Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Данилкина А.Л., рассмотрев жалобу защитника Салимова Акмалжона Камалдиновича - Тарасовой Ларисы Николаевны на вступившие в законную силу постановление судьи Добрянского районного суда Пермского края от 11 октября 2023 года, решение судьи Пермского краевого суда от 25 октября 2023 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Салимова Акмалжона Камалдиновича,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Добрянского районного суда Пермского края от 11 октября 2023 года, оставленным без изменения решением судьи Пермского краевого суда от 25 октября 2023 года, гражданин Республики "данные изъяты" Салимов А.К. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 2 000 рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда.
В жалобе защитник Салимова А.К. - Тарасова Л.Н. просит изменить принятые по делу судебные акты путем исключения дополнительного наказания в виде выдворения за пределы Российской Федерации.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В силу пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с настоящим Федеральным законом. При этом непрерывный срок временного пребывания в Российской Федерации указанного иностранного гражданина не может превышать девяносто суток.
Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных данным законом (пункт 2 статьи 5 вышеуказанного Федерального закона).
В соответствии со статьей 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" иностранный гражданин или лицо без гражданства, въехавшие на территорию Российской Федерации с нарушением установленных правил, либо не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, либо утратившие такие документы и не обратившиеся с соответствующим заявлением в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, либо уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, а равно нарушившие правила транзитного проезда через территорию Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в не подаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
При рассмотрении дела установлено, что 11 октября 2023 года в 10 час. 00 мин. по адресу: Пермский край, г. Добрянка, ул. Л.Чайкиной, д. 22, каб.114, был выявлен гражданин Республики "данные изъяты" Салимов А.К, который 09 июля 2023 года въехал на территорию Российской Федерации, патент не получал, с заявлением о получении разрешения на временное проживание, вида на жительство в РФ не обращался. 27 сентября 2023 года выехал за пределы Российской Федерации и 27 сентября 2023 года въехал вновь на территорию Российской Федерации. Законный рок пребывания в Российской Федерации до 07 октября 2023 года, с 07 октября 2023 года по настоящее время уклоняется от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания, чем нарушил ч.1 ст. 5 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения иностранного гражданина Салимова А.К. к административной ответственности по части 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ.
Факт совершения Салимовым А.К. административного правонарушения подтвержден собранными по делу доказательствами, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ, по существу им не оспаривается.
Протокол об административном правонарушении составлен в присутствии Салимова А.К, в соответствии с положениями статьи 28.2 КоАП РФ, в нем указаны все необходимые сведения. Права, предусмотренные статьей 25.1 КоАП РФ и статья 51 Конституции Российской Федерации, Салимову А.К. разъяснены; в протоколе последний указал на то, что в услугах переводчика не нуждается, с правонарушением согласен. Копия протокола вручена в установленном законом порядке. Существенных недостатков, влекущих его недопустимость, протокол не содержит.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении судьей районного суда требования статей 24.1, 26.1 КоАП РФ выполнены.
Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в статьях 1.5, 1.6 КоАП РФ, при рассмотрении дела не допущено.
Дело судьей районного суда рассмотрено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности и с соблюдением правил подсудности в соответствии с требованиями статьи 29.5 КоАП РФ.
В постановлении судьи районного суда по делу об административном правонарушении содержатся все сведения, предусмотренные частью 1 статьи 29.10 КоАП РФ.
Наказание Салимову А.К. в виде административного штрафа в размере 2 000 рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации назначено судьей в пределах санкции части 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ с учетом положений статей 3.1, 3.5, 3.10, 4.1 - 4.3 КоАП РФ, должным образом аргументировано.
Судья краевого суда, рассмотрев жалобу на постановление судьи, проверил дело в соответствии с требованиями статьи 30.6 КоАП РФ, вынес законное и обоснованное решение.
При назначении административного наказания иностранному гражданину учтены характер совершенного административного правонарушения, личность виновного, степень его лояльности правопорядку страны пребывания и другие имеющие значение обстоятельства дела.
Оснований для вывода о необоснованном вмешательстве государства в осуществление права Салимова А.К. на уважение его личной и семейной жизни не имеется, доводы жалобы в указанной части проверены судьей краевого суда и обоснованно опровергнуты.
Доводы жалобы о проживании на территории Российской Федерации Салимова А.К. совместно с женой и двумя детьми, которые являются гражданами Республики "данные изъяты", а также проживание не территории Российской Федерации несовершеннолетней дочери, являющейся гражданкой Российско Федерации, не свидетельствуют о наличии оснований для изменения постановления в части исключения наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации.
Защищаемое право на уважение личной и семейной жизни не является абсолютным, может быть в определенных ситуациях ограничено законом. Предоставленное иностранным гражданам право не препятствуют государству контролировать въезд иностранцев, а равно их пребывание на своей территории, в том числе при соблюдении ряда положений, касающихся того, что применяемые меры в сфере возможного ограничения права на уважение личной и семейной жизни, должны быть оправданы насущной социальной необходимостью и соответствовать правомерной цели. Правонарушения в области миграционного законодательства в силу закона и по законному решению суда могут быть квалифицированы именно как обстоятельства, вынуждающие к применению такого наказания, как административное выдворение, в силу насущной социальной необходимости. Необходимость назначения дополнительного административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации прямо предусмотрена санкцией части 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ.
Само по себе наличие у иностранного гражданина родственников, имеющих гражданство Российской Федерации и проживающих на ее территории, не освобождает иностранного гражданина от обязанности соблюдать миграционное законодательство страны пребывания и не является безусловным основанием невозможности применения к нему наказания в виде административного выдворения за ее пределы.
Попытки Салимова А.К. к легализации своего нахождения на территории Российской Федерации приняты во внимание не могут, поскольку в установленный законом срок пребывания Салимовым А.К. заявление на получение вида на жительство не подано. Доводы о болезни сотрудника, принимающего заявления на получение вида на жительство, а также об отказе в выдаче патента не свидетельствуют о проведении надлежащих действий Салимова А.К. по легализации в установленный законом срок.
Назначение Салимову А.К. административного наказания в виде административного выдворения основывается на фактических данных, установленных по делу, подтверждающих необходимость применения этой меры ответственности в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства, а также ее соразмерность целям административного наказания, связанным с предупреждением совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Представленные в дело справки из дошкольного образовательного учреждения и сертификат владения русским языком Салимова А.К. не подтверждают невозможность назначения иностранному гражданину наказания в виде выдворения за пределы Российской Федерации.
Оснований для переоценки выводов судей районного и краевого судов о выборе иностранному гражданину данного вида наказания и для вывода о необоснованном вмешательстве государства в осуществление его права на уважение личной и семейной жизни не имеется.
Право иностранного гражданина на судебную защиту в ходе производства по делу не нарушено.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 КоАП РФ, не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 - 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановил:
постановление судьи Добрянского районного суда Пермского края от 11 октября 2023 года, решение судьи Пермского краевого суда от 25 октября 2023 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Салимова Акмалжона Камалдиновича оставить без изменения, жалобу защитника - без удовлетворения.
Судья Седьмого кассационного
суда общей юрисдикции А.Л. Данилкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.