Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Аняновой О.П, судей Капункина Ю.Б. и Мальмановой Э.К, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФИО1 на решение Центрального районного судаг. Волгограда от 21 февраля 2023 г, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Волгоградского областного судаот 17 мая 2023 г. по административному делу по административному исковому заявлению ФИО1 к УФСИН России по Волгоградской области, ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Волгоградской области, начальнику ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Волгоградской области Василенко Е.Н, врио начальника ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Волгоградской области ФИО4 о признании незаконными приказов о привлечении к дисциплинарной ответственности, возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Аняновой О.П, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратился в суд с указанным выше административным исковым заявлением, в котором по основаниям изложенным в нем, просил признать незаконными постановления о наложении на него дисциплинарных взысканий начальника ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Волгоградской области (далее - ФКУ СИЗО-1) ФИО3 от 27 сентября, 6 октября, 15 ноября 2022 г.; постановление врио начальника ФКУ СИЗО-1 ФИО4 от 19 октября 2022 г.; обязать начальника ФКУ СИЗО-1 ФИО3 устранить нарушение прав ФИО1
Решением Центрального районного суда г. Волгограда от 21 февраля 2023 г. в удовлетворения требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Волгоградского областного судаот 17 мая 2023 г. указанное выше решение в части отказа в удовлетворении административного иска ФИО1 о признании незаконным постановления начальника ФКУ СИЗО-1 от 15 ноября 2022 г. отменено, производство по административному делу в указанной части прекращено; в остальной части решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ФИО1 в связи с допущенными судами нарушением норм материального и процессуального права, несоответствием выводов суда обстоятельствам административного дела просит отменить судебные акты в той части, которой ему было отказано в удовлетворении требований. Административное исковое заявление в части оспаривания постановлений от 27 сентября, 6 октября, 19 октября 2022 г. удовлетворить.
Лица, участвующие в рассмотрении дела, извещенные о дате, времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились. На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации(далее - КАС РФ) судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
В соответствии с частью 2 статьи 329 КАС РФ при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления. При этом суд кассационной инстанции не вправе проверять законность судебных актов в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных актов, которые не обжалуются.
Согласно части 2 статьи 328 КАС РФ, основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений по настоящему делу судами допущено не было.
Согласно части 2 статьи 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее - УИК РФ) при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.
В силу статьи 11 УИК РФ осужденные обязаны соблюдать требования федеральных законов, определяющих порядок и условия отбывания наказаний, а также принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов (часть 2); обязаны выполнять законные требования администрации учреждений и органов, исполняющих наказания (часть 3); неисполнение осужденными возложенных на них обязанностей, а также невыполнение законных требований администрации учреждений и органов, исполняющих наказания, влекут установленную законом ответственность (часть 6).
Согласно части 3 статьи 82 УИК РФ в исправительных учреждениях действуют Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденные приказом Министерства юстиции Российской Федерации по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации.
Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 04 июля 2022 г. N 110 утверждены Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений (далее - Правила).
В соответствии с частью 1 статьи 115 УИК РФ за нарушение установленного порядка отбывания наказания к осужденным к лишению свободы могут применяться следующие меры взыскания: выговор(пункт "а"); дисциплинарный штраф в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей (пункт "б").
Согласно статье 119 УИК РФ правом применения перечисленных в статьях 113 и 115 настоящего Кодекса мер поощрения и взыскания в полном объеме пользуются начальники исправительных учреждений или лица, их замещающие.
В соответствии с частью 1 статьи 117 УИК РФ при применении мер взыскания к осужденному к лишению свободы учитываются обстоятельства совершения нарушения, личность осужденного и его предыдущее поведение. Налагаемое взыскание должно соответствовать тяжести и характеру нарушения. До наложения взыскания у осужденного берется письменное объяснение. Осужденным, не имеющим возможности дать письменное объяснение, оказывается содействие администрацией исправительного учреждения. В случае отказа осужденного от дачи объяснения составляется соответствующий акт. Взыскание налагается не позднее 10 суток со дня обнаружения нарушения, а если в связи с нарушением проводилась проверка - со дня ее окончания, но не позднее трех месяцев со дня совершения нарушения. Взыскание исполняется немедленно, а в исключительных случаях - не позднее 30 дней со дня его наложения. Запрещается за одно нарушение налагать несколько взысканий.
Судами установлено, что ФИО1 был осужден по приговору Центрального районного суда г. Волгограда от 19 апреля 2019 г. за совершение преступления, предусмотренного частью 4 статьи 159 УК РФ, и ему назначено наказание в виде лишения свободы на срок 6 лет в исправительной колонии общего режима. Отбывал наказание в ФКУ СИЗО-1 с 7 августа 2019 г, конец срока отбывания наказания - 8 января 2024 г.
По прибытии в ФКУ СИЗО-1 ФИО1 доведена информация о правах и обязанностях, режиме содержания под стражей, дисциплинарных требованиях, распорядке дня, порядке подачи предложений, заявлений и жалоб. Так же информация об основных правах и обязанностях спецконтингента размещена на информационных стендах в камерах, где находился осужденный.
28 июля 2022 г. ФИО1 ознакомлен с Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных Приказом Минюста России от 4 июля 2022 г, распорядком дня исправительного учреждения (отряда хозяйственного обслуживания ФКУ СИЗО-1), в том числе распорядком дня для осужденных работающих в ночную смену, распорядком дня для осужденных находящихся в отпуске; о необходимости выполнять работы по благоустройству учреждения без оплаты труда согласностатьи 106 УИК РФ, а так же графиком такой работы; образцом заправки спального места, образцом одежды установленного образца, образцом нагрудного отличного знака и порядком его ношения; перечнем и количеством вещей разрешенных к хранению в прикроватной тумбочке; приказом начальника учреждения "Об определении мест для курения"; порядком и условиями отбывания наказания, правами и обязанностями осужденного, установленными законодательством Российской Федерации и Правилами внутреннего распорядка исправительного учреждения; мерами ответственности за нарушение установленного порядка отбывания наказания; последствиями совершения повторных преступления в период отбывания наказания; графиком приема осужденных руководством учреждения.
28 июля 2022 г. ФИО1 был предупрежден об ответственности за нарушение установленного порядка отбывания наказания в отряде хозяйственного обслуживания ФКУ СИЗО-1.
Постановлением начальника ФКУ СИЗО-1 от 27 сентября 2022 г. на ФИО1 за нарушение установленного порядка отбывания наказания наложено взыскание в виде выговора за то, что 23 сентября 2022 г. в 15 часов при входе по вызову в кабинет начальника отряда осужденный не произвел доклад своих установочных данных по установленной форме, нарушив требования пункта 21 Правил, согласно которому осужденные к лишению свободы обязаны по требованию работников исправительного учреждения (далее - ИУ), а также при входе в служебные помещения (кабинеты) ИУ либо при обращении к работникам ИУ обязаны представиться, назвать свои фамилию, имя и отчество (при наличии), дату рождения, статьи Уголовного кодекса Российской Федерации, по которым осуждены, начало и конец срока наказания, номер своего отряда (камеры).
По данному нарушению ФИО1 дать письменное объяснение отказался, в связи с чем представителями администрации исправительного учреждения составлен акт от 23 сентября 2022 г.
Проверяя законность указанного постановления, суды установили, что совершение административным истцом указанного нарушения подтверждается рапортами начальника отряда ОВРО ФИО5 и воспитателя ОВРО ФИО6 от 23 сентября 2022 г, а также не оспаривалось административным истцом при рассмотрении административного дела.
Постановлением начальника ФКУ СИЗО-1 от 6 октября 2022 г. на осужденного ФИО1 наложено взыскание в виде выговора за нарушение подпункта 10.12 пункта 10 Правил.
Указанным постановлением установлено, что 6 октября 2022 г. в12 часов 30 минут при входе по вызову в кабинет начальника отрядаФКУ СИЗО-1 ФИО1 прибыл в одежде неустановленного образца, чем допустил нарушение подпункта 10.12 пункта 10 Правил, согласно которому осужденные к лишению свободы обязаны носить одежду установленного образца (образец формы одежды, исходя из сезона, климатических условий, проводимых мероприятий с осужденными к лишению свободы, их распорядка дня и других особенностей исполнения наказания, определяется приказом начальника ИУ или лица, его замещающего, в соответствии с нормами вещевого довольствия). Образцы ношения одежды установленного образца для осужденных, оставленных в ФКУ СИЗО-1 для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию, утверждены приказом начальникаФКУ СИЗО-1 от 1 июля 2022 г. N 230.
При рассмотрении настоящего дела суды исходили из того, что совершение административным истцом указанного нарушения подтверждается рапортами от 6 октября 2022 г. начальника отряда ОВРО ФИО5 и воспитателя ОВРО ФИО6, фототаблицей, на которой зафиксирован ФИО1 одетый с нарушением формы установленного образца для осужденных, оставленных в ФКУ СИЗО-1 для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию, утвержденных приказом начальника ФКУ СИЗО-1 от 1 июля 2022 г. N 230, а также объяснениями ФИО1 от 6 октября 2022 г, из которых следует, что в этот день около 12 часов 30 минут он вошел в кабинет начальника отряда в одежде неутвержденного образца, а именно штаны от рабочего костюма установленного образца, а пиджак от обычного костюма установленного образца.
Постановлением врио начальника ФКУ СИЗО-1 ФИО4от 19 октября 2022 г. на осужденного ФИО1 наложено взыскание в виде дисциплинарного штрафа в размере 2 000, 00 руб. за нарушениепунктов 418, 429 главы ХХV Правил.
Указанным постановлением установлено, что 13 октября 2022 г.в 20 часов 50 минут осужденный ФИО1 отказался от работы по обслуживанию ФКУ СИЗО-1 без уважительных причин.
В соответствии с пунктом 418 Правил осужденные к лишению свободы обязаны трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией ИУ с учетом их пола, возраста, трудоспособности, состояния здоровья и, по возможности, специальности, а также исходя из наличия рабочих мест.
В силу пункта 429 Правил осужденным к лишению свободы запрещается прекращать работу для разрешения трудовых конфликтов. Отказ от работы или прекращение работы являются злостным нарушением установленного порядка отбывания наказания и могут повлечь применение мер взыскания и материальную ответственность.
Разрешая спор, суды, принимая во внимание положения частей 1 и 6 статьи 103, части 1 статьи 104, частью 1 статьи 116 УИК РФ, абзацами 7 и 8 статьи 99 Трудового кодекса Российской Федерации, пришли к выводу, что факт совершения административным истцом нарушения пунктов 418 и 429 главы ХХV Правил подтверждается рапортами дежурного помощника начальника СИЗО Ускова Д.Н. от 13 октября 2022 г..и заместителя начальника ФКУ СИЗО-1 ФИО14. от 14 октября 2022 г, а также их объяснениями от 17 октября 2022 г, согласно которым осужденный отряда хозяйственного обслуживания ФИО1 в 20 часов 50 минут 13 октября 2022 г..отказался без уважительных причин от работы, определяемой администрацией учреждения, по устранению аварии (поломки) в системе водоотведения в помещении оператора ПСОТ, а также аналогичными по содержанию объяснениями осужденного ФИО9 от 14 октября 2022 г..Кроме того суды исходили из того, что названный факт подтверждается также объяснениями ФИО1 от 13 и 14 октября 2022 г, о том, что13 октября 2022 г..в 20 часов 40 минут он отказался от работы по требованию сотрудника администрации по окончанию рабочего дня; актом технического осмотра помещения поста оператора ПСОТ 1-5 ФКУ СИЗО-1 от 13 октября 2022 г..о прорыве системы канализации в санузле помещения ПСОТ 1-5 с затоплением оборудования и рабочего места оператора видеонаблюдения; заключением по результатам проверки от 17 октября 2022 г, установившем совершение осужденным ФИО1 указанного выше злостного нарушения установленного порядка отбывания наказания; медицинской справкой филиала N ФКУЗ МСЧ-34 ФСИН России от 17 октября 2022 г..о трудоспособности административного истца; справкой специалиста по ОТ и ТБ ФКУ СИЗО-1 ФИО10 от 18 октября 2022 г..о прохождении осужденным ФИО1, находящимся на должности слесаря-сантехника1 квалификационного разряда, вводного инструктажа, инструктажей на рабочем месте, согласно штатного расписания 1 раз в 90 дней, а также об ознакомлении административного истца с инструкциями по охране труда,
картами идентификации опасностей и оценки риска, результатами специальной оценки труда, согласно занимаемым должностям, при этом вещевым имуществом, специальными средствами и средствами индивидуальной защиты он обеспечивался в полном объеме; сведениями из журнала регистрации инструктажа на рабочем месте, содержащим соответствующие записи с подписями осужденного об его инструктаже по технике безопасности 7 октября 2022 г..; удостоверением о проверке знаний требований охраны труда по должности слесаря-сантехника; актомот 7 октября 2022 г, из которого следует, что в этот день с административным истцом проведен первичный инструктаж на рабочем месте по охране труда при переводе на должность слесаря-сантехника, а также до слесаря-сантехника ФИО1 были доведены следующие документы: результаты специальной оценки труда, согласно занимаемым должностям, карта идентификации опасностей и оценки риска N для слесаря-сантехника, инструкция N по охране труда для слесаря-сантехника, при этом от подписи в вышеуказанных документах осужденный ФИО1 отказался.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, с которым согласился апелляционный суд, исходил из того, что оспариваемые действия по привлечению ФИО1 к дисциплинарной ответственности и наложению на него взысканий соответствуют требованиям уголовно-исполнительного законодательства, приняты с соблюдением порядка и процедуры их применения.
Суд первой инстанции, давая оценку действиям должностных лиц исправительного учреждения, исходил из того, что порядок и сроки наложения взыскания на ФИО1 в рассматриваемых случаях не нарушены, при вынесении обжалуемых постановлений учтены данные о личности осужденного, его поведение, обстоятельства совершенных нарушений, в результате чего пришел к выводу об отсутствии оснований для признания действий должностных лиц административного ответчика незаконными.
Основания и мотивы, по которым суды пришли к поставленным под сомнения в жалобе выводам, примененные нормы материального и процессуального права подробно приведены в оспариваемых актах, и судебная коллегия суда кассационной инстанции не усматривает оснований считать их неправильными.
Доводы кассационной жалобы повторяют позицию в судах нижестоящих инстанций, не содержат новых обстоятельств, которые не были исследованы судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении административного дела и не получили бы надлежащую правовую оценку в обжалуемых судебных решениях.
Иное толкование подателем апелляционной жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств дела не свидетельствуют о неправильном применении судом норм права при вынесении оспариваемых решений.
Из смысла части 1 статьи 218 и части 2 статьи 227 КАС РФ следует, что гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решения органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности. Для признания незаконным такого ненормативного правового акта необходимо наличие одновременно двух условий, а именно: несоответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение данным актом прав и законных интересов административного истца.
Согласно подпункту "б" пункта 3 части 9 статьи 226 КАС РФ в том случае, когда законодательством регламентирован порядок принятия решения, совершения оспариваемого действия, суд проверяет соблюдение указанного порядка.
В то же время в пункте 19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2022 г. N 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" разъяснено, что несоблюдение установленного порядка принятия решения, совершения оспариваемого действия может служить основанием для вывода об их незаконности, если допущенные нарушения являются существенными для административного истца (заявителя) и влияют на исход дела. Нарушения порядка, носящие формальный характер, по общему правилу не могут служить основанием для признания оспоренных решений, действий незаконными.
Судами приведенные руководящие разъяснения выполнены, проверен порядок принятия оспариваемых решений, при этом оснований, которые бы могли свидетельствовать об их незаконности, не установлено.
Судебная коллегия полагает выводы судов об отсутствии совокупности условий для удовлетворения административного искового заявления правильными, вопреки повторно приведенным в кассационной жалобе доводам все юридически значимые обстоятельства, исходя из предмета заявленных требований, определены судами верно, доказательства исследованы и оценены в соответствии с требованиями статьи 84 КАС РФ. Переоценка представленных в дело доказательств не отнесена процессуальным законом к полномочиям суда кассационной инстанции.
Кассационная жалоба, каких-либо иных доводов, обосновывающих необходимость отмены принятых по делу судебных постановлений, не содержит и сводится лишь к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки судов, а также выражению несогласия с произведенной оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств.
Предусмотренных частью 3 статьи 328 КАС РФ безусловных оснований к отмене обжалуемых судебных постановлений не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь положениями статей 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда г. Волгограда от 21 февраля2023 г, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Волгоградского областного суда от 17 мая2023 г. - оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 1 февраля 2024 г.
Председательствующий
О.П. Анянова
Судьи
Ю.Б. Капункин
Э.К. Мальманова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.