Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Капункина Ю.Б, судей Мальмановой Э.К. и Аняновой О.П.
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФИО5 на решение Приморского районного суда "адрес" края от 3 апреля 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам "адрес"вого суда от 14 сентября 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению ФИО5 к администрации МО "адрес", Управлению имущественных и земельных отношений администрации МО "адрес" об оспаривании действий органов местного самоуправления.
Заслушав доклад судьи Капункина Ю.Б, доводы кассационной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО5 обратилась в Приморский районный суд "адрес" с иском к администрации МО "адрес" и Управлению имущественных и земельных отношений администрации МО "адрес" об оспаривании действий органов местного самоуправления.
Требования мотивированы тем, что ФИО5 в администрацию МО "адрес" было подано заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью 1488 кв.м, расположенного по адресу "адрес", Натухаевский сельский округ, "адрес", кадастровый квартал N - для индивидуального жилищного строительства. 9 сентября 2022 г. Управлением имущественных и земельных отношений администрации МО "адрес" направлен ответ N.02.1-15-7487/22, в котором сообщалось об отказе в оказании муниципальной услуги. ФИО5 направила заявления на имя Главы администрации МО "адрес" о предварительном согласовании предоставления земельных участков 997, 87 кв.м, 573, 52 кв.м, 718 кв.м, 691 кв.м, 773 кв.м, 924 кв.м, 925 кв.м, 843 кв.м. Схемы земельных участков были подготовлены в соответствии с проектом планировки, утвержденным Постановлением администрации МО "адрес" от 27 апреля 2022 г. N "Об утверждении документации по планировке территории (проект планировки и проект межевания) для образования земельных участков в районе "адрес"". Управление имущественных и земельных отношений администрации МО "адрес" 17 ноября 2022 г. в адрес административного истца направлен ответ N.02-1-15-9451/22, в котором также сообщалось об отказе в предварительном согласовании предоставления в аренду испрашиваемых ФИО5 земельных участков. ФИО5 полагает, что отказ от 17 ноября 2022 г. N.02-1-159451/22 является незаконным, в связи с чем обратилась в суд.
Решением Приморского районного суда "адрес" от 3 апреля 2023 года административное исковое заявление ФИО5 к администрации МО "адрес", Управлению имущественных и земельных отношений администрации МО "адрес" об оспаривании действий органов местного самоуправления оставлено без удовлетворения. С указанным решением суда не согласилась, представитель ФИО5 по доверенности ФИО6 подала апелляционную жалобу.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам "адрес"вого суда от 14 сентября 2023 г. указанное решение от 3 апреля 2023 г. оставлено без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
В кассационной жалобе, поступившей в суд кассационной инстанции 28 ноября 2023 г. заявитель просит оспариваемые судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований административного иска.
Определением судьи от 15 декабря 2023 г. кассационная жалоба с делом приняты к производству Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Изучив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции приходит к выводу, что нижестоящими судами не были допущены нарушения, которые являются основанием для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из содержания пункта 1 части 2 статьи 227 КАС решение, действия (бездействие) могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия решения, действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Согласно части 1 статьи 42 ГрК РФ подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории.
В силу части 1 статьи 43 ГрК РФ подготовка проекта межевания территории осуществляется применительно к территории, расположенной в границах одного или нескольких смежных элементов планировочной структуры, границах определенной правилами землепользования и застройки территориальной зоны и (или) границах установленной схемой территориального планирования муниципального района, генеральным планом поселения, городского округа функциональной зоны, территории, в отношении которой предусматривается осуществление комплексного развития территории.
На основании статьи 45 ГрК РФ решения о подготовке документации по планировке территории принимаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления, за исключением случаев, указанных в частях 1.1 и 12.12 настоящей статьи.
Как следует из материалов дела и установлено судами, ФИО5 в администрацию МО "адрес" подано заявление о предварительном согласовании предоставления а аренду земельного участка, расположенного в "адрес", район "адрес" (в районе земельного участка с кадастровым номером N:22) ориентировочной площадью 1488 кв.м. для индивидуального жилищного строительства. 9 сентября 2022 г. управлением имущественных и земельных отношений администрации муниципального образования "адрес" отказано в предварительном согласовании предоставления в аренду и утверждении схемы расположения на кадастровом плане территории земельного участка в "адрес", район "адрес" (в районе земельного участка с кадастровым номером N:22) ориентировочной площадью, 1488 кв.м, для индивидуального жилищного строительства.
7 октября 2022г. ФИО5 подано заявление в адрес главы администрации МО "адрес" о предварительном согласовании предоставления:
- земельного участка в аренду на срок 20 лет с кадастровым номером N :ЗУ1 (условный номер формируемого ЗУ), площадь 997, 87 кв.м, местоположение: "адрес" (в районе земельного участка с кадастровым номером N:83;
- земельного участка в аренду на срок 20 лет с кадастровым номером N:ЗУ2 (условный номер формируемого ЗУ), площадью 573, 52 кв.м, местоположение: "адрес", район, "адрес" (в районе земельного участка с кадастровым номером N:186;
- земельного участка в аренду на срок 20 лет с кадастровым номером N:ЗУ17 (условный номер формируемого ЗУ), площадь 718 кв.м, местоположение: "адрес" (в районе земельного участка с кадастровым номером N:22;
- земельного участка в аренду па срок 20 лет с кадастровым номером N:ЗУ 18 (условный номер формируемого ЗУ), площадь 691 кв.м, местоположение: "адрес" (в районе земельного участка с кадастровым номером N:22);
- земельного участка в аренду на срок 20 лет с кадастровым номером N:ЗУ 19 (условный номер формируемого ЗУ), площадь 773 кв.м, местоположение: "адрес" (в районе земельного участка с кадастровым номером N:22);
- земельного участка в аренду на срок 20 лет с кадастровым номером N:ЗУ22 (условный номер формируемого ЗУ), площадь 924 кв.м, местоположение: "адрес" (между земельным участком с кадастровым номером N:323 и земельным участком с кадастровым номером N:6);
- земельного участка в аренду на срок 20 лет с кадастровым номером N:ЗУ26 (условный номер формируемого ЗУ), площадь 925 кв.м, местоположение: "адрес" (в районе земельного участка с кадастровым номером N);
- земельного участка в аренду на срок 20 лет с кадастровым номером N:ЗУ32 (условный номер формируемого ЗУ), площадь 843 кв.м, местоположение: "адрес" (в районе земельного участка с кадастровым номером N).
По результатам рассмотрения заявлений администрацией МО города Новороссийска дан ответ от 17 ноября 2022 г, согласно которому в ходе проведения геодезических работ были выявлены наложения образуемых земельных участков на существующие земельные участки, пересечения территориальных зон, изменения на кадастровом плане территории. В этой связи в настоящее время осуществляется разработка проекта внесения, изменений в документацию по планировке территории (проект планировки и проект межевания).
Учитывая изложенное, суды пришли к выводу, что у администрации МО г. Новороссийск отсутствуют правовые основания для предварительного согласования предоставления в аренду земельных участков, с чем соглашается суд кассационной инстанции.
Так, в силу части 1 статьи 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен данным кодексом.
Как следует из статьи 61 КАС РФ обстоятельства административного дела, которые согласно закону, должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими иными доказательствами.
Согласно части 3 статьи 84 КАС РФ суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности. Предметом рассмотрения настоящего дела является соответствие оспариваемых действий административного ответчика действующему законодательству и фактическим обстоятельствам дела.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 30 декабря 2015 г. N "О геодезии, картографии и пространственных данных и о внесении вменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" при осуществлении геодезической деятельности выполняются геодезические работы по определению координат и (или) высот точек земной поверхности, пространственных объектов, изменений во времени указанных координат и высот, по определению параметров фигуры земли, ее гравитационного поля в этих целях, а также по созданию геодезических сетей (в том числе геодезических сетей специального назначения), государственных нивелирных сетей и государственных гравиметрических сетей.
В силу подпункта 1 пункта 8 статьи 39.15 ЗК РФ схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса.
В пункте 16 статьи 11.10 ЗК РФ закреплено, что основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является: несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи; полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек; разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам; несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории; расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Таким образом, в соответствии со статьей 11.10 ЗК РФ, администрация МО "адрес" утверждает схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории или отказывает в их утверждении.
Постановлением администрации муниципального образования "адрес" от 27 апреля 2022 г. N утверждена документация по планировке территории (проект планировки и проект межевания) для образования земельных участков в районе "адрес" в "адрес". B ходе проведения геодезических работ выявлены наложения образуемых земельных участков на существующие земельные участки, пересечения территориальных зон, изменения на кадастровом плане территории. В этой связи в настоящее время осуществляется разработка проекта внесения изменений в документацию по планировке территории (проект планировки и проект межевания), таким образом у администрации муниципального образования "адрес" отсутствовали правовые основания для предварительного согласования предоставления в аренду земельных участков, расположенных по указанному выше адресу для индивидуального жилищного строительства до внесения изменений в постановление администрации муниципального образования "адрес" от 27 апреля 2022 г. N "Об утверждении документации по планировке территории (проект планировки и проект межевания) для образования земельных участков в районе "адрес"".
В соответствии с постановлением администрации муниципального образования "адрес" от 1 декабря 2020 г. N, в целях недопущения хаотичной застройки, а также в целях определения местоположения новых земельных участков, разработана документация по планировке территории (проект планировки и проект межевания) в городе Новороссийске, "адрес", в районе "адрес".
На основании постановления администрации муниципального образования "адрес" от 20 декабря 2021 г. N, 20 января 2022 года состоялись публичные слушания по рассмотрению документации по планировке территории (проект планировки и проект межевания) для образования земельных участков в районе "адрес".
Постановлением администрации муниципального образования "адрес" от 27 апреля 2022 г. N утверждена документация по планировке территории (проект планировки и проект межевания) для образования земельных участков в районе "адрес" в "адрес". Принимая во внимание изложенное, образование новых земельных участков на испрашиваемой территории будет осуществляться в соответствии с утвержденной проектной документацией.
Так, статьей 39.15 ЗК РФ предусмотрены основания для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка, в частности подпунктом 1 пункта 8 указанной статьи предусмотрено основание для отказа в случае, если схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 ЗК РФ.
Основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории (пункт 16 статьи 11.10 ЗК РФ).
Как следует из материалов дела, в своем иске административный истец указывает на то, что схемы испрашиваемых земельных участков были подготовлены им с учетом документации по проекту планировки территории, которая в свою очередь призвана и утверждена с целью предотвращения хаотичной застройки территории нахождения спорных земельных участков. Одним из катализаторов разработки проекта планировки территории, на которой расположены испрашиваемые административным истцом земельные участки, является письмо главы администрации Натухаевского сельского округа, которое представлено в материалы дела.
Рассматривая заявленные требования и отказывая в их удовлетворении, суды приняли во внимание то, что обращаясь к публично доступному ресурсу, а именно к публичной кадастровой карте "адрес", и сравнивая приложенные схемы к заявлениям административного истца c информацией публичной кадастровой карты, отчетливо наблюдаются наложения испрашиваемых к утверждению, и предоставлению земельных участков на дороги общего пользования, нахождение части участков в открытой чаще леса. В доказательство данного факта административным ответчиком в предварительном судебном заседании приобщены распечатки с публичной кадастровой карты.
В соответствии со статьей 10 Конституции РФ, государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Полномочия по распоряжению землями в "адрес" делегированы администрации муниципального образования "адрес" (орган исполнительной власти). Таким образом, заявленные административным истцом требования также не могут быть удовлетворены судами, поскольку будут нарушать принцип самостоятельности органов власти, закрепленный в Конституции РФ.
В силу пункта 2 статьи 227 КАС РФ, суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика обязанность устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Таким образом, из смысла приведенных норм права следует, что суд, отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято, либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и права либо свободы гражданина не были нарушены.
В конкретном случае, сравнивая приложенные ФИО5 схемы к заявлениям административного истца с информацией публичной кадастровой карты, отчетливо наблюдается наложения испрашиваемых к утверждению, и предоставлению земельных участков на дороги общего пользования, нахождение части участков в открытой чаще леса, виду чего судебные инстанции верно пришли к выводу об отказе в удовлетворении требований ФИО5 Ответ Управления имущественных и земельных отношений администрации МО "адрес" от 17 ноября 2022 г. N.02-1-15-9451/22, является законным.
С учётом установленных по делу обстоятельств, оценив представленные доказательства в соответствии с требованиями части 2 статьи 62, статьи 84 КАС РФ, а также учитывая представленные в материалах дела доказательства, суд кассационной инстанции соглашается с выводами нижестоящих судов об отказе в удовлетворении заявленных административным истцом требований.
Нижестоящими судами не допущено нарушений норм материального либо процессуального права, являющихся, в силу статьи 310 КАС РФ основанием для отмены или изменения решений судов. Доводы кассационной жалобы направлены на иную оценку полученных по делу доказательств, основаны на неверном толковании норм материального и процессуального права, что не может служить основанием к отмене обжалуемых судебных постановлений.
Согласно части 3 статьи 329 КАС РФ суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какой судебный акт должен быть принят при новом рассмотрении административного дела.
При таких обстоятельствах, по результатам рассмотрения кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об оставлении оспариваемых судебных актов без изменения.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Приморского районного суда г. Новороссийска от 3 апреля 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 14 сентября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 318 КАС РФ.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 18 января 2024 года.
Председательствующий Капункин Ю.Б.
Судьи Мальманова Э.К.
Анянова О.П.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.