Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Аняновой О.П, судей Капункина Ю.Б. и Мальмановой Э.К, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФИО1 на решение Черноярского районного суда Астраханской области от 7 августа 2023 г, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Астраханского областного суда от 4 октября 2023 г. по административному делу по административному исковому заявлению ФИО1 к УФССП России по Астраханской области, Черноярского РОСП УФССП России по Астраханской области, начальнику Черноярского РОСП УФССП России по Астраханской области ФИО3, врио начальника Черноярского РОСП УФССП России по Астраханской области ФИО9, СПИ Черноярского РОСП УФССП России по Астраханской области ФИО4, СПИ Черноярского РОСП УФССП России по Астраханской области ФИО5 о признании незаконными действий по возбуждению исполнительных производств.
Заслушав доклад судьи Аняновой О.П, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратился в суд с административным иском к Черноярскому РОСП УФССП России по Астраханской области (далее - Черноярское РОСП), которым просил признать незаконными и отменить принятые на основании Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон N 229-ФЗ) постановления о возбуждении в отношении него исполнительных производств. По мнению ФИО1, Закон N 229-ФЗ не подлежит применению на территории Российской Федерации, поскольку по основаниям изложенным в административном исковом заявлении, Федеральный закон от 14 июня 1994 г. N 5-ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания", на основании которого Закон N 229-ФЗ вступил в действие, не соответствует части 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации.
Решением Черноярского районного суда Астраханской областиот 7 августа 2023 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Астраханского областного суда от 4 октября 2023 г, в удовлетворении требований отказано.
В кассационной жалобе ФИО1 просит отменить судебные акты в связи с допущенными судами нарушением норм материального и процессуального права.
Лица, участвующие в рассмотрении дела, извещенные о дате, времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились. На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации(далее - КАС РФ) судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
В соответствии с частью 2 статьи 329 КАС РФ при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления. При этом суд кассационной инстанции не вправе проверять законность судебных актов в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных актов, которые не обжалуются.
Согласно части 2 статьи 328 КАС РФ, основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судами по настоящему административному делу не допущено.
Согласно части 1 статьи 218 и статье 360 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, государственного или муниципального служащего, в том числе главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Таким образом, признание незаконными действий и решений должностного лица возможно только при несоответствии их нормам действующего законодательства одновременно с нарушением прав и законных интересов административного истца.
Судами установлено и подтверждается материалами дела, что СПИ Черноярского РОСП за период с 2019-2023 гг. в отношении административного истца было возбуждено 10 исполнительных производств о взыскании штрафов, налоговых и кредитных задолженностей.
Указанные исполнительные производства возбуждены постановлениями СПИ на основании соответствующих требованиям закона исполнительных документов.
Принудительное исполнение требований, содержащихся в исполнительных документах, регулируется Законом N 229-ФЗ, относящим к задачам исполнительного производства правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации (статья 2).
Исполнительное производство возбуждается судебным приставом-исполнителем на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено названным законом (часть 1 статьи 30 Закона N 229-ФЗ), при условии отсутствия обстоятельств, указанных в пунктах 1-11 части 1 статьи 31 названного Закона.
Судами установлено, что оснований, предусмотренных статьей 31 Закона N 229-ФЗ при возбуждении исполнительных производств, не имелось.
В этой связи суды пришли к выводу о наличии законных оснований у административного ответчика для вынесения оспариваемых постановлений и, как следствие, об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Основания и мотивы, по которым суды пришли к поставленным под сомнения в жалобе выводам, примененные нормы материального и процессуального права подробно приведены в оспариваемых актах, и судебная коллегия суда кассационной инстанции не усматривает оснований считать их неправильными.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, судами определены правильно, выводы судов мотивированы и соответствуют установленным обстоятельствам и нормам материального права, которые вопреки повторно, приведенным в кассационной жалобе доводам не вступают в противоречие с Конституцией Российской Федерации.
Доводы кассационной жалобы повторяют позицию в судах нижестоящих инстанций, не содержат новых обстоятельств, которые не были исследованы судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении административного дела и не получили бы надлежащую правовую оценку в обжалуемых судебных решениях.
Иное толкование автором кассационной жалобы положений действующего законодательства не свидетельствует о неправильном применении судами норм права.
Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемых судебных актов, судами не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь положениями статей 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Черноярского районного суда Астраханской областиот 7 августа 2023 г, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Астраханского областного суда от 4 октября2023 г. - оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 1 февраля 2024 г.
Председательствующий
О.П. Анянова
Судьи
Ю.Б. Капункин
Э.К. Мальманова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.