентами, в целях осуществления их государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на них в указанных размерах.
Судами установлено и из материалов дела следует, что земельный участок с кадастровым номером N общей площадью 1938 кв.м, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - личное подсобное хозяйство, расположенный по адресу: г. "адрес", принадлежит на праве общей долевой собственности Кузовковой С.А. (7/10 долей) и Саприну А.А. (3/10 долей).
18 июля 2022 года Кузовкова С.А. и Саприн А.А. заключили соглашение о его разделе, согласно которому прекращено право общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером N7, в собственность Кузовковой С.А. выделен земельный участок с условным номером N, общей площадью 1357 кв.м, в собственность Саприна А.А. - земельный участок с условным номером N, общей площадью 581 кв.м.
20 июля 2022 года кадастровым инженером подготовлен межевой план в связи с образованием двух земельных участков путем раздела земельного участка с кадастровым номером N. В заключение кадастрового инженера указано о том, что в соответствии с Правилами землепользования и застройки территории городского округа город Воронеж, утвержденными решением Воронежской городской Думы от 20 апреля 2022 года N466-V, уточняемый участок расположен в зоне индивидуальной жилой застройки (Индекс ЖИ). Минимальные и максимальные размеры земельных участков с разрешенным использованием "для ведения личного подсобного хозяйства" не установлены.
Для проведения государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на земельные участки, образованные в результате раздела земельного участка с кадастровым номером N, административные истцы обратились в Управление Росреестра по Воронежской области с соответствующим заявлением, приложив к нему соглашение о разделе земельного участка от 18 июля 2022 года и межевой план.
Управлением Росреестра по Воронежской области уведомлениями от 9 августа 2022 года и от 12 ноября 2022 года осуществление государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав приостановлено, а затем в этом отказано в связи с тем, что вновь образуемый земельный участок с условным номером 36:34:0103023:7:ЗУ1, площадью 1357 кв.м, не будет соответствовать установленным законом требованиям: виду разрешенного использования (личное подсобное хозяйство, а не индивидуальное жилищное строительство), и требованиям к предельным максимальным размерам земельных участков (максимальная площадь земельного участка для индивидуального жилищного строительства 800 кв.м.).
Разрешая спор по существу и отказывая в удовлетворении административных исковых требований, суд первой инстанции, с которым согласилась судебная коллегия по административным делам Воронежского областного суда, исходил из того, что оспариваемый отказ соответствует нормам действующего законодательства, принят Управлением Росреестра по Воронежской области в пределах предоставленных полномочий.
С такими выводами судов следует согласиться.
Давая оценку действиям административного ответчика, суды нижестоящих инстанций, проанализировав указанные законоположения и приходя к выводу об отсутствии оснований для признания незаконным отказа Управления Росреестра по Воронежской области в проведении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на земельные участки, образованные в результате раздела земельного участка с кадастровым номером N указали, что вновь образуемые земельные участки в данном случае не будут соответствовать установленным требованиям к виду разрешенного использования.
Приходя к такому выводу суды со ссылкой на представленный межевой план от 20 июля 2022 года, согласно которому в результате раздела земельного участка с кадастровым номером N, образуются земельные участки с видом разрешенного использования "для личного подсобного хозяйства", однако в соответствии с Правилами землепользования и застройки городского округа город Воронеж, утвержденными решением Воронежской городской Думы от 20 апреля 2022 года N 466-V, образуемые земельные участки располагаются в зоне индивидуальной жилой застройки (индекс ЖИ).
При этом судами отмечено, что доказательств, подтверждающих факт обращения Кузовковой С.А, Саприна А.А. с заявлением об изменении вида разрешенного использования, материалы дела не содержат, административными истцами не представлено.
Оснований не согласиться с данными выводами судов, судебная коллегия не усматривает, поскольку они мотивированы, соответствуют содержанию исследованных судом доказательств и нормам материального права, подлежащим применению по настоящему делу, и не вызывают у судебной коллегии сомнений в их законности и обоснованности.
Вопреки доводам кассационной жалобы обжалуемые судебные решения являются законными и обоснованными; принятыми при правильном определении обстоятельств, имеющих значение для административного дела, и их доказанности совокупностью собранных по делу доказательств; выводы судов первой и апелляционной инстанций, изложенные в обжалуемых судебных актах, должным образом мотивированы, соответствуют обстоятельствам административного дела, основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих рассматриваемые правоотношения.
Поскольку нарушений норм материального и процессуального права, указанных в статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судами допущено не было, то оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Оснований для отмены или изменения судебных актов в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 и 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Железнодорожного районного суда города Воронежа от 31 марта 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Воронежского областного суда от 25 июля 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Кузовковой С.А, Саприна А.А. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который исчисляется со следующего дня после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 29 декабря 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.