Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Русаков А.Е., рассмотрев жалобу директора Общества с ограниченной ответственностью "Агрофирма "Белореченская" ФИО2 на вступившие в законную силу на вступившие в законную силу постановления государственного инспектора территориального отдела контроля международных автомобильных перевозок по Волгоградской области Южного МУГАДН Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 13 июля 2023 года (N, N) решения судьи Новоанинского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ (N, N) и решения судей Волгоградского областного суда от 24 октября 2023 года и от 25 октября 2023 года (Nр-786/2023, Nр-788/2023), вынесенные в отношении Общества с ограниченной ответственностью "Агрофирма "Белореченская" (далее ООО "Агрофирма "Белореченская", Общество), вынесенные по делам об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 12.21.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и частью 1 статьи 12.21.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением государственного инспектора территориального отдела контроля международных автомобильных перевозок по Волгоградской области Южного МУГАДН Федеральной службы по надзору в сфере транспорта N от 13 июля 2023 года, оставленным без изменения решением судьи Новоанинского районного суда Волгоградской области от 05 сентября 2023 года ООО "Агрофирма "Белореченская" признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 12.21.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей. Решением судьи Волгоградского областного суда от 24 октября 2023 года постановление должностного лица N от 13 июля 2023 года и решение судьи районного суда N от 05 сентября 2023 года изменены, размер назначенного наказания в виде административного штрафа снижен до 75 000 рублей.
Постановлением государственного инспектора территориального отдела контроля международных автомобильных перевозок по Волгоградской области Южного МУГАДН Федеральной службы по надзору в сфере транспорта N от 13 июля 2023 года, оставленным без изменения решением судьи Новоанинского районного суда Волгоградской области от 05 сентября 2023 года ООО "Агрофирма "Белореченская" признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.21.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 400 000 рублей. Решением судьи Волгоградского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ постановление должностного лица N от 13 июля 2023 года и решение судьи районного суда N от 05 сентября 2023 года изменены, размер назначенного наказания в виде административного штрафа снижен до 125 000 рублей.
В жалобах, поданных в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции ФИО2 выражает несогласие с вынесенными в отношении ООО "Агрофирма "Белореченская" актами, считая их незаконными, просит их отменить, дело направить на новое рассмотрение в Волгоградский областной суд.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
Частью 1 статьи 12.21.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения общества к административной ответственности) определено, что перевозка опасных грузов водителем, не имеющим свидетельства о подготовке водителей транспортных средств, перевозящих опасные грузы, свидетельства о допуске транспортного средства к перевозке опасных грузов, специального разрешения или аварийной карточки системы информации об опасности, предусмотренных правилами перевозки опасных грузов, а равно перевозка опасных грузов на транспортном средстве, конструкция которого не соответствует требованиям правил перевозки опасных грузов или на котором отсутствуют элементы системы информации об опасности либо оборудование или средства, применяемые для ликвидации последствий происшествия при перевозке опасных грузов, либо несоблюдение условий перевозки опасных грузов, предусмотренных указанными правилами, влечет наложение административного штрафа на водителя в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев; на должностных лиц, ответственных за перевозку, - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Согласно ч. 2 ст. 12.21.2 КоАП РФ нарушение правил перевозки опасных грузов, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, - влечет наложение административного штрафа на водителя в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц, ответственных за перевозку, - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей.
Согласно п. 23.5 Правил дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090, движение тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства, а также транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных грузов, осуществляется с учетом требований Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Пунктом 23.5 ПДД установлено, что перевозка опасных грузов осуществляется в соответствии со специальными правилами. При этом под "опасным грузом" в терминах Правил дорожного движения понимаются вещества, изделия из них, отходы производственной и иной хозяйственной деятельности, которые в силу присущих им свойств могут при перевозке создать угрозу для жизни и здоровья людей, нанести вред окружающей среде, повредить или уничтожить материальные ценности.
Согласно ч. 1 ст. 31 федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" движение по автомобильным дорогам крупногабаритного транспортного средства либо транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных грузов, относящихся согласно Европейскому соглашению о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ) к грузам повышенной опасности, за исключением движения самоходных транспортных средств с вооружением, военной техники, транспортных средств Вооруженных Сил Российской Федерации, осуществляющих перевозки вооружения, военной техники и военного имущества, допускается при наличии специальных разрешений, выдаваемых в соответствии с положениями настоящей статьи.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.02.1994 N 76 Россия присоединилась к заключенному в "адрес" ДД.ММ.ГГГГ Европейскому соглашению о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ), правила которого с ДД.ММ.ГГГГ применяются на территории Российской Федерации. Согласно этим правилам перевозящее опасный груз транспортное средство (автоцистерна) массой более 7, 5 тонн должно иметь письменные инструкции на случай чрезвычайной ситуации, которая может возникнуть в результате аварии во время перевозки. Данные инструкции должны храниться в кабине экипажа транспортного средства, в легкодоступном месте, они должны быть составлены по специальной форме, указанной в пункте 5.4.3.4 ДОПОГ, и передаваться перевозчиком экипажу транспортного средства до начала рейса. Перевозчик должен обеспечить правильное понимание выполнения этих инструкций каждым членом экипажа транспортного средства. До начала рейса члены экипажа транспортного средства должны получить информацию о погруженном опасном грузе, ознакомиться с письменными инструкциями, содержащими сведения о мерах, принимаемых в случае аварии или чрезвычайной ситуации (раздел 5.4.3 ДОПОГ). Кроме того подразделом 8.1.2.1 главы 8.1 (общие требования, касающиеся транспортных единиц и их оборудования) части 8 приложения В ДОПОГ предусмотрено, что помимо документов, предписываемых другими правилами, на транспортной единице должны находиться перечисленные в данном подразделе документы, а также предусмотренные п. 8.1.5.2 ДОПОГ средства защиты глаз.
В силу пункта 8.1.4.1 ДОПОГ к транспортным средствам, перевозящим опасные грузы, применяются следующие положения: на транспортных единицах максимальной допустимой массой более 7, 5 тонн требуется наличие одного или более переносных огнетушителя для тушения пожаров классов А, В и С, минимальная совокупная емкость которых составляет 12 кг сухого порошка (или эквивалентное количество другого подходящего огнетушащего состава) и по крайней мере один из которых имеет минимальную емкость 6 кг.
Согласно пункту 8.1.4.4 ДОПОГ (Приложение В) переносные огнетушители, соответствующие положениям пунктов 8.1.4.1 или 8.1.4.2, должны быть снабжены пломбой, свидетельствующей о том, что они не использовались. Кроме того, они должны иметь маркировку, указывающую на соответствие стандарту, признанному компетентным органом, и надпись, указывающую, по крайней мере, дату (месяц, год) следующей периодической проверки или истечения максимально допустимого срока службы, в зависимости от конкретного случая. Огнетушители должны подвергаться периодическим проверкам в соответствии с утвержденными национальными стандартами с тем, чтобы гарантировать их функциональную надежность.
Как усматривается из материалов дел об административных правонарушениях, 28 июня 2023 года государственным инспектором территориального отдела КМАП Южного МУГАДН Ространснадзора составлен протокол об административном правонарушении N, из содержания которого следует, что ДД.ММ.ГГГГ в 19 часов 20 минут в ходе проведения постоянного рейда в рамках федерального государственного контроля (надзора) на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве на ПКП-4 (Волгоград), осуществлялась перевозка опасного груза - топливо дизельное (UN1202) в количестве 12184 кг, согласно накладной от ДД.ММ.ГГГГ, выданной ООО "Агрофирма "Белореченская" на автомобиле КАМАЗ, государственный регистрационный знак N, зарегистрированного за ООО "Агрофирма "Белореченская", под управлением водителя ФИО3 На указанном транспортном средстве при осуществлении перевозки опасного груза выявлено нарушение требований п. 8.1.4.4 ДОПОГ - на предъявленных водителем огнетушителях, находящихся вне кабины транспортного средства отсутствуют маркировочные знаки, указывающие дату следующей поверки и истечения максимального допустимого срока службы. По данному факту в отношении водителя ФИО3 вынесено постановление о привлечении его к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 12.21.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, что и послужило основанием для возбуждения дела об административном правонарушении в отношении ООО "Агрофирма "Белореченская".
Наряду с этим ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором территориального отдела КМАП Южного МУГАДН Ространснадзора составлен протокол об административном правонарушении N, из содержания которого следует, что ДД.ММ.ГГГГ в 19 часов 20 минут в ходе проведения постоянного рейда в рамках федерального государственного контроля (надзора) на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве на ПКП-4 (Волгоград), осуществлялась перевозка опасного груза - топливо дизельное (UN1202) в количестве 12184 кг, согласно накладной от ДД.ММ.ГГГГ, выданной ООО "Агрофирма "Белореченская" на автомобиле КАМАЗ, государственный регистрационный знак N, зарегистрированного за ООО "Агрофирма "Белореченская", под управлением водителя ФИО3 На указанном транспортном средстве при осуществлении перевозки опасного груза выявлено нарушение требований п. 8.1.2.1 ДОПОГ - на транспортном средстве отсутствуют письменные инструкции, предписанные разделом 3.4.3 ДОПОГ, а так же нарушение требований 8.1.5.2 ДОПОГ - отсутствуют средства защиты для глаз. По данному факту в отношении водителя ФИО3 вынесено постановление о привлечении его к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 12.21.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, что и послужило основанием для возбуждения дела об административном правонарушении в отношении ООО "Агрофирма "Белореченская".
Приведенные обстоятельства подтверждаются собранными по названным делам доказательствами: протоколами по делам об административных правонарушениях N и N; копиями постановление N и N в отношении ФИО3, протоколом N о задержании транспортного средства, актами постоянного рейда N и N, протоколом осмотра транспортного средства в режиме постоянного рейда от 18 мая 2023 года, письменными объяснениями ФИО3, копией путового листа, копией свидетельства о допущении транспортных средств к перевозке некоторых опасных грузов, и иными материалами дел, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дел об административных правонарушениях выполнены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административных правонарушений, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Изложенное свидетельствует о совершении ООО "Агорофирма "Белореченская" административных правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 12.21.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и частью 1 статьи 12.21.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем в соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 1 статьи 4.1 названного Кодекса).
Согласно части 1 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи.
При этом в силу части 2 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) настоящего Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.
Аналогичная правовая позиция изложена в пункте 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".
При вынесении указанных постановлений должностным лицом территориального отдела контроля международных автомобильных перевозок по Волгоградской области Южного МУГАДН Федеральной службы по надзору в сфере транспорта и судьями нижестоящих судебных инстанций положения части 2 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях учтены не были.
Из материалов дел об административных правонарушениях усматривается, что нарушения законодательства в области дорожного движения были допущены ООО "Агрофирма "Белореченская" в результате бездействия.
Дела об административных правонарушениях, возбужденные по результатам указанной проверки в отношении ООО "Агрофирма "Белореченская", были подведомственны одному должностному лицу (органу).
Таким образом, ООО "Агрофирма "Белореченская" подлежало привлечению к административной ответственности с назначением административного наказания с учетом требований части 2 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При таких обстоятельствах дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 12.21.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и частью 1 статьи 12.21.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесенные в отношении ООО "Агрофирма "Белореченская" подлежат объединению в одно производство, а вынесенные по делам об административных правонарушениях судебные акты подлежат изменению путем назначения ООО "Агрофирма "Белореченская" административного наказания с учетом положений части 2 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решая вопрос о назначении ООО "Агрофирма "Белореченская" административного наказания в соответствии с требованиями части 2 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, полагаю необходимым отметить, что санкция части 2 статьи 12.21.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает наказание в виде административного штрафа на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей, санкция части 1 статьи 12.21.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает наказание в виде административного штрафа на юридических лиц - от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
При рассмотрении дела по жалобам ООО "Агрофирма "Белореченская" судьями Волгоградского областного суда учтено, что ООО "Агрофирма "Белореченская" с 01 августа 2016 года включено в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, на момент совершения административного правонарушения (ДД.ММ.ГГГГ) являлось малым предприятием.
Федеральным законом от 26 марта 2022 года N 70-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" названный Кодекс дополнен ст. 4.1.2, в части 2 которой указано, что в случае, если санкцией статьи (части статьи) раздела II данного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрено назначение административного наказания в виде административного штрафа лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, административный штраф социально ориентированным некоммерческим организациям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций - получателей поддержки, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам, отнесенным к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, назначается в размере от половины минимального размера (минимальной величины) до половины максимального размера (максимальной величины) административного штрафа, предусмотренного санкцией соответствующей статьи (части статьи) для юридического лица, либо в размере половины размера административного штрафа, предусмотренного санкцией соответствующей статьи (части статьи) для юридического лица, если такая санкция предусматривает назначение административного штрафа в фиксированном размере (ч. 2 ст. 4.1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Вместе с тем, применяя положения части 2 статьи 4.1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Волгоградского областного суда ошибочно указал о снижении, назначенного наказания в виде административного штрафа наказания до 125 000 рублей.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об изменении постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста, если допущенные нарушения указанного Кодекса и (или) закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях могут быть устранены без возвращения дела на новое рассмотрение и при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение.
При таких обстоятельствах постановления государственного инспектора территориального отдела контроля международных автомобильных перевозок по Волгоградской области Южного МУГАДН Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от ДД.ММ.ГГГГ (N, N) решения судьи Новоанинского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ (N, N) и решения судей Волгоградского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ (Nр-786/2023, Nр-788/2023), подлежат изменению путем назначения ООО "Агрофирма "Белореченская" по делам об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 12.21.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и частью 2 статьи 12.21.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административного наказания в виде административного штрафа в размере 125 000 рублей.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
постановления государственного инспектора территориального отдела контроля международных автомобильных перевозок по Волгоградской области Южного МУГАДН Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 13 июля 2023 года (N, N) решения судьи Новоанинского районного суда Волгоградской области от 05 сентября 2023 года (N, N) и решения судей Волгоградского областного суда от 24 октября 2023 года и от 25 октября 2023 года (Nр-786/2023, Nр-788/2023), вынесенные в отношении Общества с ограниченной ответственностью "Агрофирма "Белореченская", вынесенные по делам об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 12.21.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и частью 2 статьи 12.21.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях изменить.
Назначить ООО "Агрофирма "Белореченская" по делам об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 12.21.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и частью 2 статьи 12.21.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа в размере 125 000 (сто двадцать пять тысяч) рублей.
В остальной части указанные судебные акты оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья Четвертого кассационного
суда общей юрисдикции А.Е. Русаков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.