Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Сергеева С.С, судей Шелудько В.В, Иванова А.Е.
с участием прокурора Костюка А.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства труда и социального развития Краснодарского края на решение Приморско-Ахтарского районного суда Краснодарского края от 10 июля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 19 сентября 2023 года по административному делу по административному иску прокурора Приморско-Ахтарского района, действующего в интересах ФИО1 к министерству труда и социального развития Краснодарского края о признании незаконным решения, возложении обязанности принять меры к включению гражданина в список детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями
Заслушав доклад судьи Сергеева С.С, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
прокуратурой Приморско-Ахтарского района проведена проверка по обращению ФИО1 о нарушении жилищных прав как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по результатам которой установлено, что решением суда Ленинско-Кузнецкого района Кемеровской области от 16 августа 2001 года ФИО6 лишена родительских прав в отношении ее несовершеннолетнего сына ФИО1
ДД.ММ.ГГГГ ФИО6 умерла.
В соответствии с распоряжением администрации Ленинск-Кузнецкого района от 4 сентября 2001 года N 505-р ФИО8 направлен в приют "Надежда".
Распоряжением администрации муниципального образования "Ленинск-Кузнецкий район" N 10-р от 12 января 2004 года ФИО10 передан в приемную семью.
ФИО1 обратился в администрацию муниципального образования Приморско-Ахтарский район 1 декабря 2022 года с заявлением о включении его в список на обеспечение жилым помещением в Приморско-Ахтарском районе.
Администрацией муниципального образования Приморско-Ахтарский район 16 февраля 2023 года в Министерство труда и социально развития направлено заключение от 30 января 2023 года N об отказе во включении ФИО1 в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, относившихся к категории детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
Приказом Министерства труда и социального развития Краснодарского края от 7 марта 2023 года N 411 -же ФИО1 отказано во включение в список лиц из категории детей- сирот и оставшихся без попечения родителей нуждающихся в получении жилого помещения на территории Приморско-Ахтарского района в связи с достижением им 23-летнего возраста.
Обращаясь в суд с административным иском в интересах ФИО1, прокурор Приморско-Ахтарского района Краснодарского края просил признать незаконным приказ министерства труда и социального развития Краснодарского края от 7 марта 2023 года N-жс об отказе во включении ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями; обязать Министерство труда и социального развития Краснодарского края включить ФИО1 в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по новому месту жительства исходя из времени и даты принятия уполномоченным органом местного самоуправления решения о включении ФИО1 в список по прежнему месту жительства.
Решением Приморско-Ахтарского районного суда Краснодарского края от 10 июля 2023 года административные требования удовлетворены.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 19 сентября 2023 года решение Приморско-Ахтарского районного суда Краснодарского края от 10 июля 2023 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Министерство труда и социального развития Краснодарского края ставит вопрос об отмене постановленных по делу судебных актов судов первой и апелляционной инстанций, принятии нового решения об удовлетворении административных исковых требований. В обоснование жалобы указывает на нарушение норм материального права, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.
Кассационная жалоба, поступившая в суд 8 ноября 2023 года, определением судьи кассационной инстанции от 22 ноября 2023 года с административным делом передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
В судебном заседании суда кассационной инстанции старший прокурор отдела управления Главного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Костюк А.И, просил отказать в удовлетворении кассационной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились в связи с чем, судебная коллегия, на основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), определиларассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Согласно части 2 статьи 329 КАС РФ при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 КАС РФ являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу о том, что судом первой и апелляционной инстанций не были допущены нарушения, являющиеся основанием для отмены судебных актов в кассационном порядке.
Разрешая заявленные прокурором Приморско-Ахтарского района, действующего в интересах ФИО1 требования и удовлетворяя их, суд первой инстанции, руководствуясь частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации, частью 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктом 3 части 3.1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", частями 1, 10 статьи 5, частью 1 статьи 7, Закона Краснодарского края от 3 июня 2009 года N1748-КЗ "Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в "адрес"", исходил из того, что ФИО1 (ФИО11), 5 июня 1998 года рождения, относится к категории лиц, оставшихся без попечения родителей.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2019 года N 397 утверждены Правила "Формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из указанного списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства" (далее - Правила).
Пунктом 23 Правил установлено, что при перемене места жительства дети-сироты вправе обратиться с заявлением в письменной форме об исключении их из списка по прежнему месту жительства и включении их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по новому месту жительства детей-сирот.
ФИО1 отказано во включение в список лиц из категории детей-сирот и оставшихся без попечения родителей нуждающихся в получении жилого помещения на территории Приморско-Ахтарского района в связи с достижением им 23- летнего возраста.
Судом первой инстанции установлено, что в числе оснований, по которым уполномоченный орган субъекта Российской Федерации принимает решение об отказе в исключении из списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и во включении в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства (пункт 35 Правил), такое основание, как достижение ребенком-сиротой или ребенком из числа детей-сирот определенного возраста, отсутствует.
С такими выводами согласился суд апелляционной инстанции, указав на то, что ФИО1 до настоящего момента не реализовал принадлежащее ему право на обеспечение жилым помещением, при этом документами, хранящимися в личном деле, поступившем из администрации Ленинск-Кузнецкого района Кемеровской области, подтверждается своевременность постановки ФИО1 на учет лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, судом первой инстанции сделан правомерный вывод о том, что ФИО1 имеет право на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения из специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договору найма специализированных жилых помещений.
Судебная коллегия суда кассационной инстанции не усматривает оснований не согласится с выводами судов первой и апелляционной инстанций об отказе в удовлетворении административного иска.
Доводы кассационной жалобы на правильность выводов судов об отказе в удовлетворении административного иска не влияют, направлены на иное толкование правовых положений, не содержат новых обстоятельств, которые бы опровергали выводы районного суда и судебной коллегии в постановленных решении и апелляционном определении соответственно, сводятся к оспариванию обоснованности выводов об установленных фактических обстоятельствах, и в соответствии со статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не являются основаниями для отмены судебных актов в кассационном порядке.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд кассационной инстанции, рассмотрев кассационные жалобу, представление с административным делом, вправе оставить судебный акт суда первой, апелляционной или кассационной инстанции без изменения, кассационные жалобу, представление без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь, статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Приморско-Ахтарского районного суда Краснодарского края от 10 июля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 19 сентября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке статей 318 - 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 2 февраля 2024 года.
Председательствующий судья:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.