Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Чирковой Т.Н, судей Данилкиной А.Л, Зариповой Ю.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Швецова Никиты Александровича на решение Чусовского городского суда Пермского края от 15 декабря 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пермского краевого суда от 05 апреля 2023 года по административному делу N2а-2355/2022 по административному иску Швецова Никиты Александровича о признании незаконным решения Военного комиссариата г. Чусовой, Горнозаводского и Чусовского районов Пермского края.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Данилкиной А.Л. по обстоятельствам дела и доводам кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Швецов Н.А. обратился в суд с административным исковым заявлением к Военному комиссариату г. Чусовой, Горнозаводского и Чусовского районов Пермского края о признании незаконным решения Военного комиссариата г. Чусовой, Горнозаводского и Чусовского районов Пермского края от 07 ноября 2022 года об отказе в предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; возложении обязанности на призывную комиссию предоставить отсрочку от призыва на военную службу на весь срок обучения в высшем учебном заведении до 30 июня 2026 года.
В обоснование требований указал, что 03 ноября 2022 года он обратился с заявлением о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу в связи с поступлением в высшее учебное заведение ФГАО ВО "УрФУ" имени первого Президента России Б.Н. Ельцина на очную форму обучения. 07 ноября 2022 года Военным комиссариатом г. Чусовой, Горнозаводского и Чусовского районов Пермского края ему был дан ответ за N1/4568 об отказе в предоставлении отсрочки от призыва в связи с тем, что ему была ранее предоставлена отсрочка от призыва на военную службу решением от 04 июня 2020 года. Считает отказ незаконным, противоречащим требованиям пункта "а" части 2 статьи 24 Федерального закона N53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", нарушающим его права и законные интересы, препятствующим реализации права на получение высшего образования. Указывает, что ранее предоставленная отсрочка является недействительной, поскольку на дату ее предоставления Швецов Н.А. еще не достиг призывного возраста.
Решением Чусовского городского суда Пермского края от 15 декабря 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Пермского краевого суда от 05 апреля 2023 года требования Швецова Н.А. оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе, поданной 10 ноября 2023 года, административным истцом ставится вопрос об отмене постановленных по административному делу судебных актов, как незаконных, вынесении нового решения об удовлетворении его требований.
Определением судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 06 декабря 2023 года Швецову Н.А. восстановлен срок на подачу кассационной жалобы.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились. На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Судебная коллегия считает, что судами такого рода нарушения не допущены.
Как установлено судами и следует из материалов дела, что Швецов Н.А, ДД.ММ.ГГГГ рождения, состоит на воинском учете в военном комиссариате г. Чусовой, Горнозаводского и Чусовского районов Пермского края с 20 февраля 2020 года, при первоначальной постановке на учет признан годным к военной службе с незначительными ограничениями.
Решением призывной комиссии Чусовского городского округа N10 от 04 июня 2020 года Швецову Н.А. предоставлена отсрочка от призыва на военную службу до 30 июня 2022 года на основании подпункта "а" пункта 2 статьи 24 Федерального закона N53-ФЗ от 28 марта 1998 года "О воинской обязанности и военной службе".
Указанное решение было принято в связи с предоставлением справки Пермского национального исследовательского политехнического университета от 18 февраля 2020 года N2 об обучении в Лысьвенском филиале указанного учебного заведения, имеющего свидетельство о государственной аккредитации N2748 от 24 января 2018 года, факультет профессионального образования очной формы обучения по направлению подготовки 13.02.07 "Электроснабжение по отраслям" со сроком окончания 30 июня 2022 года.
01 июля 2022 года Швецов Н.А. окончил указанное образовательное учреждение, получив среднее профессиональное образование, согласно диплому N N от 01 июля 2022 года, регистрационный номер N190.
Согласно справке N2649 от 07 сентября 2022 года ФГАОУ ВО "УРФУ им. первого президента России Б.Н. Ельцина" Швецов Н.А. с 01 сентября 2022 года является студентом учебного заведения очной формы обучения по основной программе бакалавриата института уральского энергетического первого курса, обучающимся за счет средств федерального бюджета. Приказ о зачислении N604/05 (УралЭНИН-04) от 09 августа 2022 года. Срок освоения образовательной программы 4 года. Предполагаемый срок окончания обучения 30 июня 2026 года.
Из справки N105 от 07 декабря 2022 года следует, что Швецов Н.А. продолжает обучаться в указанном учебном заведении.
03 ноября 2022 года Швецовым Н.А. было подано заявление в призывную комиссию Чусовского городского округа Пермского края, в котором он просил предоставить отсрочку от призыва на срочную службу по причине поступления в высшее учебное заведение, имеющее государственную аккредитацию, до окончания обучения, то есть до 31 августа 2026 года.
В ответ на обращение Швецова Н.А. 07 ноября 2022 года военным комиссаром г. Чусовой, Горнозаводского и Чусовского районов Пермского края разъяснено, что случаи предоставления повторной отсрочки от призыва на военную службу для получения в дальнейшем высшего образования после получения среднего профессионального образования, законодательством не предусмотрены.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что право административного истца на первую отсрочку от призыва на военную службу было реализовано для получения среднего профессионального образования. Основания для предоставления повторной отсрочки, предусмотренные подпунктом "а" пункта 2 статьи 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" у Военного комиссариата отсутствовали.
С данными выводами судебная коллегия соглашается, поскольку они мотивированы, соответствуют обстоятельствам дела и нормам материального права.
Правовое регулирование отношений в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества осуществляется Федеральным законом от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе").
Основной формой реализации указанной конституционной обязанности является прохождение военной службы по призыву, которому подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе (подпункт "а" пункта 1 статьи 22 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе"), за исключением граждан, освобожденных от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждан, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждан, не подлежащих призыву на военную службу (пункт 2 статьи 22, статьи 23 и 24 названного Федерального закона).
В соответствии подпунктом "а" пункта 2 статьи 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" право на отсрочку от призыва на военную службу имеют граждане, обучающиеся по очной форме обучения в:
образовательных организациях по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального образования, - в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше сроков получения среднего профессионального образования, установленных федеральными государственными образовательными стандартами (абзац третий);
образовательных организациях и научных организациях по имеющим государственную аккредитацию:
программам бакалавриата, если указанные обучающиеся не имеют диплома бакалавра, диплома специалиста или диплома магистра, - в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше установленных федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами сроков получения высшего образования по программам бакалавриата (абзац седьмой);
программам специалитета, если указанные обучающиеся не имеют диплома бакалавра, диплома специалиста или диплома магистра, - в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше установленных федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами сроков получения высшего образования по программам специалитета (абзац восьмой);
программам магистратуры, если указанные обучающиеся не имеют диплома специалиста или диплома магистра и поступили на обучение по программам магистратуры в год получения высшего образования по программам бакалавриата, - в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше установленных федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами сроков получения высшего образования по программам магистратуры (абзац девятый).
Предусмотренная настоящим подпунктом отсрочка от призыва на военную службу предоставляется гражданину только один раз, за исключением одного из случаев, если первая отсрочка от призыва на военную службу была предоставлена гражданину в соответствии с абзацем седьмым настоящего подпункта, гражданин повторно может воспользоваться правом на отсрочку от призыва на военную службу в соответствии с абзацем девятым настоящего подпункта.
Как было установлено при рассмотрении дела, Швецов Н.А. с 2018 года по 01 июля 2022 года обучался в ФГАОУВО "Пермский национального исследовательский политехнический университет" факультет профессионального образования очной формы обучения.
На период обучения в данном образовательном учреждении по программе среднего профессионального образования Швецову Н.А. была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу.
Суды, проанализировав положения статьи 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", где, в том числе, приведен исчерпывающий перечень оснований для предоставления повторной отсрочки, пришли к обоснованному выводу о том, что административному истцу уже предоставлялась отсрочка от призыва в соответствии с абзацем третьим подпункта "а" пункта 2 указанной статьи на период очного обучения в образовательной организации по имеющей государственную аккредитацию образовательной программе среднего профессионального образования; возможность предоставления повторной отсрочки в таком случае законом не предусмотрена.
Доводы, изложенные заявителем в рассматриваемой кассационной жалобе, по существу повторяют доводы, которыми были обоснованы заявленные требования, апелляционная жалоба и не могут служить основанием к отмене обжалуемых судебных актов, поскольку всем этим доводам уже дана надлежащая оценка судами при исследовании доказательств в ходе судебного разбирательства, ссылок на какие-либо новые факты, которые остались без внимания судов, в кассационной жалобе не содержится.
Доводы кассационной жалобы были предметом подробного изучения судов первой и апелляционной инстанций, направлены на оспаривание обоснованности их выводов, и не могут служить предусмотренными статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены состоявшихся по делу судебных постановлений.
Ссылок на нарушения норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов кассационная жалоба не содержит.
С учетом изложенного кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Чусовского городского суда Пермского края от 15 декабря 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пермского краевого суда от 05 апреля 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Швецова Никиты Александровича - без удовлетворения.
Принятые по настоящему делу судебные акты могут быть обжалованы путем подачи кассационной жалобы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения (за вычетом срока рассмотрения кассационной жалобы Седьмым кассационным судом общей юрисдикции).
Мотивированное кассационное определение изготовлено 24 января 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.