Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Капункина Ю.Б, судей Мальмановой Э.К. и Аняновой О.П.
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФИО5 на решение Прикубанского районного суда г. Краснодара от 6 февраля 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 18 июля 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению ИФНС России N по г. Краснодару о взыскании недоимки по налоговым взносам.
Заслушав доклад судьи Капункина Ю.Б, доводы кассационной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
инспекции Федеральной налоговой службы России N по г. Краснодару (далее ИФНС России N по г. Краснодару, Инспекция) обратилась в суд с административным исковым заявлением к ФИО5 о взыскании задолженности по налогам (сборам). Требования мотивированы тем, что административный ответчик состоит на налоговом учёте в ИФНС России N по г. Краснодару в качестве индивидуального предпринимателя и являлся плательщиком страховых взносов, также ответчик является собственником объектов налогообложения. В его адрес направлялось единое налоговое уведомление на уплату налогов физических лиц, а также выставлены требования об уплате налога, пени, штрафа, в которых сообщалось о наличии задолженности и пени. Определением мирового судьи судебный приказ о взыскании с административного ответчика задолженности по налогам и пени отменен, в связи с чем налоговый орган вынужден обратиться в суд с настоящим административным исковым заявлением.
На основании изложенного, административный истец просил суд взыскать с ФИО5 недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчётные периоды, начиная с 1 января 2017 г. в размере 8426 рублей; пени в размере 180, 32 рубля; недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии (перерасчёты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отменённому, за расчётные периоды начиная с 1 января 2017 г. в размере 32 448 рублей, пени в размере 694, 38 рублей, недоимку по транспортному налогу в размере 588 рублей, пени в размере 3, 32 рубля.
Решением Прикубанского районного суда города Краснодара от 6 февраля 2023 года административный иск удовлетворён.
Суд взыскал с ФИО5 в пользу ИФНС России N по г. Краснодару недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчётные периоды, начиная с 1 января 2017 г.: налог в размере 8426 рубля, пеня в размере 180, 32 рубля, страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии (перерасчёты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отменённому, за расчётные периоды начиная с 1 января 2017 г.: налог в размере 32 448 рублей, пеня в размере 694, 38 рублей, по транспортному налогу: налог в размере 588 рублей, пеня в размере 3, 32 рубля, на общую сумму 42 340, 02 рубля, а также государственную пошлину в размере 1 470 рублей. Не согласившись с указанным решением суда, ФИО5 подал апелляционную жалобу, в которой просит отменить его и принять по административному делу новое решение, которым в удовлетворении административного иска отказать, считая, что судом первой инстанции допущены нарушения норм материального и процессуального закона.
Согласно представленным в суд апелляционной инстанции новым доказательствам - с заявлением N о вынесении судебного приказа в отношении ФИО5 налоговый орган обратился к мировому судье 7 июля 2022 г.
Мировым судьёй судебного участка N Прикубанского внутригородского округа г. Краснодара 7 июля 2022 г. вынесен судебный приказ Nа-5941/2022 о взыскании с ФИО5 задолженности, который по заявлению должника определением мирового судьи от 19 сентября 2022 г. отменён.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 18 июля 2023 г. решение Прикубанского районного суда г. Краснодара от 6 февраля 2023 г. оставлено без изменения, апелляционная жалоба без удовлетворения.
В кассационной жалобе, поступившей в суд кассационной инстанции 7 декабря 2023 г. заявитель просит оспариваемые судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении требований административного иска.
Определением судьи от 15 декабря 2023 г. кассационная жалоба с делом приняты к производству Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Изучив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции приходит к выводу, что нижестоящими судами не были допущены нарушения, которые являются основанием для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке.
Статья 57 Конституции РФ устанавливает, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. На основании пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги. Данная обязанность в силу пункта 1 статьи 45 НК РФ должна быть исполнена налогоплательщиком самостоятельно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога и применения в последующем при неисполнении требования мер по принудительному взысканию недоимки (статьи. 46, 47 и 69 НК РФ).
В силу части 2 статьи 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом. Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
В соответствии с Налоговым кодексом РФ, налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с данным Кодексом возложена обязанность уплачивать налоги (статья 19); эта обязанность возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных данным Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах (пункт 1 статья 44); обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога.
Согласно статье 45 НК РФ, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога. Если иное не предусмотрено п. 2.1 настоящей статьи, в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 419 НК РФ, плательщиками страховых взносов признаются лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования: лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам: организации; индивидуальные предприниматели; физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями; а также индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.
Исходя из положений Налогового кодекса РФ, индивидуальные предприниматели, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, уплачивают за себя страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование.
Статьей 432 НК РФ установлено, что исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчётный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьёй. Суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование. Суммы страховых взносов за расчётный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное е предусмотрено настоящей статьёй. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика, превышающей 300 000 рублей за расчётный период, уплачиваются плательщиком не позднее 1 июля года, следующего за истекшим расчётным периодом. В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, в срок, установленный абзацем вторым настоящего пункта, налоговый орган определяет в соответствии со ст. 430 настоящего Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчётный период такими плательщиками.
Как следует из материалов дела, ФИО5 с 6 ноября 2008 г. и по настоящее время состоит на налоговом учёте в ИФНС России N по городу Краснодару в качестве арбитражного управляющего. Так же ФИО5 является собственником объектов налогообложения.
Нижестоящими судами установлено, что обязанность по уплате указанных обязательных платежей ФИО5 не выполнялись, в результате чего образовалась задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование.
Согласно статье 75 НК РФ, пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Пеня начисляется, если иное не предусмотрено настоящей статьёй и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса, за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно. Сумма пеней, начисленных на недоимку, не может превышать размер этой недоимки.
Однако, как также усматривается из материалов дела, ФИО5 в добровольном порядке не погасил налоговую задолженность, ИФНС N по г. Краснодару направила в его адрес требование: N от 24 декабря 2021 г. и требование N от 11 марта 2022 г. в соответствии с которыми ему было предложено в добровольном порядке уплатить имеющуюся задолженность в сроки указанные в требованиях. В связи с неоплатой страховых взносов административный истец обратился к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа для взыскания указанной задолженности. 7 июля 2022 года мировым судом судебного участка N Прикубанского внутригородского округа г. Краснодара вынесен судебный приказ Nа-5941/2022 о взыскании с ФИО5 задолженности, который по заявлению должника определением мирового судьи от 19 сентября 2022 г. отменён. С административным иском административный истец обратился в суд 8 декабря 2022 г.
Таким образом, налоговый орган обратился с заявлением о выдаче судебного приказа с соблюдением срока, установленного статьей 48 НК РФ.
В силу статьи 57 Конституции РФ, подпункта 1 пункта 1 статьи 23, статьи 48, статьи 75, пункта 1 статьи 45, статьи 357, статьи 358, пункта 1 статьи 409 НК РФ, удовлетворяя административные исковые требования, нижестоящие суды верно проверили правильность расчёта задолженности по налогу и пени, а также соблюдение процедуры принятия оспариваемых решений и полномочия налогового органа на их принятие и не установилнарушений со стороны налогового органа.
С учётом установленных по делу обстоятельств, оценив представленные доказательства в соответствии с требованиями части 2 статьи 62, статьи 84 КАС РФ, а также учитывая представленные в материалах дела доказательства, суд кассационной инстанции соглашается с выводом судов об удовлетворении заявленных административным истцом требований.
Нижестоящими судами не допущено нарушений норм материального либо процессуального права, являющихся, в силу статьи 310 КАС РФ основанием для отмены или изменения решений судов.
Доводы кассационной жалобы направлены на иную оценку полученных по делу доказательств, основаны на неверном толковании норм материального права, что не может служить основанием к отмене обжалуемых судебных постановлений.
Согласно части 3 статьи 329 КАС РФ суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какой судебный акт должен быть принят при новом рассмотрении административного дела.
При таких обстоятельствах, по результатам рассмотрения кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об оставлении оспариваемых судебных актов без изменения.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Прикубанского районного суда г. Краснодара от 6 февраля 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 18 июля 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 318 КАС РФ.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 18 января 2024 года.
Председательствующий Капункин Ю.Б.
Судьи Мальманова Э.К.
Анянова О.П.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.