Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Козиной Н.М, судей Карповой О.Н, Зеленовой Е.Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-370/2023 по иску Каримова Артёма Фригатовича, Каримова Вениамина Фригатовича к администрации Сосновского муниципального района Челябинской области о взыскании денежных средств, недоплаченных по государственному жилищному сертификату, по кассационной жалобе Каримова Артёма Фригатовича, Каримова Вениамина Фригатовича на решение Сосновского районного суда Челябинской области от 15 марта 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 10 августа 2023 г.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Карповой О.Н, объяснения представителя истцов Атяниной А.А, поддержавшей доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Каримов А.Ф, Каримов В.Ф. обратились в суд с иском к администрации Сосновского муниципального района Челябинской области, в котором, уточнив заявленные требования, просили взыскать солидарно с ответчика денежные средства в сумме 1 487 726 руб. 57 коп, недоплаченные по жилищному сертификату серии МЧ N 437927 от 17 марта 2022 (т. 1 л.д. 127).
В обоснование заявленных требований истцы ссылались на то, что в соответствии с государственной программой Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153, постановлением администрацией Саргазинского сельского поселения, их семья была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий. 17 марта 2022 г. они получили государственный жилищный сертификат на сумму 1 421 236 руб. Полагают, что им подлежала выдача сертификата на сумму 2 042 628 руб. Занижение суммы произошло в связи с тем, что ответчик при выдаче сертификата неправомерно учел площадь в сгоревшем в 2014 г. жилом доме, неправомерно вменив им ухудшение жилищных условий.
Определением Сосновского районного суда Челябинской области от 26 января 2023 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство общественной безопасности по Челябинской области.
Определением Сосновского районного суда Челябинской области от 15 марта 2023 г. изменено процессуальное положение Министерства общественной безопасности по Челябинской области с третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на соответчика.
Решением Сосновского районного суда Челябинской области от 15 марта 2023 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 10 августа 2023 г, в удовлетворении исковых требований Каримову А.Ф, Каримову В.Ф. отказано.
В кассационной жалобе истцы Каримов А.Ф, Каримов В.Ф. просят отменить судебные постановления, ссылаясь на их необоснованность и незаконность, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанции, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, выслушав объяснения относительно кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы.
Как установлено судами, "данные изъяты" имела право на компенсации и льготы, установленные Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействием радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". "данные изъяты" умерла 8 апреля 2018 г.
Согласно заключению Челябинского регионального межведомственного экспертного совета на заседании N 6 от 19 марта 2019 г. смерть "данные изъяты". наступила вследствие онкологического заболевания, связанного с радиационным воздействием во время проживания на территории, загрязненной радионуклидами (с. Муслюмово, 1959 г.) в результате радиационной аварии на ПО "Маяк".
Вступившим в законную силу решением Сосновского районного суда Челябинской области от 4 февраля 2015 г. Каримова О.С, Каримов А.Ф, Каримов В.Ф, Каримов Г.Ф, Каримова А.Ф, Каримов Т.Ф, Каримова С.Ф, Каримова В.Ф, Каримов Д.Ф, Каримов Д.Ф, признаны членами семьи "данные изъяты".
Вступившим в законную силу 28 мая 2019 г. решением Сосновского районного суда Челябинской области от 16 апреля 2019 г. установлен факт нахождения Каримова А.Ф. и Каримова В.Ф. на иждивении бабушки "данные изъяты", умершей 8 апреля 2018 г.
Каримов А.Ф. и Каримов В.Ф. с 10 июня 2009 г. по 21 декабря 2021 г. являлись собственниками по 1/5 доле каждый в праве общей собственности на жилой дом, общей площадью 53, 7 кв.м, расположенный по адресу: "данные изъяты", кадастровый номер "данные изъяты", право собственности на указанное недвижимое имущество прекращено на основании акта обследования в связи с тем, что 28 декабря 2014 г. дом был уничтожен огнем в результате пожара.
Заключением межведомственной комиссии N 6 от 6 июня 2017 г, назначенной постановлением главы Сосновского муниципального района Челябинской области N 1367 от 8 октября 2008 г, жилой дом по адресу: "данные изъяты", признан непригодным для проживания.
Постановлением администрации Саргазинского сельского поселения Сосновского муниципального района от 22 октября 2020 г. N 66/1 на основании решения жилищной комиссии от 22 октября 2020 г. N 4 Каримов А.Ф. и Каримов В.Ф. признаны нуждающимися в жилых помещениях для участия в программе "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", направленную на улучшение жилищных условий.
Распоряжением администрации Сосновского муниципального района Челябинской области от 5 июля 2021 г. Каримов А.Ф. и член его семьи Каримов В.Ф. (брат) включены в состав участников ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", категория "граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие аварии на ПО "Маяк".
24 февраля 2022 г. Каримов А.Ф. обратился в администрацию Сосновского муниципального района Челябинской области с заявлением о выдаче государственного жилищного сертификата в рамках указанной ведомственной целевой программы.
17 марта 2022 г. Правительством Челябинской области изготовлен государственный жилищный сертификат МЧ N 437927, согласно которому Каримов А.Ф. и Каримов В.Ф. имеют право на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты для приобретения жилого помещения в рамках реализации государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" в размере 1 421 236 руб. (норматив общей площади жилого помещения 20, 52 кв.м, норматив стоимости 1 кв.м жилой площади жилого помещения по Российской Федерации 69261 руб, повышающий коэффициент - 1) для приобретения жилого помещения на территории Челябинской области.
Срок действия сертификата - до 17 октября 2022 г.
В государственном жилищном сертификате отражено, что с показателями, исходя из которых осуществлен расчет размера социальной выплаты для приобретения жилого помещения, представитель Каримова А.Ф. по доверенности Атянина А.А. ознакомлена, достоверность сведений, содержащихся в сертификате проверила, сертификат получила 29 марта 2022 г.
При определении размера площади, принимаемого для расчета социальной выплаты 20, 52 кв. (42, 0 - 21, 48 = 20, 52 кв.м) Министерство общественной безопасности Челябинской области исходило из того, что Каримовым В.Ф. и Каримовым А.Ф. произведены действия гражданско-правового характера по отчуждению 21 декабря 2021 г. 2/5 долей в праве собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: "данные изъяты", общей площадью 53, 7 кв.м.
Указанный государственный жилищный сертификат истцами реализован 7 июля 2022 г. на приобретение жилья общей площадью 44, 7 кв.м.
В дальнейшем распоряжением администрации Сосоновского муниципального района Челябинской области N 915 от 12 сентября 2022 г. истцы исключены из состава участников ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" и на основании постановления администрации Саргазинского сельского поселения Сосновского района Челябинской области N 119 от 14 сентября 2022 г. сняты с учета нуждающихся в жилых помещениях.
Разрешая возникший спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации комплекса процессных мероприятий "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153 (далее - Правила), исходил из того, что истцы, получив государственный жилищный сертификат, размер социальной выплаты для приобретения жилого помещения на территории Челябинской области, а также расчет норматива общей площади жилого помещения, указанные в сертификате, не оспорили, до момента его реализации от получения сертификата не отказались, с заявлением о замене сертификата с указанием обстоятельств, влияющих на его замену, не обращались, реализовали государственный жилищный сертификат 7 июля 2022 г.
Проверяя законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции, дополнительно отметил, что применение Министерством общественной безопасности Челябинской области положений пункта 162 Правил является необоснованным, поскольку истцы каких-либо действий по отчуждению жилья в пятилетний период, предшествующей выдаче сертификата, не совершали, жилой дом по адресу: "данные изъяты", уничтожен огнем 28 декабря 2014 г, основанием прекращения права собственности истцов на доли в указанном доме являлся акт обследования, подтверждающий обстоятельство уничтожения имущества. Однако правовых оснований для удовлетворения иска не имеется в связи с тем, что истцы при получении государственного жилищного сертификата предоставленным правом на его замену не воспользовались, напротив, реализовали право на обеспечение жилым помещением с использованием средств социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом. В соответствии с пунктом 11 Правил право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, предоставляется только один раз, при этом в случае несогласия с размером выделенной субсидии гражданин должен либо отказаться от сертификата, либо обратиться в орган его выдавший с заявлением о его замене с указанием обстоятельств, влияющих на его замену, но до момента его реализации. Социальная выплата носит исключительно целевой характер и может быть направлена только на оплату договора купли-продажи жилого помещения в порядке, установленном Правилами. Приобретение истцами жилого помещения с использованием средств социальной выплаты, свидетельствует о том, что государственные обязательства по обеспечению истцов жильем выполнены, что исключает возможность удовлетворения заявленных требований. Механизм предоставления доплаты к ранее выданному и уже реализованному сертификату действующим законодательством не предусмотрен.
В силу пункта 48 Правил сертификат является именным свидетельством, удостоверяющим право гражданина на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты (жилищной субсидии, субсидии) для приобретения жилого помещения (далее - социальная выплата). Социальная выплата предоставляется владельцу сертификата в безналичной форме путем зачисления средств федерального бюджета на его банковский счет, открытый в банке.
Ни администрация Сосновского муниципального района Челябинской области, ни Министерство общественной безопасности по Челябинской области не являются распорядителем средств федерального бюджета в рамках программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы РФ "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" и, как следствие, не являются надлежащими ответчиками по требованиям о взыскании денежных средств в сумме 1 487726 руб. 57 коп, недоплаченных по жилищному сертификату МЧ N 437927 от 17 марта 2022 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов об отсутствии оснований для удовлетворения иска, поскольку они подробно мотивированы, основаны на совокупности исследованных в судебном заседании доказательств, которым суды дали надлежащую правовую оценку, при разрешении спора судами правильно истолкованы и применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечение жильем отдельных категорий граждан, установленных федеральным законодательством" утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации".
В соответствии с положениями Правил сертификат является именным свидетельством, удостоверяющим право гражданина на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты (жилищной субсидии, субсидии) для приобретения жилого помещения (далее - социальная выплата). Сертификат не является ценной бумагой. Предоставление социальной выплаты является финансовой поддержкой государства в целях приобретения жилого помещения. Участие граждан, указанных в пункте 5 настоящих Правил, в процессных мероприятиях добровольное (пункт 2 Правил).
Сертификаты выпускаются ответственным исполнителем государственной программы в соответствии с графиком выпуска и распределении сертификатов на соответствующий год, утверждаемый Правительством Российской Федерации, в пределах средств, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год. Форма сертификата и требования к его заполнению утверждаются ответственным исполнителем государственной программы (пункт 3 Правил).
Право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, предоставляется только 1 раз (пункт 11 Правил).
Норматив общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты установлен в следующем размере: 33 м2 - для одиноко проживающего гражданина; 42 м2 - на семью из 2 человек; по 18 м2 на каждого члена семьи при численности семьи 3 человека и более (пункт 16 Правил).
В случае совершения действий и гражданско-правовых сделок с жилыми помещениями, которые привели к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению, норматив общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты определяется как разница между размером общей площади жилого помещения, установленным по нормативам, общей площади занимаемого указанными гражданами жилого помещения (размером отчужденной общей площадью жилого помещения). Указанные действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями учитываются за период, предшествующий выдаче ему сертификата, установленный законом субъекта Российской Федерации в целях учета действий и гражданско-правовых сделок с жилыми помещениями, совершение которых привело к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению, при предоставлении гражданину жилого помещения по договору социального найма, но не менее чем за 5 лет (пункт 162 Правил).
В случае выявления недостоверности сведений, содержащихся в заявлении, сертификат гражданину - участнику основного мероприятия не вручается (пункт 441 Правил).
При наличии у владельца сертификата обстоятельств, потребовавших замены выданного сертификата, он представляет в орган исполнительной власти, выдавший сертификат, заявление о замене сертификата с указанием обстоятельств, потребовавших его замены, и приложением документов, подтверждающих эти обстоятельства, а также сертификата или справки о расторжении договора банковского счета без перечисления средств социальной выплаты.
Решение о замене сертификата либо об отказе в замене сертификата принимается органом исполнительной власти, выдавшим сертификат, в течение 30 дней с даты получения заявления. Оформление и выдача нового сертификата органом исполнительной власти осуществляется в порядке и сроки, установленные пунктом 36 настоящих Правил.
Расчет размера социальной выплаты при выдаче нового сертификата производится исходя из норматива стоимости 1 кв. м общей площади жилого помещения по Российской Федерации, действовавшего на дату выдачи сертификата, подлежащего замене, за исключением случаев замены сертификата в связи со смертью владельца сертификата (члена его семьи) (пункт 46 Правил).
Проверка материалов дела показывает, что приведенные нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, судами применены правильно.
Подписывая заявление об участии в процессуальных мероприятиях для получения социальной выплаты представитель истцов Атянина А.А, имеющая высшее юридическое образование, действующая на основании доверенности, подтвердила, что проинформирована о порядке и условиях получения социальной выплаты для приобретения жилого помещения, удостоверяемой государственным жилищным сертификатом, между тем предоставленным правом на замену выданного сертификата не воспользовалась, при этом реализовала право истцов на обеспечение жилым помещением с использованием средств социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом.
Как обоснованно указали суды, в соответствии с пунктом 11 Правил право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, предоставляется только один раз, при этом в случае несогласия с размером выделенной субсидии гражданин должен либо отказаться от сертификата, либо обратиться в орган его выдавший с заявлением о его замене с указанием обстоятельств, влияющих на его замену, но до момента его реализации. Социальная выплата носит исключительно целевой характер и может быть направлена только на оплату договора купли-продажи жилого помещения в порядке, установленном Правилами. Механизм предоставления доплаты к ранее выданному и уже реализованному сертификату действующим законодательством не предусмотрен. Приобретение истцами жилого помещения с использованием средств социальной выплаты, свидетельствует о том, что государственные обязательства по обеспечению истцов жильем выполнены, что исключает возможность удовлетворения заявленных требований.
Доводы, изложенные заявителями в кассационной жалобе, о наличии оснований для удовлетворения иска повторяют правовую позицию истцов в судах первой и апелляционной инстанций, исследованную судами и нашедшую верное отражение и правильную оценку в судебных постановлениях, и не могут служить основанием к отмене обжалуемых судебных актов в кассационном порядке, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами норм материального и процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов, основаны на ошибочном толковании истцами норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Мотивы, по которым суды признали заявленные истцами требования необоснованными и отклонили доводы их апелляционной жалобы, подробно приведены судами в обжалуемых судебных постановлениях, суд кассационной инстанции с этими выводами соглашается.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дела не установлено.
С учетом изложенного суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов по доводам кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 379.5, 379.6, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Сосновского районного суда Челябинской области от 15 марта 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 10 августа 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Каримова Артёма Фригатовича, Каримова Вениамина Фригатовича - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.