Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Степанова П.В.
судей Трапезниковой И.И, Тиуновой Т.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Ереминой Людмилы Ильиничны на решение Березниковского городского суда Пермского края от 09 марта 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пермского краевого суда от 08 июня 2023 года по административному делу N2а-521/2023 по административному исковому заявлению Ереминой Людмилы Ильиничны к Управлению имущественных и земельных отношений администрации г. Березники о признании решения незаконным, заслушав доклад судьи Трапезниковой И.И, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Еремина Л.И. обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным решения Управления имущественных и земельных отношений администрации города Березники от 10 октября 2022 года N 18-01-09-2590 об отказе в предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка для ведения огородничества по адресу: Пермский край, г. Березники, "данные изъяты", площадью 244 кв.м.
В обоснование административных исковых требований указано, что 14 сентября 2022 года административным истцом в УИЗО администрации г. Березники было подано заявление о предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка для ведения огородничества по указанному адресу, однако 10 октября 2022 года получен отказ за N 18-01-09-2590, который административный истец считает незаконным и нарушающим права и законные интересы, в связи с несоответствием изложенных в отказе оснований фактическим обстоятельствам.
Решением Березниковского городского суда Пермского края от 09 марта 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Пермского краевого суда от 08 июня 2023 года, в удовлетворении административного иска отказано.
В кассационной жалобе, поданной через суд первой инстанции 08.12.2023 года, Еремина Л.И. просит отменить судебные акты и принять по делу новое решение.
В обоснование доводов жалобы указано на то, что судом неправильно применены нормы материального права, и что выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела; административный истец указывает на то, что в дело не представлено доказательств законности вынесенных решений, что наличие вклинивания, вкрапливания, чересполосицы, изломанности границ не было подтверждено, а конфигурация испрашиваемого участка обусловлена наличием площадки для разворота транспорта, обслуживающего мусорную площадку, при этом полагает, что земельный участок соответствует требованиям Правил землепользования и застройки г. Березники.
Лица, участвующие в деле лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебном заседании не участвовали, представителей не направили. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив в соответствии с требованиями части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации правильность применения и толкования судами норм материального права и норм процессуального права в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
По настоящему делу таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном порядке по доводам жалобы не имеется.
Согласно статье 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса.
В случае предоставления земельного участка в аренду земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании договора аренды (подпункт 3 пункта 1 статьи 39.1 Земельного кодекса.
Порядок и основания предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности определен Главой V.1 Земельного кодекса Российской Федерации.
На основании подп. 1 пункта 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, если схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации.
Так, основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка в соответствии с подпунктом 2 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации является полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек.
Также основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка в соответствии с подпунктом 3 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам.
Пунктом 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В соответствии с подп. 2 пункта 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган также принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подп. 1-13, 14.1 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении дела установлено, что 14.09.2022 года административным истцом в УИЗО администрации г. Березники было подано заявление о предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка для ведения огородничества по адресу: Пермский край, г. Березники, "данные изъяты" площадью 244 кв.м, предоставлена схема расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане территории.
Решением Управления имущественных и земельных отношений администрации города Березники, выраженном в письме от 10.10.2022 года N 18-01-09-2590, Ереминой Л.И. отказано в предварительном согласовании на основании пункта 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации, в связи с тем, что схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации: схема разработана с нарушением предусмотренных статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации требований к образуемым земельным участкам; а также в связи с тем, что земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1-13, 14.1-19, 22 и 23 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации: в отношении земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, принято решение о предварительном согласовании его предоставления, срок действия которого не истек, и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось иное не указанное в этом решении лицо.
При этом установлено, что в месте испрашиваемого Ереминой Л.И. земельного участка в районе жилого дома "данные изъяты" в г. Березники Пермского края ранее был расположен земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты", площадью 1350 кв.м, имел вид разрешенного использования - для эксплуатации объекта временного использования - автостоянки, и указанный земельный участок в период с 24.11.2003 года до 01.11.2007 года находился в аренде у ИП "данные изъяты" 06.09.2022 года указанный земельный участок снят с кадастрового учета в соответствии с частью 7 статьи 72 Федерального закона от 13.07.2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Приказом Управления имущественных и земельных отношений администрации города Березники от 07.10.2022 года N 18-01-05-2065пз утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по адресу: Пермский край, г. Березники, в примыкании к земельному участку с кадастровым номером "данные изъяты"; категория земель: земли населенных пунктов; площадь: 1527 кв.м.; территориальная зона: зона застройки индивидуальными жилыми домами (для территории города Березники) (Ж4); основной вид разрешенного использования земельного участка: земельные участки (территории) общего пользования (код 12.0). На месте земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" был сформирован и 20.10.2022 поставлен на государственный кадастровый учет земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты".
Кроме того установлено, что на момент обращения Ереминой Л.И. в УИЗО администрации г. Березники находилось на рассмотрении заявление "данные изъяты" поданное 29.08.2022 года, о выставлении на торги земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", площадью 1350 кв.м, для использования в целях строительства ИЖС, и решением Управления имущественных и земельных отношений администрации города Березники, выраженном в письме от 30.09.2022 года N 18-01-09-2395, "данные изъяты" отказано в выставлении на торги земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", площадью 1350 кв.м, для использования в целях строительства ИЖС.
Разрешая спор, суды исходили из тех обстоятельств, что испрашиваемый Ереминой Л.И земельный участок совпадает с местоположением земельного участка, схема которого утверждена приказом Управления имущественных и земельных отношений администрации города Березники от 07.10.2022 года N 18-01-05-2065пз, срок действия которого не истек, а также что образование земельного участка не соответствует принципу рационального использования земель, поскольку испрашиваемый земельный участок характеризуется вклиниванием и изломанностью границ, с учетом чего судами признано, что УИЗО по результатам рассмотрения заявления Ереминой Л.И. правомерно приняло решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка на основании подп. 1 пункта 8 статьи 39.15, пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации.
При этом суды признали необоснованным указание в оспариваемом решении на пункт 4 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации как основания к отказу, с учетом того, что на момент принятия о решения УИЗО уже было принято решение об отказе "данные изъяты" в предоставлении земельного участка, что, между тем, с учетом иных обстоятельств, не является основанием к признанию оспариваемого решения незаконным.
Сомнений в правильности выводов судов нижестоящих судебных инстанции у судебной коллегии кассационного суда не имеется.
При установленных по делу фактических обстоятельствах, с учетом вышеприведенного правового регулирования, Управление имущественных и земельных отношений администрации города Березники, которое наделено соответствующими полномочиями по распоряжению земельными участками, имело правовые основания для принятия оспариваемого решения, и оно не противоречит вышеприведенным положениям Земельного кодекса Российской Федерации.
Доводы кассационной жалобы, с учетом установленных по делу обстоятельств, не являются основанием к отмене судебных актов. Несогласие административного истца с выводами суда относительно вышеуказанных вопросов, а также с толкованием судом норм права, регулирующих правоотношения, являющиеся предметом рассмотрения, не является основанием для кассационного пересмотра оспариваемых судебных актов.
В рассматриваемом случае суды первой и апелляционной инстанций правильно применили правовые нормы, разрешая спор, и пришли к обоснованному и мотивированному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований административного истца.
Переоценка доказательств и установление новых обстоятельств по делу в полномочия суда кассационной инстанции не входит.
Доводы кассационной жалобы не подтверждают, что при рассмотрении данного дела были допущены нарушения норм права, которые могли бы служить основанием для отмены апелляционного определения.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Березниковского городского суда Пермского края от 09 марта 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пермского краевого суда от 08 июня 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Ереминой Людмилы Ильиничны - без удовлетворения.
Определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения, за вычетом срока рассмотрения кассационной жалобы кассационным судом общей юрисдикции.
Мотивированное определение изготовлено 07 февраля 2024 года.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.