Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Сергеева С.С, судей Шелудько В.В, Иванова А.Е.
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации муниципального образования Северский район на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 22 августа 2023 года по административному делу по административному иску ФИО1 к Администрации муниципального образования Северский район о признании незаконным отказа в постановке на учет в качестве лица, имеющего право на предоставление земельного участка
Заслушав доклад судьи Сергеева С.С, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО1, являясь многодетной матерью, обратилась в администрацию МО Северский район с заявлением о постановке на учет в качестве лица, имеющего право на предоставление в собственность бесплатно земельного участка для индивидуального жилищного строительства, личного подсобного хозяйства, как гражданина, имеющего трех и более детей.
Письмом от 14 июля 2022 года N ФИО1 отказано в предоставлении данной муниципальной услуги на том основании, что согласно сведениям из ЕГРН, на основании постановления главы Азовской сельской администрации Северского района Краснодарского края от 5 июня 2001 года N208 "О предоставлении в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства в "адрес" гр. ФИО6, проживающему: "адрес"" ФИО6, являющемуся родителем ребенка ФИО7, 24 мая 2022 года рождения, предоставлен в собственность бесплатно земельный участок площадью 1 500 кв.м, расположенный в "адрес", для индивидуального жилищного строительства.
Считая свои права нарушенными, ФИО1 обратилась в суд с административным иском, в котором просила признать незаконным указанное решение органа местного самоуправления.
Решением Северского районного суда Краснодарского края от 17 марта 2023 года отказано в удовлетворении административных исковых требований.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 22 августа 2023 года решение Северского районного суда Краснодарского края от 17 марта 2023 года отменено.
По делу принято новое решение, которым административные исковые требования ФИО1 к администрации МО Северский район удовлетворены частично. Признано незаконным решение администрации МО Северский район, изложенное в письме от 14 июля 2022 года N и возложена обязанность на администрацию МО Северский район повторно рассмотреть заявление ФИО1 о постановке на учет в качестве лица, имеющего право на предоставление в собственность бесплатно земельного участка для индивидуального жилищного строительства, личного подсобного хозяйства, как гражданина, имеющего трех и более детей.
В кассационной жалобе администрация муниципального образования Северский район ставит вопрос об отмене апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 22 августа 2023 года, принятии нового решения об отказе в удовлетворении административных исковых требований. В обоснование жалобы указывает на нарушение норм материального права, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.
Кассационная жалоба, поступившая в суд 8 ноября 2023 года, определением судьи кассационной инстанции от 22 ноября 2023 года с административным делом передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
В возражениях, поданных в Четвертый кассационный суд ФИО1 просила отказать в удовлетворении кассационной жалобы, оставить апелляционное определение без изменения.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель администрации муниципального образования Северский район по доверенности ФИО8 доводы кассационной жалобы поддержала, административный истец ФИО1 просила в удовлетворении кассационной жалобы отказать.
Согласно части 2 статьи 329 КАС РФ при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 КАС РФ являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу о том, что судом апелляционной инстанций не были допущены нарушения, являющиеся основанием для отмены судебных актов в кассационном порядке.
Разрешая заявленные ФИО1 требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции, руководствуясь пунктом 6 статьи 39.5, статьей 39.19 Земельного кодекса РФ, статьями 1, 3, 4, 7 Закона Краснодарского края от 26 декабря 2014 года N3085-КЗ "О предоставлении гражданам, имеющим трех и более детей, в собственность бесплатно земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности", исходил из того, что обжалуемое решение органа местного самоуправления является правомерным, принято в соответствии с требованиями действующего законодательства, соответствует нормам Земельного кодекса РФ и Закона Краснодарского края от 26 декабря 2014 года N 3085-K3 "О предоставлении гражданам, имеющим трех и более детей, в собственность бесплатно земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности".
С такими выводами не согласился суд апелляционной инстанции, и руководствуясь подпунктом 6 статьи 39.5 Земельного кодекса РФ, статьей 1, 3 Закона Краснодарского края от 26 декабря 2014 года N 3085-K3 "О предоставлении гражданам, имеющим трех и более детей, в собственность бесплатно земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности" указал на то, что с 1 марта 2015 года в связи с вступлением в силу Федерального закона от 23 июня 2014 года N171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", действует статья 39.5 Земельного кодекса РФ, содержащая перечень случаев предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа, одним из которых является предоставление земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, установленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В качестве основания для принятия органом местного самоуправления оспариваемого решения указано о предоставлении ФИО6, являющемуся родителем ребенка ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в собственность бесплатно земельного участка площадью 1 500 кв.м, расположенного в "адрес", для индивидуального жилищного строительства, на основании постановления главы Азовской сельской администрации "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N "О предоставлении в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства в "адрес" г гр. ФИО6, проживающему: "адрес"".
Из указанного постановления следует, что правовым основанием для предоставления ФИО6 названного земельного участка являлся пункт "а" статьи "адрес" "Об особом порядке землепользования в "адрес"" N-КЗ от ДД.ММ.ГГГГ, на основании которого, предоставление земельных участков для индивидуального жилищного строительства осуществлялось при отсутствии заявлений от местных жителей: гражданам Российской Федерации, прибывающим в край из-за его пределов - после регистрации права на постоянное проживание на данной территории Краснодарского края; гражданам других государств и лицам без гражданства - после получения гражданства Российской Федерации и регистрации права на постоянное проживание на данной территории Краснодарского края; вынужденным переселенцам - после получения удостоверения вынужденного переселенца, выданного миграционной службой Краснодарского края с указанием конкретной территории края для постоянного проживания.
Кроме того, судом апелляционной инстанции принято во внимание, что предоставление земельного участка ФИО6 имело место до рождения у него первого ребенка, что не опровергается лицами, участвующими в деле и подтверждает факт предоставления земельного участка ФИО6 по иным основаниям, нежели предусмотренными Законом N-K3, как гражданину (одному из родителей) имеющему трех и более детей.
Судом апелляционной инстанции установлено, что ни в отношении ФИО6, ни в отношении ФИО1 не принималось решение о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка как граждананм, имеющиму трех и более детей.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции сделал вывод о том, что оспариваемое решение администрации МО Северский район от 14 июля 2022 года N 01-30/5893 противоречит требованиям статьи 39.5 Земельного кодекса РФ и положениям Закона N3085-K3, а также влечет ограничение прав многодетной семьи административного истца на реализацию меры социальной поддержки, в связи с чем отменил решение суда первой инстанции и принял новое решение об удовлетворении административных исковых требований.
Судебная коллегия суда кассационной инстанции не усматривает оснований не согласится с выводами суда апелляционной инстанций об удовлетворении административного иска.
Доводы кассационной жалобы на правильность выводов суда апелляционной инстанции об удовлетворении административного иска не влияют, направлены на иное толкование правовых положений, не содержат новых обстоятельств, которые бы опровергали выводы судебной коллегии в постановленном апелляционном определении соответственно, сводятся к оспариванию обоснованности выводов об установленных фактических обстоятельствах, и в соответствии со статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не являются основаниями для отмены судебного акта в кассационном порядке.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд кассационной инстанции, рассмотрев кассационные жалобу, представление с административным делом, вправе оставить судебный акт суда первой, апелляционной или кассационной инстанции без изменения, кассационные жалобу, представление без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь, статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 22 августа 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке статей 318 - 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 2 февраля 2024 года.
Председательствующий судья:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.