Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Давыдовой Т.И, судей Ложкарёвой О.А, Жуковой Н.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-1552/2023 по иску Пьянковой Галины Владимировны к Отделению Фонда Пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Челябинской области о перерасчете пенсии, по кассационной жалобе Отделения Фонда Пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Челябинской области на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 02 ноября 2023 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Давыдовой Т.И. об обстоятельствах дела, принятых судебных актах, доводах кассационной жалобы, выслушав представителя Отделения Фонда Пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Челябинской области Сенину Т.В, настаивавшую на доводах кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Пьянкова Г.В. обратилась с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Челябинской области (далее по тексту - ОСФР по Челябинской области) о перерасчете размера страховой части пенсии из среднемесячного заработка за период с 2000 года по 2001 года в размере 1 468, 40 руб. с 10 февраля 2022 года.
В обоснование заявленных требований Пьянкова Г.В. сослалась на то, что с 08 декабря 2018 года является получателем страховой пенсии по старости на основании статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". Согласно сведениям индивидуального лицевого счета ее среднемесячный заработок определен за 60 месяцев за период с 01 ноября 1996 года по 31 декабря 2001 года за исключением неполных месяцев работы - ноябрь и декабрь 2000 года, коэффициент отношения заработной платы составил 0, 949. Такой расчет противоречит действующему пенсионному законодательству и нарушает ее права, поскольку среднемесячный заработок за 22 месяца за период с 2000 года по 2001 года (за исключением неполных месяцев работы - ноябрь и декабрь 2000 года) составит 1 468, 40 руб, среднемесячная заработная плата по стране за этот же период составляет 1 492, 14 руб, следовательно, отношение ее среднемесячного заработка к среднемесячной заработной плате по стране составит 0, 984, что является наиболее выгодным для расчета размера пенсии.
Представитель ответчика ОСФР по Челябинской области участие в судебном заседании суда первой инстанции не принимал, в письменных возражениях на исковое заявление указал на то, что правовых оснований для расчета среднемесячного заработка указанным истцом способом не имеется.
Решением Озерского городского суда Челябинской области от 27 июля 2023 года Пьянковой Г.В. в удовлетворении исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 02 ноября 2023 года решение Озерского городского суда Челябинской области от 27 июля 2023 года отменено, по делу принято новое решение, которым на ОСФР по Челябинской области возложена обязанность произвести перерасчет страховой пенсии по старости Пьянковой Г.В. с 01 марта 2022 года, приняв для расчета пенсии среднемесячный заработок за 2000-2001 годы в размере 1 468, 39 руб, среднемесячный заработок по стране за 2000-2001 годы в размере 1 492, 13 руб.
В кассационной жалобе ОСФР по Челябинской области ставит вопрос об отмене апелляционного определения, как незаконного, вынесенного с нарушением норм материального права.
В письменных возражениях на кассационную жалобу Пьянкова Г.В. просит апелляционное определение оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Истец Пьянкова Г.В. в судебное заседание суда кассационной инстанции не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом. Информация о времени и месте судебного разбирательства по настоящему делу заблаговременно была размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции. В соответствии со статьями 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия нашла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося истца.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанции, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия считает, что такого рода оснований для отмены апелляционного определения не имеется.
Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что Пьянкова Г.В. с 08 декабря 2018 года является получателем страховой пенсии по старости на основании статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
10 февраля 2022 года Пьянкова Г.В. обратилась в пенсионный орган с заявлением о перерасчете размера пенсии и увеличении индивидуального пенсионного коэффициента за период до 01 января 2015 года.
Решением от 22 марта 2022 года N 93601/22 Пьянковой Г.В. в перерасчете пенсии отказано.
Из содержания данного решения, с учетом ответа от 01 марта 2022 года, следует, что при выборе наиболее выгодного варианта оценки пенсионных прав с учетом представленных Пьянковой Г.В. документов была назначена страховая пенсия по старости исходя из заработной платы за 60 месяцев за период с 01 ноября 1996 года по 31 декабря 2001 года, за исключением неполных месяцев работы - ноябрь и декабрь 2000 года, коэффициент отношения заработной платы составил 0, 949, в связи с чем, оснований для перерасчета пенсии не имеется.
Разрешая возникший спор, суд первой инстанции, исходил из того, что размер страховой пенсии истца определен исходя из соотношения заработка за 60 месяцев за период с 01 ноября 1996 года по 31 декабря 2001 года, что составляет 0, 949, соотношение заработка истца за 2000-2001 годы путем деления на 24 месяца составляет 0, 901, что менее выгодно для истца; расчет пенсии истца произведен пенсионным органом верно, проверен судом, соответствует нормам пенсионного законодательства, в связи с чем пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для перерасчета размера пенсии.
Суд апелляционной инстанции с указанными выводами не согласился. Отменяя решение и удовлетворяя исковые требования, суд апелляционной инстанции указал, что ответчик при определении размера пенсии из заработка пенсионера за период 2000 - 2001 годы путем деления общей суммы заработка на 24 месяца, а среднемесячную заработную плата в Российской Федерации за тот же период исчисляет путем деления общей суммы среднемесячной заработной платы по стране на количество фактически отработанных истцом месяцев - 22 месяца (за исключением ноября и декабря 2000 года), в то время как, такое определение соотношения заработков не соответствует буквальному толкованию содержащейся в статье 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях" формуле, то есть пенсионным органом необоснованно при определении размера пенсии истца расчет отношения ее среднемесячного заработка и среднемесячной заработной плате по стране за период 2000 - 2001 годы производился путем деления заработной платы по стране на 22 месяцев, а заработка истца на 24 месяца.
Суд апелляционной инстанции, приняв во внимание фактически отработанные истцом в 2000-2001 годы 22 месяца (при исключении неполных месяцев ноябрь и декабрь 2000 года, среднюю заработную плату в Российской Федерации за 22 месяца 2000-2001 годов, пришел к выводу, что среднемесячный заработок истца за указанный период составляет 1 468, 39 руб.; среднемесячный заработок в Российской Федерации за этот же период - 1 492, 13 руб.; соотношение заработков - 0, 984 (1 468, 39 руб.: 1 492, 13 руб.); расчет размера пенсии истца при применении данного отношения заработков является для нее наиболее выгодным, поскольку ведет к увеличению пенсии.
Судебная коллегия не находит оснований для отмены апелляционного определения.
В кассационной жалобе представитель ОСФР по Челябинской области указывает, что при исчислении среднемесячного заработка применяются нормы Закона от 20 ноября 1990 года N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" (действовавшие до 2002 года), согласно которым среднемесячный заработок застрахованного лица определяется при назначении пенсии (по желанию обратившегося за пенсией): за 24 последних месяца работы перед обращением за пенсией либо за любые 60 месяцев работы подряд в течение всей трудовой деятельности перед обращением за пенсией; среднемесячный заработок за периоды, указанные в статье 102 Закона от 20 ноября 1990 года N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", подсчитывался путем деления общей суммы заработка за 24 месяца работы и 60 месяцев работы соответственно на 24 и 60, при этом предусматривается, что если работа продолжалась менее 24 месяцев, среднемесячный заработок подсчитывается путем деления общей суммы заработка за фактически проработанные месяцы на число этих месяцев, то есть при оценке пенсионных прав застрахованных лиц исчисление среднемесячного заработка за 24 месяца возможно только за определенный период времени, а именно за 2000-2001 года; трудовой стаж Пьянковой Г.В. по состоянию на 01 января 2022 года составляет более 24 месяцев, соответственно определять заработок за период 2000-2001 путем деления на фактически отработанные месяцы за данный период - 22 месяца невозможно; расчетный размер страховой пенсии Пьянковой Г.В. определен из соотношения заработка из расчета 60 месяцев за период с 01 ноября 1996 года по 31 декабря 2001 года, за исключением неполных месяцев работы - ноябрь, декабрь 2000, и составляет 0, 949, соотношение заработка за 2000-2001 путем деления на 24 месяца составляет 0, 901, что является не выгодным для размера пенсии.
Данные доводы не могут быть приняты во внимание, поскольку основаны на неверном толковании норм материального права.
В соответствии с частью 3 статьи 36 Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" со дня вступления его в силу Федеральный закон от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в части ему не противоречащей.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в связи с введением в действие настоящего Федерального закона при установлении трудовой пенсии осуществляется оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 01 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал по формуле: ПК=(РП - 450 рублей) х Т, где ПК - величина расчетного пенсионного капитала застрахованного лица; РП - расчетный размер трудовой пенсии, определяемый для застрахованных лиц в соответствии с настоящей статьей; 450 рублей - размер базовой части трудовой пенсии по старости, который устанавливался законодательством Российской Федерации на 01 января 2002 г.; Т - ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости, равный аналогичному периоду, подлежащему применению при установлении трудовой пенсии в соответствии с настоящим Федеральным законом (пункт 1 статьи 14 и пункт 1 статьи 32 настоящего Федерального закона). Расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 6 настоящей статьи.
В соответствии с пунктом 3 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" расчетный размер трудовой пенсии определяется (в случае выбора застрахованного лица) по следующей формуле: РП=СК х ЗР/ЗП х СЗП, где РП - расчетный размер трудовой пенсии; СК - стажевый коэффициент, который для застрахованных лиц: из числа мужчин, имеющих общий трудовой стаж не менее 25 лет, и из числа женщин, имеющих общий трудовой стаж не менее 20 лет, составляет 0, 55 и повышается на 0, 01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх указанной продолжительности, но не более чем на 0, 20; из числа лиц, имеющих страховой стаж и (или) стаж на соответствующих видах работ, которые требуются для досрочного назначения трудовой пенсии по старости (статьи 27 - 28 настоящего Федерального закона), составляет 0, 55 при продолжительности общего трудового стажа, равного продолжительности страхового стажа, указанной в статьях 27 - 28 настоящего Федерального закона, требуемого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, и повышается на 0, 01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх продолжительности такого стажа, но не более чем на 0, 20; ЗР - среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами. Свидетельскими показаниями среднемесячный заработок не подтверждается; ЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за тот же период; СЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за период с 01 июля по 30 сентября 2001 года для исчисления и увеличения размеров государственных пенсий, утвержденная Правительством Российской Федерации (1 671 рубль 00 копеек).
Отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) учитывается в размере не свыше 1, 2.
В соответствии с пунктом 12 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" при оценке пенсионных прав застрахованных лиц применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ (а в необходимых случаях - заработка застрахованного лица), который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу данного Федерального закона.
Согласно статье102 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" среднемесячный заработок при назначении пенсии определяется (по желанию обратившегося за пенсией): за 24 последних месяца работы (службы, кроме срочной военной службы) перед обращением за пенсией либо за любые 60 месяцев работы (службы) подряд в течение всей трудовой деятельности перед обращением за пенсией. Из числа месяцев, за которые подсчитывается среднемесячный заработок, исключаются (по желанию обратившегося за пенсией) неполные месяцы работы в связи с ее началом или прекращением не с первого числа месяца и месяцы (в том числе неполные) отпуска, предоставляемого в связи с уходом за ребенком в возрасте до трех лет, а также время работы, в течение которого гражданин являлся инвалидом или получал возмещение ущерба, причиненного увечьем либо иным повреждением здоровья, осуществлял уход за инвалидом I группы, ребенком - инвалидом или престарелым, нуждающимся в постороннем уходе по заключению лечебного учреждения. При этом исключенные месяцы заменяются другими, непосредственно предшествующими избранному периоду или непосредственно следующими за ним. Среднемесячный заработок, определенный частями первой и второй настоящей статьи, за периоды до регистрации в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования" устанавливается на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими государственными и муниципальными органами, организациями. Среднемесячный заработок за периоды после регистрации в качестве застрахованного лица устанавливается на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
В соответствии со статьей 103 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" среднемесячный заработок за периоды, указанные в статье 102 Закона, подсчитывается путем деления общей суммы заработка за 24 месяца работы (службы) и 60 месяцев работы (службы) соответственно на 24 и 60. Если работа продолжалась менее 24 месяцев, среднемесячный заработок подсчитывается путем деления общей суммы заработка за фактически проработанные месяцы на число этих месяцев. В тех случаях, когда период работы составил менее одного полного календарного месяца, пенсия исчисляется исходя из условного месячного заработка. Он определяется следующим образом: заработок за все проработанное время делится на число проработанных дней и полученная сумма умножается на число рабочих дней в месяце, исчисленное в среднем за год (21, 2 - при пятидневной рабочей неделе; 25, 4 - при шестидневной рабочей неделе). В этом случае заработок, из которого исчисляется пенсия, не может превышать сумму двух тарифных ставок (окладов) данного работника.
При введении в пенсионное законодательство понятия индивидуального пенсионного коэффициента статьей 1 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 113-ФЗ "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий" установлено, что индивидуальный коэффициент пенсионера определяется путем умножения размера пенсии в процентах, полагающегося в зависимости от продолжительности трудового стажа, на отношение среднемесячного заработка за установленный период, из которого исчисляется пенсия, к среднемесячной заработной плате в стране за тот же период.
Таким образом, ранее действовавшими и действующими нормами пенсионного законодательства предусмотрен единый подход к определению средней заработной платы пенсионера и средней заработной платы в Российской Федерации. Использованный ответчиком порядок расчета, когда средняя заработная плата рассчитывается независимо от отработанных в 2000-2001 годах месяцев путем деления общего заработка истца за этот период на 24 месяца, а средняя заработная плата в Российской Федерации за фактически отработанные месяцы (в данном случае 22 месяца) не соответствует нормам пенсионного законодательства.
Вопреки доводам кассационной жалобы выводы суда апелляционной инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на правильном применении норм материального права, подтверждаются представленными в материалы дела доказательствами, которые получили надлежащую правовую оценку в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В связи с окончанием кассационного производства в силу части 3 статьи 379.3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации приостановление исполнения обжалуемого в кассационном порядке судебного акта, примененное по настоящему делу, подлежит отмене.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 02 ноября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Челябинской области - без удовлетворения.
Отменить приостановление исполнения апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 02 ноября 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.