Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Данилкина А.Л., рассмотрев жалобу действующего в интересах общества с ограниченной ответственностью "ЗапСибЛогистика" защитника Виноградовой Валентины Александровны на вступившие в законную силу постановление государственного инспектора ЦМУГАДН N N от 30 мая 2023 года, решение судьи Нижневартовского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 25 июля 2023 года, решение судьи суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 20 сентября 2023 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 6 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью "ЗапСибЛогистика",
УСТАНОВИЛ:
постановлением государственного инспектора ЦМУГАДН N N от 30 мая 2023 года, оставленным без изменения решениями судьи Нижневартовского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 25 июля 2023 года, судьи суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 20 сентября 2023 года, ООО "ЗапСибЛогистика" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 400 000 рублей.
В жалобе защитник ООО "ЗапСибЛогистика" выражает несогласие с указанными постановлением должностного лица, судебными актами, считая их необоснованными и незаконными, просит их отменить и прекратить производство по делу ввиду недоказанности обстоятельств, на основании которых оно было вынесено.
Дело об административном правонарушении, истребованное по вышеуказанной жалобе, поступило в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции 20 ноября 2023 года.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Согласно пункту 23.5 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090 (далее - ПДД РФ), движение тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства, а также транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных грузов, осуществляется с учетом требований Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 257-ФЗ).
В соответствии с частью 6 статьи 12.21.1 КоАП РФ движение тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства с превышением допустимых габаритов на величину более 50 сантиметров без специального разрешения, либо с превышением габаритов, указанных в специальном разрешении, на величину более 50 сантиметров, либо с превышением допустимой массы транспортного средства или допустимой нагрузки на ось транспортного средства на величину более 50 процентов без специального разрешения, либо с превышением массы транспортного средства или нагрузки на ось транспортного средства, указанных в специальном разрешении, на величину более 50 процентов, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Субъектами административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются водители транспортных средств, должностные лица, ответственные за перевозку, а также юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие перевозку грузов (перевозчики).
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 29 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 257-ФЗ) пользователям автомобильными дорогами запрещается осуществлять движение по автомобильным дорогам на тяжеловесных транспортных средствах, масса которых с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которых более чем на два процента превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, и (или) на крупногабаритных транспортных средствах и на транспортных средствах, осуществляющих перевозки опасных грузов без специальных разрешений, выдаваемых в порядке, установленном данным Законом.
Согласно части 2 статьи 31 названного Закона движение по автомобильным дорогам тяжеловесного транспортного средства, масса которого с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которого более чем на два процента превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, за исключением движения самоходных транспортных средств с вооружением, военной техники, транспортных средств Вооруженных Сил Российской Федерации, осуществляющих перевозки вооружения, военной техники и военного имущества, допускается при наличии специального разрешения, выдаваемого в соответствии с положениями данной статьи.
В силу пункта 6 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2020 года N 2200, "тяжеловесное транспортное средство" - транспортное средство, масса которого с грузом или без груза превышает допустимую массу транспортного средства и (или) нагрузка на ось которого превышает допустимую нагрузку на ось транспортного средства. При этом под допустимой массой транспортного средства или допустимой нагрузкой на ось транспортного средства соответственно понимаются масса транспортного средства согласно приложению N2 или нагрузка на ось транспортного средства согласно приложению N3 либо масса транспортного средства или нагрузка на ось транспортного средства, значения которых установлены в отношении отдельной автомобильной дороги (участка автомобильной дороги) владельцем этой автомобильной дороги при соблюдении необходимых условий.
В ходе рассмотрения дела установлено, что 24 мая 2023 года в 09:39:20 на 18 км 970 м автодороги г. Нижневартовск - г. Радужный Ханты-Мансийской Автономный Округ - Югра водитель транспортного средства Вольво FH Truck 6X2, государственный регистрационный номер "данные изъяты", в составе 6-осного автопоезда, собственником которого является ООО "ЗапСибЛогистика", в нарушение пункта 23.5 ПДД РФ, части 1 статьи 29 Закона Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Правил перевозок грузов автомобильным транспортом, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2020 года N 2200, осуществлял перевозку тяжеловесного груза без специального разрешения с превышением по осевой нагрузке автопоезда на 59, 25% (4, 740 т) на ось N2 (погрешность измерения 10%), двигаясь с нагрузкой 12, 740 т на ось N2 при допустимой нагрузке 8, 000 т на ось, на 3, 39% (0, 271 т) на ось N3 (погрешность измерения 10%), двигаясь с нагрузкой 8, 271 т на ось N3 при допустимой нагрузке 8, 000 т на ось.
Нарушение зафиксировано специальным техническим средством, работающим в автоматическом режиме, ИБС ВИМ, заводской номер ИБС.00059.01122021, свидетельство о поверке NС-ВЯ/03-09-2022/189380519 сроком действия до 02 сентября 2023 года.
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения ООО "ЗапСибЛогистика" к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 12.21.1 КоАП РФ.
Факт совершения указанного административного правонарушения подтверждается совокупностью собранных по делу об административном правонарушении доказательств, содержание которых приведено в постановлении должностного лица, судебных актах нижестоящих инстанций, которые, исследовав представленные доказательства в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ, обоснованно признав их относимыми, допустимыми и достоверными, пришли к выводу об установлении вины ООО "ЗапСибЛогистика" в совершении административного правонарушения.
Доводы жалобы относительно неправильности измерений, нарушении технологии взвешивания с учетом характера груза, несоблюдении взвешивания по осям, несостоятельны.
Согласно положениям ст. 26.2 КоАП РФ, являющиеся доказательствами по делу об административном правонарушении, фактические данные устанавливаются, в том числе, показаниями специальных технических средств.
Под специальными техническими средствами понимаются измерительные приборы, утвержденные в установленном порядке в качестве средств измерения, имеющие соответствующие сертификаты и прошедшие метрологическую поверку (ст. 26.8 КоАП РФ).
Из материалов дела видно, что взвешивание транспортного средства производилось на весах ИБС ВИМ, заводской номер ИБС.00059.01122021. Данные весы предназначены для измерения осевых нагрузок и поосного взвешивания автомобильных транспортных средств, в том числе перевозящих жидкости или другие материалы (вещества).
При этом, вопреки доводам жалобы, акт результатов измерений весовых и габаритных параметров транспортного средства N252104 от 24 мая 2023 года соответствует требованиям пункта 33 Порядка осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, утвержденного приказом Минтранса России от 31 августа 2020 года N 348. Приведенные в названном акте сведения о технических характеристиках транспортного средства, в том числе о типе осей, колес на них, об измеренной нагрузке на каждую ось и группы осей позволяли установить обстоятельства, имеющие значение для данного дела об административном правонарушении.
Каких-либо доказательств тому, что взвешивание было произведено с нарушением требований законодательства перевозимого ООО "ЗапСибЛогистика" жидкого груза, в жалобе не представлено.
В целом, изложенные в жалобе доводы направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, были предметом исследования судей при рассмотрении данного дела и получили надлежащую оценку.
Как правильно указали судьи, измерение массы транспортного средства было произведено в соответствии с Порядком осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, утвержденного приказом Минтранса России от 31 августа 2020 года N348.
Материалы дела содержат необходимые сведения о примененном измерительном приборе, его поверке, погрешности измерения, с учетом которых оснований сомневаться в достоверности показаний, полученных при весовом контроле, правильности квалификации предъявленного правонарушения, не имеется.
Доводы жалобы о том, что при движении тяжеловесных транспортных средств, перевозящих жидкие грузы, во время движения может смещаться центр тяжести, не опровергают обоснованность выводов о виновности общества в совершении вмененного ему правонарушения.
В соответствии с п. 77 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2020 года N 2200, размещение делимого груза на транспортном средстве осуществляется таким образом, чтобы общая масса транспортного средства с таким грузом не превышала допустимую массу транспортного средства, нагрузка на ось транспортного средства с таким грузом не превышала допустимую нагрузку на ось транспортного средства, а габариты транспортного средства с таким грузом не превышали допустимые габариты транспортного средства, либо масса транспортного средства и нагрузка на ось транспортного средства не превышали значений, установленных в отношении отдельной автомобильной дороги (участка автомобильной дороги) владельцем этой автомобильной дороги, при наличии соответствующих дорожных знаков и размещении соответствующей информации на официальном сайте владельца автомобильной дороги в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Приведенная норма, направлена на исключение случаев, когда при перевозке делимого груза вследствие его произвольного перемещения в кузове автомобиля возникало бы превышение допустимой нагрузки на ось транспортного средства, что влекло бы причинение ущерба дорожному полотну.
Также законодатель учел возможные отклонения при измерении весовых параметров транспортного средства, возникающие по различным причинам (особенности весового оборудования, природно-климатических условий, движения транспортного средства и пр.) в размере погрешности средства измерения, а также еще 2 процента, в рамках которых ответственность перевозчика не наступает (статья 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Таким образом, ответственное лицо обязано обеспечить соответствующий способ перевозки такого груза, при котором будет исключено, в том числе превышение допустимой осевой нагрузки транспортного средства.
Ссылка в жалобе на положения, предусмотренные Рекомендациями Международной организация законодательной метрологии, согласно которым весы для поосного или группового (группа осей) взвешивания в движении не могут использоваться для взвешивания жидких грузов, состоятельной признать нельзя, поскольку указанные рекомендации не являются нормативным правовым актом, регулирующим порядок весового и габаритного контроля транспортных средств.
Жалоба не содержит доводов, не проверенных при рассмотрении дела и ставящих под сомнение законность и обоснованность состоявшихся судебных актов. Несогласие автора жалобы с приведенными выводами и оценкой установленных обстоятельств основанием для отмены или изменения обжалуемых актов не является.
При указанных обстоятельствах действия ООО "ЗапСибЛогистика" правильно квалифицированы по части 6 статьи 12.21.1 КоАП РФ. Каких-либо неустранимых сомнений в его виновности, как и доказательств нарушений требований законности не имеется, положения статей 1.5 и 1.6 КоАП РФ не нарушены.
Нарушений процессуальных норм при рассмотрении дела об административном правонарушении не допущено.
Постановление должностного лица вынесено в соответствии с положениями части 3 статьи 28.6 КоАП РФ. Порядок и срок давности привлечения лица к административной ответственности соблюдены.
Наказание назначено в соответствии с санкцией части 6 статьи 12.21.1 КоАП РФ.
При рассмотрении жалобы ООО "ЗапСибЛогистика" на постановление должностного лица судьями районного, окружного судов дело проверено в соответствии с частью 3 статьи 30.6 КоАП РФ, исследованы все представленные в материалы дела доказательства.
В ходе рассмотрения дела право ООО "ЗапСибЛогистика" на судебную защиту не нарушено.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13-30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановил:
постановление государственного инспектора ЦМУГАДН N N от 30 мая 2023 года, решение судьи Нижневартовского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 25 июля 2023 года, решение судьи суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 20 сентября 2023 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 6 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью "ЗапСибЛогистика" оставить без изменения, жалобу защитника - без удовлетворения.
Судья Седьмого кассационного
суда общей юрисдикции А.Л. Данилкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.