Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Капункина Ю.Б, судей Аняновой О.П. и Борисовой О.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Главного управления Федеральной службы судебных приставов по Ростовской области на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ростовского областного суда от 23 октября 2023 года по административному исковому заявлению Редько Д.П. к судебному приставу - исполнителю Таганрогского городского отдела судебных приставов ГУФССП России по Ростовской области Заманкову А.В, судебному приставу-исполнителю Таганрогского городского отдела судебных приставов ГУФССП России по Ростовской области Новиковой К.А, ГУ ФССП России по Ростовской области, начальнику отдела - старшему судебному приставу Таганрогского городского отдела судебных приставов ГУФССП России по Ростовской области Ващенко Ю.Ю, заинтересованное лицо: Министерство экономического развития Ростовской области об оспаривании бездействия судебного пристава - исполнителя
Заслушав доклад судьи Капункина Ю.Б, доводы кассационной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Редько Д.П. обратился в Таганрогский городской суд Ростовской области с административным иском, в котором просил признать незаконным бездействие судебного пристава - исполнителя Таганрогского городского отдела судебных приставов ГУФССП России по Ростовской области Заманкова А.В, выразившееся в уклонении от удаления недостоверной информации о наличии у него задолженности на Едином портале государственных услуг. Возложить на судебного пристава - исполнителя обязанность по устранению допущенных нарушений, путем удаления информации о наличии у Редько Д.П. задолженности в сумме 46 491, 03 рубля. В обоснование требований указал на то, что 27 марта 2023 года он обратился в Таганрогский городской отдел судебных приставов ГУФССП России по Ростовской области с заявлением об удалении ошибочных сведений о наличии у него задолженности по исполнительному производству N N, которая отражена на Едином портале государственных услуг. До обращения в службу судебных приставов сотрудники портала "Государственных услуг" разъяснили ему, что вся информация о наличии у гражданина судебной задолженности вносится и удаляется сайта только должностными лицами службы судебных приставов, в связи с чем административному истцу было рекомендовано обратиться в отдел судебных приставов ГУФССП России по Ростовской области. 24 апреля 2023 года судебным приставом-исполнителем было рассмотрено заявление Редько Д.П, по результатам которого решение об удалении недостоверной информации принято не было, в связи с чем, в личном кабинете административного истца на Едином портале государственных услуг продолжали отображаться сведения о числящейся задолженности по оконченному исполнительному производству.
Решением Таганрогского городского суда Ростовской области от 22 июня 2023 года административные исковые требования Редько Д.П. удовлетворены.
Суд признал незаконными действия должностных лиц Таганрогского городского отдела судебных приставов ГУФССП России по Ростовской области по включению в банк данных сведений о наличии у Редько Д.П. задолженности по исполнительному производству N N по постановлению о взыскании исполнительского сбора от 4 июля 2018 года. Данным решением суд обязал должностных лиц Таганрогского городского отдела судебных приставов ГУФССП России по Ростовской области устранить допущенные нарушения: передать информацию в информационный банк об отсутствии задолженности по исполнительному производству N N по постановлению о взыскании исполнительского сбора от 4 июля 2018 г.
В апелляционной жалобе судебные приставы - исполнители Таганрогского городского отдела судебных приставов ГУФССП России по Ростовской области Заманков А.В. и Новикова К.А. просили решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных административных требований в полном объеме. Заявители апелляционной жалобы считают, что суд первой инстанции неправильно применил нормы материального и процессуального права, установленные Федеральным законом N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве". Так, сведения о наличии задолженности по взысканию исполнительского сбора не являются общедоступными, отображаются в личном кабинете должника на Едином портале государственных услуг и подлежат хранению в течении 5 лет с момента окончания исполнительного производства. Также заявители обращали внимание на то, что ответчиками по настоящему делу должны быть должностные лица отдела информатизации ГУФССП России по Ростовской области.
В возражениях на апелляционную жалобу административный истец Редько Д.П. ходатайствующий о рассмотрении апелляционной жалобы в его отсутствие, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ростовского областного суда от 23 октября 2023 года решение Таганрогского городского суда Ростовской области от 22 июня 2023 года отменено.
Принято по делу новое решение о признании незаконным бездействия должностных лиц Таганрогского городского отдела судебных приставов ГУФССП России по Ростовской области, выразившиеся в уклонении от уничтожении сведений в банке данных с использованием подсистем АИС ФССП России о наличии у Редько Д.П. задолженности в размере 46 91, 03 рубля по исполнительному производству N N.
Обязав должностных лиц Таганрогского городского отдел судебных приставов ГУФССП России по Ростовской области устранить допущенные нарушения в течение одного месяца с даты вынесения апелляционного определения.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 14 декабря 2023 года заявитель просит оспариваемые судебные акты отменить, принять по делу новое решение о признании незаконным бездействия должностных лиц Таганрогского городского отдела судебных приставов ГУ ФССП России по Ростовской области, выразившееся в уклонении от уничтожения сведений в банке данных с использованием подсистем АИС ФССП России о наличии у Редько Д.П. задолженности в размере 46491, 03 руб. по исполнительному производству N N.
Определением судьи от 17 января 2024 г. кассационная жалоба с делом приняты к производству Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции приходит к выводу, что нижестоящими судами не были допущены нарушения, которые являются основанием для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке.
В соответствии со статьей 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Возникшие правоотношения регулируются Федеральным законом от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", который определяет условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц.
В силу части 1 статьи 6.1 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", Федеральная служба судебных приставов создает и ведет, в том числе в электронном виде, банк данных, содержащий сведения, необходимые для осуществления задач по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц.
Согласно части 3 статьи 6.1 Федеральным законом от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", общедоступными признаются следующие сведения, содержащиеся в банке данных: дата принятия судебного акта, акта другого органа или должностного лица; вид исполнительного документа, его номер, наименование органа, выдавшего исполнительный документ; дата возбуждения исполнительного производства; номер исполнительного производства; сведения о должнике: для гражданина - фамилия, имя, отчество (при наличии), дата и место рождения; сведения об окончании исполнительного производства в случаях, предусмотренных пунктами 3 и 4 части 1 статьи 46 настоящего Федерального закона, или об окончании исполнительного производства в случаях, предусмотренных пунктами 6 и 7 части 1 статьи 47 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 4 статьи 6.1 Федеральным законом от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", вышеуказанные сведения, являются общедоступными до дня окончания или прекращения исполнительного производства, за исключением данных об объявлении розыска должника, его имущества или розыска ребенка (для ребенка - фамилия, имя, отчество (при его наличии) и год рождения); которые являются общедоступными до обнаружения соответствующих лиц или имущества либо прекращения розыска по иным причинам, а также сведений по исполнительным производствам, оконченным в случаях, предусмотренных пунктами 3 и 4 части 1 статьи 46 данного Федерального закона, или оконченным в случаях, предусмотренных пунктами 6 и 7 части 1 статьи 47 данного Федерального закона, которые являются общедоступными до исполнения требований исполнительного документа, но не более трех лет со дня окончания исполнительного производства.
Из буквального толкования части 4 статьи 6.1 Федерального закона N 229-ФЗ от 2 октября 2007 г. следует, что общедоступные сведения, содержащиеся в банке данных, должны быть удалены судебным приставом- исполнителем по окончанию или прекращению исполнительного производства, за исключением вышеперечисленных случаев.
Как следует из материалов дела и правильно установлено судами, на исполнении в Таганрогском городском отделе судебных приставов ГУФССП России по Ростовской области находилось исполнительное производство N N в отношении должника Редько Д.П, возбужденное 20 марта 2015 года с предметом исполнения - взыскание задолженности в пользу 3A(t "Райфайзенбанк" в размере 664 157, 54 рубля. 31 января 2019 года указанное исполнительное производство окончено на основании подпункта 7 пункта 1 статьи 47 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве". Между тем, по прошествии трех лет в личном кабинете Редько Д.П. на Едином портале государственных услуг продолжали отображаться сведения о числящейся за административным истцом задолженности - исполнительский сбор в размере 46 491, 03 рубля по оконченному исполнительному производству N N.
27 марта 2023 г. административный истец обратился в Таганрогский городской отдел судебных приставов ГУ ФССП России по Ростовской области с заявлением об удалении ошибочных сведений о наличии у него задолженности по оконченному исполнительному производству N N.
24 апреля 2023 года судебный пристав-исполнитель Таганрогского городского отдела судебных приставов ГУ ФССП России по Ростовской области Заманков А.В. направил в адрес административного истца ответ, в котором указал, что все исполнительные производства в отношении Редько Д.П. окончены в связи с банкротством.
16 мая 2022 года судебным приставом-исполнителем Таганрогского городского отдела судебных приставов ГУ ФССП России по Ростовской области Новиковой К.А. вынесено постановление об отказе в удовлетворении ходатайства Редько Д.П, мотивированное тем, что ФССП России не является администратором сайта государственных услуг.
Пунктами 2.4, 2.5, 3.2 Порядка создания и ведения банка данных в исполнительном производстве Федеральной службы судебных приставов в электронном виде, утвержденного приказом Федеральной службы судебных приставов от 12 мая 2012 года N 248 (далее - Приказ) установлена периодичность передачи информации в федеральный и региональные банки данных - ежедневно по рабочим дням. Ответственность за полноту и своевременность передачи информации в федеральный и региональные банки данных возлагается на должностное лицо Федеральной службы судебных приставов в соответствии с организационно - распорядительным документом или его должностным регламентом. Сведения (документы) должны быть внесены в банк данных в течение одного дня с момента их поступления (формирования).
Согласно пункта 3.3 Приказа ответственность за полноту, достоверность и своевременность ввода в банк данных информации возлагается: для документов, созданных в электронном виде с использованием электронной подписи, - на автора документа, то есть судебного пристава - исполнителя, на исполнении которого находилось исполнительное производство. Поскольку начисления в государственной платежной системе по просроченному исполнительскому сбору в отношении Редько Д.П. не аннулированы при вынесении постановления об окончании исполнительного производства, учитывая приведенные выше нормам права, применительно к установленным обстоятельствам дела, судебная коллегия приходит к выводу о доказанности факта оспариваемого бездействия должностных лиц Таганрогского городского отдела судебных приставов ГУ ФССП России по Ростовской области по исполнительному производству N N, принятием по делу нового решения о признании незаконным бездействия должностных лиц Таганрогского городского отдела судебных приставов ГУ ФССП России по Ростовской области, выразившееся в уклонении от уничтожения сведений в банке данных с использованием подсистем АИС ФССП России о наличии у Редько Д.П. задолженности в размере 46491, 03 руб. по исполнительному производству N N. В качестве меры восстановления нарушенного права административного истца судебная коллегия по административным делам считает необходимым обязать должностных лиц Таганрогского городского отдела судебных приставов ГУ ФССП России по Ростовской области устранить допущенные нарушения в течение одного месяца с даты вынесения апелляционного определения.
Принимая во внимание изложенное, кассационная инстанция находит выводы, содержащиеся в апелляционном определении соответствующими обстоятельствам административного дела и постановленными, вопреки доводам кассационной жалобы, исходя из норм материального права, регулирующих возникшие правоотношения.
Доводы кассационной жалобы проверены, не могут повлечь за собой отмену состоявшихся решений в кассационной инстанции, поскольку основаны на неверном толковании закона, направлены на переоценку выводов суда первой и апелляционной инстанций.
Процессуальные нарушения, влекущие безусловную отмену судебных актов при разрешении дела нижестоящими судами не допущены, вследствие чего основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
С учётом установленных обстоятельств, оценив представленные доказательства в соответствии с требованиями части 2 статьи 62, статьи 84 КАС РФ, а также учитывая представленные в материалах дела доказательства, кассационная инстанция соглашается с выводами судов об удовлетворении заявленных административных требований.
Судами не допущено нарушений норм материального либо процессуального права, являющихся, в силу статьи 310 КАС РФ основанием для отмены или изменения решений судов.
Доводы заявителя направлены на иную оценку полученных по делу доказательств, основаны на неверном толковании норм материального и процессуального права, что не может служить основанием к отмене обжалуемых судебных постановлений.
Согласно части 3 статьи 329 КАС РФ суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какой судебный акт должен быть принят при новом рассмотрении административного дела.
При таких обстоятельствах, по результатам рассмотрения кассационной жалобы, кассационная инстанция приходит к выводу об оставлении апелляционного определения без изменения.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ростовского областного суда от 23 октября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 318 КАС РФ.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 6 февраля 2024 года.
Председательствующий Капункин Ю.Б.
Судьи Анянова О.П..
Борисова О.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.