Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Овсянкиной Н.В, судей Кустова А.В. и Ефремовой О.Н, при секретаре Сахарове Р.П, рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи административное дело N 3а-61/2023 по административному исковому заявлению ООО "Восток-С" о признании недействующими пункта 802 приложения к приказу Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области от 24 декабря 2021 года N 1263 "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых на 2022 год налоговая база определяется как кадастровая стоимость" и пункта 629 приложения к приказу Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области от 21 декабря 2022 года N 1284 "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых на 2023 год налоговая база определяется как кадастровая стоимость", по апелляционной жалобе Министерства имущественных и земельных отношений Смоленской области на решение Смоленского областного суда от 8 ноября 2023 года, которым удовлетворено административное исковое заявление.
Заслушав доклад судьи судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции Ефремовой О.Н, возражения представителя ООО "Восток-С" Алексеевой А.С, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Драева Т.К, полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
приказом Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области (далее также - Департамент) от 24 декабря 2021 года N 1263, опубликованным на официальном сайте Департамента в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 24 декабря 2021 года, в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год включено здание гостиницы "Восток", с кадастровым номером N, расположенное по адресу: "адрес" (пункт 802) (далее также - Перечень объектов на 2022 год).
Приказом Департамента от 21 декабря 2022 года N 1284 вышеуказанное здание включено также в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2023 год (пункт 629) (далее также - Перечень объектов на 2023 год). Данный приказ N 1284 опубликован на официальном сайте Департамента в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 26 декабря 2022 года.
ООО "Восток-С" обратилось в Смоленский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующими со дня вступления приказов в законную силу пункта 802 Перечня объектов на 2022 год и пункта 629 Перечня объектов на 2023 год.
Заявленные требования административным истцом мотивированы тем, что Общество является собственником здания гостиницы с кадастровым номером N, площадью 2720, 1 кв.м (до реконструкции). В данном здании нежилое помещение, общей площадью 450, 4 кв.м, расположенное на 1-м этаже, сдается в аренду ПАО "Сбербанк" (договор аренды от 5 февраля 2018 года N N).
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 4 марта 2022 года, вступившим в законную силу, признано право собственности ООО "Восток-С" на реконструированный объект - здание гостиницы с кадастровым номером с кадастровым номером N площадью 3129, 7 кв.м.
11 августа 2022 года между Обществом и ПАО "Сбербанк" заключено дополнительное соглашение N 2 к договору аренды, согласно которому ему передано во временное пользование нежилое помещение, общей площадью 405 кв.м, которое является частью здания гостиницы "Восток", общей площадью 3129, 9 кв.м.
Кроме того, на первом этаже здания гостиницы имеется кафе "Восток" и магазин одежды.
Поскольку здание гостиницы "Восток" не обладает признаками объекта налогообложения, постольку включение данного здания в перечни объектов на 2022 и 2023 годы не соответствует положениям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, нарушает законные интересы общества, необоснованно возлагая обязанность по уплате налога на имущество в завышенном размере.
Решением Смоленского областного суда от 8 ноября 2023 года административное исковое заявление удовлетворено, пункт 802 Перечня объектов на 2022 год и пункт 629 Перечня объектов на 2023 год признаны недействующими со дня вступления обжалуемых приказов в силу. С Министерства имущественных и земельных отношений Смоленской области в пользу ООО "Восток-С" взысканы судебные расходы на уплату государственной пошлины 9 000 руб.
В апелляционной жалобе Министерство имущественных и земельных отношений Смоленской области (в соответствии с постановлением Правительства Смоленской области от 10 октября 2023 года N 5 Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области переименован в Министерство имущественных и земельных отношений Смоленской области) просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы административный ответчик указывает на то, что здание гостиницы включено в перечни объектов на 2022 и 2023 годы на основании проведенных мероприятий по определению вида фактического использования, которыми установлено, что здание фактически используется под размещение офисов, торговых объектов и объектов общественного питания, о чем представлены соответствующие акты от 30 сентября 2021 года и от 7 сентября 2022 года.
Данные акты составлены в соответствии с требованиями статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. В связи с чем, обжалуемое решение Смоленского областного суда является незаконным и необоснованным, что является основанием для его отмены в апелляционном порядке.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представителем ООО "Восток-С", а также участвующим в деле прокурором представлены возражения об их необоснованности и законности судебного акта.
ПАО "Сбербанк России в лице Смоленского отделения N 8609, УФНС России по Смоленской области о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание своих представителей не направили, УФНС России по Смоленской области просило о рассмотрении дела без участия своего представителя. С учетом изложенного, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть административное дело в их отсутствие.
Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и возражениях на нее, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам пришла к следующему выводу.
Установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статьи 72, 76 Конституции Российской Федерации).
Суд первой инстанции, проанализировав предписания подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации, положение о Департаменте имущественных и земельных отношений Смоленской области, утвержденное постановлением Администрации Смоленской области от 20 февраля 2009 года N 86, пришел к правильному выводу, что оспариваемые нормативные правовые акты приняты уполномоченным органом в пределах компетенции с соблюдением порядка принятия и опубликования.
В данной части решение суда лицами, участвующими в деле, не оспаривается.
Сославшись на положения статьи 373 Налогового кодекса Российской Федерации и Закон Смоленской области от 27 ноября 2003 года N 83-з "О налоге на имущество организаций" суд обоснованно исходил из того, что оспариваемыми нормативными правовыми актами затрагиваются права административного истца как налогоплательщика, в связи с чем он вправе обратиться в суд с соответствующим административным иском.
Проверяя соответствие содержания Перечня объектов на 2022 год и Перечня объектов на 2023 год в оспариваемой части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что здание включено в перечни объектов на спорные налоговые периоды исходя из его фактического использования под размещение более 20% площади здания под офисы, торговый объект и объект общественного питания, о чем представлены акты обследования. Однако суд критически отнесся к представленным в деле актам, так как акты составлены без доступа в спорное здание, приложенные к актам фототаблицы не содержат характерных признаков использования здания для тех или иных целей, не содержат привязки к конкретным этажам и помещениям, то есть не подтверждают фактическое использование более 20% площади здания под размещение объектов, поименованных в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. При этом в материалы дела стороной административного истца представлены доказательства использования менее 20% площади здания под размещение офисов, магазина и объекта общественного питания. Таким образом, суд пришел к выводу, что в юридически значимый период в целях размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания использовалось менее 20%, что указывает на то, что оснований для включения спорного объекта в перечень объектов на налоговые периоды 2022 - 2023 годов не имелось.
Судебная коллегия находит позицию суда первой инстанции правильной, соответствующей обстоятельствам дела, подтвержденной доказательствами, оцененными судом по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, выводы суда согласуются с нормами материального права, регулирующими спорные отношения.
Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги, которые должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Налог на имущество организаций относится к региональным налогам, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 3 и 14 Налогового кодекса Российской Федерации).
Организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 Налогового кодекса Российской Федерации, признаются налогоплательщиками налога на имущество организаций.
Федеральный законодатель установил, что налоговая база определяется с учетом особенностей, закрепленных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, как кадастровая стоимость имущества в отношении такого вида недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения, как административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них, предусмотрев в абзаце втором пункта 2 статьи 372 названного Кодекса право субъектов Российской Федерации при установлении налога своими законами устанавливать особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества.
Как следует из положений пунктов 3 и 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, административно-деловым и (или) торговым центром признаются отдельно стоящие нежилые здания (строение, сооружение), помещения в которых принадлежат одному или нескольким собственникам и которые отвечают хотя бы одному из следующих условий: 1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, разрешение торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания; 2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения, в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания. При этом фактическим использованием здания (строения, сооружения) в указанных выше целях признается использование не менее 20% его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
С учетом особенностей, установленных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, на территории Смоленской области в соответствии со статьей 1.1 Закона Смоленской области от 27 ноября 2003 года N 83-з "О налоге на имущество организаций" установлено, что налоговая база как кадастровая стоимость объектов определяется в отношении: административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них; нежилых помещений, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в ЕГРН, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Таким образом, по смыслу приведенных предписаний федерального и регионального законодательства в Перечень объектов подлежат включению нежилые здания (строения, сооружения) и помещения в них, которые отвечали хотя бы одному из вышеперечисленных условий.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ООО "Восток-С", основным видом деятельности которого является деятельность гостиниц и прочих мест для временного проживания, на праве собственности принадлежит нежилое здание с кадастровым номером N, площадью 2720, 1 кв.м.
Данное здание расположено на земельном участке с кадастровым номером N, вид разрешенного использования "Гостиницы, центр обслуживания туристов". То есть вид использования земельного участка не предусматривает использование расположенных на нем объектов капитального строительства под цели, перечисленные в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
После реконструкции здания гостиницы, площадь нежилого здания изменена на N кв.м. Решением Арбитражного суда Смоленской области от 4 марта 2022 года, вступившим в законную силу 5 апреля 2022 года, признано право собственности ООО "Восток-С" на реконструированный объект - здание гостиницы, с кадастровым номером N, площадью N кв.м.
Документы технического учета (инвентаризации) не позволяют сделать однозначный вывод, что назначение, разрешенное использование или наименование помещений здания общей площадью не менее 20% площади спорного объекта предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, а также размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры.
Из экспликации к поэтажному плану видно, что 4-этажное здание состоит из помещений: тамбур, фойе, помещение администратора, лифт, кладовка, туалет, подсобное, кафе, кухня, коридор, антресоль, кабинет, санузел, прачечная, касса, нежилое, лестничная клетка, прочее. При этом помещения кафе, кухни, кассы занимают не более 80 кв.м, что менее 20% площади здания, то есть здание не предназначено для размещения объектов, поименованных в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно материалам административного дела, спорное здание включено в перечень объектов на основании фактического использования более 20% площади здания под размещение офисов, торгового объекта и объекта общественного питания, о чем в материалы дела представлены акты обследования от 30 сентября 2021 года и от 7 сентября 2022 года.
Так, из акта определения фактического использования здания (строения, сооружения) и помещения от 30 сентября 2021 года, утвержденному и.о. начальника Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области, следует, что 4-этажное панельное здание, площадью 2739, 7 кв.м фактически используется под торговый и административно-деловой центр - для размещения офисов ПАО "Сбербанк", гостиницы "Восток", кафе "Восток" и магазина "Одежда".
Как следует из акта определения фактического использования здания (строения, сооружения) и помещения от 7 сентября 2022 года, утвержденного и.о. начальника Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области, спорное здание, площадью N кв.м, фактически используется под объект общественного питания - кафе, офисов ПАО "Сбербанк", гостиницы "Восток", магазина "Одежда".
Проанализировав представленные в деле акты и сопоставив их с договорами аренды, согласно которым ООО "Восток-С" передано в аренду ПАО "Сбербанк" помещение на 1 этаже для оказания банковских услуг (договор от 5 февраля 2018 года с учетом дополнительных соглашений от 11 августа 2022 года, на срок с 26 января 2018 года по 11 августа 2022 года помещение общей площадью N кв.м, а с 11 августа 2022 года помещение площадью N кв.м).
Представитель Министерства в судебном заседании пояснил, что вывод о наличии в здании офисных помещений, магазина и кафе сделан на основании визуального осмотра и внешних признаков здания, при этом осматривались не все помещения, расчет площади офисных помещений в процентном отношении к общей площади здания сотрудниками Министерства не производился.
Постановлением Администрации Смоленской области от 28 августа 2018 года N 574 утвержден порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения, согласно которому по результатам проведения мероприятий по определению вида фактического использования объектов в отношении конкретного объекта, указанного в приказе, в срок не позднее пяти рабочих дней со дня проведения указанного мероприятия составляется акт об определении вида фактического использования здания (строения, сооружения) и помещения (далее также - акт) по форме согласно приложению N 2 к настоящему Порядку. К акту прилагаются соответствующие фотоматериалы и видеоматериалы (при наличии), сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, документы технического учета (инвентаризации) объекта, материалы проведенных измерений площади (при наличии).
Поскольку в актах обследования от 30 сентября 2021 года и от 7 сентября 2022 года отсутствуют сведения, достоверно подтверждающие фактическое использование более 20% площади здания под размещение офисов, объекта торговли и общественного питания, не приведены какие-либо выявленные признаки размещения таких объектов, не указаны номера помещений относительно экспликации к поэтажному плану технической документации БТИ в целях их идентификации, а приложенные к акту обследования фототаблицы содержат лишь фото фасада здания, помещения Сбербанка, и вывески о размещении в здании магазина и кафе, однако фотографии помещений кафе и одежды внутри здания отсутствуют, постольку сделать вывод о том, какие именно помещения используются в целях размещения офисов, объектов торговли и общественного питания, превышает ли площадь указанных помещений 20% от общей площади здания, не представляется возможным.
Таким образом, содержащиеся в актах обследования сведения не позволяют достоверно определить фактическое использование более 20% площади помещений для размещения офисов, объектов торговли и общественного питания.
Иных сведений, позволяющих определить принадлежность помещений в здании к офисам, магазину и кафе, в материалах административного дела не содержится.
Напротив, административным истцом в материалы дела представлены сведения о том, что нежилое помещение, общей площадью N кв.м, расположенное на 1-м этаже, сдано Обществом в аренду ПАО "Сбербанк" (договор аренды от 5 февраля 2018 года N N). 11 августа 2022 года между Обществом и ПАО "Сбербанк" заключено дополнительное соглашение N 2 к договору аренды, согласно которому ему передано во временное пользование нежилое помещение, общей площадью N кв.м, которое является частью здания гостиницы Восток, общей площадью 3129, 9 кв.м.
Кроме того, представитель административного истца указал, что деятельность кафе и магазина одежды осуществляется также ООО "Восток-С", договоров аренды на данные помещения не имеется. Но помещения под кафе и магазин расположены на первом этаже здания гостиницы. Кафе "Восток" занимает площадь 25, 5 кв.м, магазин одежды - площадь N кв.м.
Таким образом, на 2022 год площадь помещений под размещение офисов, кафе и магазина составляла 533, 1 кв.м или 19, 6% от общей площади здания в N кв.м. На 2023 год площадь помещений под размещение офисов, кафе и магазина составляла N кв.м или 15, 58% от общей площади здания в 3129, 9 кв.м.
Учитывая изложенное, оценив представленные сторонами доказательства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для исключения поименованного нежилого здания из перечней объектов на период 2022 - 2023 годы, поскольку в рассматриваемом случае в материалы дела не представлено доказательств фактического использования более 20% общей площади здания для целей статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Поскольку спорное здание не отвечало признакам объекта недвижимости, в отношении которого налоговая база могла быть определена исходя из кадастровой стоимости, постольку судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что здание не подлежит включению в перечни объектов, а оспариваемые нормативные правовые акты в соответствующей части подлежат признанию недействующими ввиду их несоответствия статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении дела судом правильно определены юридически значимые обстоятельства, выводы суда подтверждены материалами дела, каких-либо нарушений норм материального и процессуального права, которые привели бы к неправильному разрешению дела, не допущено.
С учетом изложенного принятое по делу решение суда первой инстанции следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
решение Смоленского областного суда от 8 ноября 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства имущественных и земельных отношений Смоленской области - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.