Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Степанова П.В, судей Феофиловой Л.В, Тетюева С.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации города Березники на решение Березниковского городского суда Пермского края от 30 мая 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пермского краевого суда от 5 сентября 2023 года по административному делу N2а-1781/2023 по административному иску Кадочниковой Надежды Вячеславовны к администрации города Березники о признании не действующим в части постановления Муниципального образования "город Березники" Пермского края N01-02-1956 от 08 ноября 2022 года "О внесении изменений в раздел II части III Правил землепользования и застройки муниципального образования "Город Березники Пермского края".
Заслушав доклад судьи Феофиловой Л.В, пояснения представителя администрации города Березники Ворошковой С.А, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Никитиной Н.В, доводы кассационной жалобы полагавшей необоснованными, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
постановлением администрации города Березники от 13 августа 2021 года N 01-02-1044 утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования "Город Березники" Пермского края (далее - Правила землепользования и застройки города Березники), частью III которых являются градостроительные регламенты.
Градостроительными регламентами для территориальной зоны "Зона ведения садоводства и огородничества" (СХ1) (статья 13 главы 4) установлены следующие основные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства: предоставление коммунальных услуг, земельные участки общего назначения, ведение огородничества, ведение садоводства.
05 июля 2022 года администрацией города Березники принято постановление N 01-02-1101 "О внесении изменений в часть III Правил землепользования и застройки города Березники", которым она изложена в новой редакции, статья 13 дополнена пунктами 1 - овощеводство, 2 - для индивидуального жилищного строительства (строка 2).
12 октября 2022 года Управлением архитектуры и градостроительства администрации города Березники в адрес начальника правового управления направлена служебная записка с указанием на выявление ошибки в градостроительных регламентах зоны ведения садоводства и огородничества, а именно в основных видах разрешенного использования земельного участка установлен вид "для индивидуального жилищного строительства", а также указано примечание, согласно которому при использовании земельного участка крестьянским (фермерским) хозяйством допускаются строительство, реконструкция и эксплуатация одного жилого дома, параметры которого определены пунктом 4 статьи 11 Федерального закона от 11 июня 2003 года N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве".
14 октября 2022 года проведено заседание комиссии по подготовке проекта Правил землепользования и застройки города Березники.
Постановлением администрации города Березники от 21 октября 2022 года N01-02-1861 постановлено подготовить проект внесения изменений в часть III Правил землепользования и застройки города Березники.
08 ноября 2022 года в соответствии частью 3.3. статьи 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации, приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 10 ноября 2020 года N П/0412 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков", в целях актуализации муниципального правового акта администрацией города Березники принято постановление N 01-02-1956 "О внесении изменений в раздел II части III Правил землепользования и застройки города Березники", в том числе пунктом 1.2.1.2. в статье 13 главы 4 строка 2 признана утратившей силу.
Кадочникова Н.В, с учетом уточнения административного иска, обратилась с административным исковым заявлением к администрации города Березники о признании не действующим подпункта 1.2.1.2 указанного постановления со дня вступления решения суда в законную силу, указав в обоснование заявленных требований, что ей на праве собственности принадлежат 43 земельных участка категории земель "земли населенных пунктов", с видом разрешенного использования "для сельскохозяйственных целей", расположенные по адресу: "данные изъяты". Согласно Правилам землепользования и застройки города Березники, земельные участки расположены в территориальной зоне СХ-1 "Зона для ведения садоводства и огородничества", относящейся к зонам сельскохозяйственного использования. Согласно новой редакции главы 4 части III, в территориальной зоне СХ-1 земельные участки, расположенные в границах указанной зоны, могут использоваться для индивидуального жилищного строительства, в связи с чем в Управление Росреестра по Пермскому краю ею поданы заявления о выборе вида разрешенного использования земельных участков "для индивидуального жилищного строительства". 16 ноября 2022 года получила уведомление, согласно которому выбранный вид разрешенного использования в перечне основных видов разрешенного использования отсутствует. Полагает, что оспариваемое постановление принято с нарушением процедуры, установленной нормативными правовыми актами, нарушает право собственности административного истца на свободное владение, пользование и распоряжение своим имуществом.
Решением Березниковского городского суда Пермского края от 30 мая 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Пермского краевого суда от 5 сентября 2023 года административное исковое заявление удовлетворено, признан не действующим подпункт 1.2.1.2 постановления администрации Муниципального образования "город Березники" Пермского края от 08 ноября 2022 года N01-02-1956 "О внесении изменений в раздел II части III Правил землепользования и застройки муниципального образования "город Березники" Пермского края, утвержденных постановлением администрации города Березники от 13 августа 2021 года N 01-02-1044.
В кассационной жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции 28 ноября 2023 года представителем администрации города Березники, поставлен вопрос об отмене судебных актов и принятии нового решения. Указывает, что вопреки выводам судов, изменения в виды разрешенного использования территориальной зоны СХ1 вносилось с соблюдением требований, установленных частью 3.3. статьи 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Права Кадочниковой Н.В. оспариваемыми изменениями не нарушены, так как она имеет право самостоятельно без дополнительных разрешений и согласований выбрать в качестве основного вида разрешенного использования вид "ведение садоводства", предусматривающий возможность размещения на земельном участке жилого дома. Принятием решения об удовлетворении заявленных требований суд самостоятельно установилосновной вид разрешенного использования земельных участков, расположенных в территориальной зоне "Зона ведения садоводства и огородничества" (СХ 1) "для индивидуального жилищного строительства", вмешавшись таким образом в полномочия органов местного самоуправления. Кроме того, указанное в резолютивной части наименование оспариваемого нормативного правового акта в систему муниципальных правовых актов не входит.
Административным истцом на кассационную жалобу поданы возражения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о рассмотрении кассационной жалобы извещены заблаговременно и надлежащим образом.
Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции на основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, заслушав пояснения представителя административного ответчика, заключение прокурора, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на кассационную жалобу, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебная коллегия считает, что судами такого рода нарушения допущены.
Из содержания судебных актов и материалов дела следует, что из материалов дела следует, что в состав муниципального образования "город Березники" Пермского края входит, в том числе с.Пыскор.
Административному истцу на праве собственности принадлежат 43 земельных участках, расположенные "адрес" с кадастровыми номерами: "данные изъяты".
В соответствии со сведениями публичной кадастровой карты, картой функциональных зон Генерального плана муниципального образования "город Березники" Пермского края, утвержденного решением Березниковской городской Думы от 28 июля 2021 года N 123, размещенного в установленном порядке в Федеральной государственной информационной системе территориального планирования, земельные участки административного истца (село Пыскор) расположены в функциональной зоне садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений граждан.
При проверке судом в соответствии с пунктом 2 части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации полномочий административного ответчика на принятие нормативного правового акта, его формы и процедуры принятия, соблюдения правил введения в действие, нарушений в указанной части не установлено.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу, с которым согласился суд апелляционной инстанции, о нарушении процедуры принятия нормативного акта, поскольку при его принятии не были соблюдены положения Градостроительного кодекса Российской Федерации, предусматривающие проведение в установленном порядке процедуры публичных слушаний.
Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции с указанными выводами не соглашается на основании следующего.
Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации в статье 3 определяет задачи административного судопроизводства, а в статье 6 - принципы, в том числе правильное рассмотрение административных дел, законность и справедливость при их разрешении. Данные положения корреспондируют части 1 статьи 176 вышеуказанного Кодекса, согласно которой решение суда должно быть законным и обоснованным.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пунктах 2 и 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении", судебный акт является законным в том случае, когда он принят при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, и обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, а также тогда, когда такой акт содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Указанным требованиям судебные акты не соответствуют.
Согласно статье 5.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства по проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки, проектам планировки территории, проектам межевания территории, проектам правил благоустройства территорий, проектам, предусматривающим внесение изменений в один из указанных утвержденных документов, в соответствии с уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования и с учетом положений названного Кодекса проводятся общественные обсуждения или публичные слушания, за исключением случаев, предусмотренных данным Кодексом и другими федеральными законами (часть 1).
В соответствии с частью 15 статьи 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации обязательными приложениями к проекту правил землепользования и застройки являются протокол общественных обсуждений или публичных слушаний и заключение о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний, за исключением случаев, если их проведение в соответствии с настоящим Кодексом не требуется.
Частью 1 статьи 33 настоящего Кодекса предусмотрено, что внесение изменений в правила землепользования и застройки осуществляется в порядке, предусмотренном его статьями 31 и 32.
Случаи, при которых внесение изменений в Правила землепользования и застройки не требует проведения общественных обсуждений или публичных слушаний, установлены частью 3.3 статьи 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Так, в соответствии с данной нормой в целях внесения изменений в правила землепользования и застройки в случае однократного изменения видов разрешенного использования, установленных градостроительным регламентом для конкретной территориальной зоны, без изменения ранее установленных предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства проведение общественных обсуждений или публичных слушаний, опубликование сообщения о принятии решения о подготовке проекта о внесении изменений в правила землепользования и застройки и подготовка предусмотренного частью 4 настоящей статьи заключения комиссии не требуются.
Делая вывод о несоблюдении процедуры принятия оспариваемого в части нормативного правового акта, суд апелляционной инстанции указал, что постановлением администрации города Березники от 05 июля 2022 года N 01-02-1101 в часть III Правил землепользования и застройки города Березники, в том числе в градостроительные регламенты для территориальной зоны СХ1 уже вносились изменения, при принятии оспариваемого постановления административным ответчиком допущено повторное изменение вида разрешенного использования, что требовало соблюдения общего порядка внесения изменений, в том числе проведения публичных слушаний.
Между тем данный вывод сделан без учета принятия постановления администрации города Березники от 05 июля 2022 года N 01-02-1101 в общем порядке, с проведением публичных слушаний, в связи с чем при принятии оспариваемого постановления административный ответчик мог воспользоваться предусмотренным частью 3.3 статьи 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации правом однократного изменения видов разрешенного использования, установленных градостроительным регламентом для конкретной территориальной зоны, без проведения публичных слушаний.
Кроме того, являясь собственником земельных участков, расположенных в функциональной зоне садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений граждан, территориальной зоне ведения садоводства и огородничества, административный истец не лишена права возведения на земельном участке жилого дома в соответствии с параметрами, установленными для индивидуального жилищного строительства, предусмотренными видом разрешенного использования "ведение садоводства".
С учетом изложенного, правовых оснований для признания постановления администрации города Березники от 08 ноября 2022 года N 01-02-1956 в указанной части у судов первой и апелляционной инстанций не имелось.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд кассационной инстанции, рассмотрев кассационную жалобу вправе отменить либо изменить судебный акт суда первой, апелляционной или кассационной инстанции и принять новый судебный акт, не передавая административное дело на новое рассмотрение, если допущена ошибка в применении и (или) толковании норм материального права.
Поскольку все имеющие значение для дела обстоятельства установлены, но судами допущено неправильное применение норм материального права, кассационный суд на основании пункта 5 части 1 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным, не передавая административное дело на новое рассмотрение, отменить обжалуемые решение суда первой инстанции и апелляционное определение суда апелляционной инстанции и принять новый судебных акт об отказе Кадочниковой Н.В. в удовлетворении административных исковых требований.
Руководствуясь статьями 328, 329 и 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Березниковского городского суда Пермского края от 30 мая 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пермского краевого суда от 5 сентября 2023 года отменить.
Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении административных исковых требований Кадочниковой Надежде Вячеславовне отказать.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения, за вычетом срока рассмотрения кассационной жалобы кассационным судом общей юрисдикции.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 31 января 2024 года
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.