Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Феофилова Л.В., рассмотрев жалобу первого заместителя генерального директора ГУП СО "СООПА" Косолапова Сергея Юрьевича на вступившие в законную силу постановление главного государственного инспектора отдела надзора за обеспечением авиационной безопасности, поисковым, аварийно-спасательным и противопожарным обеспечением полетов МТУ Ространснадзора по УФО N 2-66-1828/2023 от 08 августа 2023 года, решение судьи Ленинского районного суда г. Екатеринбурга от 05 сентября 2023 года, решение судьи Свердловского областного суда от 19 октября 2023 года, вынесенные в отношении "данные изъяты" ГУП СО "СООПА" Косолапова Сергея Юрьевича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 11.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением главного государственного инспектора отдела надзора за обеспечением авиационной безопасности, поисковым, аварийно-спасательным и противопожарным обеспечением полетов МТУ Ространснадзора по УФО N 2-66-1828/2023 от 08 августа 2023 года "данные изъяты" ГУП СО "СООПА" Косолапов С.Ю. привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 11.15.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 30 000 рублей.
Решением судьи Ленинского районного суда г. Екатеринбурга от 05 сентября 2023 года, оставленным без изменения решением судьи Свердловского областного суда от 19 октября 2023 года указанное постановление изменено, размер наказания снижен до 20000 рублей.
В жалобе на постановление должностного лица и вступившие в законную силу судебные акты первый заместитель генерального директора ГУП СО "СООПА" Косолапов С.Ю. просит их отменить, считая необоснованными и незаконными, производство по делу прекратить.
Изучив доводы жалобы, проверив материалы дела об административном правонарушении в соответствии с положениями части 2 статьи 30.16 КоАП РФ в полном объеме, прихожу к следующим выводам.
Частью 1 статьи 11.15.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности либо неисполнение требований по соблюдению транспортной безопасности, совершенные по неосторожности, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния.
В силу ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 9 февраля 2007 года N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" требования по обеспечению транспортной безопасности по видам транспорта, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности, предусмотренные ст. 7 настоящего Федерального закона, для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры, для объектов транспортной инфраструктуры, не подлежащих категорированию, устанавливаются Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Указанные требования являются обязательными для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 октября 2020 года N 1642 утверждены Требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры автомобильного транспорта (далее - Требования по обеспечению транспортной безопасности), которые применяется в отношении автовокзалов и автостанций.
Согласно пп. 3 п. 7 Требований по обеспечению транспортной безопасности субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры обязаны образовать (сформировать) и (или) привлечь для защиты объекта транспортной инфраструктуры в соответствии с планом обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры (далее - план обеспечения безопасности объекта) подразделение (подразделения) транспортной безопасности, включающее в себя работников, оснащенных переносными средствами видеонаблюдения, ручными средствами досмотра (металлодетекторами, газоанализаторами паров взрывчатых веществ), специально оснащенные мобильные группы быстрого реагирования, круглосуточно выполняющие задачи по реагированию на подготовку совершения или совершение актов незаконного вмешательства в зоне транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, его наземной, подземной, воздушной, надводной частях, для которых в соответствии с настоящим документом устанавливается особый режим допуска физических лиц, транспортных средств и перемещения грузов, багажа, ручной клади, личных вещей, иных материальных объектов, а также животных (далее - зона транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры), и (или) на критических элементах объекта транспортной инфраструктуры, включающих строения, помещения, конструктивные, технологические и технические элементы объекта транспортной инфраструктуры, совершение акта незаконного вмешательства в отношении которых приведет к полному или частичному прекращению функционирования объекта транспортной инфраструктуры и (или) возникновению чрезвычайных ситуаций (далее - критические элементы объекта транспортной инфраструктуры), а также по реагированию на нарушения внутриобъектового и пропускного режимов.
В соответствии с пп. 1, 2, 4, 9 и 13 п. 11 Требований по обеспечению транспортной безопасности субъекты транспортной инфраструктуры в отношении объектов транспортной инфраструктуры (автовокзалов) IT категории дополнительно к требованиям, предусмотренным п. 7 настоящего документа, обязаны:
- оснащать объект транспортной инфраструктуры техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, обеспечивающими выявление нарушителя, оснащенного в том числе специальными техническими средствами, в режиме реального времени на всем периметре внешних границ перевозочного сектора объекта транспортной инфраструктуры и (или) критических элементов объекта транспортной инфраструктуры;
- принимать меры по недопущению проникновения в зону транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры или ее части и (или) на критические элементы объекта транспортной инфраструктуры нарушителя, пытающегося совершить акт незаконного вмешательства, в том числе нарушителя, использующего автотранспортные средства, самоходную технику и машины, путем осуществления контроля (наблюдения, мониторинга состояния) за границами зоны транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры или ее частей и (или) критических элементов объектов транспортной инфраструктуры, поддержания установленных пропускного и внутриобъектового режимов, досмотра, дополнительного досмотра и повторного досмотра, осуществления контроля за передвижением физических лиц, транспортных средств в зоне транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры или ее частях и (или) на критических элементах объектов транспортной инфраструктуры, использования технических средств обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, реагирования на попытки проникновения или проникновение в зону транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры или ее части и (или) на критические элементы объекта транспортной инфраструктуры, а также путем незамедлительного информирования уполномоченных подразделений органов Федеральной службы безопасности Российской Федерации и органов внутренних дел о выявленных нарушителях;
- обеспечивать проведение работниками подразделения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры на постах объекта транспортной инфраструктуры на границах зоны транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры досмотра всех объектов досмотра, перемещаемых в зону транспортной безопасности, сектор свободного доступа, перевозочный сектор объекта транспортной инфраструктуры и (или), технологический сектор объекта транспортной инфраструктуры и (или) на критические элементы объекта транспортной инфраструктуры;
- обеспечивать реагирование на совершение или подготовку к совершению актов незаконного вмешательства на объект транспортной инфраструктуры, в том числе силами группы быстрого реагирования;
- проводить сверку и (или) проверку документов, являющихся правовыми основаниями для перемещения объектов досмотра в перевозочный сектор объекта транспортной инфраструктуры и технологический сектор объекта транспортной инфраструктуры.
Как следует из материалов дела и установлено судами, на основании решения начальника Межрегионального территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Уральскому федеральному округу от 29 июня 2023 года N И/3.1/РП-85 в период с 3 июля 2023 года по 14 июля 2023 года в отношении деятельности субъекта транспортной инфраструктуры по обеспечению транспортной безопасности и объекта транспортной инфраструктуры - автовокзала "Южный" г. Екатеринбурга (реестровый N АТА 0000802, категория II), расположенного по адресу: Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта, стр. 145, принадлежащего (эксплуатируемого) ГУП СО "СООПА", проведена плановая выездная проверка, в ходе которой выявлены следующие нарушения:
1) в нарушение пп. 4 п. 11 Требований по обеспечению транспортной безопасности ГУП СО "СООПА" не выполняет обязанность проведения работниками подразделения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры на постах объекта транспортной инфраструктуры на границах зоны транспортной безопасности объекта досмотра всех объектов досмотра, перемещаемых в зону транспортной безопасности, сектор свободного доступа, перевозочный сектор объекта транспортной инфраструктуры и (или) технологический сектор объекта транспортной инфраструктуры и (или) на критические элементы объекта транспортной инфраструктуры. Так, 5 июля 2023 года в 10 часов 20 минут микроавтобус "Мерседес", государственный регистрационный знак N, маршрут N 999 "Курган - Екатеринбург", проследовал с 8 пассажирами через КПП-3 без досмотра в перевозочный сектор объекта транспортной инфраструктуры;
2) в нарушение пп. 9 п. 11 Требований по обеспечению транспортной безопасности ГУП СО "СООПА" не выполняет обязанность обеспечивать реагирование на совершение или подготовку к совершению актов незаконного вмешательства на объекте транспортной инфраструктуры, в том числе силами группы быстрого реагирования. Так, по договору о привлечении для защиты от актов незаконного вмешательства в группу быстрого реагирования входит 1 сотрудник предприятия транспортной безопасности ООО " "данные изъяты"", при этом не соблюдается состав группы;
3) в нарушение пп. 3 п. 7 Требований по обеспечению транспортной безопасности ГУП СО "СООПА" не выполняет обязанность по привлечению предприятия транспортной безопасности ООО " "данные изъяты"", работники которого должны быть оснащены переносными средствами видеонаблюдения (видеорегистраторами). В ходе осмотра объекта транспортной инфраструктуры установлено, что работники ООО " "данные изъяты"" не оснащены переносными средствами видеонаблюдения (видеорегистраторами);
4) в нарушение пп. 13 п. 11 Требований по обеспечению транспортной безопасности ГУП СО "СООПА" не выполняет обязанность проводить сверку и (иди) проверку документов, являющихся правовыми основаниями для перемещения объектов досмотра в перевозочный сектор и технологический сектор объекта транспортной инфраструктуры, а именно:
- в процессе проведения контрольного (надзорного) действия (эксперимент) и период с 13 часов 00 минут до 13 часов 10 минут 7 июля 2023 года условный нарушитель (тест-субъект) - государственный инспектор Межрегионального территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Уральскому федеральному округу ФИО2 С.В. беспрепятственно прошел через КПП-2 в перевозочный сектор объекта транспортной инфраструктуры, не имея на то законных оснований, сверка и (или) проверка документов, являющихся Правовыми основаниями для перемещения объектов досмотра в перевозочный сектор объекта транспортной инфраструктуры автовокзала "Южный" не проводилась;
- в процессе проведения эксперимента в период с 13 часов 50 минут до 14 часов 00 минут 13 июля 2023 года условный нарушитель (тест-субъект) - государственный инспектор Межрегионального территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Уральскому федеральному округу ФИО3 С.В. прошел через КПП-1 на территорию объекта транспортной инфраструктуры в сектор свободного доступа, затем проследовал через КПП-2 в перевозочный сектор объекта транспортной инфраструктуры без законных оснований (пропуска, билета на автобус). Оборудование на КПП-2, предназначенное для пропуска пассажиров перевозочный сектор объекта транспортной инфраструктуры, не функционировало, сверка и (или) проверка документов, являющихся основаниями для перемещения объектов досмотра в перевозочный сектор автовокзала, не проводилась;
5) в нарушение пп. 1 и 2 п. 11 Требований по обеспечению транспортной безопасности ГУП СО "СООПА" не принимает меры по недопущению проникновения в зону транспортной безопасности объекта транспортной, инфраструктуры или ее части и (или) на критические элементы объекта транспортной инфраструктуры нарушителя, пытающегося совершить акт незаконного вмешательства. Так, в 13 часов 11 минут 13 июля 2023 года сотрудник УФСБ России по Свердловской области (тест-субъект) с тест-предметом (макет самодельного взрывного устройства), размещенным в рюкзаке, осуществил его пронос через КПП-1 (досмотр осуществляли работники ООО " "данные изъяты"", тест-предмет не выявлен), далее через КПП-2 в перевозный сектор зоны транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, где он разместил тест-предмет возле ограждения сектора, рядом с киоском "Роспечать". В течение 10-15 минут тест-предмет находился в перевозочном секторе объекта транспортной инфраструктуры и не был обнаружен.
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения "данные изъяты" ГУП СО "СООПА" Косолапова С.Ю. к административной ответственности по части 1 статьи 11.15.1 КоАП РФ.
Факт совершения административного правонарушения подтверждается совокупностью собранных по делу об административном правонарушении доказательств, содержание которых приведено в постановлении должностного лица, судебных актах нижестоящих инстанций, которые, исследовав представленные доказательства в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ, обоснованно пришли к выводу об установлении вины "данные изъяты" ГУП СО "СООПА" Косолапова С.Ю. в совершении административного правонарушения.
Оснований для иной оценки имеющихся в материалах дела доказательств не имеется, они в своей совокупности достаточны для установления вины "данные изъяты" ГУП СО "СООПА" Косолапова С.Ю. в совершении административного правонарушения. Его действия правомерно квалифицированы по части 1 статьи 11.15.1 КоАП РФ.
Заявителем не представлено объективных данных, ставящих под сомнение установленные по делу обстоятельства, а также свидетельствующие о том, что со стороны "данные изъяты" ГУП СО "СООПА" Косолапова С.Ю. были предприняты достаточные меры, направленные на соблюдение требований по обеспечению транспортной безопасности.
Каких-либо неустранимых сомнений в его виновности, как и доказательств нарушений требований законности не имеется, положения статей 1.5 и 1.6 КоАП РФ не нарушены.
Доводы жалобы, поданной в кассационный суд, не находят своего подтверждения материалами дела, направлены на иную оценку исследованных доказательств, установленные обстоятельства и выводы о виновности названного лица в совершении указанного административного правонарушения не опровергают.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием должностным лицом и нижестоящими судебными инстанциями норм КоАП РФ не свидетельствует о том, что судами допущены нарушения норм материального и процессуального права, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
То обстоятельство, что ГУП СО "СООПА" заключило с ООО " "данные изъяты" "данные изъяты"" гражданско-правовой договор, не освобождало субъект транспортной инфраструктуры от исполнения обязанностей, установленных Законом о транспортной безопасности, включая надлежащий контроль за деятельностью исполнителя услуг по охране объекта, результативного пресечения допущенных с его стороны нарушений закона и условий договора, своевременного отстранения от выполнения задач работников ООО " "данные изъяты" "данные изъяты"" и осуществления защиты объектов в соответствии с Требованиями.
В жалобе кроме того "данные изъяты" ГУП СО "СООПА" Косолапов С.Ю. приводит доводы о том, что обеспечение транспортной безопасности, в полномочия первого заместителя генерального директора ГУП СО "СООПА" не входит, при этом нормативные правовые акты не регламентируют порядок проведения контроля, а также его формы.
Указанные заявителем доводы безосновательны и не могут повлечь отмены принятых по делу судебных актов.
Косолапов С.Ю, являясь "данные изъяты" ГУП СО "СООПА", ответственного с учетом должностной инструкции, имея возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, не принял все необходимые меры для обеспечения соблюдения предприятием установленных требований по обеспечению транспортной безопасности.
Доказательств наличия чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств, исключающих возможность обеспечить соблюдение ГУП СО "СООПА" соответствующих положений Требований по обеспечению транспортной безопасности субъекты транспортной инфраструктуры, а также свидетельствующих о том, что должностное лицо осуществило все зависящие от него меры по недопущению и своевременному устранению нарушений, в дело не представлено.
Административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 11.15.1 КоАП РФ, относится к административным правонарушениям на транспорте, что указывает на его высокую степень общественной опасности.
Невыполнение требований законодательства Российской Федерации в сфере обеспечения транспортной безопасности, направленного на устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защиту интересов личности, общества и государства в сфере транспорта от актов незаконного вмешательства, увеличивает угрозу совершения таких актов, тем самым ставит под угрозу жизнь и здоровье граждан, сохранность имущества. При этом правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 11.15.1 КоАП РФ, носит формальный характер и направлено на предотвращение таких последствий.
Постановление о назначении административного наказания вынесено уполномоченным должностным лицом, в нем содержатся все сведения, предусмотренные частью 1 статьи 29.10 КоАП РФ.
Нарушений процессуальных норм при рассмотрении дела об административном правонарушении и вынесении решения по делу об административном правонарушении не допущено.
Порядок и срок давности привлечения лица к административной ответственности соблюдены.
Судьи районного и областного судов, рассмотрев жалобу на постановление должностного лица, проверили дело в соответствии с требованиями статьи 30.6 КоАП РФ, вынесли законное и обоснованное решение.
Право "данные изъяты" ГУП СО "СООПА" Косолапова С.Ю. на судебную защиту не нарушено.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 КоАП РФ, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13-30.18 КоАП РФ, постановил:
постановление главного государственного инспектора отдела надзора за обеспечением авиационной безопасности, поисковым, аварийно-спасательным и противопожарным обеспечением полетов МТУ Ространснадзора по УФО N 2-66-1828/2023 от 08 августа 2023 года, решение судьи Ленинского районного суда г. Екатеринбурга от 05 сентября 2023 года, решение судьи Свердловского областного суда от 19 октября 2023 года, вынесенные в отношении "данные изъяты" ГУП СО "СООПА" Косолапова Сергея Юрьевича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 11.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, его жалобу - без удовлетворения.
Судья Л.В. Феофилова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.