Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Шелудько В.В.
судей Иванова А.Е. и Сергеева С.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу
Крючковича А.Г, Кузьмина Р.Р. на решение Верховного суда Республики
Крым от 25 января 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей
юрисдикции от 18 мая 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению Крючковича А.Г, Кузьмина Р.Р. об оспаривании нормативных правовых актов в части.
Заслушав доклад судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Шелудько В.В, выслушав объяснение с использованием системы видео-конференц-связи Крючковича А.Г. и представителя административных истов Мясоедова П.Н, поддержавших доводы кассационной жалобы, представителя Совета министров Республики Крым по доверенности Миряйкиной Т.А, заключение прокурора Костюка А.И, возражавших против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Крючкович А.Г, Кузьмин Р.Р. обратились в суд с административным исковым заявлением, в котором просили признать не действующими распоряжения Совета министров Республики Крым от 30 мая 2017 года N 570-р и от 27 апреля 2018 года N 450-р в части утверждения зоны с особыми условиями использования территории (особо охраняемая природная территория "Ялтинский горно-лесной природный заповедник") в отношении находящихся в собственности административных истцов земельных участков.
Решением Верховного суда Республики Крым от 25 января 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 18 мая 2023 года, в удовлетворении требований административного иска отказано.
В кассационной жалобе Крючковича А.Г, Кузьмина Р.Р. указывается на незаконность обжалуемых судебных актов, принятых с нарушением норм материального права. По мнению заявителя, выводы, изложенные в обжалуемых судебных актах, не соответствуют обстоятельствам административного дела.
Кассационная жалоба, поступившая в районный суд 10 ноября 2023 года, определением судьи кассационной инстанции от 5 декабря 2023 года с делом передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Выслушав объяснение с использованием системы видео-конференц-связи Крючковича А.Г. и представителя административных истов
Мясоедова П.Н, поддержавших доводы кассационной жалобы, представителя Совета министров Республики Крым по доверенности Миряйкиной Т.А, заключение прокурора Костюка А.И, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
На основании части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
В соответствии с частью 8 статьи 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Разрешая заявленные требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции и согласившийся с ним суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями Федерального Конституционного Закона
от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополь", статьи 8 Закона Республики от 10 ноября 2014 года N 5-ЗРК/2014 "Об особо охраняемых природных территориях Республики Крым", пришли к выводу о том, что оспариваемые распоряжения приняты уполномоченным органом в пределах его компетенции, с соблюдением процедуры принятия и опубликования. Также суды пришли к выводу о том, что оспариваемые нормативные правовые акты не противоречат федеральному закону или другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушают прав и законных интересов административных истцов.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов обеих инстанций. Оснований, по которым возможно не согласиться с выводами судов, не установлено.
Доводы административных истцов мотивированы тем, что при создании особо охраняемой природной территории (далее - ООПТ) не было учтено, что их земельные участки находятся в собственности физических лиц, при создании такой новой территории не соблюдены требования законодательства в области охраны ООПТ.
Вместе с тем, как достоверно установлено судами, Ялтинский горно-лесной природный заповедник организован на базе Ялтинского лесхоза приказом от 6 марта 1973 года N 49 Министерства лесного хозяйства Украинской ССР во исполнение постановления Совета министров Украинской ССР от 20 февраля 1973 года N 84 "Об организации новых государственных заповедников и расширении Черноморского государственного заповедника".
Из материалов ООО "Геоплан" следует, что в соответствии с плановыми материалами базового лесоустройства 1987 года, утвержденного в составе проекта организации территории Ялтинский горно-лесной природный заповедника, заявленная площадь заповедника составила 14 523 га (раздел 1.3 "Площадь создаваемой ООПТ"). В связи с отсутствием у Ялтинского горно-лесного природного заповедника правоустанавливающих документов на землю некоторые территории заповедника утратили природоохранную ценность за счет необоснованного предоставления в собственность или пользование земель третьим лицам, агрессивного антропогенного влияния, а также за счет застройки (в том числе самовольной).
После вхождения Республики Крым в состав Российской Федерации постановлением Государственного Совета Республики Крым от 26 марта
2014 года N 1871-6/14 Ялтинский горно-лесной природный заповедник национализирован (пункт 19 части 1).
Пунктом 4 названного постановления установлено, что национализированные в собственность Республики Крым предприятия, учреждения, организации, обособленные подразделения продолжают свою деятельность на основании действующих правоустанавливающих документов, лицензий и других разрешительных документов, документов на право собственности и иных вещных прав на имущество в порядке, установленном актами законодательства, применявшимися на территории Республики Крым по состоянию на 21 февраля 2014 года, до принятия соответствующих законодательных актов Республики Крым.
На основании заключенного 9 августа 2016года между ГБУ Республики Крым "Ялтинский горно-лесной природный заповедник" и ООО "Проектный институт "Геоплан" контракта, специалистами ФГАОУ ВО "Крымский Федеральный институт имени В.И. Вернадского" были подготовлены материалы комплексного экологического обследования территории заповедника, в том числе определены границы ООПТ Ялтинского горно-лесного природного заповедника.
Согласно разделу 1.4 "Описание границ" материалов ООО "Геоплан", для описания границ заповедника было выполнено сканирование планово-картографических материалов лесоустройства, после чего осуществлена трансформация и привязка растровых картографических изображений к математическим координатам рамок трапеций, а также последующее натурное обследование территории.
По результатам проведенных работ по комплексному экологическому обследованию территории установлено, что общая площадь ООПТ Ялтинского горно-лесного природного заповедника составляет 14 531, 3866 га. При проведении работ были выявлены земельные участки, по которым имеются пересечения границ с землями ООПТ и по которым внесены сведения о границах в государственный кадастр недвижимости.
Перечень таких участков приведен в приложении "В" к материалам ООО "Геоплан", где под номерами 37 и 38 указаны кадастровые номера спорных земельных участков.
В соответствии с выполненными изысканиями оспариваемыми в части распоряжениями N 570-р и N 450-р утверждены границы зоны с особыми условиями использования территории (особо охраняемая природная территория "Ялтинский горно-лесной природный заповедник"), которые внесены в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) с реестровым номером 90:25-6.91 с датой присвоения 6 декабря 2016 года
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 сентября 2018 года N 1091 "О создании особо охраняемых природных территорий федерального значения на территории Республики Крым" на территории Республики Крым в границах территорий, предусмотренных актами государственных органов Украины, создана, в том числе, особо охраняемая природная территория федерального значения государственный природный заповедник "Ялтинский горно-лесной" (в границах Ялтинского горно-лесного природного заповедника).
Согласно выписке из ЕГРН о зоне с особыми условиями использования территории ООПТ "Ялтинский горно-лесной природный заповедник" в разделе сведений о земельных участках, полностью или частично расположенных в границах зоны с особыми условиями использования территории, указаны 199 земельных участков, в том числе спорные земельные участки.
Таким образом, вопреки доводам кассационной жалобы, Ялтинский горно-лесной природный заповедник не является вновь созданной охраняемой региональной природной территорией, создан в границах территории, предусмотренной актами государственных органов Украины. Границы заповедника установлены на основании материалов базового лесоустройства, совпадающих с параметрами этого объекта.
Руководствуясь пунктами 1 и 6 статьи 95 Земельного кодекса Российской Федерации, статьей 6 Федерального закона N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", все ограничения деятельности на территории Ялтинского горно-лесного природного заповедника установлены в силу закона, в связи с чем не нарушают права административных истцов.
Учитывая вышеизложенное, судебная коллегия кассационной инстанции полагает правомерными выводы судов об отказе в удовлетворении требований.
Переоценка представленных доказательств не отнесена процессуальным законом к полномочиям суда кассационной инстанции, все юридически значимые обстоятельства определены судами правильно, исследованные доказательства оценены в соответствие с требованиями статьи 84 КАС РФ.
Руководствуясь статьей 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Верховного суда Республики Крым от 25 января 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 18 мая 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 16 января
2024 года.
Председательствующий В.В. Шелудько
Судьи А.Е. Иванов
С.С. Сергеев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.