Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Капункина Ю.Б, судей Мальмановой Э.К. и Аняновой О.П.
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Департамента имущественных отношений Краснодарского края на решение Краснодарского краевого суда от 15 июня 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 17 октября 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению ФИО2 к Департаменту имущественных отношений Краснодарского края о признании недействующим пунктов Перечня объекта недвижимого имущества.
Заслушав доклад судьи Капункина Ю.Б, доводы кассационной жалобы, выслушав прокурора ФИО3, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО2 обратилась в Краснодарский краевой суд с административным иском к Департаменту имущественных отношений Краснодарского края о признании недействующим пунктов Перечня объекта недвижимого имущества.
Требования мотивированы тем, что приказом Департамента имущественных отношений от 27 декабря 2019 г. N "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость" утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость на 2020 год.
Приказом Департамента имущественных отношений Краснодарского края от 28 декабря 2020 г. N "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость" утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость на 2021 год.
Приказом Департамента имущественных отношений Краснодарского края от 27 декабря 2021 г. N "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость" утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость на 2022 год.
Данные приказы размещены на официальном сайте администрации Краснодарского края в информационно-коммуникационной сети "Интернет", на официальном сайте Департамента имущественных отношений Краснодарского края.
ФИО2 обратилась в Краснодарский краевой суд с административным иском к Департаменту имущественных отношений Краснодарского края, в котором просила признать недействующими с момента принятия пункты 65306, 65307, 65308, 65309, 65310 приложения к приказу департамента имущественных отношений Краснодарского края от 27 декабря 2019 г. N "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость; пункты 66162, 66163, 66164, 66165, 66166 приложения к приказу департамента имущественных отношений Краснодарского края от 28 декабря 2020 г. N "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость"; пункты 67511, 67512, 67513, 67514, 67515 приложения к приказу департамента имущественных отношений Краснодарского края от 27 декабря 2021 г. N "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость" в отношении объектов недвижимого имущества с кадастровыми номерами:
- N
- N, - N, - N, - N.
Указала, что принадлежащие ей на праве собственности объекты недвижимого имущества не обладают признаками объектов налогообложения, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, включение их в Перечни на 2020, 2021, 2022 г.г. не соответствует положениям статьи 378.2 НК РФ и нарушает её права, возлагая обязанность уплаты налога в повышенном размере.
Решением Краснодарского краевого суда от 15 июня 2023 года административные исковые требования ФИО2 к департаменту имущественных отношений Краснодарского края о признании нормативных правовых актов недействующими в части удовлетворено.
Признаны недействующими со дня принятия пункты 66162, 66162, 66164, 66165, 66166 приложения к приказу департамента имущественных отношений Краснодарского края от 28 декабря 2020 г. N "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ в отношении которых налоговая баз определяется как кадастровая стоимость".
Признаны недействующим со дня принятия пункты 67511, 67512, 67513, 67514, 67515 приложения к приказу департамента имущественных отношений Краснодарского края от 27 декабря 2021 года N "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость".
В остальной части требования административного иска ФИО2 оставлены без удовлетворения.
На Департамент имущественного отношений Краснодарского края возложена обязанность опубликовать решение суда или сообщение о его принятии в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании, в котором публикуются нормативные правовые акты Департамента имущественных отношений Краснодарского края, а также разместить на сайте Департамента имущественных отношений Краснодарского края.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 17 октября 2023 года решение суда от 15 июня 2023 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поступившей в суд кассационной инстанции 25 октября 2023 г. департамент имущественных отношений Краснодарского края ставит вопрос об отмене указанных судебных актов, поскольку усматривает нарушение норм действующего законодательства.
Определением судьи от 14 декабря 2023 г. кассационная жалоба с делом приняты к производству Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Изучив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав прокурора, суд кассационной инстанции приходит к выводу, что судами не были допущены нарушения, которые являются основанием для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке.
На основании части 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Как следует из материалов административного дела и установлено судами, ФИО2 на праве собственности принадлежат следующие объекты недвижимого имущества:
- нежное помещение с кадастровым номером N, площадью 690, 6 кв.м, расположенное по адресу: "адрес" нежилое помещение N - цокольный этаж, 24 - 26 -1 этаж, 1 - 27 - 2 этаж, 1-25 -3 этаж, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 23 января 2023 года NКУВИ-001/2023-14444229;
- нежилое помещение с кадастровым номером N, площадью 524, 7 кв.м, расположенное по адресу: "адрес" нежилое помещение N, 27, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 25 января 2023 года N КУВИ- 601/2023-14448661;
- нежилое помещение с кадастровым номером N, площадью 205, 2 кв.м, расположенное по адресу: "адрес" нежилое помещение N, 34, 35, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 23 января 2023 года N КУВИ- :i/2023-14448661;
- нежилое помещение с кадастровым номером N, лощадью 36, 5 кв.м, расположенное по адресу: "адрес", нежилое помещение N, 30, что подтверждается Выпиской из ЕГРН от 25 января 2023 года N КУВИ-001/2023-14464072;
- нежилое помещение с кадастровым номером N, лощадью 33, 2 кв.м, расположенное по адресу: "адрес" нежилое помещение N, 32, что подтверждается некой из ЕГРН от 23 января 2023 г. N КУВИ-001/2023-144447083. Спорные помещения с кадастровыми номерами N, N, N, N, N расположены в здании с кадастровым номером N площадью 490, 2 кв.м, назначение "нежилое", что подтверждается выпиской из ЕГРН от 10-0 марта 2023 года N КУВИ-001/2023-59040557.
Согласно сведениям ЕГРН объекты недвижимого имущества с кадастровыми номерами:
- N, - N, - N, - N, - N
включены в Перечень на 2020 год на основании сведений ЕГРН об их нахождении в здании с кадастровым номером N.
Указанное здание расположено на земельном участке с кадастровым номером N, площадью 1003+-/11 кв.м, категория земель- "земли населенных пунктов", с видом разрешенного использования "для размещения зданий кафе и закусочной, магазины, гостиничное обслуживание", что подтверждается выпиской из ЕГРН от 10 марта 2023 года N КУВИ-001/2023-59040551.
Собственником земельного участка является муниципальное образование город курорт Геленджик.
Согласно сведениям, указанным в письме ППК "Роскадастр" от 20 апреля 2023 года N/ГС/23, земельный участок с кадастровым номером N поставлен на государственный кадастровый учет 115 ноября 2018 года с категорией земель "земли населенных пунктов", видом разрешенного использования "для размещения зданий кафе и закусочной", уточненной площадью 1003 кв.м.
Вид разрешенного использования данного земельного участка 10 сентября 2020 года изменен с "для размещения зданий кафе и закусочной" на "для размещения зданий кафе и закусочной, магазины, гостиничное обслуживание".
Принимая во внимание, что объекты недвижимого имущества, собственником которого является ФИО2, оспариваемым нормативным правовым актом включены в Перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которого определяется как кадастровая стоимость на 2020, 2021, 2022 года на основании положений ст.402 НК РФ, Закона, Закона Краснодарского края от 29 апреля 2016 г. N-КЗ "О внесении изменений в закон Краснодарского края "О налоге на имущество организаций", Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, утвержденных Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 7 апреля 2017 г. N нижестоящие суды правильно пришли к выводу о том, что административный истец имеет право обращения в суд с указанным административным иском.
Проверив согласно пункту 2 части 8 статьи 213 КАС РФ соблюдение компетенции при принятии оспариваемых в части нормативных правовых акта, а также правил их официального опубликования и введения в действие, суд первой инстанции, проанализировав положения пункта 7 статьи 378.2 НК РФ, Положения о департаменте имущественных отношений Краснодарского края, утвержденного постановлением главы администрации Краснодарского края от 23 апреля 2007 г. N, приказа Департамента имущественных отношений Краснодарского края от 7 июля 2017 г. N "Об организации работы по определению перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, представленные административным ответчиком доказательства соблюдения порядка принятия и опубликования нормативного правового акта, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемые приказы приняты департаментом имущественных отношений Краснодарского края в пределах его компетенции, официально опубликованы и введены в действие в соответствии с требованиями федерального и регионального законодательства.
На основании пункта 3 части 8 статьи 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении, в частности, административно-деловых центров и торговых центров (комплексов).
Административно - деловым центром, в силу пункта 3 названной статьи признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: 1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения; 2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения.
При этом, здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 % общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в ЕГРН или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Торговым центром (комплексом), в силу пункта 4 статьи 378.2 НК РФ признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: 1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания; 2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 % общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в ЕГРН или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Спорные помещения с кадастровыми номерами
- N, - N, - N, - N, - N
расположены в здании с кадастровым номером N, площадью 1490, 2 кв.м, назначение "нежилое", что подтверждается выпиской из ЕГРН от 10-0 марта 2023 года N КУВИ-001/2023-59040557.
Согласно сведениям ЕГРН объекты недвижимого имущества с указанными кадастровыми номерами включены в Перечень на 2020 год на основании сведений ЕГРН об их нахождении в здании с кадастровым номером N. Указанное здание расположено на земельном участке с кадастровым номером N, площадью 1003+-/11 кв.м, категория земель "земли населенных пунктов" с видом разрешенного использования "для размещения зданий кафе и закусочной, магазины, гостиничное обслуживание", что подтверждается выпиской из ЕГРН от 10 марта 2023 года N КУВИ-001/2023-59040551. Собственником земельного участка является муниципальное образование город - курорт Геленджик.
Согласно сведениям, указанным в письме ППК "Роскадастр" от 20 апреля 2023 года N/ГС/23, земельный участок с кадастровым номером N поставлен на государственный кадастровый учет 15 ноября 2018 года с категорией земель "земли населенных пунктов", видом разрешенного использования "для размещения зданий кафе и закусочной", уточненной площадью 1003 кв.м. Вид разрешенного использования данного земельного участка 10 сентября 2020 года изменен с "для размещения зданий кафе и закусочной" на "для размещения зданий кафе и закусочной, магазины, гостиничное обслуживание".
Собственником земельного участка является муниципальное образование город курорт Геленджик. Согласно сведениям, указанным в письме ППК "Роскадастр" от 20 апреля 2023 года N/ГС/23, земельный участок с кадастровым номером N поставлен на государственный кадастровый учет 15 ноября 2018 года с категорией земель "земли населенных пунктов", видом разрешенного использования "для размещения зданий кафе и закусочной", уточненной площадью 1003 кв.м. Вид разрешенного использования данного земельного участка 10 сентября 2020 г. изменен с "для размещения зданий кафе и закусочной" на "для размещения зданий кафе и закусочной, магазины, гостиничное обслуживание". Учитывая вид разрешенного использования земельного "участка на дату принятия оспариваемого приказа спорные нежилые помещения с кадастровыми номерами
N, N, N, N, N
обоснованно включены в перечень на 2020 год, поскольку вид разрешенного использования земельного участка на указанный период времени "для размещения здания кафе и закусочной" предусматривал размещение зданий коммерческого назначения.
С учетом изложенного, судом первой инстанции принято верное решение об отказе в удовлетворении административных исковых требований ФИО2 в этой части, решение суда в этой части сторонами не оспаривается.
Вместе с тем, после изменения вида разрешенного использования 10 сентября 2020 г. к "размещению зданий кафе и закусочной" также прибавились такие виды как "магазины, гостиничное обслуживание".
Таким образом, основные виды разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером N носят множественный характер и не позволяют однозначно отнести спорное здание с административному деловому центру или торговому центру по критериям, предусмотренным подпунктами 1 пункта 3 и 4 статьи 378.2 НК РФ.
В соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ от 12 ноября 2020 г. N-П "По делу о проверке конституционности подпункта 1 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации" в связи с жалобой открытого акционерного общества "Московская шерстопрядильная фабрика", подпункт 1 пункта 4 статьи 378.2 НК РФ не противоречит Конституции РФ, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования данное законоположение не предполагает возможности определения налоговой базы по налогу на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости здания (строения, сооружения) исключительно в связи с тем, что один из видов разрешенного использования арендуемого налогоплательщиком земельного участка, на котором расположено принадлежащее ему недвижимое имущество, предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, независимо от предназначения и фактического использования (строения, сооружения).
Также Конституционный суд РФ указал, что взимание налога на имущество организаций исходя из налоговой базы, определяемой по кадастровой стоимости зданий (строений, сооружений) исключительно из того, что они расположены на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, хотя объект недвижимости имеет иное назначение и (или) фактическую эксплуатацию, не оправдано в конституционно-правовом отношении, поскольку допускает возложение повышенной налоговой нагрузки на налогоплательщика без экономических на то оснований и не позволяет вопреки статьям 19 (части 1 и 2) и 57 Конституции РФ, принципам равенства и справедливости налогообложения - применить для расчета налоговой базы более благоприятное для налогоплательщика общее правило ее определения исходя из среднегодовой стоимости имущества, признаваемого объектом налогообложения.
При этом, отказ налогоплательщику в таком праве не обусловлен объективной возможностью пообъектного (индивидуального) определения налоговой базы с учетом среднегодовой стоимости имущества, а также не связан с правомерными целями градостроительной политики и другими конституционно - оправданными причинами.
Иными словами, конституционно - правовых оснований такой отказ не имеет и недопустим в системе действующего правового регулирования во всяком случае в отношении тех организаций, чье недвижимое имущество расположено на земельных участках, которыми они владеют на условиях аренды. Виды разрешенного использования земельных участков допускают размещение на нем зданий различного профиля.
При таком положении, нижестоящие суды верно указала, что в данном случае нельзя сделать вывод о том, что виды разрешенного использования земельных участков со всей очевидностью предусматривают размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.
С учетом предусмотренного пунктом 7 статьи 3 НК РФ принципа, согласно которому все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика, в связи с чем, объекты недвижимого имущества не могли быть включены в Перечень по виду разрешенного использования земельных участков, на котором оно находится.
В силу прямого предписания, содержащегося в части 9 статьи 213 КАС РФ, административный ответчик обязан доказать законность включения объекта в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
Согласно пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
В соответствии с классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденных приказом Минэконоразвития России от 1 сентября 2024 года N, Классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденных Приказом Росреестра от 10 ноября 2020 года N П/0412 земельные участки, предусматривающие размещение гостиниц, относятся к коду 4.7 - "гостиничное обслуживание", земельные участки, предусматривающие размещение объектов капитального строительства в целях устройства мест общественного питания (рестораны, кафе, столовые, закусочные, бары) относятся к коду 4.6.
Таким образом, виды разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером N согласуются с положениями Приложения N к Положению о классификации гостиниц, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2020 года N, в пункте 39 которого указано, что наличие предприятия питания (ресторан, бар, банкетный зал, кафе, столовая) является обязательным требованием к гостинице.
В силу указанного, расположение в спорном нежилом помещении столовой является составной, обязательной частью оказываемых гостиничных услуг, в связи с чем объект недвижимости не может рассматриваться как объект, применительно к критериям, предусмотренных пунктом 4 статьи 378.2 НК РФ.
Обследование здания с целью определения вида его фактического использования в соответствии с Порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения, не проводилось, в связи с чем доводы административного ответчика о нахождении в здании услуг общественного питания не только для клиентов гостиницы, являются не подтвержденными доказательствами по делу.
Поскольку виды разрешенного использования земельных участков, на котором расположены объекты недвижимого имущества предполагают размещение на них зданий смешанного назначения, то административным ответчиком должны быть представлены данные о фактическом использовании объектов недвижимости или сведения, содержащиеся в кадастровом паспорте данных объектов или документах технического учета (инвентаризации), указывающие на размещение в этом здании торговых объектов, объектов общественного питания или объектов бытового обслуживания не менее 20 процентов общей площади здания.
Согласно экспликации к поэтажному плану здания гостинцы с кафе литер Б по улице Садовая, 4 город Геленджик, содержащейся в техническом паспорте от 12 июля 2011 года, подготовленном филиалом ГУП КК "Краевая техническая инвентаризация - Краевое БТИ" по городу Геленджику, назначение частей помещения следующее: раздевалка, душевая, санузел, коридор, щитовая, бойлерная, зал, кладовая, прихожая, кабинет, холодильник, мойка, кухня, тамбур, умывальник, лестничная клетка, лифт, лоджия, спальня, балкон, подсобная.
Вопреки доводам жалобы назначения помещения "зал" не тождественно назначениям помещения "обеденный зал или торговый зал". Таким образом, назначение, разрешенное использование или наименование помещений, принадлежащих административному истцу объектов недвижимости согласно документам технического учета также свидетельствуют о несоответствии оспариваемого пунктов Перечня нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, поскольку не предусматривают размещение торговых объектов, объектов общественного питания, бытового обслуживания общей площадью не менее 20 % общей площади здания.
При таких обстоятельствах, нижестоящие суды обоснованно пришли к выводу о том, что у административного ответчика отсутствовали правовые основания для отнесения данных объектов недвижимого имущества к объектам налогообложения, предусмотренным статьей 378.2 НК РФ, и правомерно удовлетворили заявленные требования.
Приведенные в кассационной жалобе доводы основаны на неверной оценке обстоятельств дела, сводятся к несогласию с выводами суда, однако это не может повлечь отмену или изменение состоявшегося судебного постановления.
Исходя из изложенного, суд кассационной инстанции приходит к выводу, что нижестоящими судами исследованы полно и объективно, обстоятельства, имеющие значение для дела, определены правильно, всем исследованным доказательствам дана надлежащая оценка, процессуальных нарушений, влекущих отмену решений не допущено.
Принимая во внимание изложенное, судебная коллегия кассационного суда соглашается с выводами судебных инстанций, полагает, что при рассмотрении настоящего дела судами не допущено нарушения принципов законности и справедливости. Судами объективно, полно и достоверно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также точно и правильно применены законы и иные нормативные правовые акты, регулирующие отношения, связанные с осуществлением государственных и иных публичных полномочий.
Выводы нижестоящих судов основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в административном деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам статьи 84 КАС РФ. Нарушений материального либо процессуального права, влекущих отмену решений судов не допущено.
Доводы кассационной жалобы не опровергают выводов нижестоящих судов, не свидетельствуют о неправильном применении и нарушении им норм материального и процессуального права, не содержат фактов, которые не проверены и не учтены судебными инстанциями при рассмотрении настоящего дела.
Согласно части 3 статьи 329 КАС РФ суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какой судебный акт должен быть принят при новом рассмотрении административного дела.
При таких обстоятельствах, по результатам рассмотрения кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об оставлении оспариваемых судебных актов без изменения.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Краснодарского краевого суда от 15 июня 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 17 октября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 318 КАС РФ.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 18 января 2024 года.
Председательствующий Капункин Ю.Б.
Судьи Мальманова Э.К.
Анянова О.П.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.