Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Овсянкиной Н.В, судей Кустова А.В. и
Селиверстовой И.В.
при секретаре Сахарове Р.П, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-5432/2023 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Стройиндустрия" (далее - ООО "Стройиндустрия", Общество) о признании незаконным и отмене решения ГБУ "Центр имущественных платежей", по апелляционной жалобе ООО "Стройиндустрия" на решение Московского городского суда от 1 сентября 2023 года, которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Первого апелляционного суда общей юрисдикции Селиверстовой И.В, объяснения представителей административного истца Хана С.В. и Длусского Е.А, поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя ГБУ "Центр имущественных платежей" Маньковой А.Ю, возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
29 декабря 2021 года ООО "Стройиндустрия", являясь арендатором земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: г. Москва, "адрес", обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, Государственному бюджетному учреждению города Москвы "Городской центр имущественных платежей", ФГБУ "ФКП Росреестра" о признании незаконным: решения N 369/21 от 18 января 2021 года об определении кадастровой стоимости земельного участка в размере 567 036 358, 56 рублей; действий Росреестра по Москве по внесению в ЕГРН сведений о кадастровой стоимости указанного объекта согласно акта от 18 января 2021 года и возложении обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества.
Решением Арбитражного суда от 21 июля 2022 года требования удовлетворены.
Апелляционным постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 10 октября 2022 года указанное выше решение оставлено без изменения.
Определением Арбитражного суда Московского округа от 20 февраля 2023 года решение Арбитражного суда от 21 июля 2022 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 10 октября 2022 года отменено, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд г. Москвы.
Определением Арбитражного суда г. Москвы от 24 апреля 2023 года дело направлено для рассмотрения в Московский городской суд, где принято к производству 30 мая 2023 года.
24 июля 2023 года Общество уточнило заявленные требования и указало, что кадастровая стоимость названного выше земельного участка по результатам государственной кадастровой оценки по состоянию на 1 января 2018 года была утверждена распоряжением Департамента городского имущества г. Москвы от 29 ноября 2018 года N 40557 в размере 138 160 586 рублей. При кадастровой оценке по состоянию на 1 января 2018 года земельный участок отнесен к 7 оценочной группе "Объекты производственного назначения", подгруппа 7.2 "Прочая промышленность". По состоянию на 1 января 2021 года кадастровая стоимость определена в размере 567 036 358 рублей, исходя из отнесения объекта недвижимости к 4 оценочной группе "Объекты коммерческого назначения", подгруппа 4.1 "Объекты коммерческого назначения, за исключением объектов придорожного сервиса (основная территория)".
Административный истец полагает, что в период с января 2018 года по настоящее время виды разрешенного использования, установленные в отношении земельного участка, не изменились, так как и его функциональное назначение, характеристики, расположенные на его территории объекты недвижимости и его фактическое использование, поэтому бюджетным учреждением ошибочно осуществлен перерасчет кадастровой стоимости земельного участка.
21 сентября 2021 года административный истец обратился в ГБУ "Центр имущественных платежей" с заявлением об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на январь 2021 года, однако решением бюджетного учреждения от 27 октября 2021 года N 369/21 в пересчете кадастровой стоимости отказано.
Полагая, что принятое решение является необоснованным и немотивированным, со ссылкой на положения статьи 21 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (далее - Федеральный закон N 237-ФЗ), административный истец просил суд о восстановлении кадастровой стоимости земельного участка в размере 138 160 586, 46 рублей, определенной по состоянию на 1 января 2018 года на основании распоряжения Департамента городского имущества города Москвы от 29 ноября 2018 года N 40557 с 19 ноября 2020 года по 25 июня 2021 года; признании незаконным и отмене решения ГБУ "Центр имущественных платежей" N 369/21; возложении обязанности на филиал ППК "Роскадастр" по г. Москве (ФГБУ "ФКП Росреестр") внести изменения в ЕГРН в части данных по кадастровой стоимости земельного участка и заменить стоимость в размере 567 036 358, 56 рублей на стоимость в размере 138 160 586, 46 рублей; возложении обязанности на ГБУ "Центр имущественных платежей" внести изменения в акт об определении кадастровой стоимости от 18 января 2021 года N АОКС-77/2021/000003 в части данных по кадастровой стоимости земельного участка и заменить стоимость в размере 567 036 358, 56 рублей на стоимость в размере 138 160 586, 46 рублей.
Решением Московского городского суда от 1 сентября 2023 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Мотивированное решение изготовлено судом 15 сентября 2023 года.
Не согласившись с постановленным решением, 15 октября 2023 года представитель административного истца по доверенности Хан С.В. подал апелляционную жалобу, в которой просит отменить названный судебный акт и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований в полном объеме, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела.
В обоснование доводов апелляционной жалобы указал, что земельный участок с кадастровым номером "адрес" предоставлен в аренду ООО "Стройиндустрия".
Заявитель обращает внимание что приведение наименования вида разрешенного использования земельного участка в соответствие с правилами землепользования и застройки не является процедурой установления нового вида разрешенного использования.
По мнению подателя жалобы, определение кадастровой стоимости объекта недвижимости не соответствует положениям Методических указаний, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 12 мая 2017 года N 226 (далее - Методические указания N 226). Так, учитывая фактическое использование земельного участка (вид осуществляемой на нем деятельности) и сведения об изменении наименования его вида разрешенного использования с "Эксплуатации существующего административно-производственного комплекса" на 22 вида разрешенного использования, содержащие вид разрешенного использования для промышленных объектов, в соответствии с положениями пунктов 1.8, 1.10 Методических указаний N 226, судом был сделан неверный вывод о правомерности отнесения земельного участка к группе 4 "Объекты коммерческого назначения", поскольку как было установлено самим судом по фактическому использованию земельный участок эксплуатировался для промышленных объектов административно-производственного комплекса.
Суд при принятии решения по рассматриваемому делу сделал выводы на основании приказа Департамента городского имущества города Москвы от 10 июня 2021 года N 143 "О внесении изменений в приказ Департамента городского имущества г. Москвы от 21 ноября 2019 года N 307" и приказа Департамента городского имущества города Москвы от 21 ноября 2019 года N 307, действовавшего в редакции приказа Департамента городского имущества города Москвы от 10 июня 2021 года N 143.
Однако указанные распорядительные документы носили рекомендательный характер для бюджетного учреждения, и не действовали в редакции, указанной судом в решении, в период осуществления Учреждением оспариваемого расчета увеличения кадастровой стоимости при изменении наименования вида разрешенного использования земельного участка.
Податель жалобы обращает внимание на то, что административным истцом были заявлены требования по восстановлению кадастровой стоимости земельного участка, определенной распоряжением Департамента городского имущества города Москвы от 29 ноября 2018 года N 40557 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в городе Москве по состоянию на 1 января 2018 года" в размере 138 160 586, 46 рублей, т.е. требование было направлено не на установление новой кадастровой стоимости земельного участка, а на устранение ошибки в действиях ФГБУ "ФКП Росреестр" и бюджетного учреждения по внесению изменений в сведения ЕГРН по земельному участку в части его кадастровой стоимости для восстановления ранее определенного размера кадастровой стоимости.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, административным ответчиком поданы письменные возражения о их несостоятельности и законности судебного акта.
Иные участвующие в деле лица, явка которых по данному делу не является обязательной, своевременно и надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, не явились, ходатайств об отложении судебного заседания не поступало.
С учетом положений статей 10, 150, 306, 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия посчитала возможным рассмотреть административное дело в отсутствие участвующих в деле лиц.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных названным Кодексом, если иное не установлено настоящим Кодексом, рассмотрение административного дела по апелляционным жалобе, представлению осуществляется коллегиально.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом первой инстанции не допущено.
Согласно положениям части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации граждане могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов административного дела, ООО "Стройиндустрия" является арендатором земельного участка с кадастровым номером N на основании договора аренды N М-03-017840 от 23 ноября 2001 года с видом разрешенного использования "эксплуатация существующего административно-производственного комплекса", за пользование которым уплачивает арендные платежи исходя из его кадастровой стоимости.
Кадастровая стоимость указанного земельного участка по состоянию на 1 января 2018 года утверждена распоряжением Департамента городского имущества города Москвы от 29 ноября 2018 года N 40557 в размере 138 160 586, 46 рублей.
Распоряжением Департамента городского имущества города Москвы от 9 июля 2020 года N 21170 в отношении земельного участка с кадастровым номером N установлены 22 вида разрешенного использования.
Актом ГБУ "Центр имущественных платежей" от 18 января 2021 года N АОКС-77/2021/000003 кадастровая стоимость земельного участка определена по состоянию на 19 ноября 2020 года в размере 567 036 358, 56 рублей.
ООО "Стройиндустрия" обратилось в ГБУ "Центр имущественных платежей" с заявлениями об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости земельного участка.
Решением ГБУ "Центр имущественных платежей" от 27 октября 2021 года N 369/21 в перерасчете кадастровой стоимости земельного участка отказано.
Правоотношения, связанные с государственной кадастровой оценкой, регулируются положениями Федерального закона N 237-ФЗ в соответствии со которым, в частности, предусмотрена возможность рассмотрения обращений об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, бюджетным учреждением, осуществившим определение кадастровой стоимости (статья 21); решение бюджетного учреждения, принятое по итогам рассмотрения заявления об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, может быть оспорено в суде в порядке административного судопроизводства (часть 23 статьи 21).
Судебная коллегия отмечает, что право административного истца на оспаривание решения ГБУ "Центр имущественных платежей" закреплено Федеральным законом N 237-ФЗ в порядке административного судопроизводства, в данном случае, установленном главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Сроки обращения с настоящим административным исковым заявлением в суд, установленный частью 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Обществом соблюден.
Проверяя законность принятого административным ответчиком решения применительно к требованиям пунктов 3 и 4 части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему, судебная коллегия принимает во внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 237-ФЗ и на основании распоряжения Департамента городского имущества города Москвы от 29 декабря 2016 года N 41602 "О наделении полномочий, связанных с определением кадастровой стоимости" ГБУ "Центр имущественных платежей" проводит оценку кадастровой стоимости объектов недвижимости для целей государственной кадастровой оценки на территории города Москвы, а также наделен полномочиями на рассмотрение заявлений об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, и принятие решений по ним в порядке статьи 21 Федерального закона N 237-ФЗ.
Судебная коллегия также отмечает, что решение принято в срок, установленный пунктом 16 статьи 21 названного Федерального закона, содержит необходимые реквизиты и подписано уполномоченным лицом.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, проанализировав нормы Федерального закона N 237-ФЗ, положения Методических указаний, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 12 мая 2017 года N 226 "Об утверждении методических указаний о государственной кадастровой оценке" (далее - Методические указания), пришел к выводу об отсутствии нарушений при разрешении бюджетным учреждением заявления Общества об исправлении ошибки, допущенной при определении кадастровой стоимости.
Судебная коллегия с данным выводом соглашается ввиду следующего.
Согласно положениям Федерального закона N 237-ФЗ определение кадастровой стоимости осуществляется бюджетным учреждением в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке (часть 1 статьи 14); при рассмотрении заявления об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, учитывается, что ошибкой также является допущенное при определении кадастровой стоимости искажение данных об объекте недвижимости, на основании которых определялась его кадастровая стоимость, в том числе: неправильное определение условий, влияющих на стоимость объекта недвижимости (местоположение объекта недвижимости, его целевое назначение, разрешенное использование земельного участка, аварийное или ветхое состояние объекта недвижимости, степень его износа, нахождение объекта недвижимости в границах зоны с особыми условиями использования территории) (пункт 1 части 13 статьи 21); использование недостоверных сведений о характеристиках объекта недвижимости при определении кадастровой стоимости (пункт 2 части 13 статьи 21); по итогам рассмотрения обращения об исправлении технической и (или) методологической ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, бюджетным учреждением могут быть приняты решения: о пересчете кадастровой стоимости в связи с наличием технической и (или) методологической ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости; об отказе в пересчете кадастровой стоимости, если наличие технической и (или) методологической ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, не выявлено (часть 14 статьи 21).
В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон N 237-ФЗ) внесение в ЕГРН дополнительных сведений об объекте недвижимости осуществляется органом регистрации прав:
1) в результате государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав - при внесении основных сведений об объекте недвижимости и сведений о правах, об ограничениях прав и обременениях объекта недвижимости, о сделках, подлежащих на основании федерального закона государственной регистрации;
2) в порядке межведомственного информационного взаимодействия - при внесении дополнительных сведений об объекте недвижимого имущества, при внесении сведений в реестр границ, а также в установленных настоящим Федеральным законом случаях сведений о лице, за которым зарегистрировано право на объект недвижимости, а также лице, в пользу которого установлены ограничения права, обременения объекта недвижимости;
3) в уведомительном порядке - при внесении в установленных настоящим Федеральным законом случаях дополнительных сведений, внесение которых в ЕГРН не влечет за собой переход, прекращение права, ограничение права или обременение объекта недвижимости.
Следовательно, сведения о характеристиках объекта недвижимости, к которым относится вид разрешенного использования земельного участка, могут вноситься в ЕГРН как в порядке межведомственного взаимодействия, так и в уведомительном порядке. При этом ограничением для внесения таких сведений в уведомительном порядке являются случаи, когда внесение этих сведений влечет за собой переход, прекращение права, ограничение права или обременение объекта недвижимости.
Методическими указаниями было закреплено, что кадастровая стоимость объекта недвижимости определяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе для налогообложения, на основе рыночной информации и иной информации, связанной с экономическими характеристиками использования объекта недвижимости, без учета иных, кроме права собственности, имущественных прав на данный объект. Под видом использования понимаются вид (виды) разрешенного использования или назначение объекта недвижимости, определенные (установленные) в отношении такого объекта недвижимости и содержащиеся в ЕГРН по состоянию на дату определения кадастровой стоимости (пункт 1.2); определение вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости в случае внесения в ЕГРН сведений о них и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, в период между датой проведения последней государственной кадастровой оценки и датой проведения очередной государственной кадастровой оценки осуществляется по алгоритмам, предусмотренным Методическими указаниями, с применением подходящей по виду использования объекта недвижимости модели оценки кадастровой стоимости на основе результатов последней государственной кадастровой оценки, действовавших по состоянию на дату возникновения основания пересчета кадастровой стоимости (пункт 12.1).
Как установлено судом первой инстанции и подтверждено материалами дела, в рамках пункта 9 статьи 24 Федерального закона N 237-ФЗ при определении кадастровой стоимости земельный участок с кадастровым номером N был отнесен к оценочной группе 7 "Объекты производственного назначения", к подгруппе 7.2 "Прочая промышленность".
Письмом филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Москве от 29 декабря 2020 года N 2.15/0206-ГБУ в соответствии со статьей 16 Федерального закона N 237-ФЗ в адрес ГБУ "Центр имущественных платежей" были направлены сведения об объектах недвижимости, в отношении которых осуществлялись учетно-регистрационные действия 11 ноября 2020 года, 12 ноября 2020 года, 14 ноября 2020 года, 19 ноября 2020 года, 26 ноября 2020 года, в том числе, сведения о земельном участке с кадастровым номером N.
Распоряжением Департамента городского имущества города Москвы от 9 июля 2020 года N 21170 в отношении земельного участка с кадастровым номером 77:03:0005023:24 установлены следующие виды разрешенного использования: "Предоставление коммунальных услуг" (Размещение зданий и сооружений, обеспечивающих поставку воды, тепла, электричества, газа, отвод канализационных стоков, очистку и уборку объектов недвижимости (котельных, водозаборов, очистных сооружений, насосных станций, водопроводов, линий электропередач, трансформаторных подстанций, газопроводов, линий связи, телефонных станций, канализаций, стоянок, гаражей и мастерских для обслуживания уборочной и аварийной техники, сооружений, необходимых для сбора и плавки снега) (3.1.1); "Деловое управление" (Размещение объектов капитального строительства с целью: размещения объектов управленческой деятельности, не связанной с государственным или муниципальным управлением и оказанием услуг, а также с целью обеспечения совершения сделок, не требующих передачи товара в момент их совершения между организациями, в том числе биржевая деятельность (за исключением банковской и страховой деятельности) (4.1); "Объекты торговли (торговые центры, торгово-развлекательные центры (комплексы)" (Размещение объектов капитального строительства, общей площадью свыше 5000 кв. м с целью размещения одной или нескольких организаций, осуществляющих продажу товаров, и (или) оказание услуг в соответствии с содержанием видов разрешенного использования с кодами 4.5, 4.6, 4.8 - 4.8.2; размещение гаражей и (или) стоянок для автомобилей сотрудников и посетителей торгового центра) (4.2); "Рынки" (Размещение объектов капитального строительства, сооружений, предназначенных для организации постоянной или временной торговли (ярмарка, рынок, базар), с учетом того, что каждое из торговых мест не располагает торговой площадью более 200 кв. м; размещение гаражей и (или) стоянок для автомобилей сотрудников и посетителей рынка) (4.3); "Магазины" (Размещение объектов
капитального строительства, предназначенных для продажи товаров, торговая площадь которых составляет до 5000 кв. м) (4.4); "Банковская и страховая деятельность" (Размещение объектов капитального строительства, предназначенных для размещения организаций, оказывающих банковские и страховые услуги) (4.5.); "Общественное питание" (Размещение объектов капитального строительства в целях устройства мест общественного питания (рестораны, кафе, столовые, закусочные, бары) (4.6); "Развлекательные мероприятия" (Размещение зданий и сооружений, предназначенных для организации развлекательных мероприятий, путешествий, для размещения дискотек и танцевальных площадок, ночных клубов, аквапарков, боулинга, аттракционов и т.п, игровых автоматов (кроме игрового оборудования, используемого для проведения азартных игр), игровых площадок) (4.8.1); "Проведение азартных игр" (Размещение зданий и сооружений, предназначенных для размещения букмекерских контор, тотализаторов, их пунктов приема ставок вне игорных зон) (4.8.2); "Служебные гаражи" (размещение постоянных или временных гаражей, стоянок для хранения служебного автотранспорта, используемого в целях осуществления видов деятельности, предусмотренных видами разрешенного использования с кодами 3.0, 4.0, а также для стоянки и хранения транспортных средств общего пользования, в том числе в депо) (4.9); "Выставочно-ярмарочная деятельность" (Размещение объектов капитального строительства, сооружений, предназначенных для осуществления выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности, включая деятельность, необходимую для обслуживания указанных мероприятий (застройка экспозиционной площади, организация питания участников мероприятий) (4.10); "Тяжелая промышленность" (Размещение объектов капитального строительства горно-обогатительной и горно-перерабатывающей, металлургической, машиностроительной промышленности, а также изготовления и ремонта продукции судостроения, авиастроения, вагоностроения, машиностроения, станкостроения, а также другие
подобные промышленные предприятия, для эксплуатации которых предусматривается установление охранных или санитарно-защитных зон, за исключением случаев, когда объект промышленности отнесен к иному виду разрешенного использования) (6.2); "Автомобилестроительная промышленность" (Размещение объектов капитального строительства, предназначенных для производства транспортных средств и оборудования, производства автомобилей, производства автомобильных кузовов, производства прицепов, полуприцепов и контейнеров, предназначенных для перевозки одним или несколькими видами транспорта, производства частей и принадлежностей автомобилей и их двигателей) (6.2.1); "Легкая промышленность" (Размещение объектов капитального строительства, предназначенных для производства продукции легкой промышленности (производство текстильных изделий, производство одежды, производство кожи и изделий из кожи и иной продукции легкой промышленности) (6.3); "Фармацевтическая промышленность" (Размещение объектов капитального строительства, предназначенных для фармацевтического производства, в том числе объектов, в отношении которых предусматривается установление охранных или санитарно-защитных зон) (6.3.1); "Нефтехимическая промышленность" (Размещение объектов капитального строительства, предназначенных для переработки углеводородного сырья, изготовления удобрений, полимеров, химической продукции бытового назначения и подобной продукции, а также другие подобные промышленные предприятия) (6.5); "Пищевая промышленность" (Размещение объектов пищевой промышленности, по переработке сельскохозяйственной продукции способом, приводящим к их переработке в иную продукцию (консервирование, копчение, хлебопечение), в том числе для производства напитков, алкогольных напитков и табачных изделий) (6.4); "Строительная продымлённость" (Размещение объектов капитального строительства, предназначенных для производства строительных материалов (кирпичей, пиломатериалов, цемента, крепежных материалов), бытового и строительного,
газового и сантехнического оборудования, лифтов и подъемников, столярной продукции, сборных домов или их частей и тому подобной продукции) (6.6); "Энергетика" (Размещение объектов гидроэнергетики, тепловых станций и других электростанций, размещение обслуживающих и вспомогательных для электростанций сооружений (золоотвалов, гидротехнических сооружений); размещение объектов электросетевого хозяйства, за исключением объектов энергетики, размещение которых предусмотрено содержанием вида разрешенного использования с кодом 3.1) (6.7); "Связь" (Размещение объектов связи, радиовещания, телевидения, включая воздушные радиорелейные, надземные и подземные кабельные линии связи, линии радиофикации, антенные поля, усилительные пункты на кабельных линиях связи, инфраструктуру спутниковой связи и телерадиовещания, за исключением объектов связи, размещение которых предусмотрено содержанием видов разрешенного использования с кодами 3.1.1, 3.2.3 (6.8); "Склады" (Размещение сооружений, имеющих назначение по временному хранению, распределению и перевалке грузов (за исключением хранения стратегических запасов), не являющихся частями производственных комплексов, на которых был создан груз: промышленные базы, склады, погрузочные терминалы и доки, нефтехранилища и нефтеналивные станции, газовые хранилища и обслуживающие их газоконденсатные и газоперекачивающие станции, элеваторы и продовольственные склады, за исключением железнодорожных перевалочных складов) (6.9); "Целлюлозно-бумажная промышленность" (Размещение объектов капитального строительства, предназначенных для целлюлозно-бумажного производства, производства целлюлозы, древесной массы, бумаги, картона и изделий из них, издательской и полиграфической деятельности, тиражирования записанных носителей информации) (6.11).
В рассматриваемом случае, как верно указал суд в обжалуемом судебном акте, изменение величины кадастровой стоимости земельного участка связано с изменением характеристики объекта "вид разрешенного использования земельного участка" (пункт 4 части 5 статьи 8 Федерального закона N 218-ФЗ), которое на 1 января 2018 года - "Эксплуатация существующего административно-производственного комплекса", а на 19 ноября 2020 года было установлено 22 вида разрешенного использования земельного участка.
Приказом Департамента городского имущества города Москвы от 21 ноября 2019 года утвержден Порядок присвоения кода расчета вида использования земельного участка для целей определения его кадастровой стоимости, применяемый и при расчете кадастровой стоимости земельного участка в порядке статьи 16 Федерального закона N 237-ФЗ, в соответствии с которым Порядка присвоение кода расчета вида использования для земельных участков, имеющих несколько видов использования, осуществляется в соответствии с Таблицей приоритетности присвоения кода расчета вида использования земельного участка, являющейся приложением к Порядку (далее - Таблица приоритетности) (пункт 2.3); в целях присвоения кода расчета вида использования земельного участка бюджетным учреждением осуществляется сбор и обработка информации о земельных участках из источников, содержащих актуальную и достоверную информацию, в том числе и распоряжения Департамента городского имущества города Москвы (подпункт 5 пункта 1.5).
Видам разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером N соответствуют следующие коды (согласно распоряжению Департамента городского имущества города Москвы): 3.1.1 "Предоставление коммунальных услуг"; 4.1 "Деловое управление", 4.2 "Объекты торговли", 4.3 "Рынки", 4.4 "Магазины", 4.5 "Банковская и страховая деятельность", 4.6 "Общественное питание", 4.8.1 "Развлекательные мероприятия", 4.8.2 "Проведение азартных игр", 4.9 "Служебные гаражи", 4.10 "Выставочно-ярмарочная деятельность"; 6.2 "Тяжелая промышленность", 6.2.1 "Автомобилестроительная промышленность", 6.3 "Легкая промышленность", 6.3.1 "Фармацевтическая промышленность", 6.4 "Пищевая промышленность, 6.5 "Нефтехимическая промышленность", 6.6 "Строительная промышленность, 6.7 "Энергетика", 6.8 "Связь", 6.9 "Склады", 6.11 "Целлюлозно-бумажная промышленность".
Данным видам разрешенного использования соответствуют следующие коды расчета вида использования: 03:010, 03:011, 03:012, 03:013, 04:020, 04:021, 04:040, 04:060, 04:030, 04:031, 04:080, 04:084, 04:081, 04:082, 04:083, 05:051, 05:050, 04:100, 04:050, 04:010, 02:071, 04:090, 04:091, 04:092, 04:093, 04:094, 06:030, 06:090, 06:091, 06:092, 06:093, 06:050, 06:040, 06:060, 06:020, 06:021, 06:031, 06:111, 06:110, 06:080, 06:070, 06:071, 06:072, 06:073, 06:100, 06:101, 06:074 (согласно столбцам "05" и "06" Таблицы приоритетности).
Согласно столбцу "02" Таблицы приоритетности, обозначающему приоритет присвоения кода расчета вида использования, приоритетным для земельного участка с кадастровым номером 77:03:0005023:24 является код расчета 04:020 "Объекты торговли".
Согласно Методическим указаниям для земельных участков вид разрешенного использования является ценообразующим фактором при определении их кадастровой стоимости (Приложению N 3); земельный участок характеризуется его назначением (категорией и (или) разрешенным использованием), а также видом осуществляемой на нем деятельности (пункт 1.10); определение кадастровой стоимости объекта недвижимости осуществляется на основе того из определенных (установленных) для него видов использования, который позволяет использовать его наиболее эффективно, что приводит к максимизации его стоимости (пункт 1.8).
Пунктом 11 Приказа Росреестра от 6 августа 2020 года N П/0283 "Об утверждении Порядка формирования и предоставления перечней объектов недвижимости" в перечень объектов недвижимости, формируемый в соответствии со статьей 16 Федерального закона N 237-ФЗ, включаются актуальные по состоянию на день формирования такого перечня сведения ЕГРН о вновь учтенных объектах недвижимости, ранее учтенных объекта недвижимости в случае внесения в ЕГРН сведений о них и объектах недвижимости, в сведения о которых, предусмотрены пунктами 1, 3, 8-19, 23, 24, 27 части 4 и пунктами 2-12, 17, 18, 21, 24 части 5 статьи 8 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ.
Оценив собранные по делу доказательства и проанализировав приведенные выше нормы материального права, суд первой инстанции пришел к выводам, что земельный участок с кадастровым номером N по состоянию на 19 ноября 2020 года правомерно отнесен к группе 4 "Объекты коммерческого назначения", подгруппе 4.1 "Объекты коммерческого назначения, за исключением объектов придорожного сервиса (основная территория)", а кадастровая стоимость земельного участка оспариваемым решением определена в соответствии с требованиями, установленными приведенными выше Федерального закона N 237-ФЗ и Методическими указаниями в связи с чем оснований к удовлетворению заявленных требований не имеется.
Суд апелляционной инстанции соглашается с данными выводами, поскольку они, вопреки доводам апелляционной жалобы, основаны на нормах действующего законодательства, регулирующих возникшие правоотношения, сделаны на основании всестороннего исследования полученных судом доказательств.
Ссылки стороны административного истца на то, что кадастровая стоимость спорного земельного участка 26 июня 2021 года была изменена в меньшую сторону (а по состоянию на 1 января 2022 года была определена в размере 148 884 983, 22 рублей) повлиять на существо принятого решения не может, поскольку данная стоимость была определена исходя из изменения в отношении земельного участка вида разрешенного использования на "Строительная промышленность. Размещение объектов капитального строительства, предназначенных для производства строительных материалов и т.д. (6.6)".
Исходя из изложенного, принимая во внимание, что доводов, влекущих безусловную отмену судебного постановления, в апелляционной жалобе не приводится, судебная коллегия Первого апелляционного суда общей юрисдикции приходит к выводу, что нарушений норм материального и процессуального права, которые привели бы к неправильному разрешению дела, судом не допущено.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
решение Московского городского суда от 1 сентября 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Стройиндустрия" - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационный суд общей юрисдикции.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 7 февраля 2024 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.