Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Аняновой О.П, судей Капункина Ю.Б. и Мальмановой Э.К, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФИО1 на решение Центрального районного судаг. Симферополя от 1 декабря 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крымот 16 октября 2023 г. по административному делу по административному исковому заявлению ФИО1 к государственному регистратору Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым ФИО7, Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым о признании решения о приостановлении кадастрового учета и государственной регистрации права незаконным, возложении обязанности осуществить определенные действия.
Заслушав доклад судьи Аняновой О.П, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
ФИО1, обратилась в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, в котором просила признать незаконными уведомление Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым (далее - Госкомитет) о приостановлении кадастрового учета и государственной регистрации прав от 17 января 2022 г, возложить обязанность осуществить кадастровый учет жилого дома, площадью589, 3 кв.м, расположенного на земельном участке с кадастровым номером "данные изъяты" и зарегистрировать право собственности в сроки предусмотренные статьей 16 Федерального закона от 13 июля 2015 г.N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) на основании заявления от 10 ноября 2021 г. и поданных с ним документов.
Решением Центрального районного суда г. Симферополя от 1 декабря 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крымот ДД.ММ.ГГГГ, в удовлетворении требований отказано.
В кассационной жалобе ФИО1 просит отменить судебные акты в связи с допущенными судами нарушением норм материального и процессуального права, несоответствием выводов суда обстоятельствам административного дела.
Лица, участвующие в рассмотрении дела, извещенные о дате, времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились. На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации(далее - КАС РФ) судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
В соответствии с частью 2 статьи 329 КАС РФ при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления. При этом суд кассационной инстанции не вправе проверять законность судебных актов в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных актов, которые не обжалуются.
Согласно части 2 статьи 328 КАС РФ, основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судами при рассмотрении настоящего дела такого рода нарушения допущены не были.
Как установлено судами ФИО1 на праве собственности принадлежит земельный участок N 92 с кадастровым номером "данные изъяты", расположенный по адресу: "адрес" категорияземель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - ведение садоводства.
ФИО6, действующий в интересах ФИО1, 10 ноября 2021 г. обратился с заявлением о государственном кадастровом учете и государственной регистрации права на недвижимое имущество, здания площадью 589, 3 кв.м, расположенный по адресу: "адрес"
Согласно техническому плану от 9 ноября 2021 г, на земельном участке с кадастровым номером "данные изъяты" (категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - ведение садоводства) расположено здание - жилой дом площадью 589, 3 кв.м, количество этажей 4, в том числе подземных - 1 этаж.
С целью получения информации о соблюдении правил землепользования и застройки при создании объекта недвижимого имущества - здания площадью 589, 3 кв.м с 4 этажами, год завершения постройки - 2005 г, расположенного на земельном участке с кадастровым номером "данные изъяты" по адресу: "адрес" в пределах которого расположен объект, Госкомитетом был направлен запрос в администрацию Черноморского района Республики Крым.
Согласно ответу от 17 ноября 2021 г, администрация Черноморского района Республики Крым сообщила, что в соответствии с картой градостроительного зонирования Черноморское сельское поселение Черноморского района Республик Крым в векторной форме, земельный участок в кадастровым номером "данные изъяты", расположен в территориальной зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж1) и пересекает ее границы и частично располагается в территориальной зоне транспортной инфраструктуры объектов автомобильного транспорта. В связи с тем, что вышеуказанный земельный участок принадлежит нескольким территориальным зонам, предоставить информацию об ограничениях на застройку испрашиваемого земельного участка, а также информацию о наличии (отсутствии нарушений), предельных параметров разрешенного строительства, реконструкций объектов капитального строительства, установленных градостроительным регламентом Правил землепользования и застройки не представляется возможным.
Уведомлением от 26 ноября 2021 г. административному истцу сообщено о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, в связи с тем, что вид разрешенного использования "ведение садоводства" подразумевает размещение жилого дома (объект индивидуального жилищного строительства - отдельно стоящее здание с количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более двадцати метров, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, и не предназначено для раздела на самостоятельные объекты недвижимости). Однако, сведения, указанные в поэтажных планах, противоречат наименованию здания, так как вид и конфигурация помещений, указывают на наличие номерного фонда с использованием в коммерческих целях - гостиницы.
С целью устранения сомнений Госкомитетом в адрес Министерства жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым 1 декабря 2021 г. был направлен межведомственный запрос о предоставлении сведений о декларации о готовности объекта кэксплуатации - здание общей площадью 589, 3 кв.м, расположенное на земельном участке с кадастровым номером "данные изъяты", площадью887 кв.м, по адресу по адресу: "адрес" участок N.
14 декабря 2021 г. главным государственным инспектором в Черноморском районе Республики Крым по использованию и охране земель составлен акт внепланового выездного обследования объекта земельных отношений N, согласно которому выходом на место по адресу: "адрес" визуального осмотра объекта установлено, что на земельном участке расположено здание в 4 надземных этажа, включая мансардный.
Уведомлением от 17 января 2022 г. государственным регистратором ФИО7 государственная регистрация права приостановлена, в том числе по тем основаниям, что созданное здание не соответствует предельным параметрам объектов недвижимости, а именно что на указанном земельном участке размещен объект капитального строительства - здание в 4 надземных этажа.
28 февраля 2022 г. Госкомитетом принято решение об отказе в государственном кадастровом учете и государственной регистрации права на жилое здание площадью 589, 3 кв.м, расположенное на земельном участке с кадастровым номером "данные изъяты", по адресу: "адрес", в связи с не устранением причин, послуживших основанием для приостановления государственной регистрации права.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из того, что оспариваемое решение является законным и обоснованным, поскольку регистрируемый жилой дом превышает установленные предельные параметры объекта недвижимости, который может быть зарегистрирован в упрощенном порядке.
С указанными выводами нижестоящих судов судебная коллегия соглашается по следующим основаниям.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) и предоставлением сведений, содержащихся в ЕГРН, регулируются Законом N 218-ФЗ.
Согласно части 1 статьи 14 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учёт и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
В силу части 12 статьи 70 Закона N 218-ФЗ (в редакции действовавшей на момент спорный отношений) до 1 марта 2026 г. допускается осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на жилой или садовый дом, созданный на земельном участке, предназначенном для ведения гражданами садоводства, для индивидуального жилищного строительства или для ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, и соответствующий параметрам объекта индивидуального жилищного строительства, указанным в пункте 39 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), на основании только технического плана и правоустанавливающего документа на земельный участок, если в ЕГРН не зарегистрировано право заявителя на земельный участок, на котором расположен указанный объект недвижимости.
Государственная регистрация прав включает в себя, в том числе, проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (пункт 3 части 1 статьи 29 ЗаконаN 218-ФЗ).
Согласно вышеуказанной части 12 статьи 70 Закона N 218-ФЗ, упрощенный порядок осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на жилой или садовый дом, созданный на земельном участке, предназначенном для ведения гражданами садоводства, для индивидуального жилищного строительства или для ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, может осуществляться на основании только технического плана и правоустанавливающего документа на земельный участок.
В соответствии с частью 13 статьи 70 Закона N 218-ФЗ при проведении правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав в случае, предусмотренном частью 12 названной статьи, государственным регистратором прав осуществляется проверка представленных документов на предмет наличия или отсутствия предусмотренных пунктами 1-10, 12, 14, 18, 19, 22, 35, 37, 41, 45 части 1 статьи 26 указанного федерального закона оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, наличия правоустанавливающих или правоудостоверяющих документов на земельный участок и соответствия: сведениям, содержащимся в ЕГРН; предельным параметрам соответствующих объектов недвижимости, установленным федеральным законом.
Параметры объекта индивидуального жилищного строительства закреплены в статье 1 ГрК РФ, пункт 39 которой относит к ним: количество надземных этажей не более чем три; высота не более двадцати метров; состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании; не предназначен для раздела на самостоятельные объекты недвижимости.
Между тем, судами установлено, что спорное здание имеет 4 надземных этажа, включая мансардный, что свидетельствует о нарушении предельных параметров.
Учитывая изложенное, суды пришли к верному выводу о том, что выявленные несоответствия в рамках проведенной правовой экспертизы документов являлись законным основанием для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации права.
Утверждения заявителя кассационной жалобы о достаточности представленных в регистрирующий орган документов, не ставят под сомнение правильность оспариваемых решений органа государственной регистрации и обжалуемых судебных актов.
Доводы кассационной жалобы о незаконности действий административного ответчика не подтверждаются материалами дела, опровергнуты при рассмотрении дела.
Кроме того, вступившим в законную силу решением Черноморского районного суда Республики Крым от 23 марта 2022 г. по делу N 2а-52/2022 установлено, что регистрируемый жилой дом превышает установленные предельные параметры объекта недвижимости.
Принимая во внимание изложенное, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы, содержащиеся в обжалованных судебных актах, соответствующими обстоятельствам административного дела и постановленными, вопреки доводам кассационной жалобы, исходя из норм материального права, регулирующих возникшие правоотношения.
На основании изложенного, руководствуясь положениями статей 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда г. Симферополя от 1 декабря 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 16 октября 2023 г. - оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 1 февраля 2024 г.
Председательствующий
О.П. Анянова
Судьи
Ю.Б. Капункин
Э.К. Мальманова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.