Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Сапрыгиной Л.Ю, судей Данилкиной А.Л, Вдовиченко И.М, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Департамента по управлению муниципальным имуществом г. Екатеринбурга на решение Октябрьского районного суда г. Екатеринбурга Свердловской области от 02 мая 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Свердловского областного суда от 07 сентября 2023 года по административному делу N2-968/2023 по административному иску прокурора Октябрьского района города Екатеринбурга, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Муниципальному автономному дошкольному образовательному учреждению Детский сад N 17, Департаменту образования Администрации города Екатеринбурга, Департаменту по управлению муниципальным имуществом Администрации города Екатеринбурга о возложении обязанностей.
Заслушав доклад судьи Данилкиной А.Л. об обстоятельствах дела и доводах кассационной жалобы, прокурора Ботева В.Ю, возражавшего против доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
прокурор Октябрьского района г..Екатеринбурга, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском к Муниципальному автономному дошкольному образовательному учреждению Детский сад N 17, Департаменту образования Администрации города Екатеринбурга, Департаменту по управлению муниципальным имуществом Администрации города Екатеринбурга, и уточнив требования, просил возложить обязанности: на Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад N 17 (далее - детский сад N17), осуществляющее деятельность в зданиях по адресам: г..Екатеринбург, ул. Белоярская, д. 3А и ул.
Латвийская, д. 33, по оборудованию зданий учреждения охранной сигнализацией с выводом на пост охраны объекта, системой оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, помещениями на 1 этаже для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации) в течение трех месяцев с момента фактического предоставления денежных средств; на Департамент образования Администрации г..Екатеринбурга по выделению финансирования детскому саду в целях выполнения указанных мероприятий в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу; на Департамент по управлению муниципальным имуществом Администрации г..Екатеринбурга в соответствии с предусмотренными Положением "О Департаменте по управлению муниципальным имуществом", утвержденным решением Екатеринбургской городской Думы от 13 июня 2006 года N 51/26, полномочиями обеспечить выполнение мероприятий по оборудованию 1-х этажей зданий детского сада, осуществляющего деятельность в зданиях по адресам: г..Екатеринбург, ул. Белоярская, д. 3А и ул. Латвийская, д. 33, помещениями для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации), в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой района в рамках исполнения поручений заместителя прокурора Свердловской области об организации проверочных мероприятий в сфере безопасности образовательного процесса, готовности образовательных учреждений к новому 2022/2023 учебному году проведены проверочные мероприятия. По результатам проверки установлено, что МАДОУ Детский сад N 17 нарушаются положения действующего федерального законодательства об образовании, о противодействии терроризму в Российской Федерации. Детский сад осуществляет образовательную деятельность, занимая здания, расположенные по адресам: г. Екатеринбург, ул. Белоярская, д. 3А и г. Екатеринбург, ул. Латвийская, д. 33. Согласно акту категорирования, здания учреждения относятся к III категории опасности. В нарушение требований Закона здания учреждения не оснащены системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, охранной сигнализацией, стационарными или ручными металлоискателями. В зданиях учреждения при наличии физической охраны, осуществляющейся лицензированной частной охранной организацией, на 1 этаже отсутствуют помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации).
Прокурор считает, что невыполнение указанных требований законодательства способствует несанкционированному доступу в образовательное учреждение посторонних лиц, что отрицательно сказывается на комплексной безопасности, антитеррористический защищенности лиц, пребывающих в образовательном учреждении во время образовательного процесса.
Решением Октябрьского районного суда г. Екатеринбурга Свердловской области от 02 мая 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Свердловского областного суда от 07 сентября 2023 года, требования прокурора удовлетворены.
В кассационной жалобе, поданной 08 ноября 2023 года, представитель Департамента по управлению муниципальным имуществом г.Екатеринбурга, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права, просит судебные акты отменить, в удовлетворении требований прокурора отказать.
В возражениях на кассационную жалобу прокурор Свердловской области просит судебные акты оставить без изменения, жалобу департамента без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились. В соответствии с ч. 2 ст. 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.
В силу части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Обсудив доводы кассационной жалобы, письменные возражения на кассационную жалобу, проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы в соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Таких оснований для пересмотра судебных актов в кассационном порядке по доводам жалобы не установлено.
Судами установлено и следует из материалов дела, что здания МАДОУ Детский сад N 17 расположены по адресам: г. Екатеринбург, ул. Белоярская, д. 3 А и г. Екатеринбург, ул. Латвийская, д. 33.
МАДОУ Детский сад N 17 осуществляет образовательную деятельность на основании Устава, утвержденного распоряжением Департамента образования Администрации г. Екатеринбурга.
В соответствии с Уставом учредителем учреждения от имени муниципального образования "город Екатеринбург" выступает Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга (п. 1.6 Устава).
Согласно данным о категорировании образовательных учреждений Октябрьского района, здания МАДОУ Детский сад N 17, расположенные по указанным адресам, отнесены к III категории опасности.
Прокуратурой Октябрьского района г. Екатеринбурга в адрес Управления вневедомственной охраны по г. Екатеринбургу - филиала Федерального государственного казенного учреждения "Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Свердловской области" (далее - УВО по г. Екатеринбургу - филиал ФГКУ "УВО ВНГ России по Свердловской области") был направлен запрос о предоставлении информации по соблюдению дошкольными образовательными учреждениями Октябрьского района г. Екатеринбурга действующего законодательства в области обеспечения антитеррористической защищенности.
Из ответа УВО по г. Екатеринбургу - филиал ФГКУ "УВО ВНГ России по Свердловской области" от 27 июня 2022 года следует, что в ходе проверок сотрудниками УВО выявлено, что в зданиях, занимаемых МАДОУ Детский сад N 17 по адресам: г. Екатеринбург, ул. Белоярская, д.3А и г.Екатеринбург, ул. Латвийская, д. 33, не оборудована охранная сигнализация с выводом на пост охраны объекта; не оборудовано на первом этаже помещение для охраны с установкой в нем системы видеонаблюдения, охранной сигнализации и тревожной сигнализации; не оборудована система оповещения и управления эвакуацией либо автономные системы экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте, о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
В результате обследования объекты образования признаны не соответствующими требованиям к антитеррористической защищенности, поскольку выявлены указанные нарушения.
Разрешая заявленные требования и удовлетворяя их, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, здания детского сада не соответствует требованиям законодательства об антитеррористической защищенности объекта, относящегося к 3 категории опасности, что создает угрозу безопасности жизни и здоровья несовершеннолетних, а также работников учреждения, посетителей учреждения в период их нахождения в образовательной организации. Органами местного самоуправления не обеспечено надлежащее финансирование данных мероприятий.
При установленных по делу фактических обстоятельствах судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с приведенными выводами.
В силу п. 7 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 06 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер его предупреждения.
Согласно п. "д" ст. 11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05 октября 2009 года, одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест с массовым пребыванием людей.
В силу статьи 7 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" государство признает охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий физического и психического развития детей. Дети независимо от их семейного и социального благополучия подлежат особой охране, включая заботу об их здоровье и надлежащую правовую защиту в сфере охраны здоровья, и имеют приоритетные права при оказании медицинской помощи.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 24 июля 1998 года N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" целями государственной политики в интересах детей является защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.
Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" предусмотрено, что к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся (пункты 2, 15 части 3 статьи 28).
Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации (пункт 2 части 6 статьи 28).
Охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность (пункт 8 части 1 статьи 41).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 августа 2019 года N 1006 утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий) (далее - Требования).
Согласно подпунктам "а, в" пункта 17 Требований антитеррористическая защищенность объектов (территорий) обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории), на пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях).
В соответствии с подпунктом "г" пункта 18 Требований воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории) достигается посредством обеспечения охраны объектов (территорий) и оснащения объектов (территорий) инженерно-техническими средствами и системами охраны.
В силу подпунктов "в, д" пункта 20 Требований пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях) достигается посредством организации санкционированного допуска на объекты (территории) посетителей и автотранспортных средств, исключения фактов бесконтрольного пребывания на объектах (территориях) посторонних лиц и нахождения транспортных средств на объектах (территориях или в непосредственной близости от них.
Согласно подпунктам "в, г, д" пункта 24 Требований в целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий), отнесенных к четвертой категории опасности, осуществляются следующие мероприятия: обеспечение пропускного и внутриобъектового режимов и осуществление контроля за их функционированием; оснащение объектов (территорий) системами передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" и поддержание их в исправном состоянии; оборудование объектов (территорий) системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
Подпунктами "а, б, в, г" пункта 25 Требований предусмотрено, что в отношении объектов (территорий) третьей категории опасности дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктом 24 настоящих требований, осуществляются следующие мероприятия: оснащения объектов (территорий) системами видеонаблюдения, охранной сигнализации; обеспечение охраны объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны; оборудование на 1-м этаже помещения для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации); оборудование основных входов в здания, входящие в состав объектов (территорий), контрольно-пропускными пунктами (постами охраны).
Факт несоответствия зданий МАДОУ Детский сад N17 требованиям законодательства об антитеррористической защищенности объекта ответчиками не оспаривался.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что действия ответчиков в части организации охраны объекта, отрицательно сказываются на комплексной безопасности лиц, находящихся в указанном образовательном учреждении, поскольку не обеспечивается надлежащая антитеррористическая и противодиверсионная устойчивость объекта, что может способствовать совершению в нем противоправных действий.
Таким образом, с учетом приведенных выше положений и установленной категории опасности зданий МАДОУ Детский сад N17 суды правомерно возложили на данное учреждение обязанность провести указанные выше мероприятия, а на Департамент по управлению муниципальным имуществом в соответствии с осуществляемыми им функциями на основании Положения "О Департаменте по управлению муниципальным имуществом", утвержденного решением Екатеринбургской городской Думы от 13 июня 2006 года N 51/26, обязанность обеспечить выполнением мероприятий по оборудованию на 1-м этаже помещений для охраны.
Ссылки департамента в жалобе на то, что судами не приняты во внимание письма-заключения ООО "Уралстройсертификация", согласно которым размещение на 1-м этаже дополнительных помещений для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения и охранной сигнализации невозможно без нарушения санитарных и противопожарных норм и правил, а устройство дополнительного помещения - без проведения реконструкции здания, на невозможность применения положений СНиП 31-09-2009 СП 118.1330.2012 "Общественные здания и сооружения", а также не исследован вопрос о наличии технической возможности оборудования зданий дополнительным помещением для охраны, на правильность выводов судов не влияют и отмену судебных актов не влекут, поскольку необходимость проведения данного мероприятия прямо предусмотрена указанным выше нормативным правовым актом - Требованиями к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 02 августа 2019 года N 1006.
Кроме того, на Департамент по управлению муниципальным имуществом возложена обязанность только обеспечить выполнение мероприятий по оборудованию зданий детского образовательного учреждения необходимыми помещениями, непосредственно сама обязанность по оборудованию помещениями возложена на учреждение.
При этом резолютивная часть решения не содержит указания на то, что такое оборудование должно быть обязательно произведено именно путем реконструкции здания, в связи с чем нельзя признать обоснованной позицию заявителя о том, что он не является главным распорядителем денежных средств по реконструкции зданий и на него не может быть возложена данная обязанность.
Судебная коллегия не может согласиться с доводами заявителя в кассационной жалобе о неисполнимости судебного постановления, не содержащего указаний на конкретные действия, которые необходимо совершить, способ устранения нарушений, поскольку суд, не вмешиваясь в компетенцию Департамента предоставляет ему возможность с учетом своих полномочий самостоятельно определить необходимые действия для обеспечения выполнения Учреждением мероприятий по оборудованию первых этажей зданий детского сада помещениями для охраны, что не свидетельствует о неисполнимости судебного решения.
В случае неясности судебного акта сторона не лишена права обратиться за разъяснением решения в порядке статьи 185 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Доводы кассационной жалобы, сводящиеся к несогласию с установленными судами сроками исполнения решения суда, являлись предметом оценки судов обеих инстанций и мотивированно отклонены. Установленный решением суда срок для исполнения мероприятий признан отвечающим критериям разумности, достаточности, соответствующим положениям Требований N 1006. Кроме того, в силу объективных причин невозможности исполнения решения суда в установленный в нем срок, сторона не лишена возможности обратиться в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения судебного акта в соответствии с положениями статьи 185 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В целом, доводы жалобы направлены на переоценку установленных судом обстоятельств, не свидетельствуют о допущенных в ходе рассмотрения дела существенных нарушениях норм материального и процессуального права, о несоответствии выводов суда установленным обстоятельствам, которые привели к принятию неправильного судебного акта, оснований, предусмотренных статей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, для отмены в кассационном порядке судебных актов по доводам кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Октябрьского районного суда г. Екатеринбурга Свердловской области от 02 мая 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Свердловского областного суда от 07 сентября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента по управлению муниципальным имуществом г. Екатеринбурга - без удовлетворения.
Принятые по настоящему делу судебные акты могут быть обжалованы путем подачи кассационной жалобы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения (за вычетом срока рассмотрения кассационной жалобы Седьмым кассационным судом общей юрисдикции).
Мотивированное кассационное определение изготовлено 13 декабря 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.