Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Капункина Ю.Б, судей Мальмановой Э.К. и Аняновой О.П.
Рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации МО г. Краснодар на решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 2 марта 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 18 мая 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению ФИО3, ФИО11 к администрации муниципального образования г. Краснодар, департаменту муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования г. Краснодар о признании незаконным отказа органа местного самоуправления, Заслушав доклад судьи Капункина Ю.Б, доводы кассационной жалобы, письменные возражения, выслушав пояснения представителя ФИО3 - ФИО6, представителя администрации МО город Краснодар - Кусакиной М.О, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО11 и ФИО3 обратились в Первомайский районный суд г. Краснодара с административным исковым заявлением к администрации муниципального образования г. Краснодар, департаменту муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования г. Краснодар о признании незаконным отказа органа местного самоуправления. В обоснование требований указано на то, что административные истцы являются совладельцами жилых домов, расположенных по адресу: г. Краснодар, "адрес" и обратились в администрацию муниципального образования г. Краснодар с заявлениями о предварительном согласовании предоставления земельного участка по "адрес" внутригородском округе г. Краснодара в собственность, однако в удовлетворении заявления им было отказано. Административные истцы считают, что отказ является незаконным и необоснованным, нарушающим их права на получение земельного участка в собственность, в связи с чем, они обратились в суд.
Решением Первомайского районного суда г. Краснодара от 2 марта 2022 г. административное исковое заявление ФИО11, ФИО3 к администрации МО г. Краснодар, департаменту муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования г. Краснодар о признании незаконным отказа органа местного самоуправления удовлетворено.
Суд признал: незаконным отказ администрации муниципального образования город Краснодар от 29 октября 2020 г. N в предварительном согласовании предоставления земельного участка по "адрес" внутригородском округе г. Краснодара.
Возложил обязанность на администрацию муниципального образования город Краснодар, департамент муниципальной собственности и городских земель администрации МО г. Краснодар, департамент архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования г. Краснодар устранить допущенные нарушения прав ФИО11, ФИО3 путем согласования предоставления земельного участка по "адрес" внутригородском округе города Краснодара.
С указанным решением суда не согласился представитель администрации муниципального образования г. Краснодар по доверенности ФИО5 и подала апелляционную жалобу. В обоснование доводов жалобы ссылалась на то, что судом первой инстанции, при рассмотрении дела, неверно определены обстоятельства, имеющие значение для его правильного рассмотрения, нарушены нормы материального и процессуального права.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель ФИО11, ФИО3 по доверенности ФИО6 полагал обжалуемое решение законным и обоснованным, доводы апелляционной жалобы несостоятельными.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 2 августа 2022 г. решение Первомайского районного суда города Краснодара от 2 марта 2022 года отменено, по делу принято новое решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления ФИО11, ФИО3 к администрации муниципального образования г. Краснодар, департаменту муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования г. Краснодар о признании незаконным отказа органа местного самоуправления.
Кассационным определением судебной коллегии по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 1 декабря 2022 г. апелляционное определение судебной коллегии по административным делам "адрес"вого суда от 2 августа 2022г. отменено, административное дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Судом кассационной инстанции указано, что в материалах административного дела отсутствуют схема расположения земельного участка с кадастровым номером N, в связи с чем, невозможно сделать однозначный вывод о том, что земельный участок расположен в границах красных линий "адрес" (территория общего пользования). Для правильного разрешения дела суду апелляционной инстанции необходимо было исследовать схему расположения земельного участка с кадастровым номером N, проверить надлежащим образом доводы административных истцов о том, что постановлением администрации муниципального образования г. Краснодар от 16 мая 2016 г. N внесены изменения красных линий по "адрес".
В судебном заседании судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда представитель департамента архитектуры и градостроительства администрации г. Краснодар по доверенностям ФИО7, поддержала доводы апелляционной жалобы, представитель ФИО11, ФИО3 по доверенности ФИО6 возражал против доводов апелляционной жалобы.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 18 мая 2023 г, решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 2 марта 2022 года оставлено без изменения
В кассационной жалобе, поступившей в суд кассационной инстанции 21 ноября 2023 г. заявитель просит оспариваемые судебные акты отменить, усматривает нарушение норм действующего законодательства.
Определением судьи от 14 декабря 2023 г. кассационная жалоба с делом приняты к производству Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, письменные возражения, выслушав пояснения, суд кассационной инстанции приходит к выводу, что нижестоящими судами не были допущены нарушения, которые являются основанием для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, ФИО11, ФИО3 Р.Г. являются собственниками жилых домов, расположенных по адресу: "адрес". В сентябре 2020 года ФИО11 и ФИО3 Р.Г. обратились через МФЦ в администрацию муниципального образования г. Краснодар с заявлениями о предварительном согласовании предоставления земельного участка по "адрес" внутригородском округе города Краснодара в собственность. В качестве основания предоставления земельного участка в собственность указан подпункт 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которому без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам^ таких зданий, сооружений либо помещений в них.
Письмом от 29 октября 2020 г. N администрация муниципального образования г. Краснодар отказала в предоставлении муниципальной услуги. Отказ мотивирован тем, что согласно заключению департамента архитектуры и градостроительств администрации МО город Краснодар от 19 октября 2020 г. N рассматриваемый земельный участок в соответствии с проектом планировки центральной части г. Краснодар, утвержденным постановлением администрации муниципального образования города Краснодар от 18 марта 2009 г. N, расположен в границах красных линий "адрес".
Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Решением городской Думы Краснодара от 2 сентября 2020 г. N пункт 1 "О генеральном плане муниципального образования г. Краснодар" утвержден генеральный план муниципального образования г. Краснодар в новой редакции, согласно которому земельный участок с кадастровым номером N, расположен в зоне застройки малоэтажными домами (до 4 этажей, включая мансардный).
В соответствии с Правилами землепользования и застройки на территории муниципального образования г. Краснодар, утвержденным решением городской Думы Краснодара от 30 января 2007г. N пункт 6, испрашиваемый земельный участок расположен в центральной общественно-деловой зоне (ОД. 1).
Площадь наложения зоны транспортной инфраструктуры отсутствует. Порядок пользования земельным участком по "адрес", определялся Постановлением Главы администрации "адрес" г. Краснодара от 30 марта 1993 г, N.5, с закреплением размеров земельных участков на местности. Действующий порядок пользования земельным участком определен нотариально удостоверенным договором определения долей и установления порядка пользования от 7 мая 2003 г. Согласно общедоступной информации на сервисе "Публичная кадастровая карта", земельный участок с кадастровым номером N, по адресу: "адрес", г. Краснодар, "адрес", поставлен на кадастровый учет 12 октября 2005 г, статус: ранее учтенный, вид разрешенного использования: для индивидуальной жилой застройки.
Согласно пункту 1 статьи 39.20 ЗК РФ исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Статьей 39.17 ЗК РФ установлен порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов; подпунктом 3 пункта 5 предусмотрено, что в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает его, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 названного Кодекса, каждое из которых является самостоятельным основанием для принятия решения об отказе в предоставлении земельного участка.
Согласно пункту 6 статьи 39.16 и абзацу второму пункта 2 статьи 27 ЗК РФ изъятый из оборота или ограниченный в обороте земельный участок не предоставляется в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В силу пункта 17 статьи 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, ли указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок в соответствии с утвержденными документами территориальной планирования и (или) документацией по планировке территории предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, не уполномоченное на строительство этих объектов.
На основании пункта 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
Проверяя законность решения суда апелляционной инстанцией отмечено, что в соответствии с Генеральным планом муниципального образования город Краснодар утвержденным Решением Городской Думы Краснодара от 2 сентября 2020 г. N пункт 1, земельный участок с кадастровым номером N, по "адрес" внутригородском округе г. Краснодара расположен в зоне застройки малоэтажными жилыми домами (до 4 этажей, включая мансардный).
Генеральный план городского округа относится к документам территориального планирования муниципальных образований, в которых определяется назначение территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (часть 1 статьи 9, пункт 3 части 1 статьи 18 ГрК РФ). Кроме того, согласно статье 23 ГрК РФ генеральный план, в частности, содержит: положение о территориальном планировании; карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; карту функциональных зон поселения или городского округа (часть 3). Положение о территориальном планировании, содержащееся в генеральном плане, включает в себя: сведения о видах, назначении и наименованиях планируемых для размещения, объектов местного значения поселения, городского округа, их основные характеристики, их местоположение (для объектов местного значения, не являющихся линейными объектами, указываются функциональные зоны), а также характеристики зон с особыми условиями использования территорий в случае, если установление таких зон требуется в связи с размещением данных объектов; параметры функциональных зон, а также сведения о планируемых для размещения в них объектах федерального значения, объектах регионального значения, объектах местного значения, за исключением линейных объектов (часть 4 статьи 23 ГрК РФ).
На карте планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа и карте функциональных зон поселения или городского округа соответственно отображаются планируемые для размещения объекты местного значения поселения, городского округа, относящиеся к следующим областям: автомобильные дороги местного значения; иные области в связи с решением вопросов местного значения поселения, городского округа; границы и описание функциональных зон с указанием планируемых для размещения в них объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (за исключением линейных объектов) и местоположения линейных объектов федерального значения, линейных объектов регионального значения, линейных объектов местного значения.
Кроме того, частью 3 статьи 9, частями 9 и 10 статьи 31, пункта 1 части 2 статьи 33, пункта 2 части 1 статьи 34, части 15 статьи 35 ГрК РФ установлен принцип первичности генерального плана перед правилами землепользования и застройки как основополагающего документа территориального планирования, определяющего стратегию градостроительного развития территорий и содержащего долгосрочные ориентиры их развития. Несоответствие правил землепользования и застройки муниципального образования генеральному плану является основанием для рассмотрения вопроса о приведении их в соответствие с указанным документом территориального планирования.
Во исполнение указания судебной коллегии по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции судом апелляционной инстанции, были запрошены из департамента архитектуры и градостроительства администрации г. Краснодар схема расположения земельного участка с кадастровым номером N, а также информация относительно наличия красных линий "адрес", которые обозначают границы территорий общего пользования.
В ответ на запрос суда департамент архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования г. Краснодар направил письмо от 16 марта 2023 года N, согласно которому земельный участок с кадастровым номером N, расположенный по адресу: г. Краснодар, "адрес", участок 226 расположен в границах проекта планировки центральной части г. Краснодара, утвержденным постановлением администрации МО г. Краснодар от 18 марта 2009 г. N.
Также, данный земельный участок расположен в границах документации по планировке территории в части внесения изменений в проект центральной части города в границах улиц Северной, Коммунаров, Новокузнечной, им. Митрофана Седина в Центральном внутригородском округе г. Краснодара, утвержденного постановлением Администрации МО город Краснодар от 16 мая 2016 г. N. Земельный участок пересекает красная линия, утвержденная в составе указанной документации по планировке территории, часть земельного участка расположена в границах территории общего пользования.
Содержащиеся в представленном письме сведения, относительно пересечения земельного участка с красной линий и расположения части земельного участка не соответствуют действительности.
Согласно схеме, приложенной к письму, красная линия утверждена названным постановлением от 16 мая 2016 г. N.
Однако, указанным постановлением предусмотрено изменение красных линий улиц Коммунаров и Северной в Центральном внутригородском округе г. Краснодара в соответствии с существующими границами земельных участков, расположенных в границах указанных улиц. Новая красная линия проходит по границе жилого квартала, что отображено на основном чертеже, прилагаемом к постановлению.
С учетом изложенного, нижестоящие суды указали, что пересечение земельного участка с красной линией невозможно, красная линия отображена некорректно.
На схеме, приложенной к письму видно, что граница земельного участка проходит по границе жилого квартала, она же является действительной красной линией утвержденной постановлением от 16 мая 2016 г. N, и никак её не пересекает.
Учитывая изложенное, а также принимая во внимание то, что на испрашиваемом земельном участке расположен принадлежащие административным истцам на праве собственности жилые дома, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что отказ администрации муниципального образования г. Краснодар в предоставлении земельного участка, занимаемого жилым домом, нельзя признать основанным на законе.
В силу пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
При таких обстоятельствах, судебные инстанции правильно пришли к выводу об удовлетворении требований ФИО11, ФИО3 к администрации муниципального образования город Краснодар, департаменту муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования г. Краснодар о признании незаконным отказа органа местного самоуправления.
Доводы кассационной жалобы не содержат фактов, которые не учтены судами при рассмотрении административного дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебных актов, либо опровергали выводы судов, по существу указанные доводы сводятся лишь к несогласию с выводами судебных инстанций и субъективной оценке установленных обстоятельств, что не может рассматриваться в качестве достаточного основания для отмены решений судов.
Юридически значимые обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, судами определены верно.
С учётом установленных обстоятельств, оценив представленные доказательства в соответствии с требованиями части 2 статьи 62, статьи 84 КАС РФ, а также учитывая представленные в материалах административного дела доказательства, суд кассационной инстанции соглашается с выводами судов об удовлетворении административного иска
Судами не допущено нарушений норм материального либо процессуального права, являющихся, в силу статьи 310 КАС РФ основанием для отмены или изменения решений судов.
Доводы кассационной жалобы направлены на иную оценку полученных по делу доказательств, основаны на неверном толковании норм материального и процессуального права, что не может служить основанием к отмене обжалуемых судебных постановлений.
Согласно части 3 статьи 329 КАС РФ суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какой судебный акт должен быть принят при новом рассмотрении административного дела.
При таких обстоятельствах, по результатам рассмотрения кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об оставлении оспариваемых судебных актов без изменения.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 2 марта 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 18 мая 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 318 КАС РФ.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 31 января 2024 года.
Председательствующий Капункин Ю.Б.
Судьи Мальманова Э.К.
Анянова О.П.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.