Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Капункина Ю.Б, судей Иванова А.Е. и Аняновой О.П.
Рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФИО1 на решение Тбилисского районного суда "адрес" от 19 января 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам "адрес"вого суда от 25 мая 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению МИФНС России N по "адрес" к ФИО1 о взыскании задолженности по налогам и пени.
Заслушав доклад судьи Капункина Ю.Б, доводы кассационной жалобы, письменные возражения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
межрайонная ИФНС N по "адрес" (далее - МИФНС N по КК, налоговый орган) обратилась в суд с административным иском к ФИО1 о взыскании недоимки по транспортному налогу указав, что согласно сведениям регистрационных органов транспортных средств, ответчик является собственником объектов налогообложения. Налогоплательщику направлено налоговое уведомление по уплате транспортного налога за легковой автомобиль "ВАЗ-21063", за легковой автомобиль "Форд Таурус", за легковой автомобиль "Вольво 850". За несвоевременную уплату налогов была начислена пеня в процентах от неуплаченной суммы за каждый день просрочки. Задолженность по пене сформирована на дату выставления требований об уплате и составляет 8 205, 09 рублей. В связи с неоплатой данной задолженности налоговый орган обратился в суд.
Решением Тбилисского районного суда "адрес" от 19 января 2023 года административное исковое заявление удовлетворено.
В апелляционной жалобе, направленной в "адрес"вой суд, ФИО1 просил решение Тбилисского районного суда "адрес" от 19 января 2023 года отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований административного иска. В обосновании требований жалобы указал, что обжалуемое решение является незаконным, необоснованным, и подлежит отмене.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам "адрес"вого суда от 25 мая 2023 г. решение Тбилисского районного суда "адрес" от 19 января 2023 г. оставлено без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
В кассационной жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции 27 ноября 2023 г. заявитель просит судебные акты отменить, направить дело на новое рассмотрение. Ссылается на нарушение судами норм материального права.
Определением судьи от 4 декабря 2023 г. кассационная жалоба с административным делом переданы для рассмотрения в судебном заседании Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
ФИО1 направлено письменное ходатайство в кассационный суд об отложении дела слушанием, ввиду невозможности его явки в судебное заседание, назначенное на 18 января 2024 г, ввиду его заболевания.
Рассмотрев ходатайство, судебная коллегия Четвертого кассационного суда общей юрисдикции отклоняет его, поскольку письменных доказательств, подтверждающих уважительность причины неявки заявителя в судебное заседание, суду не представлено.
Заслушав доклад судьи, доводы кассационной жалобы, возражения, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему выводу.
Согласно части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 КАС РФ являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебная коллегия полагает, что такие нарушения были допущены
В соответствии со статьей 57 Конституции РФ, каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
На основании статьи 23 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ), налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги; выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах. За невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей налогоплательщик (плательщик сборов) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах (статья 45 НК РФ).
В силу статьи 57 Налогового кодекса РФ, сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору.
Согласно требованиям статьи 52 НК РФ, налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
Транспортный налог устанавливается Налоговым Кодексом РФ и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом, законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статья 356 НК РФ).
На основании статьи 357 НК РФ, налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 НК РФ, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ (статья 358 НК РФ).
В силу статьи "адрес" N-КЗ "О транспортном налоге на территории "адрес"" от 26 ноября 2003 года, срок уплаты сумм транспортного налога: налогоплательщиками, являющимися физическими лицами - 1 ноября календарного года, следующего за истекшим налоговым периодом - налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, на основании налогового уведомления, вручаемого налоговыми органами, уплачивают сумму транспортного налога не позднее 1 июня календарного года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Согласно пункта 1 статьи 359 НК РФ налоговая база в отношении транспортных средств, имеющих двигатели (за исключением воздушных транспортных средств, для которых определяется тяга реактивного двигателя), определяется как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах. Налоговые ставки определены пунктом l статьи 361 Налогового кодекса РФ, так в частности автомобили легковые с мощностью двигателя (с каждой л.с.): до 100 лошадиных сил включительно налоговая ставка составляет 2, 5 рубля; свыше 150 л.с, до 200 л.с. включительно налоговая ставка составляет 5 рублей; свыше 200 л.с. до 250 л.с. включительно налоговая ставка составляет 7, 5 рублей.
При этом, пунктом 2 статьи 361 НК РФ предусмотрено, что налоговые ставки, указанные в пункте l статьи 361 Налогового кодекса РФ, могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов Российской Федерации, но не более чем в 10 раз.
"адрес" N-КЗ "О транспортном налоге на территории "адрес"" от 26 ноября 2003 г. установлены следующие ставки транспортного налога на автомобили легковые с мощностью двигателя (с каждой л.с.): до 100 л.с. включительно в размере 12 рублей; свыше 150 л.с. до 200 л.с. включительно в размере 50 рублей; свыше 200 л.с. до 250 л.с. включительно в размере 75 рублей. При этом, в соответствии с вышеуказанными нормами закона, данные налоговые ставки не превышают более чем в 10 раз налоговые ставки, указанные в пункте l статьи 361 Налогового кодекса РФ.
Из материалов административного дела следует, что ФИО1, является собственником транспортных средств: легкового автомобиля ВАЗ 21063, государственный регистрационный знак N, период владения с 20 ноября 2013 г. по настоящее время;
- легкового автомобиля ФОРД ТАУРУС, государственный регистрационный номер N, период владения с 26 марта 2014 г. по настоящее время;
- легкового автомобиля ВОЛЬВО 850, государственный регистрационный номер N, период владения с 25 ноября 2014 г. по настоящее время.
Данный факт подтверждается сведениями об имуществе налогоплательщика физического лица, а также информацией, предоставленной по запросу суда МРЭО ГИБДД (по обслуживанию Кавказского, Гулькевичского и "адрес"ов) ГУ МВД России по "адрес".
Таким образом, ФИО1 является плательщиком транспортного налога.
В соответствии с положениями Налогового кодекса РФ, налогоплательщику направлялось налоговое уведомление по сроку уплаты не позднее 1 декабря 2020 г, в котором произведен расчет транспортного налога за 2019 "адрес" указанной в уведомлении налоговой ставки произведено верно, всего к уплате указано - 25 018, 00 рублей.
За легковой автомобиль ВАЗ 21063, 64.00 л.с. х 12 рублей = 768, 00 рублей, за легковой автомобиль ФОРД ТАУРУС, 170 л.с. х 50 рублей = 8 500, 00 рублей, за легковой автомобиль ВОЛЬВО 850, 210 л.с. х 75 рублей = 15 750, 00 рублей. За 2015 г. по сроку уплаты на 1 мая 2016 г. транспортный налог размере 25 018, 00 рублей на дату подачи заявления не оплачен, взыскан по решению Тбилисского районного суда "адрес" от 30 ноября 2017 года (по делу Nа-782/2017);
- за 2016 год по сроку уплаты на 1 декабря 2017 г. транспортный налог размере 25 018, 00 рублей на дату подачи заявления не оплачен, взыскан по решению Тбилисского районного суда "адрес" от 18 апреля 2019 года (по делу Nа-284/2019);
- за 2017 год по сроку уплаты на 3 декабря 2018 г. транспортный налог размере 25 018, 00 рублей на дату подачи заявления не оплачен, взыскан по решению Тбилисского районного суда "адрес" от 21 января 2020 года (по делу Nа-492/2020);
- за 2018 год по сроку уплаты на 1 декабря 2019 г. транспортный налог размере 25 018, 00 рублей на дату подачи заявления не оплачен, взыскан по решению Тбилисского районного суда "адрес" от 3 ноября 2020 года (по делу Nа-750/2020).
Выводы судов в части взыскания с ФИО1 в пользу ИФНС России N по "адрес" указанной задолженности по налогам - верные, что подтверждается материалами дела Nа-61/2023.
Срок давности для обращения налогового органа в суд с настоящим административным исковым заявлением не пропущен (статья 24 Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации").
Однако, административный иск налогового органа по требованию налогового органа о взыскании с административного ответчика пени, в силу статьи 75 Налогового Кодекса РФ подлежит дополнительной проверки.
Как следует из материалов дела, за несвоевременную уплату налогов была начислена пеня в процентах от неуплаченной суммы за каждый день просрочки. Задолженность по пене сформирована на дату выставления требований об уплате и составила 8 205, 09 рублей.
Судебными инстанциями, в нарушении статей 59, 60, 61, 62, 63 КАС РФ не дана правовая оценка доводам ответчика.
Как указал заявитель, налоговый орган второй раз пытается взыскать с него пеню по одним и тем же налогам. При выставлении пени МИФНС N по "адрес" не указала за какой период административный истец выставил ответчику пеню. При этом размер пени за период с 2 декабря 2019 года по 14 декабря 2020 г. составляет 378 дней в сумме 1 635, 55 рублей. Однако налоговый орган в требовании N указывает два периода, следовательно, пеня должна составлять 3 271, 10 рублей, а не 8 205, 09 рублей.
Кроме того, подтверждение расчетов заявителя служит скриншот сделанный с сайта ГОСУСЛУГ, где пеня составила 3 965, 75 рублей.
Указанные доводы административного ответчика требуют дополнительной проверки, судебные инстанции данное не проверили и соответствующей оценки им не дали.
Согласно положений части 3 статьи 329 КАС РФ, суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какой судебный акт должен быть принят при новом рассмотрении административного дела.
Принимая во внимание, что судами при рассмотрении дела допущены существенные положения статей 59, 60, 61, 62, 63 КАС РФ и статьи 75 НК РФ при расчете задолженности по пени, судебные акты подлежат отмене в части, с направлением дела в указанной части на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Указания суда кассационной инстанции являются обязательными для суда, вновь рассматривающего административное дело (часть 4 статьи 329 КАС РФ).
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Тбилисского районного суда Краснодарского края от 19 января 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 25 мая 2023 года в части взыскания с ФИО1 в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 5 по Краснодарскому краю задолженности по пене по транспортному налогу в размере 8 205 рублей 09 копеек отменить, направить административное дело на новое рассмотрение в Тбилисский районный суд Краснодарского края в ином составе судей.
В остальной части указанные судебные акты оставить без изменения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 318 КАС РФ.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 26 января 2024 года.
Председательствующий Капункин Ю.Б.
Судьи
Иванов А.Е.
Анянова О.П.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.