Кассационный военный суд в составе председательствующего Прыткова Р.В., судей Гусейнова Т.Г. и Лядова В.Л. при секретаре судебного заседания Андамовой А. рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело N 2а-157/2023 по кассационным жалобам представителя административного ответчика Министерства обороны Российской Федерации на решение Владивостокского гарнизонного военного суда от 7 августа 2023 г. и апелляционное определение Тихоокеанского флотского военного суда от 8 ноября 2023 г., и представителя административного истца Пыхтина Василия Николаевича на апелляционное определение Тихоокеанского флотского военного суда от 8 ноября 2023 г., принятые по административному исковому заявлению военнослужащего войсковой части N "звание" Ефимовских Михаила Леонидовича об оспаривании бездействия федерального государственного казенного учреждения "данные изъяты" (далее - ФГКУ "Росвоенипотека"), связанного с неполным учетом дохода от инвестирования накоплений участника накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих (далее - НИС).
Заслушав доклад судьи Прыткова Р.В, изложившего обстоятельства дела, содержание судебных актов, принятых по делу, доводы кассационных жалоб, кассационный военный суд
УСТАНОВИЛ:
указанным решением гарнизонного военного суда, вышеназванное административное исковое заявление Ефимовских М.Л. удовлетворенно.
Суд признал незаконным действия ФГКУ "Росвоенипотека" МО РФ по расчету инвестиционного дохода Ефимовских М.Л. за период с 1 октября 2012 г. по 4 апреля 2022 г.
Кроме того, Владивостокский гарнизонный военный суд обязал ФГКУ "Росвоенипотека" истребовать в установленном порядке с Министерства обороны РФ сверх лимитов бюджетных средств, выделяемых на цели накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащего "данные изъяты". в качестве дохода от инвестирования за период с 1 октября 2012 г. по 4 апреля 2022 г, которые учесть на именном накопительном счете административного истца.
Также суд обязал Министерство обороны Российской Федерации довести до ФГКУ "Росжилкомплекс" дополнительные лимиты бюджетных обязательств для перечисления на именной накопительный счет (далее - ИНС) административного истца суммы дохода от инвестирования накоплений для жилищного обеспечения, который был бы зачислен при своевременном включении в реестр участников НИС в размере "данные изъяты".
Судом апелляционной инстанции вышеуказанное решение гарнизонного военного суда от 8 ноября 2023 г. изменено в части суммы, подлежащей истребованию, перечислению и учету на ИНС административного истца, ввиду несоответствия выводов суда первой инстанции обстоятельствам дела.
При этом ФГКУ "Росвоенипотека" обязано судом истребовать от Министерства обороны РФ "данные изъяты". для учета на ИНС Ефимовского М.Л, а Министерство обороны РФ перечислить указанную сумму ФГКУ "Росвоенипотека".
В остальной части решение гарнизонного военного суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной 5 декабря 2023 г, представитель административного ответчика, выражая несогласие с состоявшимися судебными актами и полагая, что они приняты с нарушением норм материального и процессуального права, просит об их отмене и принятии нового решения об отказе в удовлетворении административного иска.
В обоснование автор жалобы, ссылаясь на положения норм Федерального закона от 20 августа 2004 г. N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" (далее - ФЗ "О НИС") утверждает, что получение дохода от инвестирования накоплений для жилищного обеспечения возможно только в случае наличия у участника НИС открытого ИНС, а поскольку ИНС Ефимовских М.Л. был открыт только 18 апреля 2016 г, то начисление инвестиционного дохода в период с 5 сентября 2012 г. по 18 апреля 2016 г. не представляется возможным.
Кроме того, приводя отдельные положения нормативно-правовых актов, регулирующих спорные правоотношения, полагает, что возложение судом на Министерство обороны РФ обязанности по перечислению на ИНС административного истца инвестиционного дохода является вмешательством в деятельность государственного органа, что противоречит закону и является недопустимым, так как нарушается принцип разделения властей.
В кассационной жалобе, поданной 27 декабря 2023 г, представитель административного истца, выражая несогласие с произведенным судом апелляционной инстанции расчетом инвестиционного дохода, полагает, что апелляционное определение принято с нарушением норм материального и процессуального права, в связи с чем просит об его отмене в указанной части, с оставлением в силе решения суда первой инстанции.
В обоснование представитель административного истца, ссылаясь на положения норм Федерального закона от 20 августа 2004 г. N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих", а также на постановление Правительства РФ от 7 ноября 2005 г. N 655 "О порядке функционирования накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих" (далее - Порядок), считает, что расчет, произведенный флотским военным судом, является неверным, поскольку не восстанавливает в полной мере нарушенное право Ефимовского М.Л. относительно учёта на его ИНС инвестиционного дохода в размере, соответствующем доходу для других участников НИС, своевременно включенных в реестр.
Произведя свой собственный расчет, автор жалобы, утверждает, что размер неучтенного инвестиционного дохода административного истца, на который он вправе рассчитывать, составляет - "данные изъяты"
Препятствий для рассмотрения данного дела в отсутствие не явившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения жалобы в кассационном порядке, не имеется.
Рассмотрев материалы административного дела и обсудив доводы жалобы, кассационный военный суд не находит оснований для её удовлетворения.
Согласно ч. 2 и 3 ст. 329 КАС РФ при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривающими дело, в пределах доводов кассационной жалобы, представления. Суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанций.
Судами установлено и материалами дела подтверждается, что первый контракт о прохождении военной службы заключен между административным истцом и Министерством обороны РФ 18 марта 2009 г. сроком на три года, а последующий контракт заключен 18 марта 2012 г, на тот же срок.
1 октября 2012 г. административный истец обратился к командиру войсковой части N с рапортом о включении его в реестр участников НИС.
Согласно копии уведомления от 4 апреля 2022 г. о включении в реестр участников НИС, административный истец был включен в реестр с указанием даты возникновения основания для включения в реестр с 1 октября 2012 г.
Исходя из ответа должностного лица ФГКУ "Росвоенипотека" от 5 июля 2023 г. N.., индивидуальный накопительный счёт Ефимовского М.Л. был открыт только 29 апреля 2022 г, в связи с чем произвести расчет инвестиционного дохода за период с 1 октября 2012 г. по 4 апреля 2022 г, истребовать его из Министерства обороны РФ, а также начислить на ИНС участника НИС, не представляется возможным, поскольку в случае несвоевременного включения военнослужащих в реестр участников НИС, определение величины (расчета) инвестиционного дохода, который мог бы быть получен участниками НИС за период от даты возникновения основания для включения их в реестр участников НИС и до даты фактического включения в этот реестр, а также начисление данного дохода на ИНС, законодательством Российской Федерации, регулирующим функционирование НИС, не предусмотрены, методика расчета такого дохода отсутствует, а ФГКУ "Росвоенипотека" не наделено необходимыми полномочиями по его расчету.
Полагая свои права нарушенными, Ефимовских М.Л. обратился с административным иском в суд.
Правильно определив нормы материального права, подлежащие применению к спорным правоотношениям, верно их истолковав, суды пришли к обоснованному выводу о нарушении прав административного истца и необходимости их восстановления.
Согласно п. 1 и 15 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" обеспечение военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, жилыми помещениями может быть реализовано в форме предоставления им денежных средств в рамках накопительно-ипотечной системы, условия и порядок участия в которой установлены Федеральным законом от 20 августа 2004 г. N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих".
В соответствии с п. 4. ч. 1 и п. 4 ч.2 ст. 9 Федерального закона - к участникам накопительно-ипотечной системы относятся следующие военнослужащие: сержанты и старшины, солдаты и матросы, поступившие на военную службу до 1 января 2020 года, заключившие второй контракт о прохождении военной службы после 1 января 2005 года, изъявившие желание стать участниками накопительно-ипотечной системы, для сержантов и старшин, солдат и матросов, поступивших на военную службу до 1 января 2020 года, - в письменной форме обращение об их включении в реестр участников.
Из содержания разделов III и IV Порядка реализации накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих в Вооруженных Силах РФ, утвержденного приказом Министра обороны РФ от 28 февраля 2013 г. N 166, действовавшего в период спорных правоотношений, усматривается, что обязанность за своевременное выявление и учёт военнослужащих, у которых возникло основание для включения в реестр участников накопительно-ипотечной системы и организацию работы по направлению в подразделение жилищного обеспечения необходимых сведений для включения их в указанный реестр возлагалось на командиров воинских частей.
Согласно положениям ч. 4, 5 и 6 ст. 5 Федерального закона учет накопительных взносов на ИНС участников осуществляется на основании сведений об участниках НИС, представляемых в уполномоченный федеральный орган федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
Учет накопительных взносов на ИНС участника начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем открытия этого счета, и прекращается со дня закрытия этого счета.
Учет доходов от инвестирования на ИНС участников осуществляется уполномоченным федеральным органом пропорционально суммам накоплений, учтенных на ИНС участников, и срокам их инвестирования за отчетный год.
В соответствии с положениями п. 1 ч. 1 ст. 11 Федерального закона участник НИС имеет право использовать денежные средства, указанные в подп. 1 и 3 ч. 1 ст. 4 Федерального закона, в целях приобретения жилого помещения или жилых помещений в собственность или в иных целях после возникновения права на использование этих средств.
В целях реализации ст. 7 Федерального закона постановлением Правительства Российской Федерации от 21 февраля 2005 г. N 89 утверждены Правила формирования и ведения реестра участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих Министерством обороны Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, согласно п. 5 этих правил регистрирующим органом является структурное подразделение федерального органа исполнительной власти, назначаемое или создаваемое по решению руководителя федерального органа исполнительной власти для формирования и ведения реестра в соответствии с названными Правилами.
Для обеспечения функционирования НИС постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2005 г. N 800 в ведении Министерства обороны РФ создано федеральное государственное учреждение ФГКУ "Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих".
В силу подп. "в" п. 5, п. п. 6, 7 Правил ведения именных накопительных счетов участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 7 ноября 2005 г. N 655, ИНС включает в себя сведения, в том числе о доходах от инвестирования.
Основанием для открытия ИНС является включение военнослужащего в реестр участников НИС Министерством обороны РФ, соответствующим федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба.
Учет накопительных взносов на ИНС начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем открытия этого счета, и прекращается с даты закрытия счета.
Внесение изменений в ИНС осуществляется на основании представляемых соответствующим федеральным органом сведений о внесении изменений в реестр участников НИС.
Изменения в ИНС вносятся не позднее 10 рабочих дней с даты поступления соответствующих сведений. При внесении изменений в ИНС производится перерасчет размера накоплений для жилищного обеспечения, учтенных на этом счете.
В соответствии с п. 7 Правил формирования накоплений для жилищного обеспечения и учета их на именных накопительных счетах участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения, утвержденных тем же постановлением Правительства Российской Федерации от 7 ноября 2005 г. N 655, расчет суммы дохода от инвестирования средств, переданных в доверительное управление управляющим компаниям, производит уполномоченный федеральный орган на основании согласованных со специализированным депозитарием отчетов указанных компаний о доходах от инвестирования этих средств.
Доходы от инвестирования учитываются на ИНС участников НИС с учетом оплаты расходов на инвестирование накоплений для жилищного обеспечения и вознаграждения, удержанного управляющими компаниями.
Расчет суммы дохода от инвестирования средств, переданных в доверительное управление, для учета его на ИНС участников НИС осуществляется ежеквартально, не позднее 30-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, пропорционально накоплениям для жилищного обеспечения, учтенным на ИНС, и срокам их инвестирования за отчетный период с округлением до копейки.
Верными являются выводы судов о нарушении права Ефимовского М.Л. на жилищное обеспечение, которое выразилось в неначислении ФГКУ "Росвоенипотека" инвестиционного дохода за период с 1 октября 2012 г. по 4 апреля 2022 г.
Ошибочным является утверждение представителя административного ответчика в кассационной жалобе о незаконности возложения на Министерство обороны Российской Федерации обязанности по перечислению на ИНС административного истца суммы не начисленного инвестиционного дохода.
Так, в соответствии с подп. 31 п. 10 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г. N 1082, Министр обороны Российской Федерации является главным распорядителем средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Минобороны России и реализацию возложенных на него полномочий.
Кроме того, Министерство обороны Российской Федерации является органом, к компетенции которого относится как участие в публичных правоотношениях по реализации жилищных прав военнослужащих посредством НИС, так и защита нарушенных прав в указанной сфере, в связи с чем суды пришли к обоснованному выводу о необходимости возложения на Министерство обороны Российской Федерации обязанности по обеспечению Ефимовскому М.Л. возможности получить к выплате сумму неначисленного инвестиционного дохода.
Таким образом, суды предыдущих инстанций пришли к верному выводу о возложении на ФГКУ "Росвоенипотека" обязанности по расчету денежной суммы инвестиционного дохода, подлежащего учету на ИНС административного истца, а на Министерство обороны Российской Федерации - по доведению дополнительных лимитов бюджетных обязательств.
Указанные выводы судов основаны на целях, задачах и порядке их реализации, определенных в Указе Президента Российской Федерации от 20 апреля 2005 г. N 449, которым на Министерство обороны Российской Федерации возложены функции уполномоченного федерального органа исполнительной власти, обеспечивающего функционирование накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, и в постановлении Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2005 г. N 800 "О создании федерального государственного учреждения "Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих".
Доводы кассационной жалобы основаны на ошибочном толковании норм материального права и, по своей сути, сводятся к несогласию с существом состоявшихся судебных актов, что не может являться основанием для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке.
Проверяя правильность расчета инвестиционного дохода Ефимовского М.Л, гарнизонный военный суд, учитывая информацию об итогах функционирования НИС, представленной ФГКУ "Росвоенипотека", содержащей сведения о средствах, учтенных на ИНС участников НИС по состоянию на 1 января 2023 г, пришел к выводу, что на ИНС административного истца подлежит учету инвестиционный доход в размере "данные изъяты", поскольку именно указанный размер денежных средств был бы ему начислен в случае своевременного включения в реестр участников НИС.
Основанием для изменения указанного решения послужило то обстоятельство, что согласно справке от 25 июля 2023 г. от ФГКУ "Росвоенипотека", на ИНС административного истца уже были учтены накопительные взносы за период с 1 октября 2012 г. по 31 декабря 2022 г. в размере "данные изъяты", в том числе доход от инвестирования накоплений в размере "данные изъяты", за указанный период, в связи с чем суд апелляционной инстанции, согласившись с методикой расчёта суда первой инстанции, обосновано снизил размер инвестиционного дохода, подлежащего учёту на ИНС Ефимовского М.Л, до "данные изъяты"
Такой вывод суда апелляционной инстанции соответствует фактическим обстоятельствам дела и нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Поскольку судами при расчёте денежных средств, подлежащих зачислению на ИНС, применена методика, основанная на нормах материального права, устанавливающих порядок определения инвестиционного дохода, которая обеспечивает равенство всех участников НИС с учетом его начислений, то оснований для отмены итогового судебного акта по доводу, приведенному в кассационной жалобе, не имеется.
Доводы автора кассационной жалобы представителя административного истца относительно правильности представленного им расчета инвестиционного дохода основаны на ошибочном толковании норм материального права и не соответствуют сведениям ФГКУ "Росвоенипотека" о средствах, учтенных на ИНС участников НИС по состоянию на 1 января 2023 г.
Согласно ч. 2 ст. 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований по настоящему делу не усматривается. Принятые судебные акты сомнений в обоснованности и законности не вызывают, а изложенные в жалобе доводы не могут повлечь их отмену или изменение в кассационном порядке.
Оснований к безусловной отмене судебных актов согласно нормативным положениям ч. 3 ст. 328 КАС РФ также не выявлено, поэтому кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 327, п. 1 ч. 1 ст. 329, ст. 330 КАС РФ, кассационный военный суд
определил:
решение Владивостокского гарнизонного военного суда от 7 августа 2023 г. и апелляционное определение Тихоокеанского флотского военного суда от 8 ноября 2023 г. оставить без изменения, а кассационные жалобы представителя административного ответчика Министерства обороны Российской Федерации и представителя Ефимовского М.Л. - Пыхтина Василия Николаевича - без удовлетворения.
Настоящее определение вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в порядке главы 35 КАС РФ путем подачи кассационной жалобы в установленный ч. 2 ст. 318 этого же Кодекса срок непосредственно в Судебную коллегию по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 30 января 2024 г.
Председательствующий Р.В. Прытков
Судьи Т.Г. Гусейнов
В.Л. Лядов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.